СУ-122-54 - Самоходная артиллерийская установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Самоходная установка СУ-122 («объект 600») разрабатывалась с 1949 года в
качестве истребителя танков. При ее создании учитывался опыт боевого применения
средних САУ в годы Великой Отечественной войны. Проектирование машины велось в
Омске в КБ завода № 174 под руководством И.О. Бушнева. Ведущим конструктором
проекта был А.Е. Сулин. Проектирование, изготовление опытных образцов и их
испытания продолжались с 1949 по 1953 год. Только 15 марта 1954 года СУ-122 была
принята на вооружение. В 1955 и 1956 годах на заводе № 174 в Омске было
изготовлено 77 единиц.
СУ-122 (иногда в литературе называется СУ-122-54) была изготовлена на базе
агрегатов танка Т-54А. Корпус сваривался из катаных бронелистов, расположенных
под большими углами наклона (единый для корпуса и рубки лобовой лист
располагался под углом 51°). Отделения управления и боевое были совмещены.
Бронезащита лобовой части корпуса и рубки составляла 100 мм, борта рубки
защищались 80-мм броней, корпуса - 60-мм, корма корпуса - 45-мм, корма рубки -
30-мм. Толщина брони крыши и днища составляла 20 мм. На крыше рубки находилась
командирская башенка с дальномером ТКД-09 и турель с зенитным пулеметом КПВТ. В
амбразуре лобового листа в рамке была установлена 122-мм пушка Д-49, защищенная
литой маской. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы - как у
пушки Д-25Т. Заряжание - раздельное. Имелся электромеханический досылатель.
Скорострельность 5-6 выстр./мин. На первых образцах САУ использовалась система
продувки ствола сжатым воздухом от компрессора, вскоре замененная эжекционным
устройством. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +16°, склонения -4°.
Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел ТШ-2-24, а для
стрельбы с закрытых позиций - прицел С-71-24 с панорамой С-71. Спаренный пулемет
КПВТ был снабжен пневматической системой перезарядки. Боекомплект - 35 выстрелов
и 600 патронов.
В силовую установку были внесены некоторые изменения: в системе питания
применялась другая конструкция баков, был исключен заливной бачок, вместо трех
наружных баков устанавливались два; изменилась конструкция воздухоочистителя; в
систему воздушного запуска были включены компрессор с автоматом давления,
электропневмоклапаном и фильтром, а также три баллона сжатого воздуха вместо
двух. Воздушный запуск являлся основным.
Опытный образец САУ «объект 600» во время полигонных испытаний, 1953 год.
Серийная самоходная установка СУ-122-54.
Трансмиссия машины отличалась от трансмиссии танка Т-54 лишь отдельными
элементами конструкции. Были внесены изменения в приводы управления главным
фрикционом, КП и ПМП. В связи с установкой компрессора изменился привод
вентилятора и был введен привод к компрессору.
Ходовая часть СУ-122 была полностью заимствована у танка Т-54, а
электрооборудование отличалось отсутствием электроприборов поворота башни и
различиями в системе сигнализации, а также наличием электропривода досылателя.
Боевая масса машины составляла 36,4 т, экипаж состоял из пяти человек. На САУ
устанавливались радиостанция 10РТ-26Э и переговорное устройство ТПУ-47. С 1958
года при капитальном ремонте устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120.
Свертывание работ по ствольной артиллерии, проводившееся в годы правления Н.С.
Хрущева, поставило крест на карьере СУ-122. В частности оказался нереализованным
проект самоходной установки СУ-122, вооруженной мощной 122-мм пушкой М-62С с
начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с. Проект и макет САУ в
натуральную величину были завершены в 1956 году. Развертывание серийного
производства планировалось на 1960 год, но все работы были свернуты.
СУ-122-54. Вид крупным планом на переднюю часть корпуса.
Установка зенитного пулемета КПВТ.
Принятие на вооружение ПТУР первого поколения, являвшихся более эффективным
противотанковым средством, сделало дальнейшее производство САУ СУ-122
нецелесообразным.
В 1955 году на заводе № 174 были изготовлены два опытных образца артиллерийского
подвижного бронированного наблюдательного пункта (АПБНП) «Буйвол» (объект 610).
Эта машина предназначалась для обеспечения управления огнем артиллерийских
подразделений в различных видах боя. Она создавалась с использованием узлов и
агрегатов СУ-122 и танка Т-54.
В качестве вооружения на машине был установлен 14,5-мм крупнокалиберный пулемет
КПВТ с боекомплектом 400 патронов. Пулемет размещался внутри специального
кожуха, имитировавшего ствол пушки, который устанавливался в броневой маске на
лобовом листе рубки. В состав специального оборудования входили навигационная
аппаратура и приборы наблюдения и разведки.
Самоходная установка СУ-122-54 с приборами ночного видения.
СУ-122-54 в парке им. 30-летия Победы в Краснодаре.
Во второй половине 1960-х годов СУ-122 были изъяты из боевых частей, и
поставлены на хранение. В 1971 году на базе СУ-122 харьковским ремонтным заводом
Министерства обороны был разработан, а львовским ремзаводом изготовлен тягач
БТС-600. На серийное производство тягач не принимался, так же как и машина
технической помощи МТП-3, разработанная в 1973 году также на базе СУ-122.
В 1985-1986 годах в 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе
СУ-122 была разработана бронированная машина разминирования БМР-1. Она имела
усиленную противоминную защиту днища, экипаж из трех человек и вооружение из
спаренных пулеметов КПВТ и ПКТ, установленных в пулеметной башенке,
заимствованной у БТР-60ПБ. Основное вооружение САУ при этом демонтировалось.
Судя по всему некоторое количество СУ-122 было переоборудовано в БМР-1 на
Львовском танкоремонтном заводе и отправлено в Афганистан, где они успешно
применялись.
Как минимум одна машина БМР-1 продолжает использоваться в 703-м инженерном полку
вооруженных сил Украины и даже участвует в карательной операции в Донбассе.
Несколько самоходок СУ-122 было переоборудовано в дежурные тягачи,
использовавшиеся для обеспечения военных парадов на Красной площади.
БМР-1 в Афганистане.