2С6 - Боевая машина ЗРК (СССР) ЗРК - 2К22 Тунгуска (СССР) |
|
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного
комплекса 2К22 "Тунгуска"
Создавалась в соответствии с Постановлением СМ СССР Ns 427-151 от 8 июня 1970
года. Проектирование в целом велось в КБП МОП, отвечавшем, кроме того, и за
ракетно-артиллерийскую боевую часть. В разработке участвовали УМЗ МРП (радиоприборный
комплекс), МТЗ МСХМ (гусеничное шасси с системой электропитания), ВНИИ "Сигнал"
МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела,
аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) идр.
Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года. Серийно
производится на УМЗ.
Серийные модификации:
2С6 - на базе гусеничной машины ГМ-352. Отделение управления расположено в
передней части корпуса, боевое - в средней, МТО - в кормовой. Над боевым
отделением размещена массивная вращающаяся башня, по бортам которой установлены
два двухствольных зенитных автомата 2А38М, закрытых бронированным кожухом.
Автоматы имеют один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий
поочередно левый и правый стволы. Для охлаждения стволов используется жидкостная
испарительная система. Темп стрельбы до 5000 выстр./мин. Углы наведения:
горизонтальный - 360°, вертикальный -9°...+85°. Транспортно-пусковые контейнеры
с ракетами 9М311 расположены также по бортам башни и защищены бронированным
ограждением. Система управления ракетой - полуавтоматическая, с радиокомандной
линией связи. В кормовой части башни размещена антенна РЛС обнаружения, в
передней - РЛС сопровождения. Дальность обнаружения цели - 18 км, дальность
сопровождения цели - 13 км. Зона поражения для ракетного вооружения: высота -
15...3500 м, дальность - 2500...8000 м. Зона поражения для пушечного вооружения:
высота - до 3000 м, дальность - 200...4000 м. Экипаж 4 человека: командир,
оператор, наводчик и механик-водитель. Машина оснащена системами противоатомной,
противохимической и противобиологической защиты.
2С6М (1990 г.) - боевая машина модернизированного комплекса "Тунгуска-М"
(2К22М). Новые радиостанции и приемник для связи с батарейным командирским
пунктом "Ранжир" (ПУ-12М) и командным пунктом ППРУ-1М (ППРУ-1). Новый
газотурбинный двигатель агрегата электропитания.
2С6М-1 - боевая машина комплекса "Тунгуска-М1". Автоматизированы процессы
наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом. В ракете
9М311-М лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным. Вместо
трассера установлена импульсная лампа. Дальность полета ЗУР доведена до 10 км.
2С6
Боевая машина 2С6 входит в состав зенитного ракетно-пушечного комплекса 2К22,
объединяющего до шести таких установок и предназначенного для противовоздушной
обороны танковых и мотострелковых полков.
Организационно четыре боевых машины комплекса "Тунгуска" сводятся в зенитный
ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей
из взвода ЗРК "Стрела-10СВ" и взвода комплексов "Тунгуска" и входившей в состав
мотострелкового или танкового полка.
Функционирование боевых машин комплекса "Тунгуска" обеспечивалось применением
ТЗМ 2Ф77 (на шасси автомобиля КамАЗ-43101, с 8 ЗУР и 32 коробами с патронами для
зенитных автоматов), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на "Урал-43203" с
прицепом) и 1Р10-1М (на "Урал-43203", по радиоэлектронной аппаратуре), машин
техобслуживания 2В110-1 (на "Урал-43203" по артиллерийской части),
автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66),
мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131).
Ни Советской, ни Российской Армиями "Тунгуска" против реальных боевых воздушных
целей не применялась. Единственная же известная попытка использования этих машин
в качестве штурмового средства закончилась неудачей. В штурме Грозного в 1994
году в составе майкопской 131-й бригады Российской Армии участвовало шесть
"тунгусок", которые были уничтожены в первые же минуты боя.
После распада СССР проводились работы по замене выпускавшихся в Белоруссии шасси
ГМ-352 на разработанное мытищинским ПО "Метровагонмаш" ГМ-5975.
По западным данным, 12 ЗСУ "Тунгуска" в середине 90-х годов поставлено Индии.
Сведений о приобретении их другими странами нет.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ 2С6
БОЕВАЯ МАССА, т: 34,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7930, ширина - 3236, высота - 3356, клиренс -
450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 двухствольных автоматических пушки 2А38 калибра 30 мм, 8 ПУ ЗУР
9М311.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1936 выстрелов, 8 ЗУР.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: радиолокационная система, состоящая из РЛС обнаружения
цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика; цифровой
счетно-решающий прибор 1А26; прицельно-оптическое оборудование с системой
наведения и стабилизации.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: В-84М30, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, дизель
жидкостного охлаждения; мощность 700 л.с. (515 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая с гидрообъемным механизмом поворота.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три
поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми
венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска
гидропневматическая; гусеницы с РМШ, механизм натяжения гусениц -
гидравлический.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-173, переговорное устройство Р-174.
Бронеколлекция, №4, 2000, М. Б. Барятинский - Советская бронетанковая техника (1945-1995), Часть 2