Т-54Б (Объект 137Г2) - Средний танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
СРЕДНИЙ ТАНК Т-54Б (Объект 137Г2) Состояние . принят на вооружение в 1956 г. Разработчик . КБ ЗАВОДА №183 Изготовитель . ЗАВОД №183 Производство . серия, 1957-1959 гг. Боевая масса, т . 36-36,5 Длина, мм: - с пушкой вперед . 9000 - корпуса . 6040 Ширина, мм . 3270 Высота по крышу башни, мм . 2400 Клиренс, мм . 468 Среднее удельное давл на грунт, кг/см2 . 0,81-0,82 Преодолеваемые препятствия: - крен, град. . 30 - подъем, град. . 30 - ров, м . 2,7 - стенка, м . 0,8 - брод, м . 1,4 (с ОПВТ - 5 м) Тип двигателя . дизель В-54Б Максимальная мощность, л.с. . 520 Запас топлива, л . 510+285 Удельная мощность, л.с./т . 14,2-14,5 Максимальная скорость, км/ч . 48-50 Запас хода, км . 360-400 Бронирование, мм: - лоб корпуса . 100 - лоб башни . 115-190 Средства постановки дымзавес . БДШ-5 Экипаж, чел. . 4 Вооружение . 100-мм орудие Д-10Т2С (боекомплект - 34) / 12,7-мм пулемет ДШК (боекомплект - 200) / 2 х 7,62-мм пулемет СГМТ (боекомплект - 3500) Прицел . ТШ-2А-22 (ТШ-2Б-22) Ночной прицел . ТПН-1-22 (А-11) Радиостанция . Р-113 Стабилизатор вооружения . СТП-2 "Циклон" Дополнительные сведения Создан на базе танка Т-54А. Главный конструктор - Л. Н. Карцев. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения + вращающийся пол боевого отделения со сдающим звеном. Несколько позже на танке стали устанавливать ночной прицел. В дальнейшем танк подвергся модернизации - на нем установили новый двигатель В-55, средства связи Р-123, заменили опорные катки от Т-55, гусеницы с РМШ, изменили боеукладку и др. С января 1965 г. на танк устанавливается прицел ТШ-2Б-32 (ТШ-2Б-32П). Командирский танк Т-54БК принят на вооружение в 1958 г. Модернизированный танк Т-54Б с лазерным дальномером КТД-1 Разрез среднего танка Т-54Б Средний танк Т-54Б Средний танк Т-54Б с опорными катками танка Т-55 Средний танк Т-54Б с ПТУР "Малютка" |
Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки»
- Т-54Б («объект 137Г2»). Три опытных образца танка Т-54Б были сданы заводом №
183 в июне 1955 года. Заводские испытания прошли осенью, а полигонные - зимой
1955-1956 гг. Официально танк был принят на вооружение постановлением ЦК КПСС и
Совета министров СССР от 15 августа 1956 года, соответствующий приказ Министра
обороны СССР последовал 11 сентября 1956 года.
Cредний танк Т-54Б.
Боевое отделение танка Т-54Б: 1 - сумка с противогазами; 2 - радиостанция Р-123;
3 - стопор башни; 4 - аппарат № 2 ТПУ; 5 - аппарат № 1 ТПУ; 6 - защитный колпак
ввода антенны; 7 - прибор ТКН-1; 8 - прицел ТПН-1; 9 - механизм поворота башни;
10 - распределительный щиток башни; 11 - прицел ТШ2Б-22; 12 - пульт управления
стабилизатором; 13 - пополнительный бак; 14 - пушка; 15 - щиток силового
цилиндра; 16 - вентилятор боевого отделения; 17 - ручка крана слива воды из
амбразуры пушки; 18 - прибор наблюдения заряжающего; 19 - бачки для питьевой
воды; 20 - прибор автоблокировки; 21 - сумка с автоматом АК-47; 22 - спаренный
пулемет; 23 - основная укладка боекомплекта пушки; 24 - сиденье наводчика; 25 -
азимутальный указатель поворота башни; 26 - сиденье командира танка; 27 - пенал
для электроламп; 28 - стеллаж для ручных гранат.
Танк Т-54Б на учениях. 1960-е годы.
Как и все «пятьдесятчетверки», танк Т-54Б выпускался на заводе № 183 в Нижнем
Тагиле, № 75 в Харькове и № 174 в Омске. С июля 1957 года по март 1959 года было
изготовлено 1555 линейных танков Т-54Б.
На Т-54Б устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным
стабилизатором СТП-2 «Циклон». Двухплоскостной стабилизатор позволил довести
вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу до 60 %. Управление пушкой и
башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта управления.
В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни. Угловые
скорости наведения составляли: по вертикали 0,07 - 4,5 град./с; по горизонтали
0,07-15 град./с. При работе стабилизатора уменьшались углы вертикальной наводки
пушки: снижения на 0,5°, возвышения на 3,5°.
С целью улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в
боевом отделении был оборудован вращающейся платформой, установленной на
шариковой опоре и имевшей сдающее звено. Это потребовало частично изменить
расположение боекомплекта, число снарядов, в котором, правда, не изменилось.
Были введены активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел
наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2.
Для обеспечения их работы танк был оснащен ИК-прожекторами: Л-2, который
крепился на орудийной маске, и ОУ-3 на командирской башенке. Приборы
механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных),
прицел наводчика устанавливался внутри башни стационарно левее дневного прицела
ТШ-2Б-22, а его головка на крыше башни вместо перископа наводчика МК-4. Вместо
дневного прибора наблюдения командира ТПК-1 был установлен прибор ТПКУБ.
Танк Т-54Б впервые в отечественном танкостроении был оснащен ОПВТ. В положении
по-походному воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.
На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация Т-54БК, по
составу дополнительного оборудования аналогичная Т-54АК.