Т-54Б (Объект 137Г2) - Средний танк (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
СРЕДНИЙ ТАНК Т-54Б (Объект 137Г2)

Состояние . принят на вооружение в 1956 г.
Разработчик . КБ ЗАВОДА №183
Изготовитель . ЗАВОД №183
Производство . серия, 1957-1959 гг.
Боевая масса, т . 36-36,5
Длина, мм:
- с пушкой вперед . 9000
- корпуса . 6040
Ширина, мм . 3270
Высота по крышу башни, мм . 2400
Клиренс, мм . 468
Среднее удельное давл на грунт, кг/см2 . 0,81-0,82
Преодолеваемые препятствия:
- крен, град. . 30
- подъем, град. . 30
- ров, м . 2,7
- стенка, м . 0,8
- брод, м . 1,4 (с ОПВТ - 5 м)
Тип двигателя . дизель В-54Б
Максимальная мощность, л.с. . 520
Запас топлива, л . 510+285
Удельная мощность, л.с./т . 14,2-14,5
Максимальная скорость, км/ч . 48-50
Запас хода, км . 360-400
Бронирование, мм:
- лоб корпуса . 100
- лоб башни . 115-190
Средства постановки дымзавес . БДШ-5
Экипаж, чел. . 4
Вооружение . 100-мм орудие Д-10Т2С (боекомплект - 34) / 12,7-мм пулемет ДШК (боекомплект - 200) / 2 х 7,62-мм пулемет СГМТ (боекомплект - 3500)
Прицел . ТШ-2А-22 (ТШ-2Б-22)
Ночной прицел . ТПН-1-22 (А-11)
Радиостанция . Р-113
Стабилизатор вооружения . СТП-2 "Циклон"

Дополнительные сведения
Создан на базе танка Т-54А. Главный конструктор - Л. Н. Карцев. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения + вращающийся пол боевого отделения со сдающим звеном. Несколько позже на танке стали устанавливать ночной прицел. В дальнейшем танк подвергся модернизации - на нем установили новый двигатель В-55, средства связи Р-123, заменили опорные катки от Т-55, гусеницы с РМШ, изменили боеукладку и др. С января 1965 г. на танк устанавливается прицел ТШ-2Б-32 (ТШ-2Б-32П). Командирский танк Т-54БК принят на вооружение в 1958 г.

Модернизированный танк Т-54Б с лазерным дальномером КТД-1

Разрез среднего танка Т-54Б

Средний танк Т-54Б

Средний танк Т-54Б с опорными катками танка Т-55

Средний танк Т-54Б с ПТУР "Малютка"

Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки» - Т-54Б («объект 137Г2»). Три опытных образца танка Т-54Б были сданы заводом № 183 в июне 1955 года. Заводские испытания прошли осенью, а полигонные - зимой 1955-1956 гг. Официально танк был принят на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1956 года, соответствующий приказ Министра обороны СССР последовал 11 сентября 1956 года.

Cредний танк Т-54Б.

Боевое отделение танка Т-54Б: 1 - сумка с противогазами; 2 - радиостанция Р-123; 3 - стопор башни; 4 - аппарат № 2 ТПУ; 5 - аппарат № 1 ТПУ; 6 - защитный колпак ввода антенны; 7 - прибор ТКН-1; 8 - прицел ТПН-1; 9 - механизм поворота башни; 10 - распределительный щиток башни; 11 - прицел ТШ2Б-22; 12 - пульт управления стабилизатором; 13 - пополнительный бак; 14 - пушка; 15 - щиток силового цилиндра; 16 - вентилятор боевого отделения; 17 - ручка крана слива воды из амбразуры пушки; 18 - прибор наблюдения заряжающего; 19 - бачки для питьевой воды; 20 - прибор автоблокировки; 21 - сумка с автоматом АК-47; 22 - спаренный пулемет; 23 - основная укладка боекомплекта пушки; 24 - сиденье наводчика; 25 - азимутальный указатель поворота башни; 26 - сиденье командира танка; 27 - пенал для электроламп; 28 - стеллаж для ручных гранат.

Танк Т-54Б на учениях. 1960-е годы.

Как и все «пятьдесятчетверки», танк Т-54Б выпускался на заводе № 183 в Нижнем Тагиле, № 75 в Харькове и № 174 в Омске. С июля 1957 года по март 1959 года было изготовлено 1555 линейных танков Т-54Б.
На Т-54Б устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон». Двухплоскостной стабилизатор позволил довести вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу до 60 %. Управление пушкой и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта управления. В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни. Угловые скорости наведения составляли: по вертикали 0,07 - 4,5 град./с; по горизонтали 0,07-15 град./с. При работе стабилизатора уменьшались углы вертикальной наводки пушки: снижения на 0,5°, возвышения на 3,5°.
С целью улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в боевом отделении был оборудован вращающейся платформой, установленной на шариковой опоре и имевшей сдающее звено. Это потребовало частично изменить расположение боекомплекта, число снарядов, в котором, правда, не изменилось.
Были введены активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Для обеспечения их работы танк был оснащен ИК-прожекторами: Л-2, который крепился на орудийной маске, и ОУ-3 на командирской башенке. Приборы механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных), прицел наводчика устанавливался внутри башни стационарно левее дневного прицела ТШ-2Б-22, а его головка на крыше башни вместо перископа наводчика МК-4. Вместо дневного прибора наблюдения командира ТПК-1 был установлен прибор ТПКУБ.
Танк Т-54Б впервые в отечественном танкостроении был оснащен ОПВТ. В положении по-походному воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.
На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация Т-54БК, по составу дополнительного оборудования аналогичная Т-54АК.