ЗСУ-57-2 - Зенитная самоходная установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«Шилка» и другие
ЗСУ-57-2 в запаснике музея Войска Польского в Варшаве, весна 1997 года. На
втором плане - ЗСУ-23-4В. Фото М.Коломийца.
ЗСУ-23-4В1 одной из частей Внутренних войск. Грозный, февраль 1995 года. Фото
С.Бабина.
ЗСУ-23-4М на выставке в честь 100-летия Мытищинского машиностроительного завода,
май 1997 года. Фото А.Кощавцева.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БЗТ - бронебойно-зажигательный трассирующий снаряд, БТ - бронебойно-трассирующий
снаряд, ВВ - взрывчатое вещество, ВГТЗ - Волгоградский тракторный завод, ВН -
вертикальное наведение, ГКАМ - Государственный комитет при Совете Министров СССР
по авиаматериалам, ГКОТ - Государственный комитет при Совете Министров СССР по
оборонной технике, ГКРЭ - Государственный комитет при Совете Министров СССР по
радиоэлектронике, ГРАУ - Главное ракетно-артиллерийское управление Советской
Армии, ГН - горизонтальное наведение, ЗРК - зенитно-ракетный комплекс, КБП -
Конструкторское бюро по приборостроению, ММЗ - Мытищинский машиностроительный
завод, НАМИ - Научный автомоторный институт, ОФЗ - осколочно-фугасный
зажигательный снаряд, ОФЗТ - осколочно-фугасный зажигательно-трассирующий
снаряд, ПАЗ - противоатомная защита, ПУАЗО - прибор управления артиллерийским
зенитным огнем, РПК - радиолокационно-приборный комплекс, СМ - Совет Министров,
СЭП - система электропитания, ТТД - тактико-технические данные, ТТТ -
тактико-технические требования, УРС - универсальный регулятор скорости.
Вверху: ЗСУ-57-2 на Манежной площади в Москве, 7 ноября 1960 года.
Зенитные самоходные установки появились в России в период Первой мировой войны.
С 1915 года формировались автомобильные зенитные батареи, вооруженные 76-мм
пушками системы Лендера, смонтированными на бронированных и небронированных
грузовиках «Руссо-Балт». Кроме того, военное ведомство заказало в Англии
двадцать 40-мм автоматических пушек Виккерса, 16 из которых были установлены в
кузовах бронеавтомобилей «Пирлесс». Все эти установки весьма успешно действовали
на фронте.
В 20-30-е годы в СССР предпринимались неоднократные попытки создания зенитных
самоходок, вооруженных орудиями различного калибра. 76-мм пушки обр.1915/28 г.
устанавливались в кузовах грузовиков ГАЗ-АА и на базе трактора «Коммунар». В
1935-1936 годах для ПВО механизированных войск были разработаны и выпущены в
ограниченном количестве колесные ЗСУ - 76-мм зенитные пушки обр.1931 г.,
установленные на шасси трехосных автомобилей ЯГ-10. Этой же пушкой вооружался
опытный образец ЗСУ СУ-6 на базе танка Т-26, а также оставшаяся в проекте СУ-8
на базе танка Т-28. Шасси танков Т-26 и БТ использовались при разработке проек
тов установки и 37-мм автоматических зенитных пушек. Чаще же для этой цели
опять-таки применялись автомобильные шасси. 20-мм автомат 2-К, например,
устанавливался на автомобиле ЗИС-6 (в РККА имелось 18 таких САУ), 37-мм автомат
системы М.Н.Кондакова - на автомобиле ЗИС-12.
В целом же создание в СССР эффективных ЗСУ перед войной тормозилось отсутствием
в Красной Армии зенитных автоматических пушек. Такие орудия - 25-мм 72-К и 37-мм
61-К - были приняты на вооружение только в 1940 году.
Во время Великой Отечественной войны также предпринимались попытки размещения
зенитных пушек в кузовах автомобилей, скажем, 25-мм автоматов на ЗИС-11. В 1944
году на Горьковском автозаводе создали 37-мм зенитную установку ЗИС-43,
представлявшую собой 37-мм автоматическую пушку 61-К на шасси полугусеничного
вездехода ЗИС-42, которая успешно прошла испытания, но на вооружение принята не
была.
Впервые же на самоходном гусеничном шасси 37-мм автомат 61-К установили в 1942
году. Однако созданную тогда установку СУ-72 на вооружение не приняли из-за ряда
конструктивных недостатков, в том числе из-за «низкой работо способности системы
охлаждения параллельно спаренных двигателей, размещенных в передней части
корпуса».
Более удачной оказалась ЗСУ-37, разработанная в 1944 году на базе самоходной
установки СУ-76М. 37-мм автоматическая пушка 61-К, установленная в неподвижной
открытой сверху рубке этой ЗСУ, была оснащена зенитным прицелом построительного
типа. В прицел входил стереоскопический дальномер с базой 1 м для определения
наклонной дальности до цели. Угол вертикального наведения пушки колебался в
пределах от -3° до +85°. Приводы наведения - ручные. Боекомплект состоял из 320
выстрелов, из которых 130 - в обоймах по 5 штук, а остальные 190 - без обойм. В
1945 году было изготовлено 75 ЗСУ-37. В боевых действиях они участия не
принимали.
Подводя итог, можно сказать, что в годы Великой Отечественной войны в СССР не
удалось создать эффективных зенитных самоходных установок.
Колонна ЗСУ-37 движется на Красную площадь, 7 ноября 1946 года.
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2
Сразу после окончания Великой Отечественной войны производство зенитных пушек
61-К и 72-К было прекращено. Оба этих орудия имели недостаточную
скорострельность и ряд конструктивных недостатков, их громоздкие и тяжелые
четырехколесные повозки не позволяли эффективно сопровождать пехоту огнем и
колесами. Вместе с тем за время войны около 68% всех самолетов было сбито именно
из 25...37-мм зенитных автоматов.
В 1944 году в ЦКБ под руководством В.Г.Грабина началось проектирование новой
57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе
1950-го и в том же году запустили в серийное производство.
С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой
осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6
или ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции
орудийной наводки СОН-9.
Установленная на четырехколесной повозке эта пушка могла более или менее
удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Однако для ПВО
танковых и моторизованных войск в наступлении и на марше пушка на буксируемой
повозке не годилась. Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина
приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68
на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на
колесную повозку. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на
повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси
создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина
получила заводское наименование - изделие 500, а армейское - ЗСУ-57-2.
Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. По данным музея
бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе
№ 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой
машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году (в тот год их изготовили 249
штук).
ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся
башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек.
Основные части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка,
силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и
противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое
размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье
механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в
кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из
броневых листов толщиной 8-13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над
вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее
части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была
сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении
верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми
окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и
отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм,подаваемых транспортером
пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен
гильзосборник.
В башне находилось 5 сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним
(посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика
прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади,
симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При стрельбе сиденья
заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами.
ЗСУ-57-2.
Отделение управления: 1 - сиденье механика-водителя, 2 - кронштейн амортизатора,
3 - рычаг управления левым ПМП, 4 - спидометр, 5 - рукоятка закрывающего
механизма люка механика-водителя, 6 - рукоятка люка запасного выхода, 7 -
задрайка люка запасного выхода, 8 - ручка прибора наблюдения, 9 - защитное
стекло прибора наблюдения, 10 - сигнальный щиток ППО, 11 - щиток
контрольно-измерительных приборов, 12 - рычаг кулисы, 13 - рукоятка
топливоподкачивающего насоса, 14 - рукоятка топливораспределительного крана, 15
- питьевой бачок, 16 - рычаг управления правым ПМП, 17 - сигнал ППО, 18 - педаль
управления подачей горючего, 19 - педаль ножного тормоза, 20 - педаль главного
фрикциона, 21 - ящик ЗИП.
ЗСУ-57-2 первых выпусков. Стволы пушки С-68 подняты на максимальный угол
возвышения.
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60,
имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись
зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование
энергии отдачи при коротком откате ствола.
Ствол автомата состоял из трубы, копира и дульного тормоза. Труба представляла
собой моноблок, выполненный за одно целое с казенной частью. На наружной
поверхности казенной части трубы имелся продольный гребень для крепления копира.
С боков на казенной части имелись вырезы по форме снаряда. Длина ствола с
дульным тормозом - 4365 мм (76,6 клб); длина нарезной части - 3560 мм; крутизна
нарезов постоянная - в 35 калибров, всего нарезов - 24. Собранный ствол с
накатником вставлялся в горловину люльки и с помощью двух секторных выступов на
его казенной части соединялся со ствольной обоймой.
Поршневой продольно скользящий затвор располагался в люльке. Открывание затвора
при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка
затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин
досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в остове
затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический веретенного типа.
Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Длина отката 325-370
мм.
Качающаяся часть пушки состояла из двух параллельно расположенных автоматов,
соединенных между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами,
прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф,
представляющих собой большой шарикоподшипник. Вертикальное и горизонтальное
наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом, работавшим
от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные
регуляторы скорости (УРС).
Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном,
механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм
располагался на левой стороне станка и имел дба привода: электрогидравлический
(с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной.
Установка пушки С-68 (вид сверху): 1 - дульный тормоз (правый и левый), 2 -
ствол (правый и левый), 3 - люлька (правая и левая), 4 - рукоятка ручного взвода
каретки правого магазина, 5 - правый магазин, 6 - лоток правого магазина, 7 -
рукоятка взвода правого затвора, 8 - сиденье заряжающего правого автомата, 9 -
шестеренчатый редуктор с колонкой механизма поворота, 10 - розмах ручного
привода механизма поворота, 11 - УРС механизма поворота, 12 - правый коллиматор,
13 - качающаяся часть прицела, 14 - сиденье командира, 15 - контрольная площадка
прицела, 16 - маховик дальности, 17 - маховик ручного привода транспортера, 18 -
редуктор транспортера, 19 - сиденье установщика прицела, 20 - макет самолета
(указатель курса цели), 21 - стол прицела, 22 - сиденье наводчика, 23 - левый
коллиматор, 24 - кнопка электроспуска, 25 - шестеренчатый редук тор подъемного
механизма, 26 - УРС подъемного механизма, 27 - розмах ручного привода подъемного
механизма, 28 - педаль спуска левого автомата, 29 - педаль спуска правого
автомата, 30 - сиденье заряжающего левого автомата, 31 - рукоятка взвода левого
затвора, 32 - рычаг механизма взаимной замкнутости (левый), 33 - рычаг механизма
взаимной замкнутости (правый), 34 - лоток левого магазина, 35 - левый магазин,
36 - рукоятка ручного взвода каретки левого магазина, 37 - целик.
Установка пушки С-68 (вид сзади): 1 - ограждение пола башни, 2 - педаль
стабилизатора курса, 3 - коробка выключения стабилизатора курса, 4 - левый
лоток, 5 - колонка управления УРСами, 6 - розмах ручного привода подъемного
механизма, 7 - левый коллиматор, 8 - стол прицела, 9 - крышка заднего окна
станка, 10 - правый коллиматор, 11 - розмах ручного привода механизма поворота,
12 - коробка сигнализации, 13 - радиостанция, 14 - маховик ручного привода
транспортера, 15 -правый лоток, 16 - маховик стопора, 17 - кожух, 18 -
пускопереключающее устройство, 19 - укладка боекомплекта под полом, 20 - пол
башни.
Размещение пушечных выстрелов в башне машины: 1 - поддон для крепления обойм, 2
- планка верхнего крепления обойм, 3 - стеллаж для укладки пяти обойм, 4 -
укладка двух обойм на правом наклонном листе башни, 5 - укладка обоймы на левом
наклонном листе башни.
Выстрелы 57-мм автоматических пушек С-60 и С-68
Башня ЗСУ-57-2. На правом наклонном листе - стакан антенного ввода и антенна
радиостанции 10РТ-26Э, слева и справа на башне - дуги для крепления тента, на
кормовом листе - гильзосборник.
Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался
для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе.
Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие
исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность.
Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому
направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.
При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа:
наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела
устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а
если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании
ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины
наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела
устанавливал исходные данные прицела.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных
в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248
выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне
(176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52
выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под
вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами
размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм
осуществлялась заряжающим вручную.
ЗСУ-57-2 на параде в Москве, 7 ноября 1964 года.
Корпус (носовая часть): 1 - правый бортовой лист, 2 - крыша над вентилятором, 3
- входные жалюзи, 4 - надгусеничная полка, 5 - кронштейн для крепления
надгусеничной полки, 6 - лист ниши, 7 - передний откидной грязевой щиток, 8 -
крышка заливной горловины переднего бака, 9 - верхний наклонный лист, 10 -
крышки приборов наблюдения механика-водителя, 11 - крышка люка запасного выхода,
12 - кронштейн для крепления фары, 13 - стойка для крепления доски, 14 -
буксирный крюк, 15 - банка для крепления запасных траков, 16 - нижний наклонный
лист, 17 - кронштейн кривошипа направляющего колеса, 18 - кронштейн от балансира
опорного катка, 19 - упор балансира, 20 - кронштейн гидравлического
амортизатора, 21 - отбойный кулак, 22 - картер бортовой передачи, 23 - откидная
часть заднего грязевого щитка.
Заряд для всех снарядов одинаков - 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7,
масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда 1000 м/с.
Баллистическая дальность стрельбы 12 км, но осколочные снаряды были снабжены
самоликвидатором со временем срабатывания 12-16 с, что обеспечивало наклонную
дальность 6,5-7 км.
Таблица бронепробиваемости снарядами БР-281 и БР-281У (начальная скорость - 1000
м/с)
Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный,
быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался
перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу
корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.
Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки
устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого -
95 л.
Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел
размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона
сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов
поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.
Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес,
двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков.
Литые ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. В
ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с
балансирами передних и задних опорных катков.
Основным источником энергии служил генератор постоянного тока Г-74 мощностью 3
кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин (то есть при
скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин и выше). Для запуска
двигателя и для питания бортовой сети при неработающем, генераторе на машине
устанавливались шесть аккумуляторных батарей типа 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140.
Напряжение шести батарей составляло 24 В, общая емкость их - 420 Ач.
Башня: 1 - поручень, 2 - правый щиток, 3 - крюк, 4 - скоба, 5 - упор, 6 -
резиновая обкладка, 7 - стакан антенного ввода, 8 - дуга, 9 - кронштейн
радиостанции, 10 - днище башни, 11 - кольцо, 12 - окно, 13 - основание станка,
14 - обечайка, 15 - плита.
Разоруженные и «разутые» ЗСУ-57-2 в качестве мишений на одном из полигонов.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а
внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала
надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при
остановке - от 9 до 20 км.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного.
Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну
батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм
спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на
территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое
число ЗСУ-57-2 было продано или передано ГДР, Польше, Финляндии и Ирану*.
Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в
серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой
артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».
*По данным справочника Military Balance, ЗСУ-57-2 поступили также в Анголу,
Сирию, Египет, Кубу, Венгрию и КНДР. - Прим. ред.
ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным
обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня
батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60,
управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного
комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и
сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности
до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка
(так и хочется сказать - «в белый свет, как в копеечку»). В ходе войны 1967 года
на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими
позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели
среагировать на него - никто даже не повернул голову в сторону самолета.
Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные
пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью
автоматизированная радиолокационная система управления огнем.
Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов.
Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не
превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии
США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разра ботанные в 1945
году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на
вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные
в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские
ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг,
начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех
- ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив
индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и
сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство
ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе
управления огнем.
Бронеколлекция, №2, 1998, А. Б. Широкорад - «Шилка» и другие (Отечественные зенитные самоходные установки)
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)
Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и
мотострелковых частей. Разработана в 1947-1955 годах. Принята на вооружение
постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась
Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955-1960 годах.
Серийная модификация:
- изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его
ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных
броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над
боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне
на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из
двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное
наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы
наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°...+85°. Максимальная дальность
стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная 12 000 м. Темп стрельбы из двух
автоматов: 200-240 выстр./мин.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного.
Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну
батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в
войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного
обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня
батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60,
управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9.
С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ "Шилка",
некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое
крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на
территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в
боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне.
По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года
в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии.
В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная
установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на
шасси китайского танка Тур 59.
По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии,
Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.
ЗСУ-57-2
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2
БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8480, ширина - 3270, высота (по тенту) - 2750,
клиренс - 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах - 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель
жидкостного охлаждения; мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий
объем 38 880 см³.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения,
пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота,
бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее
колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное);
подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм,
шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,7;
высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.
Бронеколлекция, №4, 2000, М. Б. Барятинский - Советская бронетанковая техника (1945-1995), Часть 2
Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию
спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, предназначавшейся для
установки на гусеничное шасси, созданное на базе агрегатов среднего танка Т-54.
В самоходном варианте машина получила заводское наименование - «изделие 500», а
армейское - ЗСУ-57-2. Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году, а
приняли на вооружение в 1955-м. Ее серийное производство осуществлялось на
заводе № 174 в Омске с 1955 до конца 1959 года. Сборкой машин занимался и завод
Министерства тяжелого машиностроения в Красноярске.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.
ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную (максимальная толщина брони не
превышала 13 мм) гусеничную машину с вращающейся открытой сверху башней,
обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Для их
установки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни была
сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении
верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми
окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых
транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был
установлен гильзосборник. В башне находилось пять сидений: впереди - заряжающего
левого автомата; за ним (посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья
наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого
автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При
стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и
крепились клипсами.
Спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60,
имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись
зеркальным отражением деталей левого. Автоматы соединялись между собой в единый
блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и
крепилась в станке с помощью двух цапф. Вертикальное и горизонтальное наведение
пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Станок пушки был
установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма
крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на
левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной
регулировкой скорости наведения) и ручной. Прицел пушки - автоматический,
зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению
места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно
определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные данные: скорость
цели, курсовой угол и наклонная дальность.
ЗСУ-57-2 в одном из польских военных музеев. Стволы 57-мм спаренной
автоматической пушки подняты на максимальный угол возвышения.
ЗСУ-57-2 на Красной площади во время парада. 7 ноября 1964 года.
Вид сверху на боевое отделение ЗСУ-57-2.
Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому
направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.
При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа:
наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела
устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а
если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании
ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины
наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела
устанавливал исходные данные прицела.
Суммарный темп стрельбы составлял 200-240 выстр./мин, начальная скорость снаряда
- 1000 м/с. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м,
горизонтальная - 12 000 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°.
Скорость вертикального наведения - 20 град./с, горизонтального - 30 град./с.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных
в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248
выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне
(176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52
выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под
вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами
размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм
осуществлялась заряжающим вручную.
Силовая установка, трансмиссия и все агрегаты ходовой части были заимствованы у
танка Т-54, но число опорных катков на борт было сокращено с пяти до четырех.
Боевая масса машины составляла 28 т. Максимальная скорость движения - 50 км/ч.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного -
867 единиц. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено
иметь одну батарею из четырех ЗСУ.
ЗСУ-57-2 армии Республики Сербской. Босния и Герцеговина, февраль 1996 года.
Машина использовалась как обычная САУ, поэтому боевое отделение закрыто сверху.
ЗСУ-57-2 в военном музее в Будапеште.
ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным
обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня
батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60,
управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного
комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и
сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности
до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка.
Видимо по причине этих недостатков Светская Армия с начала 1960-х годов начала
постепенно избавляться от не слишком удачных боевых машин. В разное время их
продавали или передавали в порядке военной помощи армиям дружественных стран:
ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Египта, ДРВ, КНДР, Анголы, Сирии, Египта,
Финляндии, Ирака и Ирана.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на
территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в
боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому
в последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе
отражения авианалетов НАТО на территорию Югославии.