LWD
S%^Tt$ - 9757500457000
Junak-1


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1947 году авиационное командование, стремясь удовлетворить потребности в учебно-тренировочных самолетах, приказало разработать прототип машины, способный заменить устаревший УТ-2. Команда конструкторов должна была решить трудную задачу. С двигателем той же мощности, скорость полета должна быть будет выше на 25%, чем у УТ-2. Самолет должен обеспечить большую степень безопасности и быть легким в управлении. Основной целью является обучение курсантов авиационных школ. Первоначально планировалось использовать двигатель Walter Minor 6-III. Но торговые переговоры по приобретению лицензионных прав затянулись, и было решено использовать двигатель М-11Д, производство которого началось в WSK Rzeszow.

Конструкторский коллектив LWD, под руководством Tadeusza Soltyka, разработал несколько готовых проектов, в том числе вариант самолета с размещением пилотов рядом друг с другом. Наконец, после всестороннего анализа и с учетом значения каждой версии, приняли вариант с размещением экипажа тандемом, как более современный и с меньшим аэродинамическим сопротивлением. Проект самолета Junak был разработан в 1947 году и в том же году началось строительство прототипа. Работа была завершена в феврале 1948 года. Первый полет машины состоялся 22 февраля 1948 г. в аэропорту завода в Lodzi. Пилотом был Antoni Szymanski. Самолет показал себя устойчивым в воздухе во всех диапазонах скоростей, хотя и очень чувствительным в управлении. Выполнял все фигуры высшего пилотажа, за исключением перевернутого полета. Кабина пилотов закрывалась большим фонарем, отбрасываемым в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Двигатель был защищен отдельными колпаками, закрывающими каждый цилиндр. Шасси неубирающееся, с мощными передними стойками. На хвостовом костыле крепился стальной ролик для облегчения руления по бетону. Junak выглядел привлекательно - стройный силуэт, полностью закрытая кабина, закрытые цилиндры и большой колпак винта, который плавно переходит в переднюю часть фюзеляжа.

6 апреля 1948 года в аэропорту Okecie состоялся официальный показ прототипа на земле и в полете представителям военной и гражданской авиации, ITL, CSS, и других учреждений. Впервые перед публикой в полете самолет был представлен 5 сентября1948 на авиасалоне в Okeciu.

После заводские испытания Junak был передан в авиационный технический институт (ITL), где с 28 июня по 30 ноября 1948 прошли государственные испытания. Испытания в ITL подтвердили, что самолет является стабильной, контролируемым и в полете и правильно выполнял фигуры высшего пилотажа. Самолет был простым в использовании и простым в обслуживании. Тем не менее, было обнаружено несколько недостатков в оборудовании кабины пилотов, которые были в дальнейшем устранены. Прототип Junaka был выставлен в мае 1949 года на XXII Международной Ярмарке в Познани. 4 сентября 1949 года, Junak был представлен общественности во второй раз, показывая высший пилотаж на аиационном празднике в Okeciu. В начале октября 1949 года самолет был представлен в OSL в Дублине для проведения опытной эксплуатации.

После завершения цикла заводских и государственных испытаний прототипа Junak, было решено начать массовое производство, но с более мощным двигателем М-11ФР (160 л.с.), производство которого началось на PZL Rzeszow и PZL "Fasil" во Вроцлаве.

В 1951 году прототип Junak-1 был передан в GIL, где он получил гражданскую регистрацию SP-GLA.




ЛТХ:
Модификация Junak-1
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.50
Высота самолета,м 2.15
Площадь крыла,м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 618
максимальная взлетная 1000
Тип двигателя 1 ПД M11D
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч 215
Крейсерская скорость, км/ч 170
Скороподъемность, м/мин 198
Практическая дальность, км 1400
Практический потолок, м 4600
Экипаж, чел 2

Junak-2


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1949
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1949-1950 над документацией серийной версии Junaka работали одновременно две группы: конструкторская группа из CSS во Вроцлаве и конструкторская группа LWD в Лодзи. Чертежи впоследствии передали в CSS в Okecie, где было начато строительство прототипа серийного Junaka-2. Новая машина, по сравнению с Junak-1, оснащалась более мощным двигателем М-11ФР (160 л.с.), винтом LWD-J4, закрылками под крылом. Кроме того, у Junak-2 были новые обтекатели колеса, колеса с тормозами и был изменен фонаря кабины. Прототип был доставлен в Okeciu и 12 июля 1949 летчик Wiktora Pelke совершил первый полет. Испытания в полете и на земле показали необходимость внести ряд изменений и поправок. Был заменен фиксированной хвостовой костыль на подвижный, изменили колеса с тормозами, фонарь кабины был заменен на новый, с более жестким переплетом, установили переговорное устройство, улучшенный механизм выдвижения закрылков и т.д. Кроме того, были удалены мелкие дефекты и недостатки. Однако, после этой работы, масса пустого самолета увеличилось на 13 кг.

Измененный в CSS самолет назвали Junak-2bis. Прототип был испытан 17 мая 1950 года в аэропорту Okecie пилотом Antoniego Szymanskiego. Три дня спустя - 20 мая 1950 года, во время пикирования, возникла сильная вибрация (флаттер), которая привела к разрушению элеронов. Пилот Antoni Szymanski посадил машину на землю, лишь незначительно повредив его при посадке. Прототип быстро отремонтировали и внесли изменения в проект. После ремонта были завершены заводские испытания, и Junak-2bis в его окончательной форме стал стандартной версией для серии, за который восстановили имя Junak-2 (без бис). В 1950 году прототип также подвергли испытаниям для утверждения, получения сертификата. В то же время, в WGK-CSS завершили разработку документации и рабочих чертежей, с учетом изменений, возникающих в исследованиях Junaka-2bis. В начале 1949 г. в PZL Mielec началось строительство первых трех серийных экземпляров. Двигатели М-11ФР для Junak изготавливали в PZL Fasil во Вроцлаве.

Первоначально планировалось начать производство Junak в WSK Swidnik. Но планы поменялись и в Swidnik решили строить вертолеты. А производство самолетов перевели в WSK-4 Okecie. В 1951 году в WSK-4 Okecie было построено 12 штук Junak-2. В 1952 году главный конструктор - Тадеуш Soltyk получил Государственную премию второй степени за разработку и массовое производство этого столь необходимой машины. В 1954 году, после выпуска 105 единиц, производство Junak-2 завершили, заменив их на следующий вариант - Junak-3. Junak-2 был первым самолетом в Польше после войны, который строился большой серией, в первую очередь для военных летных школ.

Серийный Junak характеризуется хорошими летно-пилотажными свойствами. Вел себя правильно во всех фазах полета. Показывал хорошую устойчивость и управляемость. Недовольство многих пилотов вызвало примитивность кабины и неудобное расположения рычага управления. Замечания и комментарии были использованы при конструировании следующих типов самолетов, предназначенных для летных школ.

В феврале и марте 1954 года региональные аэроклубы полученные от военных первую партию из 17 новых самолетов Junak-2 Машины получили регистрационные знаки, начинающиеся с букв ВВ, такие как SP-BBF, SP-BBM, SP-BBR и т.д. Самолеты в этой группе комплектовались обтекателями шасси и колпаками на цилиндрах двигателя. Вторую партию из 54 штук воздушные силы передали в аэроклубы в период с марта по май 1955. Знаки регистрации воздушного судна стали включать в себя буквы АА, АВ, АС, AD, AE. Например, SP-AAB, SP-ABK, SP-ACP, SP-AEB. Большинство самолетов этой партии не имели обтекателей шасси, некоторые из них были без защиты цилиндров двигателя, а некоторые без обтекателей воздушных винтов. Один экземпляр самолета с регистрационным знаком SP-GLE был передан в авиационный институт, где с 1955 по1963 г.г. выполнил функцию экспериментального самолета. В то время на нем была проведена серия летных испытаний, таких, как сравнительные исследования воздушных винтов WD-451 и W-501-D81 (от самолета Як-18), и др..

В 1961 году самолет переоборудовали под новый двигатель WN-6B мощностью 144 кВт (195 л.с.), с новым капотом и пластиковым винтом. Летные испытания этого самолета под обозначением Junak-2WN начались 24 апреля 1961 г. Также были версии Junak-2 с дополнительным топливным баком, различным вооружением т.д. В течение многих лет в аэроклубах Junak-2 был одним из основных типов самолетов, используемых в процессе обучении. Они также использовались для второй степени летной подготовки в военной авиации (LPW II). Дольше всех прослужил Junak-2 SP-BBT, фабр. ╧ 7338, 1953 г., поступивший в армию в феврале 1954 года и исключенный в декабре 1972 года, последний из самолетов этого типа, после 20 лет службы в военной и гражданской авиации.



ЛТХ:
Модификация Junak-2
Размах крыла, м 9.91
Длина самолета,м 7.73
Высота самолета,м 2.20
Площадь крыла,м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 746
максимальная взлетная 1088
Тип двигателя 1 ПД M11FR
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 233
Крейсерская скорость, км/ч 182
Практическая дальность, км 880
Скороподъемность, м/мин 186
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 2

TS-9 Junak-3


Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1953
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Организованное в 1952 году в институте авиации в Варшаве конструкторское бюро, возглавляемое Тадеушем Солтыком, предложило следующую модификацию самолета Junak-2 с каплеобразным фонарем, убирающимся шасси и рядом других усовершенствований. Однако этот проект TS-7 Chwat не нашел поддержки и остался только в рабочих чертежах. Но в это самое время ВВС Польши начали осваивать первые реактивные истребители - Як-23, МиГ-15, и возникла потребность в учебном самолете с трехопорным шасси с носовой стойкой. Поэтому Солтык внес изменения в конструкцию Junak, снабдив его фиксированным трехопорным шасси с носовой стойкой, новым воздушным винтом, коротковолновой радиостанцией и радиокомпасом. Машина получила обозначение TS-9 и имя Junak-3. Испытания прототипа начались 7 августа 1953 года. Первый полеты совершили летчики-испытатели Andrzej Ablamowicz и Wiktor Pelka. Junak-3 успешно прошел летные испытания и был сертифицирован для массового производства. В 1954 году началось производство в WSK Okecie, заменив на конвейере Junak-2. Всего было изготовлено146 экземпляров. Таким образом, было произведено в общей сложности 251 самолета этого типа, во всех версиях, предназначенных для военных летных школ и аэроклубов.

Junak-3 начал службу в OSL Dablin в 1954 году. В воздухе он неоднократно демонстрировался по случаю праздников и авиасалонов. Например, во время авиационного праздника 26 августа 1956 г. в Варшаве, воздушную акробатику показывала группа из трех Junak-3, пилотируемых женщинами - пилотами ВВС Польши: майором Sosnowska, капитаном Andrychowska и поручиком Kaminsky.

С 1956 года военно-воздушные силы начали постепенно передавать машины этого типа в аэроклубы. Первая партия была введена в мае и июне 1956 г., а далее постепенно в течение ближайших лет. В период 1956-1961 ВВС передало 93 спортивных самолетов Junak-3: 1956 - 15 шт., 1957 - 11 шт., 1958 - 11 шт., 1960 - 37 шт. и 1961 - 19 шт.

Последний Junak-3 SP-BOG был исключен из реестра воздушных судов 11 октября 1972 г. В музее авиации космонавтики в Кракове находятся представители всех версий этого семейства: Junak-1 SP-GLA, Junak-2 SP-ADM и Junak-3 SP-BPL.

Конструкция самолета.

Крыло - двухлонджеронное, трехсекционное, трапецевидное. Средняя часть представляла собой неотъемлемую часть фюзеляжа и имела решетчатую структуру из стальных труб. Консоли крыла были деревянной конструкции. Покрытие кессонов была изготовлено из фанеры, оклеенной полотном. Остальная часть крыла обшита полотном. На самолетах Junak-2 и Junak-3 имелись металлические закрылки, управляемые вручную. В левом крыле находилась фара для посадки в ночное время.

Фюзеляж - пространственная решетка, сваренная из стальных труб, обшитая деревянными планками. Покрытие передней части - панели, остальной - полотно. Передняя кабины была предназначена для инструктора, задняя для ученика. Передняя часть фонаря кабины открывалась вбок на правую сторону, задняя - скользила назад на роликах по рельсам.

Хвостовое оперение - трапецевидное, деревянной конструкции. Неподвижные части покрыты фанерой, рули управления - полотном.

Силовая установка - радиальный двигатель М-11ФР1 стартовой мощностью 118 кВт (160 л.с.) и прочный 103 кВт (140 л.с.). Каждый цилиндр закрыт колпаком. Запуск двигателя производился сжатым воздухом. Двухлопастной деревянный винт фиксированного шага. На Junak-3 устанавливался винт LWD J-6 диаметром 2,05 м. Основной топливный бак был помещен в левой части крыла. В версии Junak-3A дополнительный топливный бак размещался в корпусе, перед кабиной экипажа. В версии Junak-3B дополнительные баки были размещены в носу левой половины крыла и под фюзеляжем.

На Junak-3 устанавливалось следующее радионавигационное оборудование: коротковолновая радиостанция, радиокомпас и переговорное устройство.






ЛТХ:
Модификация TS-9
Размах крыла, м 9.92
Длина самолета,м 7.75
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 818
максимальная взлетная 1080
Тип двигателя 1 ПД М-11ФР
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 205
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 180
Практический потолок, м 4100
Экипаж, чел 2

Mis


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1949
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1947 году фирма LWD начала разработку десятиместного легкого транспортного самолета, получившего наименование Mis. Вскоре был построен и макет самолета, который продули в аэродинамической трубе. А 24 ноября 1949 года в воздух поднялся и прототип самолета. Уже в первом полете проявились недостатки в управляемости. После чего самолет переделали, однако все имеющиеся двигатели были явно недостаточны. Работы по проекту были окончательно закрыты в 1951 году в связи с закрытием фирмы LWD.









ЛТХ:
Модификация Mis
Размах крыла, м 17.70
Длина самолета,м 12.90
Высота самолета,м 4.00
Суммарная площадь крыльев,м2 40.00
Масса, кг
пустого самолета 2215
максимальная взлетная 3240
Тип двигателя 2 ПД Argus As-10C
Мощность, л.с. 2 х 240
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 210
Практическая дальность, км 420
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8 пассажиров

Szpak-2


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1945
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1944 году в освобожденном Люблине группа польских конструкторов во главе с инженером Тадеушем Солтыкой (Tadeusz Soltyk) начала разработку проекта легкого связного и разведывательного самолета. Новый самолет получил наименование Szpak. В 1945 году конструкторское бюро было перебазировано в Лодзь для работы на фирме Lotniczych Warsztatach Doswiadczalnych (LWD). Там на базе проекта Szpak-1 было решено создать легкий гражданский самолет. Новый самолет получил обозначение Szpak-2.

Szpak-2 стал первым самолетом фирмы LWD в Лодзе. Из-за тяжелых послевоенных условий в конструкции не использовались такие стратегические материалы как алюминий. Поэтому четырехместный низкоплан был полностью деревянным. Все приборы были сняты с разбитых германских самолетов. Szpak-2 был оснащен двигателем Siemens-Halske (Bramo) Sh-14, тоже трофейным.

Работа над проектом началась в марте 1945 года, а впервые прототип поднялся 28 октября всего лишь после 8 месяцев напряженной работы. Szpak-2 (SP-AAA) стал первым польским послевоенным гражданским самолетом.



ЛТХ:
Модификация Szpak-2
Размах крыла, м 11.30
Длина самолета,м 8.05
Высота самолета,м 2.40
Площадь крыла,м2 18.20
Масса, кг
пустого самолета 650
максимальная взлетная 1100
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske (Bramo) Sh-14a
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 195
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

Szpak-3


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1946
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Используя опыт по созданию Szpak-2, конструкторы Lotniczych Warsztatach Doswiadczalnych (LWD) во главе с Тадеушем Солтыкой (Tadeusz Soltyk) разработали следующую модификацию самолета, получившую обозначение Szpak-3. Она поднялась в воздух 17 декабря 1946 года. Главным отличием самолета стало новое трехстоечное шасси.

Единственный экземпляр самолета, получивший гражданскую регистрацию SP-AAB, использовался до начала 1950 года как самолет Министерства иностранных дел. С декабря 1963 года выставлен в Музее Авиации и Космонавтике в Кракове.





ЛТХ:
Модификация Szpak-3
Размах крыла, м 11.30
Длина самолета,м 8.14
Высота самолета,м 2.77
Площадь крыла,м2 18.20
Масса, кг
пустого самолета 650
максимальная взлетная 1150
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske (Bramo) Sh-14a
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 196
Крейсерская скорость, км/ч 155
Практическая дальность, км 650
Практический потолок, м 3350
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

Szpak-4


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1947
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В середине 40-х годов в Польше значительно вырос спрос на легкие самолеты. Для его удовлетворения фирме Lotniczych Warsztatach Doswiadczalnych (LWD) был выдан заказ на разработку пилотажного и легкого многоцелевого самолета.

Первым был изготовлен пилотажный двухместный Szpak-4A. Единственный прототип (SP-AAD) поднялся в воздух 5 мая 1947 года. Испытания показали, что самолет не может использоваться для выполнения фигур высшего пилотажа, к тому же открытая кабина самолета выглядела устаревшим элементом.

Основной выбор Министерства коммуникаций был сделан в пользу четырехместного многоцелевого Szpak-4T. Небольшая серия из 10 самолетов была выпущена на Государственном авиационном заводе (WSK-1). Они использовались до 1952 года (кроме SP-AAG которые летал еще год). В декабре 1963 года Szpak-4T был выставлен в Музее Авиации и Космонавтике в Кракове.



ЛТХ:
Модификация Szpak-4T
Размах крыла, м 11.40
Длина самолета,м 8.05
Высота самолета,м 2.40
Площадь крыла,м2 18.20
Масса, кг
пустого самолета 1200
максимальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske (Bramo) Sh-14a
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 150
Практическая дальность, км 600
Практический потолок, м 3300
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

Zak-1


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1947
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Департамент гражданской авиации Польши в 1946 году заказал фирме LWD легкий экономичный самолет для аэроклубов. Разработка проекта получившего наименование Zak началась зимой 1946 года группой польских конструкторов во главе с инженером Тадеушем Солтыкой (Tadeusz Soltyk). Всего через пару месяцев началась постройка первого прототипа.

ервый экземпляр самолета Zak-1 с двигателем Walter Mikron III мощностью 65 л.с. получил регистрацию SP-AAC и был облетан 23 марта 1947 года. В ходе испытательных полетов самолет постоянно модернизировался. На государственных испытаниях в феврале 1949 года самолет получил общую положительную оценку, но с замечанием о невозможности использоваться в виде пилотажного самолета. Фирме LWD рекомендовалось продолжить модернизации самолета. Самой главной проблемой стал двигатель самолета - вместо заявленных 65 л.с. Walter Mikron выдавал сего 56 л.с. на валу.







ЛТХ:
Модификация Zak-1
Размах крыла, м 11.80
Длина самолета,м 7.70
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 17.16
Масса, кг
пустого самолета 405
максимальная взлетная 654
Тип двигателя 1 ПД Walter Mikron III
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость, км/ч 155
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 360
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2

Zak-2


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1947
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет Zak-1 не удовлетворил Департамент гражданской авиации Польши. Главной проблемой самолета считалась силовая установка и группа конструкторов во главе с инженером Тадеушем Солтыкой (Tadeusz Soltyk) предложила заменить двигатель на перспективный польский мотор WN-1 (PZL A-65).

Новый самолет, получивший обозначение Zak-2, был в общем схож с Zak-1. Главными отличиями были - гидравлические тормоза и новый капот двигателя. Прототип (регистрационный номер SP-AAE) взлетел 27 ноября 1947 года. Испытания прошли вполне успешно, но возникшие судебные проблемы с двигателем (американцы посчитали его нелицензионной копией Continental A-65) не позволили продолжить проект.






ЛТХ:
Модификация Zak-2
Размах крыла, м 11.80
Длина самолета,м 7.55
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 16.83
Масса, кг
пустого самолета 448
максимальная взлетная 658
Тип двигателя 1 ПД PZL A-65
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость, км/ч 147
Крейсерская скорость, км/ч 105
Практическая дальность, км 394
Практический потолок, м 2200
Экипаж, чел 2

Zak-3


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Несмотря на проблемы в ходе испытаний прототипов Zak Департамент гражданской авиации Польши решил заказать фирме LWD небольшую серию из 10 самолетов, получивших обозначение Zak-3.

Первоначально было решено использовать лицензионный советский двигатель M11D, но потом остановились на варианте закупки в Чехословакии 10 двигателей Walter Minor 4-III мощностью 105 л.с.

Первый прототип (SP-AAS) поднялся в воздух 8 ноября 1948 года. Уже в следующем месяце были изготовлены все остальные Zak-3.

Самолеты были переданы в аэроклубы Куявски, Познани, Кракова, Гданьска, Бельско-Бяла и Варшавы. В последствии несколько Zak-3 были возвращены на фирму для тестовых испытаний. Так на один из них (SP-AAX) установили двигатель Cirrus III , снятый с самолета RWD-21.









ЛТХ:
Модификация Zak-3
Размах крыла, м 11.80
Длина самолета,м 7.60
Высота самолета,м 1.95
Площадь крыла,м2 16.83
Масса, кг
пустого самолета 400
максимальная взлетная 654
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 4-III
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 155
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км 310
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2

Zak-4


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Проблемы с силовой установкой Zak-1 и Zak-2 вынудили конструкторов фирмы LWD искать новые варианты силовой установки. В результате в 19478 году появился еще еще один прототип самолета, получивший обозначение Zak-4, с более мощным двигателем Walter Minor 4-III (105 л.с.).

Первый полет прототипа (получил регистрационный номер SP-BAE) состоялся 20 октября 1948 года.

Планировалось использовать Zak-4 для буксировки планеров в гражданских аэроклубах. Но в очередной раз возникли проблемы с двигателем - Walter Minor 4-III был высотным, на небольших высотах пригодных для планеров он сильно ухудшал характеристики самолета. Попытка установить пропеллер меньшего диаметра тоже не принесла успех.

В последствии единственный прототип Zak-4 был переделан в один из серийных Zak-3.








ЛТХ:
Модификация Zak-4
Размах крыла, м 11.80
Длина самолета,м 7.80
Высота самолета,м 2.00
Площадь крыла,м2 16.83
Масса, кг
пустого самолета 445
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 4-III
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 157
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 540
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2

Zuch-1


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1948 года фирма LWD начала разработку новой версии тренировочного Junak. Новый самолет Zuch-1 получил более мощный двигатель Walter Minor 6-III мощностью 160 л.с.. Прототип Zuch-1 был поднят Антоном Шиманским 1 сентября 1948 года. После испытаний самолет стал лучшим акробатическим самолетов на следующие два десятилетия.

Однако Zuch-1 не пошел в серийное производство из-за того, что двигатель Walter так и не стали производить по лицензии. Единственный экземпляр самолета (получил регистрационный номер SP-BAD) использовался до 1955 года.












ЛТХ:
Модификация Zuch-1
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.61
Высота самолета,м 2.10
Площадь крыла,м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 658
максимальная взлетная 1020
Тип двигателя 1 ПД Bramo Sh14
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 222
Крейсерская скорость, км/ч 181
Практическая дальность, км 1160
Практический потолок, м 4750
Экипаж, чел 2

Zuch-2


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1949
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Столкнувшись очередной раз с проблемой с силовой установкой на фирме LWD решили не мудрствовать, а использовать то что под рукой - трофейные немецкие двигатели Siemens-Halske (Bramo) Sh-14 мощностью 160 л.с. Переделанные под эти моторы самолеты получили обозначение Zuch-2.

Первый экземпляр (SP-BAG) поднялся в воздух 1 апреля 1949 года. Так как на складе имелись еще несколько трофейных Bramo, то решено было выпустить еще пять серийных экземпляра - SP-BAL, SP-BAM, SP-BAN, SP-BAO и SP-BAP. Все они использовались до 1955 года в аэроклубах страны.










ЛТХ:
Модификация Zuch-2
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.61
Высота самолета,м 2.10
Площадь крыла,м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 580
максимальная взлетная 1020
Тип двигателя 1 ПД Bramo Sh14
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 222
Крейсерская скорость, км/ч 181
Практическая дальность, км 1160
Практический потолок, м 4750
Экипаж, чел 2

Zuraw


Разработчик: LWD
Страна: Польша
Первый полет: 1951
Тип: Легкий наблюдательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1948 году на фирме LWD началась разработка легкого наблюдательного самолета Zuraw с уменьшенным взлетом и посадкой. Как пример конструкторы взяли популярный Fieseler Storch. Антон Шиманский поднял самолет 16 мая 1951 года. Испытания показали, что самолет оказался перетяжеленным и мощность двигателя оказалась недостаточной. Вскоре все работы по проекту закрыли.













ЛТХ:
Модификация Zuraw
Размах крыла, м 11.70
Длина самолета,м 8.26
Высота самолета,м 2.56
Площадь крыла,м2 21.12
Масса, кг
пустого самолета 913
максимальная взлетная 1157
Тип двигателя 1 ПД М-11ФР
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 168
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 320
Максимальная скороподъемность, м/мин 121
Практический потолок, м 2500
Экипаж, чел 2