| Объект 775 - Тяжелый танк (СССР) | |
| 
			HW100 - 45000 UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 | 
СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ Т-10. Последний супертанк Сталина / 
Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ НА БАЗЕ ТАНКОВ Т-10 И Т-10М
База танков Т-10 и Т-10М послужила для создания нескольких боевых машин. Правда, 
количество их было невелико, а в некоторых использовались только элементы 
ходовой части и моторно-трансмиссионного отделения этих тяжелых танков.
ПЛАВСРЕДСТВА ДЛЯ Т-10 («ОБЪЕКТ 755»)
В 1955 году Челябинский Кировский завод получил задачу спроектировать и 
изготовить комплект индивидуальных плавсредств к танку Т-10. Планировалось в 
1956 году изготовить пять комплектов, но чуть позже количество сократили до 
трех. ЧКЗ разрабатывал общий проект, а изготовление понтонов и гребных винтов 
поручили заводам «Красное Сормово» в Горьком и Навашинскому судостроительному (Мордовщиковская 
судоверфь, г. Навашино Горьковской области). Однако работы шли крайне медленно, 
и 9 января 1957 года заместитель министра оборонной промышленности С.Н. Махонин 
направил главному инженеру ЧКЗ письмо следующего содержания:
«Планом опытно-конструкторских работ, утвержденных Министерством Обороны СССР, 
Челябинскому Кировскому заводу поручено проектирование и изготовление 
индивидуальных плавсредств для танков Т-10 („объект 755“) со сроком предъявления 
опытных образцов в июле 1956 года.
Поле двукратного обращения, Министерство транспортного машиностроения по просьбе 
завода, Министерство Обороны дало согласие перенести поставку трех опытных 
образцов плавсредств с июля 1956 года на I квартал 1957 года. Как только был 
перенесен срок, исполнители задания успокоились, и перестали выполнять эту 
работу. В результате чего изготовление узлов плавсредств и дополнительного 
оборудования Т-10 как для Навашинского завода, так и для завода „Красное 
Сормово“, поставляющим ЧКЗ понтоны и гребные винты, в настоящее время обстоит 
неудовлетворительно».
Закончить работу удалось лишь к началу 1958 года, и три комплекта плавсредств 
поступили на испытания.
Комплект состоял из шести металлических понтонов, заполненных пенопластом, 
которые крепились к танку Т-10 (по два по бокам и по одному спереди и сзади), в 
результате чего получался своеобразный паром размером 10х12 метров. Установка 
понтонов требовала до двух часов работы 6-8 человек и помощи трехтонного 
автокрана. Движение по воде осуществлялось при помощи гребных винтов, которые 
вращались с помощью специальных редукторов с приводом от ведущих колес танка. 
Максимальная скорость на плаву в спокойной воде составляла 11,5 км/ч. Большие 
размеры понтонов позволяли перевозить на них, помимо самого танка, еще и 
пехотинцев или грузы массой до 3 т. После форсирования водной преграды понтоны 
сбрасывались без выхода экипажа из танка. Масса всего комплекта составляла без 
малого 15 тонн.
Испытания трех Т-10 с плавсредствами провели на Черном море в январе-феврале 
1958 года, и выявили ряд недостатков конструкции, которые дорабатывались до 1959 
года. К этому времени на серийное производство уже был поставлен танк Т-10 М, и 
ГБТУ поставило вопрос о проектировании аналогичного комплекта для этой машины, 
но вскоре дальнейшие работы по плавсредствам для тяжелых танков прекратили.