Т-54 Образец 1947 г. - Средний танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Танк имел классическую компоновку с задним расположением
моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов
и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности
имело корытообразную форму (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса имел
толщину 120 мм и располагался под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов
корпуса составляла 80 мм, крыши и днища корпуса - 30 и 20 мм соответственно.
Кормовая часть корпуса была аналогична таковой у Т-44.
Башня - литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом»)
снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части 200 мм. Поворотный механизм
башни с электроприводом управлялся с помощью контроллера наводчиком, а с помощью
системы командирского управления - командиром.
100-мм пушка Д-10Т была спарена с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы вертикального
наведения пушки - от -5° до + 18°.
Танк Т-54 выпуска до октября 1947 года.
Прицел спаренной установки - TШ-20, телескопический, шарнирный. Два пулемета
СГ-43 были смонтированы в броневых коробках на надгусеничных полках,
неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего на турели,
аналогичной применявшимся на танках ИС-2 и ИС-3, устанавливался 12,7-мм зенитный
пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Углы вертикального наведения
пулемета от -4,5° до +82°. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм
выстрела (20 - в отделении управления справа от механика-водителя, 14 - в боевом
отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.
Приборы наблюдения: командира, наводчика и заряжающего - перископические типа
МК-4. Механик-водитель для наблюдения за полем боя располагал двумя приборами
МК-4, установленными под углом 165° друг к другу.
На танке устанавливался двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Системы силовой
установки принципиально такие же, как и на танке Т-44. Отличались наличием
регулируемых выходных жалюзи с приводом управления и измененной конструкцией
фрикциона вентилятора.
Топливные баки емкостью 520 л располагались в боевом отделении и отделении
управления. На надгусеничных полках устанавливались дополнительные баки
цилиндрической формы, не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода
танка по топливу составлял 330 км.
Схема трансмиссии аналогична примененной на танке Т-44. Коробка передач -
пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма
поворота были применены двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивавшие
получение двух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи - однорядные.
Ведущие колеса - литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление - цевочное.
В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных
катков. Механизм натяжения - червячного типа. Гусеница мелкозвенчатая, стальная,
с открытым шарниром. Ширина гусеницы - 500 мм. Подвеска опорных катков
индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого
борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы.
Танк Т-54 выпуска до октября 1947 года.
Правая установка курсового пулемета СГ-43 на надгусеничной полке. Хорошо видна
также широкая пушечная амбразура.
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, напряжение 24
В, четыре аккумуляторные батареи соединялись параллельно и последовательно,
генератор имел мощность 1,5 кВт, стартер - 15 л.с.
Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства
ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная
установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме танка
крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и
сброса.
Из-за стремления получить в танке Т-54 минимальный забронированный объем в
сочетании с пушкой большого калибра пришлось существенно сократить боекомплект
(до 34 выстрелов по сравнению с 58 у Т-44). Несмотря на увеличение диаметра
башенного погона в свету до 1825 мм, из-за больших размеров казенной части
орудия экипаж был стеснен в боевом отделении. Отсутствие подвесного полика
сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая
скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика
загазованность боевого отделения, несмотря на наличие двух вентиляторов -
нагнетающего (на крыше башни) и вытяжного (на перегородке силового отделения).
Танк Т-54 выпуска после октября 1947 года.
Выхлопной патрубок двигателя.
В 1948 году завод № 183 впервые выполнил план производства танков Т-54,
изготовив 285 машин. В том же году к выпуску «пятьдесятчетверок» приступили
завод № 75 в Харькове, выпустивший 218 танков, и завод № 174 в Омске, цеха
которого покинули 90 машин. Однако в январе 1949 года правительственным
постановлением сборка танков была приостановлена на обоих заводах из-за
многочисленных жалоб на низкую надежность Т-54, разосланных во все инстанции из
Белорусского военного округа. Работавшие на заводах люди получали среднюю
зарплату и использовались где придется. Всего в 1949 году было изготовлено 54
танка Т-54, в том числе 13 опытных образцов, 25 учебных и только 16 серийных.
Объем конструкторских работ характеризуют такие цифры: башенная группа выпустила
свыше 400 новых рабочих чертежей, корпусная - более 350, моторная - 300, группа
оборудования - свыше 250.
Танк Т-54 обр. 1947 г., прошедший модернизацию. Элементы ходовой части, наружные
топливные баки, ящики ЗИП - от танка Т-55. Ликвидированы курсовые и зенитный
пулеметы.
Вид на башню танка Т-54 обр. 1947 г.
Испытания продолжались до ноября, после чего вышло постановление правительства о
принятии на вооружение новой модификации - Т-54 обр.1949 г., или Т-54-2.
Что же касается танков выпуска 1947-1948 годов, то на них, начиная с 1960 года,
в ходе капитального ремонта устанавливались новые средства связи и приборы
ночного видения. Впоследствии основная часть этих машин, еще находившихся на
вооружении, подверглась переоборудованию в танковые тягачи БТС-4А.
Модернизированный танк Т-54 обр. 1947 г. на учебных занятиях. Декабрь 1961 года.