| ИС-4 - Тяжелый танк (СССР) | |
| 
			HW100 - 45000 UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 | 
Тяжелый танк ИС-4 (объект 701-6)
ИС-4
Разработан в КБ ЧКЗ в 1943-1945 годах. Создавался как перспективный тяжелый танк 
для завершающего этапа войны и на последующее время. Принят на вооружение 
постановлением СМ СССР № 961-403 от 29 апреля 1946 года. Серийно производился на 
ЧКЗ с марта 1947 по 1 января 1949 года. Изготовлено - 219 единиц.
Серийная модификация:
- сварной корпус из бронелистов большой толщины. Механик-водитель располагался 
впереди, по оси машины. Башня - литая, с переменной толщиной стенок, с развитыми 
скуловыми и лобовыми деталями. Спаренный и зенитный пулеметы ДШК. С 1949 года на 
части танков установили трансмиссию и бортовые редукторы новой конструкции, 
отражательные щитки на крыльях, дополнительный вентилятор в башне и т.д. С 1958 
года при капитальном ремонте танков радиостанции 10РК и 10РТ с ТПУ-47 заменялись 
радиостанциями Р-113 с ТПУ Р-120.
Эксплуатация ИС-4 в войсках была недолгой и носила ограниченный характер. Танк 
отличался низкой надежностью трансмиссии, невысокой проходимостью и 
маневренностью, а по вооружению не имел преимуществ перед ИС-2 и ИС-3. 
Единственным его достоинством была мощная броня. В конце 1947 года четыре танка 
поступили в Челябинское танко-техническое училище и еще четыре - в 30-й учебный 
танковый полк, дислоцировавшийся в Челябинске. Остальные машины выпуска 1947 
года и большую часть выпуска 1948 года отправили на 22-ю базу резерва танков и 
поставили на хранение. Лишь небольшое количество ИС-4 поступило на вооружение 
тяжелых танко-самоходных полков 5-й гвардейской механизированной армии 
Белорусского военного округа. Эти танки находились в войсках до начала 60-х 
годов, а затем были отправлены в Забайкалье и Приморье и поставлены на 
долговременное хранение. Предполагалось в случае конфликта с Китаем использовать 
их в укрепрайонах как огневые точки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-4
БОЕВАЯ МАССА, т: 60.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9700, ширина - 3260, высота - 2480, клиренс - 
410.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-25 обр.1943 г. калибра 122 мм, 2 пулемета ДШКМ обр.1938/46 
г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов, 1000 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-45.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 140...160, борт - 160, корма - 100, крыша и 
днище - 30, башня - 170...250.
ДВИГАТЕЛЬ: В-12, 12-цилиндровый, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения, 
с центробежным нагнетателем; мощность - 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин; 
рабочий объем - 38 800 см³.
ТРАНСМИССИЯ: планетарный механизм передач и поворотов (6+3), бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущие 
колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), 
направляющее колесо; подвеска - индивидуальная торсионная, в каждой гусенице 86 
траков шириной 720 мм, шаг трака - 160 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
ЗАПАС ХОДА, км: 170.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 2,8; 
высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м - 1,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ, переговорное устройство ТПУ-47.
Бронеколлекция, №3, 2000, М. Б. Барятинский - Советская бронетанковая техника (1945-1995), Часть 1