2С1 Гвоздика - Самоходная артиллерийская установка (Украина)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
?

Історія створення 2С1 Гвоздика
В 1967 г. началось создание САУ 2С1 Гвоздика... Разработчики: УралМаш (артиллерия) / ХТЗ (шасси).

Виробництво 2С1 Гвоздика
Производитель 2С1 Гвоздика - ХТЗ (Харьковский Тракторный Завод)...

Конструкція 2С1 Гвоздика
Экипаж - 4 чел.
Масс(а) - 15700 кг.
Длин(а) - 7260 мм.
Ширин(а) - 2850 мм.
Высот(а) - 2730 мм.
Максимальная скорость по шоссе & Скорость передвижения по воде - 60 км/ч & 4.5 км/ч... Запас ход(а) (по шоссе) - 500 км...

Броньовий корпус 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Башта 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Озброєння 2С1 Гвоздика
Основное вооружение - 122-мм нарезная гаубица 2А31 (Д-32)... Боекомплект - 40 снарядов... Темп огня - 5 выстрелов / минуту... Дальность стрельбы - 15200 метров...
Углы наведения - 360 (по горизонтали) / -3...+70 (по вертикали)...

Засоби спостереження і зв'язку 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Двигун 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Трансмісія 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Ходова частина 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Бойове застосування 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Оцінка бойової машини 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Модифікації 2С1 Гвоздика
Н. Д.

Самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика». Часть 1
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 16 февраля 2017 г.
В ходе Второй мировой войны танковые и механизированные части Красной армии (РККА) начали широко применять самоходные противотанковые и штурмовые орудия (САУ), которые, в отличие от буксируемой артиллерии, могли поддержать танки и мотопехоту при быстром продвижении вглубь вражеской обороны. Уже исходя из названий - «противотанковые» и «штурмовые», понятно, что они предназначались для ведения огня прямой наводкой либо по танкам противника, либо же по вражеским укрепленным пунктам на переднем крае. В то же время самоходных артиллерийских систем, пригодных для ведения огня с закрытых позиций, РККА практически не имела. Единственная более или менее подходящая для этого самоходная гаубица ИСУ-152 использовалась для стрельбы с закрытых позиций крайне редко, так как, в отличие от буксируемого варианта орудия МЛ-20, имевшего угол возвышения 65°, на ИСУ-152 он был ограничен 20°. Соответственно, самоходка не могла вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной, а это существенно сужало область ее применения в качестве самоходной гаубицы. Кроме того, возможности ИСУ-152 по стрельбе с закрытых позиций сильно ограничивались низкой скоростью загрузки снарядов.
Что касается союзников и противников СССР во Второй мировой войне, то они располагали самоходными гаубицами, способными вести огонь с закрытых позиций, и активно их использовали. Здесь можно вспомнить американские 8-дюймовую самоходную гаубицу M43 и 105-мм «Прист» или 150-мм германскую самоходную гаубицу Hummel.
Было очевидно, что послевоенной Советской армии также были необходимы самоходные гаубицы, способные, в отличие от буксируемых, не отставать от танков в ходе быстрых, сокрушительных ударов и стремительных рейдов по тылам противника. Соответственно, с конца 1940-х гг. в СССР велись исследовательские работы по определению возможного облика будущих самоходных гаубиц. Правда, шли они ни шатко, ни валко, а тем временем армия эксплуатировала парк САУ еще военного выпуска. Ситуация еще ухудшилась с приходом к власти Н. С. Хрущева, который бросил все ресурсы страны на создание ракетной техники. Казалось, что время артиллерии и танков безвозвратно прошло, а все задачи на поле боя можно решить с помощью ракетного оружия. Развитие ствольной артиллерии практически остановилось - в ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны) даже отсутствовал специальный отдел, занимавшийся соответствующими вопросами.
Тем временем на Западе самоходная артиллерия продолжала развиваться и совершенствоваться. Правильность такого подхода наглядно продемонстрировал боевой опыт армии Израиля. В многочисленных конфликтах 1950-х-1960-х гг. израильская армия для огневой поддержки своих механизированных частей применяла различные типы несамоходных артиллерийских орудий, однако вскоре стало очевидным, что такая артиллерия не успевает за высокомобильными силами, движущимися по пустыне. Поэтому в Израиле начался массовый переход на самоходную артиллерию - было приобретено большое количество старых американских 105-мм самоходных гаубиц «Прист», превращались в самоходки и танки-старички «Шерманы», с которых снимались башни, а вместо них в открытых рубках устанавливались гаубицы.
В США к началу 1960-х гг. была завершена разработка целой линейки самоходных орудий - 105-мм самоходной гаубицы М108, 155-мм самоходной гаубицы М109, 175-мм самоходной пушки М107 и 203-мм самоходной гаубицы М110. В Великобритании в 1964 г. была принята на вооружение 155-мм самоходная гаубица Abbot, а Франция заменяла свои 105-мм самоходные гаубицы Мк 61 более мощными 155-мм АМХ-13F3.
К середине 1960-х гг. серьезное отставание СССР от стран НАТО в создании самоходно-артиллерийских систем стало вопиющим. Однако работы по созданию самоходной артиллерии в СССР смогли возобновить только после отставки Н. С. Хрущева.
В 1965 г. под Львовом, были проведены масштабные армейские учения, в ходе которых применялись артиллерийские установки времен Второй мировой войны. Их результаты наглядно показали несоответствие находящихся на вооружении Советской Армии самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. Необходимо было наверстывать упущенное. Усилиями НТК ГРАУ, которым в то время руководил генерал-лейтенант А. А. Григорьев, уже в 1965 г. была разработана концепция новых типов самоходных установок. Советскую армию предлагалось оснастить линейкой артсистем различного назначения, начиная со 122-мм гаубицы и заканчивая 203-мм орудием и 240-мм самоходным минометом. Тактико-технические требования к будущим САУ различного назначения подготовил НИИ-3 Сухопутных войск. Итогом всех этих работ стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 609-201 от 4 июня 1967 г. В соответствии с ним для ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от стран НАТО для сухопутных войск Советской Армии создавалась целая гамма различных САУ, в том числе 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» (2С2 «Фиалка» для ВДВ), 152-мм САУ 2СЗ «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Они должны были обладать сопоставимой с танками и БМП мобильностью и обеспечивать постоянную огневую поддержку наступающих мотострелковых и танковых подразделений. Позже за этими смертоносными машинами с названиями нежных садовых растений закрепилось прозвище - «цветочная серия».
Проработка конструкции 122-мм САУ началась в профильном Всесоюзном научно-исследовательском танковом и дизельном институте (ВНИИ-100). Рассматривалось три варианта. Один - на базе шасси «Объекта 124» (созданного еще в 1947 г. для самоходки СУ-100П и имевшего для своего времени превосходные маневренные качества, позже это шасси использовалось в зенитном ракетном комплексе «Круг»). Второй - на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ, выпускавшегося ХТЗ (о МТ-ЛБ мы рассказывали в НиТ № 5 2014 г. и НиТ № 6 2014 г.). И последний вариант - на базе только что запущенной с серийное производство боевой машины пехоты БМП-1. В качестве вооружения для всех вариантов была принята 122-мм гаубица с баллистикой буксируемой гаубицы Д-30, находящейся на вооружении и хорошо себя зарекомендовавшей.
По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» имеет избыточные грузоподъемность и массу, соответственно такой САУ практически невозможно было обеспечить плавучесть, а возможность форсировать водные преграды вплавь было одним из требований военных. Шасси МТ-ЛБ не хватало устойчивости при стрельбе, а уровень нагрузок на ходовую часть превышал допустимые пределы. Самым оптимальным вариантом представлялось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако большая потребность армии именно в БМП и довольно высокая стоимость такого шасси поставили крест на такой возможности. К тому же подобный вариант не поддерживал и Главный конструктор БМП-1 П. П. Исаков.
В результате пришлось остановиться на шасси многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ. Но не обычного, а с удлиненной ходовой частью, имевшей не 6, а 7 опорных катков. Такое шасси уже ранее прорабатывалось на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ им. С. Орджоникидзе) для размещения командно-штабных машин различного уровня и установки различных комплексов вооружения, получив внутризаводское обозначение «изделие 10» (впоследствии было принято на вооружение под наименованием МТ-ЛБу). Использование удлиненной ходовой части позволило не только снизить нагрузку на опорный каток и улучшить ходовые качества (увеличилась плавность хода) - более вместительный корпус дал возможность оптимизировать компоновку боевого отделения.
Полученные во ВНИИ-100 наработки и легли в основу опытно-конструкторских работ над 122-мм самоходной гаубицей «Гвоздика» (индекс ГРАУ - 2С1). Главным разработчиком 2С1 был назначен ХТЗ (завод относился к Министерству сельскохозяйственного машиностроения СССР, и как тут не вспомнить старый анекдот о «мирном советском тракторе, ответным огнем с которого был уничтожен вражеский танк»). Артиллерийской частью занималось ОКБ-9 (Уралмаш) под руководством главного конструктора генерал-лейтенанта Ф.Ф. Петрова. Здесь для самоходки испытали опытную гаубицу Д-12, которой после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (индекс ГРАУ - 2А31).
Благодаря тому, что шасси и пушка не разрабатывались «с чистого листа» удалось построить новую 122-мм САУ в весьма сжатые сроки. Уже в августе 1969 г. первые четыре опытных машины поступили на полигонные испытания. Но здесь конструкторов ожидал весьма неприятный сюрприз, едва не кончившийся трагически. После проведения серии из восьми выстрелов экипаж, находившийся в боевом отделении, получил сильное отравление продуктами сгорания пороховых зарядов, его пришлось госпитализировать. Это стало результатом высокой загазованности боевого отделения. При стрельбе из буксируемых гаубиц Д-30 на открытом пространстве данной проблемы не возникало - пороховые газы уносились в сторону ветерком, однако в стесненном, замкнутом объеме боевого отделения просачивающиеся туда после выстрела пороховые газы представляли реальную опасность для экипажа. Положение не спасало и установленное на стволе гаубицы эжекционное устройство.
За снижение загазованности взялись с разных сторон. Конструкторы машины рассматривали различные варианты улучшения вентиляции боевого отделения - увеличенный эжектор, улучшенную вентиляцию, устройство выброса гильз. Артиллеристы же занялись самим орудием. В соответствии с приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 11 декабря 1967 г., для самоходки 2С1 была разработана модификация гаубицы Д-16 с картузным заряжанием (порох вкладывался в камору без гильзы - в зарядном картузе). Д-16 получила полуавтоматический поршневой затвор (на Д-32 стоял клиновой) и заряды в картузах вместо гильз. Однако испытания выявили неудобство работы с пеналами зарядов, кроме того, не лучшим образом работал новый пневматический досылатель. Поэтому появился модернизированный вариант гаубицы - Д-16М. На нем был увеличен объем каморы для размещения большего заряда и использовался снаряд с улучшенной аэродинамикой. В результате дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась на 3 км (до 18 км).
Результаты работ над картузными вариантами 122-мм гаубицы были рассмотрены и проанализированы в 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие». Вывод был неутешительным - так как разработать и наладить выпуск надежных и безопасных зарядов в жестком картузе или сгорающей гильзе в то время было нереально, то дальнейшие работы над гаубицей Д-16 были признаны нецелесообразными и в 1972 г. эту тему закрыли.
Проблему загазованности боевого отделения 2С1 в конце концов удалось решить за счет применения более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией (обтюрация - обеспечение герметизации канала ствола при выстреле). После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение. Надо сказать, не все это приветствовали - отдельные высокопоставленные советские военачальники из Главного бронетанкового управления (ГБТУ) возражали против серийного производства САУ, считая, что САУ - это «испорченный» танк, и предлагая направить освободившиеся средства на производство танков. Чтобы поставить точку в этом споре, были даже организованы специальные учения в Прикарпатском ВО, в ходе которых сравнивалось поражение типичных целей дивизионом самоходных орудий и взводом танков.
Серийное производство САУ 2С1 началось на ХТЗ в 1971 г. и продолжалось до конца 1991 г. Кроме СССР, 2С1 выпускались по лицензии в Польше с 1971 г. и в Болгарии с 1979 г. Специалисты ХТЗ оказали большую помощь болгарам в налаживании производства САУ, за что завод в 1975 г. даже был награжден высшим болгарским орденом - орденом Димитрова. САУ болгарской сборки попадали и в некоторые артиллерийские части Советской армии, правда, по воспоминаниям служивших на них артиллеристов качество их изготовления все же уступало советским, и, соответственно, их надежность была хуже. Всего за годы производства было изготовлено более 10 тыс. самоходок 2С1.
В Советской армии самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» начала поступать на вооружение артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков для замены буксируемых 122-мм гаубиц М-30 и Д-30. Дивизион состоял из трех батарей, в каждой из которых было по шесть самоходок, всего 18 САУ, а общее число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54. Помимо сухопутных войск 2С1 поступали на вооружение морской пехоты ВМФ. САУ «Гвоздика» была авиатранспортабельной - ее могли брать на борт самолеты Ан-12, Ил-76 или Ан-124. При перевозке самолетом для уменьшения высоты самоходку можно было заставить «присесть» - приподняв и закрепив с помощью специальных устройств ее опорные катки. Озаботились и возможностью десантирования 2С1 парашютным способом. Для этого в 1972 г. была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, которая имела полетную массу с грузом до 20,5 т. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ так и не поступила, так как специально для десантников была готова 122-мм САУ 2С2 «Фиалка».
Каково же было внутреннее устройство «Гвоздики»? Самоходная гаубица создавалась по башенной схеме, с задним расположением боевого отделения. Кроме боевого отделения, имелось еще два - управления и моторно-трансмиссионное. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса по правому борту, слева от него находилось отделение управления с местом механика-водителя и органами управления шасси.
Корпус машины, сваривался из стальных броневых катаных листов, толщиной до 20 мм. Это обеспечивало экипажу защиту от пуль и осколков. Броня «держала» винтовочную пулю Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния 300 м. Корпус был полностью герметичен, что позволяло машине преодолевать водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществлялось с помощью перемотки гусениц. САУ могла преодолевать водные преграды шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм.
Основное вооружение машины - 122-мм гаубица Д-32 была установлена в башне. Ее ствол оснащался двухкаморным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Гаубице обеспечивались углы обстрела по вертикали в диапазоне от - 3 до +70° и круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Перевод гаубицы из походного положения в боевое занимал не более 2 минут. Боекомплект САУ составлял 40 выстрелов. Обычно это были 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов, но могли также использоваться и другие боеприпасы: химические, агитационные, дымовые, осветительные. Снаряды могли оснащаться различными типами взрывателей. Боекомплект внутри машины располагался следующим образом: 16 снарядов вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни (здесь обычно хранились снаряды для кумулятивных боеприпасов). Для облегчения заряжания гаубицы был предусмотрен механизм досылания электромеханического типа. Прицельная скорострельность при стрельбе с использованием выстрелов из боеукладки, прямой наводкой составляла 4-5 выстр./мин, а при стрельбе с изменением угла возвышения орудия падала до 1,5-2 выстр./ мин. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществлялась через большую кормовую дверь с помощью транспортировочного устройства (лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих).
Слева от орудия в башне располагалось место наводчика с прицельными приспособлениями, а позади него - командира САУ. Справа от орудия - сиденье заряжающего. Для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделялась от экипажа неподвижным и откидным ограждениями.
Над местом командира на крыше башни была установлена поворотная башенка с люком. Система управления огнем САУ включала комбинированное прицельное приспособление ТКН-3Б, которое можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они размещались в командирской башенке. Наводчик располагал панорамным прицелом 1ОП40 (использовался для стрельбы с закрытых позиций) и прицелом ОП5-37, который применялся во время стрельбы прямой наводкой.
В движение САУ 2С1 приводил V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода, мощностью 300 л. с. Коробка передач имела 11 передних скоростей и две задние.

Самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика». Часть 2
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 17 февраля 2017 г.
К моменту начала серийного производства САУ 2С1 на вооружении стран НАТО уже находились различные 105-мм самоходные артиллерийские установки аналогичного класса, созданные в 1950-х-1960-х гг., например, американская M108 или британская FV433. Пусть читателя не смущает разница в калибрах, связано это с тем, что 122-мм гаубицы существовали только в России, а на Западе для гаубиц дивизионного звена общепринятым был калибр 105 мм. К тому же осколочно-фугасное действие у цели советских 122-мм снарядов и западных 105-мм снарядов было сопоставимо. Так, приведенная площадь поражения открыто расположенной живой силы в положении лежа у 122-мм снаряда 53-ОФ462 составляла 310 м2, а у фугасного 105-мм снаряда M1 - 285 м2. Только в начале 1970-х гг. на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24, начиненные более мощным взрывчатым веществом, благодаря чему их эффективность увеличилась примерно в 1,5 раза.
С вышеупомянутыми заграничными ровесниками и можно сравнить «Гвоздику». На момент принятия на вооружение САУ 2С1 превосходила своего американского конкурента M108 по дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом - 15,2 км против 11,5 км, но существенно проигрывала в максимальной скорострельности - 4-5 выстрелов в минуту против 10 выстрелов в минуту. Обе самоходки были плавающими, но 2С1 была легче на 5 т и плавала самостоятельно, а для M108 пришлось разрабатывать индивидуальное плавсредство (шесть надувных прорезиненных контейнеров). Максимальные скорости движения 2С1 и М 108 были примерно одинаковы - 60 и 56 км/ час, соответственно. Однако запас хода у советской машины благодаря дизельному двигателю был существенно больше - 500 км против 350 км. Кроме основного вооружения, М 108 имела и вспомогательное - 12,7-мм зенитный пулемет на командирской башенке, тогда как САУ 2С1 оборонительного пулемета не имела вообще.
Британская САУ FV433 Abbot («аббат») построенная на базе универсального гусеничного шасси FV430, была вооружена 105-мм орудием X24. Заряжание орудия раздельное полуавтоматическое - снаряд досылался в канал ствола механизмом заряжания, заряд вкладывался заряжающим. В результате скорострельность САУ Abbot достигала 12 выстр./мин, у 2С1 - 4-5 выстр./ мин. Со снарядом L31 массой 16,1 кг максимальная дальность стрельбы составляла 17 км, у 2С1 - 15,2 км. В качестве вспомогательного вооружения на башне САУ был установлен 7,62-мм пулемет «Брен». По подвижности английская САУ уступала 2С1, имея максимальную скорость по шоссе 48 км/ч (у 2С1 - 60 км/час) и запас хода - 390 км (у 2С1 - 500 км). Для преодоления водных препятствий Abbot был вынужден применять индивидуальное плавсредство - водонепроницаемый брезентовый кожух, его крепили по периметру верхней плиты корпуса, натягивая на раздвижной каркас.
Таким образом, к бесспорным преимуществам САУ 2С1 по сравнению с ее современными зарубежными аналогами можно отнести высокую маневренность и сравнительно небольшую массу, позволяющие применять 2С1 совместно с плавающими БМП и БТР. Недостатками САУ 2С1 можно считать низкую скорострельность, отсутствие зенитного пулемета, ограниченный правый сектор обзора у механика водителя.
Боевой путь самоходных гаубиц 2С1 начался в Афганистане. Правда, тактика их применения в афганской войне отличалась от той, для которой они, собственно, разрабатывались, - 2С1 вели огонь не с закрытых позиций, а использовались как штурмовые орудия. Например, в операции по захвату базовых районов Хаки-Сафед и Шингар батареи 2С1 выдвигались за атакующими штурмовыми группами, уничтожая пункты сопротивления противника огнем прямой наводкой. Подобная тактика, опробованная еще во время Второй мировой войны, существенно снижала потери личного состава. На сложных участках местности при сопровождении штурмовых групп для огневой поддержки также задействовались специально выделенные резервные батареи 2С1.
В 1986 г. САУ 2С1 использовались в ходе наступления в провинции Кандагар. Батальонам, выдавливавшим засевших в «зеленке» моджахедов, оказывал дополнительную огневую поддержку специально выделенный взвод самоходных гаубиц. В ходе наступления этот взвод САУ уничтожил семь огневых точек противника, еще девять огневых точек было уничтожено двумя взводами 82-мм минометов. В целом можно сказать, что, учитывая сложные условия Афганистана, первое боевое применение САУ 2С1 оказалось вполне успешным.
После распада СССР самоходные гаубицы 2С1 участвовали практически во всех конфликтах, вспыхнувших на его обширной территории. Так, например, 2С1 применялись в Приднестровье в ходе вооруженного конфликта между войсками непризнанной Приднестровской республики (ПМР) и вооруженными силами Молдовы. Причем решения об оказании помощи ПМР не только техникой, но даже огнем вверенных им артиллерийских подразделений офицеры 14-й армии принимали иногда даже без согласования с начальством. Так, 20 июня 1992 г. «в первой половине дня в учебном центре 59-й мотострелковой дивизии подполковник «Н» и майор «В» самостоятельно вывели батарею 122-мм самоходных гаубиц 2С1 (на тот момент в батарее насчитывалось всего четыре орудия) и открыли огонь, уничтожив сосредоточение живой силы и техники армии Молдовы в районе телевышки (Гербовецкий лес) и возле поста ГАИ на трассе Кишинев - Бендеры».
Использовали 2С1 и в Карабахе, и в ходе гражданской войны в Таджикистане, и во время грузино-осетинских конфликтов. В 2007 г. Грузия располагала 35 САУ 2С1, а после войны августа 2008 г. в Грузию было поставлено еще 12 САУ 2С1 из Болгарии.
Российские федеральные войска активно применяли 2С1 в двух чеченских кампаниях. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 г. осуществляли артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России. Известно, что в 1992-1993 гг. чеченским сепаратистам удалось захватить несколько САУ «Гвоздика» вместе с боекомплектом, которые они задействовали против федералов.
С 1979 г. осуществлялись поставки САУ 2С1 в Ирак. До 1989 г. в эту страну было отправлено 150 самоходок, которые позволили существенно нарастить мощь иракской артиллерии, активно применявшейся в ходе Ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Справедливости ради нужно отметить, что СССР поставлял вооружение обеим сторонам этого конфликта. САУ 2С1 применялись иракскими военными не только против иранских войск, но и против сил международной коалиции во время их сухопутной наступательной операции по освобождению Кувейта - «Меч пустыни». Правда, в этом случае САУ 2С1 особо себя не проявили, впрочем, как и вся иракская армия. Силам коалиции удалось в ходе предварявшей наземное наступление широкомасштабной воздушной атаки - «Буря в пустыне» - практически полностью разрушить систему управления и снабжения иракских войск. О применении САУ 2С1 в ходе вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г. практически ничего неизвестно.
В настоящее время небольшое количество САУ 2С1 имеется в армии Ирана, по всей вероятности, эти самоходки были захвачены у Ирака во время войны 1980-1988 гг.
В 2011 г. в ходе гражданской войны в Ливии САУ 2С1 использовались правительственными войсками против повстанцев. В больших количествах САУ 2С1 поставлялись в Сирию. Но за годы гражданской войны самоходки правительственных войск не раз попадали в качестве трофеев в руки различных оппозиционных сил (включая Фронт ан-Нусра и ИГИЛ), так что теперь их применяют по обе стороны фронта.
Судя по некоторым сообщениям, САУ 2С1 использовалась и повстанцами-хуситами во время боевых действий в Йемене - в эту страну было поставлено 25 САУ.
Возвращаясь к европейскому континенту, можно упомянуть, что САУ «Гвоздика» использовались во время югославских войн всеми участниками противостояния. Армии Югославии в 1982-1983 гг. было поставлено из СССР 100 единиц 2С1, которые затем достались образовавшимся на территории бывшей Югославии государствам.
Несмотря на надежность и неприхотливость САУ 2С1, их значительный возраст дает о себе знать, и некоторые страны - эксплуатанты этих самоходок уже подыскивают им замену. В их числе, например, Финляндия, которая на сегодняшний день располагает 72 САУ 2С1 (в финской армии имеют обозначение PSH 74). В июле 2016 г. Министерство обороны Финляндии сообщило, что ведет переговоры о приобретении в Южной Корее 155-мм самоходных гаубиц К9 Thunder. Согласно неофициальным источникам, планируется приобрести около 50 гаубиц К9 с соответствующим количеством боеприпасов. Общий бюджет закупки составляет около 100 миллионов евро.
Министерство обороны Украины еще в 2013 г. приняло решение о снятии САУ 2С1 с вооружения Сухопутных войск как устаревших. Если в 1992 г. Украина располагала 563 САУ 2С1, то к 2014 г. их оставалось 312 единиц (по данным «Military Balance - 2014»). В 24-й, 30-й, 72-й и 93-й механизированных бригадах артиллерийские дивизионы были уже полностью расформированы, в других частях - находились на различных стадиях расформирования. К весне 2014 г. 159 САУ было отправлено на базы хранения, еще 12 самоходных гаубиц 36-й отдельной бригады береговой обороны после аннексии Крыма РФ так и не были возвращены Украине.
С началом боевых действий на Донбассе большинство украинских САУ 2С1 вернули в строй, но подготовка экипажей для них затянулась. В результате значительная часть САУ 2С1 попала на фронт только осенью 2014 г. Известно, что, по крайней мере, пять САУ 2С1 51-й отдельной механизированной бригады были захвачены противником в 2014 г. на Иловайском направлении.
За долгие годы службы САУ 2С1 у этой удачной машины было не так уж много модификаций. Да и те в основном появились уже после окончания ее серийного производства и были направлены на то, чтобы поддержать машину на современном уровне.
Так, например, в Польше была разработана модификация - 2S1T Goździk с улучшенной системой управления огнем TOPAZ производства WB Electronics (эта же система устанавливалась на 152-мм самоходной пушкегаубице Dana-Т). Более кардинальную модернизацию 2С1 поляки предложили в 2009 г. - в новой Rak-120 заменили родное 122-мм орудие на 120-мм миномет с автоматом заряжания. Боекомплект установки составлял 60 выстрелов.
Похожая модернизация САУ была проведена в России. Здесь в 2003 г. разработали вариант самоходки, получивший обозначение 2С34 «Хоста», принятый на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации в 2008 г. Первые серийные 2С34, передали в войска, вероятно, в 2010 г.
Модернизация САУ 2С1 в вариант 2С34 осуществлялась на пермском ОАО «Мотовилихинские заводы». На машине вместо 122-мм гаубицы устанавливалась 120-мм нарезная полуавтоматическая пушка-миномет 2А80-1 с дульным тормозом, а также современная автоматическая система управления наведением и огнем (АСУНО) 1В168-1 со вспомогательным вооружением - 7,62-мм пулемет ПКТ на командирской башенке.
Современная пушка-миномет 2А80, позволяет вести огонь снарядами повышенного могущества, всеми видами 120-мм оперенных мин советского/российского производства, а также 120-мм высокоточными управляемыми снарядами. Орудию были обеспечены вертикальные углы наводки от -2° до +80°, а установка АСУНО позволила автоматизировать управление его наведением в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Также машина получила автоматическую систему топопривязки и ориентирования.
После модернизации эффективность боевого применения САУ 2С34 «Хоста» по сравнению со старой 2С1 возросла примерно в 3 раза. По информации разработчика, этот результат был достигнут благодаря повышению прицельной скорострельности с 4-5 выстр./ мин до 7-9 выстр./мин (унитарный выстрел, автоматическое восстановление наводки), увеличению могущества боеприпасов до 2 раз, улучшению режима ведения огня (охлаждение ствола, наличие индикатора перегрева ствола, исключение загазованности), улучшению условий обитаемости расчета, уменьшению времени подготовки первого выстрела.
Известно, что САУ «Хоста» входили в состав самоходно-артиллерийской батареи 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады в Тоцкое (Оренбургская область).
В последнее время появилась информация о попытке модернизации 2С1 и на Украине. Для этой цели в начале 2016 г. Министерство обороны Украины отправило три САУ 2С1 «Гвоздика» на Харьковский тракторный завод. По информации руководства завода, у 2С1 «заменят устаревшие средства связи, электрооборудование, установят современную отечественную систему навигации, которая существенно уменьшит время, необходимое на подготовку экипажа к стрельбе. Также будут капитально отремонтированы боевой модуль и вооружение». Предусматривается замена двигателя - вместо ЯМЗ будет установлен один из европейских образцов (предварительно планируется дизель Volvo). Предполагалось, что уже летом 2016 г. обновленные «Гвоздики» пройдут практические испытания. Однако пока этого не произошло.
Кроме модернизации самой самоходки, велись работы и по совершенствованию 122-мм боеприпасов, использовавшихся 2С1. Так, еще в 1997 г. был разработан активно-реактивный осколочно-фугасный 122-мм снаряд с готовыми нарезами, с которым максимальная дальность стрельбы 2С1 увеличивалась с 15,2 до 21,9 км.
Также для увеличения максимальной дальности стрельбы в Хорватии был создан 122-мм артиллерийский снаряд M95 с зарядом super charge, благодаря которому снаряд разгоняется до 718 м/с и улетает на 17,1 км.
Учитывая интерес к внедрению высокоточных артиллерийских боеприпасов с наведением на цель на конечном участке траектории, подобные снаряды были разработаны и для 2С1. В 2002 г.у в России был принят на вооружение комплекс управляемого вооружения «Китолов», разработанный Тульским конструкторским бюро приборостроения, включавший корректируемые осколочно-фугасные снаряды с пассивной головкой самонаведения (принимает отраженный сигнал от подсветки цели лазерным целеуказателем-дальномером) калибров 120 и 122 мм.
САУ 2С1 «Гвоздика» может вести огонь 122-мм осколочно-фугасными снарядами «Китолов-2М» на максимальную дальность 13,5 км. Длина снаряда - 1 190 мм, масса - 28 кг, из которых на боевую часть приходится 12,25 кг, масса взрывчатого вещества - 5,3 кг. Вероятность поражения целей - не менее 0,8. Управление снарядом на траектории его полета реализуется при помощи аэродинамических рулей, оснащенных специальным приводом, работающим за счет энергии набегающих потоков воздуха. Головки самонаведения для боеприпасов «Китолов-2» производятся ОАО «ЛОМО».
В отличие от обыкновенных артиллерийских снарядов того же калибра, которые эффективны только при стрельбе по площадям, «Китолов-2М» позволяет поражать конкретные одиночные цели, ведя огонь с закрытых огневых позиций без предварительной пристрелки. Однако для этого невдалеке от цели должен находиться наблюдатель-наводчик с лазерным устройством подсветки. Это делает наводчика уязвимым, особенно при наличии у противника датчиков лазерного облучения (подсветка цели должна осуществляться в течение десятка секунд). Существенную роль играют и погодные условия, - например, при низкой облачности снаряд может просто «не успеть» навестись на отраженный луч.
В общем, несмотря на то, что еще в 1990 гг. САУ 2С1 считалась устаревшей, «срывать копыта» (как говорил герой старого советского фильма «Экипаж») и отправлять ее в окончательную отставку время пока еще не пришло. «Гвоздика» продолжает находиться на вооружении армий России и других стран СНГ, а также с успехом эксплуатируется во многих государствах дальнего зарубежья.