КБ-60M Т-55 - Средний танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
КБ-60M Т-55 1958 / Россия
КБ-60M Т-55
Модификации / / Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55
состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве.
Боевая масса, вооружение и бронирование Т-55 не изменились, зато использование
баков-стеллажей позволило увеличить боекомплект пушки до 43 выстрелов и запас
топлива до 680 литров. Зенитного пулемета не было. Новый танк имел полностью
герметизированный корпус и был конструктивно подготовлен к преодолению глубоких
водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению
вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего.
В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему
защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского
излучения, который с помощью пиропатронов приводил в действие исполнительные
механизмы. Они в свою очередь включали фильтровентиляционную установку, и та
подавала внутрь танка очищенный воздух и создавала избыточное давление.
С системой защиты от оружия массового поражения связана и модернизация системы
пожаротушения, которая на Т-55 стала автоматической, хотя сохранилась
возможность ее ручного включения.
На Т-55 изменилось расположение топливных баков. Это было сделано для того,
чтобы выкроить место для фильтровентиляционной установки и увеличить возимый
боекомплект. Вместо большого среднего топливного бака появился меньший
60-литровый, а большой, соединявшийся с баком-стеллажом, заменил два маленьких,
которые располагались рядом с сиденьем механика-водителя.
Модернизации подвергся также двигатель танка, получивший индекс В-55. Изменение
регулировки системы распределения и подачи топлива позволило увеличить мощность
двигателя до 580 л. с., а это, в свою очередь, повлекло за собой необходимость
переконструирования остальных узлов и агрегатов силовой установки. Изменилась
также система запуска двигателя: основной стала пневматическая система, а
электрический стартер получил статус резервного устройства.
На танке появилась новая термическая дымовая аппаратура, которая давала
возможность ставить маскировочную дымовую завесу, державшуюся в течение
нескольких минут. Ее действие основывалось на впрыске в выхлопные коллекторы
моторного масла, которое, сгорая, смешивалось с выхлопными газами и образовывало
ядра конденсации, вокруг которых собирался водяной пар.
В боевом отделении появился вращающийся полик. Раньше членам экипажа приходилось
передвигаться по днищу корпуса, крышкам ящиков-боеукладок и элементам подвески,
что иногда приводило к серьезным травмам, особенно при быстром вращении башни.
Больше всех страдал при этом заряжающий, так как командир танка и наводчик
обычно сидели на своих сиденьях, прикрепленных к башне. В то же время
вращающийся полик обеспечил защиту чрезвычайно чувствительных поверхностей
торсионных валов.
Введение гидроусилителей в систему, управления существенно облегчило работу
механика-водителя и дало возможность управлять танком на протяжении длительного
времени.
В мае 1963 года появилась следующая модификация танка, получившая обозначение
Т-55А. Главным нововведением стало применение противорадиационного подбоя,
которым была выстлана изнутри броня танка. Модернизации подверглись также
средства связи, был установлен более мощный генератор и усовершенствованные
приборы наблюдения и наведения.
Одной из последних моделей, поступивших в войска, была модификация Т-55АМ,
принятая на вооружение в 1983 году. Танк отличается установкой на башне экранов
из многослойной комбинированной брони. Дополнительное комбинированное
бронирование имеет и лобовая часть корпуса. Помимо этого, танк оснащен
дополнительным бронированием днища корпуса под местом механика-водителя и
резиновыми бортовыми экранами. Дополнительное бронирование существенно увеличило
боевую массу танка - с 36 т она возросла почти до 42 т. Чтобы сохранить
подвижность танка на прежнем уровне, пришлось еще раз модернизировать двигатель.
Его мощность увеличилась до 620 л. с. Значительное увеличение массы танка
сказалось и на удельном давлении на грунт, величина которого у Т-55АМ составляет
0,93 кг/см2. Дополнительное бронирование днища привело к уменьшению клиренса до
350 мм, что может отрицательно сказаться на проходимости машины и ее
устойчивости против действия противоднищевых мин.
В ходовой части танка использована новая гусеница с резинометаллическим
шарниром, имеющая пробег до 7000 км против 3000 км гусеницы старого типа.
Танк оснащен системой управления огнем «Волна», основными элементами которой
являются лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Ствол орудия
покрыт термозащитным кожухом.
Танки семейства Т-54/Т-55 являются самыми распространенными танками мира. Всего
их было выпущено более 70000 единиц, из них 50000 в Советском Союзе. К этому
числу следует прибавить танки тип 59 и Тип 64 китайского производства, которые
являются не чем иным, как копиями танков Т-54 и Т-55. Можно даже отважиться на
утверждение, что число выпущенных Т-54 и Т-55 сравнимо с числом всех остальных
танков, выпущенных в мире после второй мировой войны. Причина этого феномена
кроется в простоте конструкции, низкой цене и высокой эффективности машин
данного типа.
Характеристики КБ-60M Т-55
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 16,11
Макс. угол возвышения пушки, град / 18
Макс. угол склонения пушки, град / -5
Длина c пушкой вперёд, мм / 9000
Длина корпуса, мм / 6200
Ширина общая, мм / 3270
Высота по крыше башни, мм / 2350
Масса боевая, кг / 36000
Бронирование башни: лоб, мм / 203
Бронирование башни: борт, мм / 150
Бронирование башни: крыша, мм / 39
Бронирование башни: корма, мм / 64
Бронирование корпуса: лоб, мм / 77-99
Бронирование корпуса: корма, мм / 46
Преодолеваемая стенка, м / 0,8
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,7
Преодолеваемый брод, м / 1,4
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м / 5,0
Ширина колеи, мм / 2640
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 3840
Ширина гусеницы, мм / 580
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 100 / D-10T2S / 1 / 43
Пулемёт соосный / 7,62 / SGMT / 1 / 3500
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / V-55 / 1 / 580
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Танк
Классификация танков по боевой массе (1937-1967) / Средний танк
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD