КБ ХТЗ МТ-ЛБ - Бронетранспортер (Украина) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
КБ ХТЗ МТ-ЛБ /
КБ ХТЗ МТ-ЛБ
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Во второй половине 60-х годов Советской Армии потребовался новый гусеничный
легкий тягач, который смог бы успешно буксировать орудия и перевозить их расчеты
в ходе боя непосредственно под огнем противника. Для снижения затрат на создание
новой машины специалисты конструкторского бюро Харьковского тракторного завода
им. С. Орджоникидзе решили использовать базу народнохозяйственного гусеничного
транспортера МТ-Л. Разработав к нему новый бронированный корпус и оставив без
изменения большинство узлов, агрегатов и систем, они изготовили новую боевую
машину, которая получила название многоцелевой тягач легкий, бронированный (МТ-ЛБ).
Корпус тягача был сварен из стальных плит небольшой толщины и обеспечивал защиту
экипажа и десанта от огня стрелкового оружия и осколков. При незначительных
размерах и особенно малой высоте машина имеет довольно обширное внутреннее
пространство и разделена на 4 отделения: трансмиссионное, управления, моторное и
транспортно-грузовое. Трансмиссионное отделение с коробкой передач, механизмом
поворота и бортовыми передачами расположено в передней части корпуса, за ним
следует отделение управления с местами механика-водителя (слева) и командира
(справа). Эти места имеют по три перископических прибора наблюдения с
электроподогревом. Командир может вести огонь из 7,62-мм пулемета ПКТ,
установленного в башне фугового вращения ТКБ-01-1. Для наблюдения служат два
лобовых окна, закрывающихся броневыми листами, а также прибор наблюдения и
прицеливания пулемета в башне. Вход и выход в отделение управления
осуществляются через 2 люка в крыше машины, расположенные левее башни. На более
поздних машинах, использующихся в качестве бронетранспортеров в мотострелковых
подразделениях, башня ТКБ-01-1 заменена на крупнокалиберный пулемет НСВТ.
Моторное отделение с двигателем размещено в средней части корпуса и изолировано
металлическими перегородками. Вращающий момент передается от двигателя на
коробку передач с помощью вала отбора мощности, проходящего между
механиком-водителем и командиром и прикрытого специальным защитным кожухом.
Транспортно-грузовое отделение находится в задней части машины и позволяет
перевозить до 2500 кг груза или до 11 человек десанта. Оно сообщается с
отделением управления узким лазом в правой части корпуса машины. Посадка и
высадка личного состава, погрузка и выгрузка грузов производятся через 2 двери в
задней стенке корпуса и 2 люка в крыше машины. Имеется возможность ведения огня
через 2 амбразуры в стенках транспортно-грузового отделения.
Машина оснащена отопительной и фильтровентиляционной установками. МТ-ЛБ является
плавающей машиной, и его движение на воде осуществляется за счет перематывания
гусениц. Для подготовки к плаванию поднимается волноотражатель в передней части
корпуса, а верхние ветви гусениц закрываются экранами, создающими
гидродинамические тоннели. На тягаче установлены мощные помпы, откачивающие воду
при плавании.
МТ-ЛБ предназначен для транспортировки прицепов весом до 6,5 тонны. Его
конструкция настолько удачна, что эта машина была легко приспособлена для
использования в различных родах войск. МТ-ЛБ применялся как БТР в мотострелковых
подразделениях, как санитарно-эвакуационная машина, как тягач противотанковых
пушек Т-12 и МТ-12 «Рапира». МТ-ЛБ активно участвовал в боях в Афганистане, а
также в военных конфликтах на территории бывшего СССР. Он использовался в
качестве импровизированных самоходного миномета и зенитной самоходной установки
(автоматический 82-мм миномет 2Б9 «Василек» и 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2
устанавливались на крышу тягача).
На базе МТ-ЛБ разработано целое семейство боевых машин:
1) МТ-ЛБВ - снего-, болотоходный вариант тягача с более широкими гусеницами,
который применялся в качестве бронетранспортера в мотострелковых частях,
дислоцированных за Полярным кругом;
2) МТП-ЛБ - машина технической помощи;
3) боевая машина 9П-149 - самоходный ПТРК «Штурм-С»;
4) разведывательная химическая машина (РХМ) «Кашалот»;
5) боевая машина 9А34 (9А35) - самоходный ЗРК «Стрела-10»;
6) ТТ-ЛБ - шасси РЛС CHAP-10 разведки и засечки позиций стреляющей вражеской
артиллерии.
Дальнейшим развитием МТ-ЛБ стало базовое шасси МТ-ЛБУ, представляющее собой
машину с теми же узлами и агрегатами, но имеющую более высокий и длинный корпус
и, следовательно, увеличенную на один каток на борт ходовую часть. На базе
МТ-ЛБУ созданы следующие машины:
1) МТ-ЛБУ - командно-штабная машина;
2) 1В13, 1В14, 1В15 и 1В16 - машины комплекса управления огнем самоходной
артиллерии;
3) подвижные пункты разведки и управления подразделениями ПВО мотострелковых и
танковых полков, оснащенные РЛС: 9С-80 «ОВОД-М-СВ» и 9С80-1 «Сборка»;
4) унифицированный батарейный командирский пункт ПВО сухопутных войск 9С737
«Ранжир»;
5) 1Л219 «Зоопарк» 1 - радиолокационный комплекс разведки артиллерийских позиций
противника;
6) самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика».
Характеристики (КБ ХТЗ МТ-ЛБ)
Экипаж, чел. / 2
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 19,5
Длина корпуса, мм / 6800
Ширина общая, мм / 2850
Высота по крыше корпуса, мм / 1865
Масса боевая, кг / 12300
Ширина колеи, мм / 2300
Ширина гусеницы, мм / 350
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / YaMZ 238 V / 8 / 1 / 240
Дополнительно
Категория бронетехники / Бронемашина
Тип шасси / Гусеничное
Плавучесть / Плавающий
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD