Объект 775 - Тяжелый танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ Т-10. Последний супертанк Сталина /
Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ Т-10 И Т-10М
База танков Т-10 и Т-10М послужила для создания нескольких боевых машин. Правда,
количество их было невелико, а в некоторых использовались только элементы
ходовой части и моторно-трансмиссионного отделения этих тяжелых танков.
ПЛАВСРЕДСТВА ДЛЯ Т-10 («ОБЪЕКТ 755»)
В 1955 году Челябинский Кировский завод получил задачу спроектировать и
изготовить комплект индивидуальных плавсредств к танку Т-10. Планировалось в
1956 году изготовить пять комплектов, но чуть позже количество сократили до
трех. ЧКЗ разрабатывал общий проект, а изготовление понтонов и гребных винтов
поручили заводам «Красное Сормово» в Горьком и Навашинскому судостроительному (Мордовщиковская
судоверфь, г. Навашино Горьковской области). Однако работы шли крайне медленно,
и 9 января 1957 года заместитель министра оборонной промышленности С.Н. Махонин
направил главному инженеру ЧКЗ письмо следующего содержания:
«Планом опытно-конструкторских работ, утвержденных Министерством Обороны СССР,
Челябинскому Кировскому заводу поручено проектирование и изготовление
индивидуальных плавсредств для танков Т-10 („объект 755“) со сроком предъявления
опытных образцов в июле 1956 года.
Поле двукратного обращения, Министерство транспортного машиностроения по просьбе
завода, Министерство Обороны дало согласие перенести поставку трех опытных
образцов плавсредств с июля 1956 года на I квартал 1957 года. Как только был
перенесен срок, исполнители задания успокоились, и перестали выполнять эту
работу. В результате чего изготовление узлов плавсредств и дополнительного
оборудования Т-10 как для Навашинского завода, так и для завода „Красное
Сормово“, поставляющим ЧКЗ понтоны и гребные винты, в настоящее время обстоит
неудовлетворительно».
Закончить работу удалось лишь к началу 1958 года, и три комплекта плавсредств
поступили на испытания.
Комплект состоял из шести металлических понтонов, заполненных пенопластом,
которые крепились к танку Т-10 (по два по бокам и по одному спереди и сзади), в
результате чего получался своеобразный паром размером 10х12 метров. Установка
понтонов требовала до двух часов работы 6-8 человек и помощи трехтонного
автокрана. Движение по воде осуществлялось при помощи гребных винтов, которые
вращались с помощью специальных редукторов с приводом от ведущих колес танка.
Максимальная скорость на плаву в спокойной воде составляла 11,5 км/ч. Большие
размеры понтонов позволяли перевозить на них, помимо самого танка, еще и
пехотинцев или грузы массой до 3 т. После форсирования водной преграды понтоны
сбрасывались без выхода экипажа из танка. Масса всего комплекта составляла без
малого 15 тонн.
Испытания трех Т-10 с плавсредствами провели на Черном море в январе-феврале
1958 года, и выявили ряд недостатков конструкции, которые дорабатывались до 1959
года. К этому времени на серийное производство уже был поставлен танк Т-10 М, и
ГБТУ поставило вопрос о проектировании аналогичного комплекта для этой машины,
но вскоре дальнейшие работы по плавсредствам для тяжелых танков прекратили.