Объект 268 - Самоходная артиллерийская установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ Т-10. Последний супертанк Сталина /
Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА «ОБЪЕКТ 268»
2 июля 1952 года постановлением Совета Министров СССР Ленинградскому Кировскому
заводу предписывалось спроектировать и изготовить 152-мм
самоходно-артиллерийскую установку, которая в перспективе должна была заменить
имеющуюся в войсках ИСУ-152. В качестве базы для новой машины предполагалось
использовать шасси тяжелого танка «объект 730», испытания которого в то время
велись. К концу года ОКБТ под руководством Ж.Я. Котина подготовило пять
вариантов самоходки, которая получила заводское обозначение «объект 268». В
качестве основного вооружения предполагалось использовать мощную 152-мм пушку
М-64, разработку которой вел завод № 172.
В январе 1953 года проекты рассматривались в ГБТУ ВС. Любопытно, что среди них
были и варианты с установкой орудия во вращающейся башне. Однако военные выбрали
схему с неподвижной броневой рубкой видимо сказывался опыт прошедшей войны. К
лету ОКБТ подготовило проект утвержденного варианта, но дальше работы
застопорились. Лишь в марте 1955 года Совет Министров СССР утвердил
окончательную смету и сроки изготовления машины: ЛКЗ должен был подать один
образец в I квартале 1956 года на заводские, и еще два - в IV квартале на
полигонные испытания. Однако опытный образец «объекта 268» был изготовлен
Ленинградским Кировским заводом лишь в начале 1957 года.
Машина представляла собой самоходку с передним расположением боевого отделения и
экипажем из пяти человек - механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий...
Корпус был практически идентичен корпусу танка Т-10, и изготавливался из
бронелистов толщиной 50-120 мм. В качестве силовой установки использовался
двигатель В12-6 мощностью 750 л.с. жидкостной эжекционной системой охлаждения.
Трансмиссия и ходовая часть полностью заимствовались от Т-10.
Броневая рубка изготавливалась из листов толщиной 187, 100 и 50 мм (лоб, борта и
корма соответственно). В лобовом листе, в подвижной бронировке устанавливалась
152-мм пушка М-64, оснащенная механизмом досылания, системой продувки канала
ствола после выстрела и двухкамерным дульным тормозом. Начальная скорость ее
осколочно-фугасного снаряда массой почти 44 кг составляла 760 м/с, дальность
прямого выстрела 900 м (по цели типа «танк», максимальная дальность стрельбы -
13000 м.
Для ведения огня использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-2А и
панорамный ЗИС-З - последний обеспечивал ведение огня с закрытых позиций. Углы
обстрела орудия по горизонту составляли 12 градусов, а по вертикали от - 5 до
+15. Для облегчения работы заряжающего в боевом отделении установили специальный
цепной транспортер.
Командир имел в своем распоряжении специальную башенку, установленную на крыше
корпуса и оснащенную оптическим дальномером ТКД-0,9. На люке заряжающего на
зенитном станке устанавливался 14,5-мм пулемет ПКТ с возможностью
воздушно-наземной стрельбы. Возимый боекомплект составлял 35 выстрелов
раздельного заряжания и 500 патронов к пулемету.
Заводские испытания «объекта 268» прошли весной 1957 года, и в мае отчет по ним
направили в ГБТУ. Чуть позже машину направили на НИБТ полигон. Однако из-за
того, что вопрос с постановкой пушки М-64 на производство так и не был решен,
все работы по «объекту 268» прекратили. Единственный образец этой машин
находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и
техники в Кубинке.