Т-54 Образец 1949 г. - Средний танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
На танке Т-54 обр. 1949 г. была установлена новая башня с узкой 400-мм
амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков, с командирской
башенкой, в которой устанавливался прибор ТПК-1 и пять призменных смотровых
приборов. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. В
механизме поворота башни ввели электропривод ЭПБ-4, выполненный по схеме
Леонарда, с системой командирского управления. С учетом статистики, согласно
которой 90 % попаданий в танк приходилось на высоте более 1 м от земли, а также
с целью сохранения заданной предельной массы для среднего танка, толщину
верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 мм.
Вместо двух пулеметов СГ-43, расположенных по бортам на надгусеничных полках,
установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от
механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3000 штук, а
боекомплект к пулемету ДШК, наоборот, увеличили со 150 до 200 патронов. Для
выдерживания заданного направления движения танка в течение короткого времени в
условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров у механика-водителя
установили курсоуказатель - гирополукомпас ГПК-48.
Силовая установка отличалась от предыдущей наличием одного мультициклонного
воздухоочистителя с масляной ванной, кассетами и эжекционным отсосом пыли из
пылесборника. Система подогрева двигателя состояла из форсуночного
подогревателя, змеевиков в масляном баке и в коробке котла подогревателя для
разогрева топлива и управляемой заслонки в патрубке водяного радиатора для
регулирования потока проходящей жидкости. Вместо трех наружных цилиндрических
топливных баков установили два плоских прямоугольных бака, которые разместили
справа в кормовой части на надгусеничной полке.
Танк Т-54 обр. 1949 г., вид спереди сбоку.
Танк Т-54 обр. 1949 г., вид сзади сверху.
Эти баки включили в систему питания двигателя.
Трансмиссия претерпела незначительные изменения. Была введена блокировка горного
тормоза с педалью главного фрикциона и внесены изменения в конструкцию механизма
выключения главного фрикциона. Гусеницу расширили до 580 мм, что наряду с
уменьшением массы машины позволило уменьшить удельное давление с 0,93 кг/см2 до
0,81 кг/см2.
Система электрооборудования и средства связи остались без изменений.
В системе ППО вместо автоматического включения ввели полуавтоматическое
кнопочное. В эту систему входили три 5-литровых углекислотных баллона, восемь
термоизвещателей, четыре распылителя и кнопка включения.
Всего в ходе доработки конструкции танка Т-54 из общего числа 5620 чертежей в
1949 году были заменены новыми 1944 чертежа, а еще 857 были откорректированы.
Танк Т-54 обр. 1949 г. в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения
и техники в Кубинке.
Кормовая часть башни Т-54 обр. 1949 г. Хорошо виден обратный скос («заман»).
Танк Т-54 обр. 1949 г., прошедший частичную модернизацию входе капремонта. Об
этом можно судить, например, по защитному чехлу маски пушки. Кроме того, танк
оборудован под установку минного трала ПТ-54. 1957 год.
Значительно более серьезно модернизированный танк Т-54 обр. 1949 г. И дело даже
не в ходовой части, заимствованной у Т-55. Судя по противовесу у дульного среза
пушки, эта машина доведена до уровня Т-54Б.
В 1950 году серийное производство Т-54 возобновилось. За этот год только завод №
183 сумел выпустить 423 машины вместо 400 по плану (общий выпуск всеми заводами
- 1007 машин). Всего же до ноября 1951 года было изготовлено 2523 танка этой
модификации.
С 1 марта 1951 года на заводе № 183 и с 1 апреля 1951 года на заводах № 75 и №
174 на танки Т-54 стали устанавливаться более совершенные прицелы ТШ2-22 с
переменным 3,5- и 7-кратным увеличением. Пулеметы СГ-43 заменили 7,62-мм
пулеметами СГМТ, внесли изменения в технологию изготовления торсионных валов
подвески. С июля 1951 года начала устанавливаться новая командирская башенка.
Начиная с 1960 года танки выпуска 1949-1951 годов прошли модернизацию, в ходе
которой они доводились до уровня танков Т-54А, а затем и Т-54Б с установкой
соответствующего оборудования и систем этих машин. Часть танков была оборудована
под установку танкового бульдозера БТУ или снегоочистителя СТУ. В дальнейшем
часть танков Т-54 обр. 1949 г. переделали в танковые тягачи БТС-4А.
Танк Т-54 обр. 1951 г. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. 2010 год.