Т-54 Образец 1951 г. - Средний танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
В 1951 году была проведена вторая модернизация танка Т-54. Машина получила литую
башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши, с улучшенным
уплотнением погона. Была улучшена защита от попадания пыли цапф артсистемы;
погонов башни, турелей, командирской башенки; маски пушки, прицела и пулеметов,
выключателей и тумблеров. На нижнем лобовом листе корпуса появились узлы
крепления каткового минного трала. Заменили оборудование для постановки дымовых
завес - вместо двух шашек МДШ установили две более мощные БДШ-5.
В связи с изменением кормовой части башни пушку вместе с прицелом сдвинули
вперед на 15 мм, а крышу башни с командирской башенкой - назад на 20 мм. Сиденье
командира подняли на 40 мм, а сиденье наводчика сместили назад на 22 мм. Внесли
изменения в конструкцию командирской башенки. Для увеличения рабочего места
заряжающего один выстрел из ниши башни перенесли на ее правой борт.
С 1952 по 1955 год в конструкцию танка было внесено несколько десятков
изменений. Так, например, в 1952 году в системе охлаждения был введен
дюралюминиевый вентилятор вместо стального, в системе смазки - масляный фильтр «Кимаф-СТЗ».
Были внедрены чехлы и уплотнения амбразуры пушки и шариковых опор башни и
командирской башенки, прицела и пулеметов СГМТ. В 1953 году в состав
боекомплекта ввели выстрел УБР-412Д с бронебойно-трассирующим снарядом
улучшенной бронепробиваемости БР-412Д (с бронебойным и баллистическим
наконечниками).
Вид сзади сверху на танк Т-54 обр. 1951 г. Хорошо видна полусферическая форма
башни.
Танк Т-54 обр. 1951 г. выпуска 1953 года, оборудованный под установку минного
трала ПТ-54.
Колонна танков Т-54 обр. 1951 г. на марше. Среднеазиатский военный округ. 1965
год.
Учебный, так называемый «разрезной» танк Т-54 обр. 1951 г. демонстрируется в
финском танковом музее в Пароле. Подобные машины широко использовались для
подготовки личного состава и в Советской Армии.
В том же году (начиная с 1 января) все крепежные детали стали подвергаться
антикоррозийной обработке. Была введена блокировка силового привода поворота
башни ЭПБ-4 в зависимости от положения крышки люка механика-водителя (при
открытом люке вращение башни с помощью электропривода блокировалось), в
форсуночном подогревателе котел дымогарного типа заменили новым жаротрубным
кольцевым котлом, наконец, внешняя окраска танка стала производиться защитной
нитропентафилевой краской НПФ-10 вместо масляной краски 4БО. В 1954 году был
введен 18-лопастный вентилятор вместо 24-лопастного, заменены
контрольно-измерительные приборы. С июля боекомплект зенитного пулемета ДШК был
увеличен до 500 патронов, а число ручных гранат уменьшилось до 20 шт. Резиновые
прокладки, упоры люков, шланги системы охлаждения стали изготавливать из
морозостойкой резины, ввели бакелитирование внутренней и внешней поверхностей
воздухоочистителя и внутренней поверхности топливных баков. В 1955 году ввели
инфракрасный прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1, прицел ТШ2А-22 и т.
д.
Серийное производство Т-54 обр. 1951 г. началось в ноябре 1951 года и
продолжалось вплоть до конца мая 1955 года. За время производства было
изготовлено 7009 танков Т-54 обр. 1951 г. На его базе выпускался командирский
танк Т-54К, оснащенный дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и
зарядным устройством, из-за чего пришлось несколько уменьшить боекомплект пушки.
Запуском в серийное производство Т-54-3 завершился процесс создания и отработки
конструкции «пятьдесятчетверки», продолжавшийся шесть лет. Машина наконец-то
приобрела свой законченный, классический вид. В этот период произошли и
серьезные кадровые изменения в руководстве отдела № 520 - КБ завода № 183. В
октябре 1951 года А.А. Морозов был назначен главным конструктором КБ-60М завода
№ 75 в Харькове. Временно исполняющим его обязанности назначили А.В.
Колесникова, одновременно возглавлявшего обслуживание серийного производства и
модернизацию танка Т-54. Такая ситуация продолжалась до начала марта 1953 года,
когда главным конструктором завода № 183 в Нижнем Тагиле был назначен Л.Н.
Карцев. Первой крупной модернизацией танка Т-54, проведенной под его
руководством, стала установка стабилизатора вооружения.
Вид на казенную часть пушки Д-10Т, механизмы наведения и телескопический прицел
ТШ2-22.
Вид на стеллажную укладку на пять артвыстрелов на кормовой стенке башни.