Lublin | |
S%^Tt$ - 9757500457000
|
Lublin R-VIII Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1928 Тип: Легкий бомбардировщик-штурмовик ЛТХ Доп. информация В 1927 году фирма ZM PI&L в Люблине по собственной инициативе занялась разработкой штурмовика, который по замыслу создателей должен был превосходить по всем показателем состоявшие на вооружении Потезы и Бреге. Начинание фирмы было поддержано правительством и 14 декабря 1927 года был выдан заказ на три прототипа: один для статических испытаний, а два с разными двигателями (Лоан-Дитрих и Фарман). Кроме того, военные выдвинули ряд условий, в частности это должен быть легкий дальний бомбардировщик с увеличенным запасом топлива. Главным конструктором стал инженер Йержи Рудлицкий. Статические испытания Lublin R-VIII начались в январе 1928 года, а 8 февраля 1928 был готов и первый прототип (однако без двигателя, поступления которого ожидали). Наконец в конца марта 1928 года самолет был поднят в воздух майором Вацлавом Маковским. Однако уже в первых вылетах оказалось, что двигатель Фарман маломощный и от его использования отказались. Летом 1928 года был готов второй прототип R-VIII/2 с двигателем Lorraine-Dietrich-18Kd. Весь бомбовый комплект находился во внутреннем бомболюке, кроме того впервые в Польше были применены масляные амортизаторы. А в период с 26 оп 30 ноября 1928 года прототип был показан на авиашоу в Бухаресте и Белграде. В феврале 1929 года началась сборка первых четырех самолетов войсковой серии. Один из них имел двигатель Lorraine-Dietrich, а второй - Hispano-Suiza. Первый серийный самолет был облетан в апреле 1930 года. Однако вскоре он потерпел аварию, причем пилот и пассажир получили контузии. Самолет списали. Всего построили еще две машины, после чего программу прикрыли. Три машины отправили в испытательный центр в Деблине, а одна машина с двигателем Фарман была возвращена фирме. Прослужили они недолго из-за низкой надежности двигателей и к концу 1930 года самолеты списали. Несколько самолетов с установленными на них поплавками были переданы ВМС Польши. Два самолета R-VIIIter использовались в разведывательной эскадрильи вплоть до начала Второй Мировой войны и были уничтожены в сентябре 1939 года. ЛТХ: Модификация Lublin R-VIII/2 Размах крыла, м 17.00 Длина самолета,м 11.12 Высота самолета,м 4.50 Площадь крыла,м2 76.40 Масса, кг пустого самолета 2457 нормальная взлетная 3500 максимальная взлетная 4300 Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich-18Kd Мощность, л.с. 1 х 650 Максимальная скорость, км/ч 225 Крейсерская скорость, км/ч 182 Практическая дальность, км 1720 Дальность с макс.бомбовой загрузкой, км 600 Практический потолок, м 5770 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.7-мм пулемет Vickers, два 7.7-мм пулемета Lewis до 1000 кг бомб Lublin R-IX Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1929 Тип: Пассажирский самолет ЛТХ Доп. информация По заказу LOPP и при их финансовой помощи во второй половине 1928 года инженер Рудлицкий спроектировал пассажирский самолет, названный Lublin R-IX. В конструкции использовался опыт, накопленный при проектировании Lublin R-VIII. Прототип был облетан весной 1929 года в Люблине. Однако самолет не отвечал требованиям PLL "LOT", прежде всего по скорости полета (крейсерская скорость полета составляла всего 145 км/ч). Самолет остался в ангаре в ПОзнане какое то время, после чего был пущен под слом. ЛТХ: Модификация Lublin R-IX Размах крыла, м 17.00 Длина самолета,м 12.10 Высота самолета,м 4.50 Площадь крыла,м2 76.00 Масса, кг пустого самолета 1814 максимальная взлетная 3100 Тип двигателя 1 ПД Gnome-Rhone Jupiter 9A Мощность, л.с. 1 х 450 Максимальная скорость, км/ч 175 Крейсерская скорость, км/ч 145 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 4000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 5 пассажиров Lublin R-X Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1929 Тип: Самолет-разведчик ЛТХ Доп. информация Lublin R-X - самолет-разведчик, разработанный польской фирмой Lublin (Zaklady Mechaniczne Plage i Laskiewicz). Работы над самолетом были начаты в 1928 года под руководством главного конструктора инженера Йержи Рудлицкого. Первый полет прототипа самолета, оборудованного двигателем Skoda-Wright J-5 Whirlwind мощностью 220 л.с., состоялся 1 февраля 1929 года. С марта по ноябрь самолет проходил испытания в институте Instytucie Badań Technicznych Lotnictwa (IBTL). После прохождения испытаний была заказана предсерийная партия из 5 самолетов R-Xa. После небольшого срока эксплуатирования самолета в частях главному конструктору было предложено доработать самолет. Результатом этих работ над самолетом стало появление версии Lublin R-XIV. Всего было построено 7 экземпляров самолета R-X, один из которых был переделал для дальних перелетов и получил обозначение R-Xa bis, а последний экземпляр использовался при разработке модификации Lublin R-XIII (он обозначался R-Xbis). ЛТХ: Модификация R-X Размах крыла, м 13.50 Длина, м 8.30 Высота, м Площадь крыла, м2 26.00 Масса, кг пустого самолета 900 нормальная взлетная 1750 Тип двигателя 1 ПД Skoda-Wright J-5 Whirlwind Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость у земли , км/ч 176 Крейсерская скорость , км/ч 155 Практическая дальность, км 480 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4000 Экипаж, чел 2 Вооружение один 7,7 -мм пулемет Lublin R-XI Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация В 1929 году на авиазаводе Plage i Laskiewicz был разработан проект шестиместного, однодвигательного пассажирского самолета, получившего обозначение Lublin R-XI. Самолет предназначался для местных авиалиний. Самолет был выставлен на конкурс вместе с Junkers F-13. Прототип с регистрацией SP-ACC был облетан 8 февраля 1930 года ив скорее его передали в PLL Lot для дальнейших испытаний. Летом 1931 года самолет Lublin R-XI потерпел аварию и больше не восстанавливался. ЛТХ: Модификация Lublin R-XI Размах крыла, м 15.00 Длина самолета,м 9.60 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 30.00 Масса, кг пустого самолета 1210 максимальная взлетная 1943 Тип двигателя 1 ПД Wright J5 Whirlwind Мощность, л.с. 1 х 240 Максимальная скорость, км/ч 185 Крейсерская скорость, км/ч 162 Практическая дальность, км 730 Практический потолок, м 2800 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 4 пассажиров Lublin R-XII Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1930 году по заказу LOPP в фабрике "Plage I Laskiewicz" был построен двух-, трехместный спортивный самолет Lublin R-XII конструкции инженера Йержи Рудлицкого. Конструкция самолета была основана на конструкции Lublin R-XI. Это был первый и последний спортивный самолет, произведенный на этом заводе. Прототип самолета с обозначением SP-AFB был облетан осенью 1930 года на любельском аэродроме. После нескольких лет, проведенных в ангаре, был списан. ЛТХ: Модификация Lublin R-XII Размах крыла, м 11.50 Длина самолета,м 7.62 Высота самолета,м 2.36 Площадь крыла,м2 18.54 Масса, кг пустого самолета 504 максимальная взлетная 829 Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Genet Мощность, л.с. 1 х 80 Максимальная скорость, км/ч 156 Крейсерская скорость, км/ч 135 Практическая дальность, км 550 Практический потолок, м 4750 Экипаж, чел 3 Lublin R-XIII Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1931 Тип: Разведчик-корректировщик ЛТХ Доп. информация Концепция самолета поддержки пехоты для польских ВВС родилась в 1926 году. А в следующем году Департамент Аэронавтики Министерства Обороны Польши объявило конкурс на такой самолет. Согласно его требованиям на будущем самолете должен использоваться двигатель Райт мощностью 220 л.с., вооружен 1 пулеметом у летнаба, иметь скорость в 170 км\ч и короткий старт и посадку. Кроме конструкция крыльев должна быть складывающейся чтобы обеспечить переброску самолетов по грунтовым дорогам.. В конце 1927 года в конкурсе решили брать участие фирмы PWS и Zaklady Mechanichne Plage I Laskiewich. В итоге 28 марта 1928 года фирма PWS получила заказ на постройку двух прототипов и 5 самолетов, а ZMPL решила строить самолет на собственные деньги. В итоге такая стратегия себя оправдала - PWS-5 получил у военных крайне отрицательную оценку. Зато концепция самолетов R-X - XIV стала крайне удачной для фирмы. В июне 1931 года военные разместили заказ на 50 самолетов Lublin R-XIII. Первые пять машин получили обозначение R-XIIIА и естественно отличались от прототипов. А весной 1932 года самолет No.54-15 был поставлен на поплавки и стал прототипом для будущей серии таких машин. Летом того же 1932 года началось серийное производство партии из 50 машин в версии R-XIIIB. В 1933 году четыре таких самолета военные передали аэроклубам. Эти самолеты получили следующие гражданские обозначения SP-AFD (#56-12), SP-AND (#56-13), SP-ANF (#56-20) и SP-AKK (#56-48). Уже в апреле два гражданских самолета совершили рекламный полет по маршруту Варшава - Львов - Черновцы - Яссы - Бухарест - София - Белград - Загреб - Вена - Братислава - Прага - Брно - Варшава. 9 января 1932 года был размещен заказ на 3 R-XIIIbis/hidro с деревянными поплавками - для морской авиации. Самолеты были построены в 1932 году и в конце года переданы заказчику. Самолеты имели сменное шасси, что позволяло их использовать и с сухопутных аэродромов. 19 сентября 1932 года фирма получила заказ на 120 R-XIII, в том числе 50 R-XIIIС и 70 в модифицированной версии. R-XIIIС представлял собой дальнейшее развитие R-XIIIВ, но с кольцом Тауненда. А 5 февраля 1934 года было подписано дополнительное соглашение, по которому количество самолетов в заказе увеличивалось с 120 до 170, в том числе 48 R-XIIID, 2 прототипа R-XIIIЕ и R-XIIIF с двигателями мощностью 300 л.с., 95 R-XIIID и 25 самолетов R-XIIIЕ с двигателями G-1620. Версия R-XIIID была разработана в 1932 году. На ней был опробован ряд новинок, в том числе заслонки двигателя с регулированными жалюзями, кроме того длина самолета увеличилась на 0,25 м. первый экземпляр R-XIIID был передан на войсковые испытания 28 мая и еще два самолета - в августе. Самолеты получили гражданскую регистрацию SP-ANE, -ANG, - AMG. Потом в процессе капитальных ремонтов машины модификаций R-XIIIВ и С были модернизированы до R-XIIID. Во время подготовки польских летчиков к участию в Challenge 1934 года шесть R-XIIIВ были модернизированы для слепых полетов и получили новое обозначение R-XIIIt. После полетов 1934 года эти машины были возвращены военным. Осенью 1934 года два R-XIIIВ было переоборудовано на R-XIIIt. В Центре летной подготовки в Деблине четыре самолета R-XIIID были переоборудованы для слепых полетов в полевых условиях. Несколько экземпляров R-XIII в связной версии без вооружения использовался в 5-й штабной эскадре 1-го авиаполка на аэродроме Мокотовский в Варшаве. 5 мая 1933 года моряки заказали 10 самолетов новой версии R-XIII ter/hidro. Это были машины версии R-XIIID с поплавками типа KZA. Кроме поплавков самолеты могли нести лыжи и колеса. Весной и летом 1934 года эти машины поступили на вооружение Эскадры Речной Пинской флотилии с базированием в Пинске. А когда в 1937 году эскадру разогнали самолеты перегнали в Пучка, где демонтировали. 26 мая 1934 года морское ведомство заказало еще шесть самолетов под обозначением R-XIIIG. Они имели незначительные отличия от R-XIIIter и R-XIIID. Изначально колесные самолеты могли оснащаться металлическими поплавками. Одна машина из этой серии была модифицирована и получила наименование R-XIIIDr. Это была переработка R-XIIIВ с задней кабиной для перевозки пассажира. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому кроме увеличенных топливных баков на нем стоял авиагоризонт Сперри и другое навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км. Однако 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию. В целом R-XIII оказался очень удачным самолетом, имея большую дальность полета и удачные взлетно-посадочные характеристики. В 1933-39 гг было произведено 288 самолетов R-XIII и R-XIV, в том числе 20 поплавковых R-XIII, 15 R-XIV. Самолеты R-XIII предназначались для взаимодействия с пехотой и артиллерией, могли применяться для разведки, связи. Однако всего шесть самолетов были оборудованы радиостанцией. В 1932-36 гг были организованы 33 звена взаимодействия с армией по 3 самолета в каждом. Осенью 1937 года эти подразделения были распределены по эскадрам - по два звена в каждой. С 1936 года R-XIII должны быть заменены на RWD-14, однако процесс производства этих самолетов задержался и фактически до 1939 года даже не начинался. В 1939 году польские ВВС использовали около 150 R-XIII, в том числе 50 R-XIIID и R-XIIIС в боевых подразделениях, 30 - в летных школах, 30 в резерве и 40 в ремонте. В сентябре 1939 года на R-XIIIG\hidro морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не был разбомблены. В сентябрьской войне самолеты R-XIII использовались в интересах наземных войск очень широко. Так до 16 сентября остались только 24 R-XIII, 19 из которых 16-18 сентября были уничтожены чтобы не достаться врагу. Из 55 армейских машин в ходе боев потеряно 50 (причем 7 самолетов стали жертвой дружественного огня) и только 5 были эвакуированы в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 R-XIII. Эти самолеты широко использовались румынами в 1940-44 гг. Один R-XIII (No.56-158) приземлился в районе Ямполя и был захвачен советскими войсками. Еще один самолет перелетел в Словакию, а еще один - в Венгрию. Модификации : R-XIIIA первый серийный вариант. R-XIIIB с усовершенствованной турельной установкой. R-XIIIC с отличиями по оборудованию. R-XIIID презентационный. Первые 6 экземпляров серии D в 1933 году были переоборудованы для показов. Самолеты должны были 3 сентября отправиться в Москву, но из-за сложных атмосферных условий долетели только до Минска, а потом визит отложили. выпускались с кольцом Тауненда и лобовым капотом на двигателе, коком винта, измененным шасси, новой турелью. R-XIIIDr "Синяя птица". Версия самолета, переоборудованная в апреле 1933 года для перелета в Австралию. Главное отличие - дополнительные топливные баки, которые позволяли преодолеть около 2000 км. Кроме того, аппарат получил кольцо Тауненда, металлический пропеллер и радиооборудование. Однако после испытаний из-за малой мощности двигателя самолет в полет не пустили. R-XIIIF с мотором G-1620A и иным капотированием двигателя; на самолеты, изготовленные LWS, монтировались двигатели J5. R-XIIIt учебно-тренировочная версия для "слепого" полёта по приборам с дополнительным топливным баком, переделанная из серийных машин разных серий. Всего было переоборудовано 17 машин для слепых полетов. R-XIII (sztabowy) штабной, приспособлен для перевозки пассажира. Всего переоборудовано четыре R-XIIIB R.XIIIS (Lacznikowy) гражданская версия, переделанная из серийных машин разных серий. R.XIV военный учебно-тренировочный самолет. R.XIX версия с V-образным хвостового оперением ("бабочка"). R.XXIII первоначальное обозначение R.XIIIDr ЛТХ: Модификация R-XIIIA Размах крыла, м 13.25 Длина, м 8.20 Высота, м 2.76 Площадь крыла, м2 24.50 Масса, кг пустого самолета 890 нормальная взлетная 1304 Тип двигателя 1 ПД Skoda-Wright J5AB Мощность, л.с. 1 х 240 Максимальная скорость , км/ч 177 Крейсерская скорость , км/ч 146 Практическая дальность, км 600 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4100 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.92-мм пулемет Vickers F Lublin R-XIII/hydro Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1929 Тип: Гидросамолет-разведчик ЛТХ Доп. информация Lublin R-XIII/hydro - ближний разведчик. Одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Поплавковый вариант сухопутного разведчика. R-XIII был создан в КБ фирмы "Заклады механичны Плаге и Ласкевич" под руководством Е. Рудлицкого и являлся развитием типа R-XIV. Колесный R-XIII (переделанный из R-XIV) совершил первый полет в апреле 1931 г. Серийное производство этих разведчиков развернули на заводе "Плаге и Ласкевич" в Люблине с мая 1932 г. Осенью один из серийных R-XIII установили на поплавки. В поплавковом варианте было собрано в общей сложности 20 самолетов этого типа. Металлические поплавки типа "Шорт" изготовлялись заводом PZL в Варшаве. Гидросамолеты также комплектовались колесным и лыжным шасси. В конце 1932 г. поплавковые R-XIII поступили на вооружение польской авиации. В конце 1932 г. R-Xlllbis получила Пинская речная флотилия; в 1937 г. она была ликвидирована, а ее самолеты законсервированы. R-XIIIter с лета 1934 г. поступили на вооружение польской морской авиации на Балтике, с весны следующего года туда же прибыли R-XIIIG. В сентябре 1939 г. они участвовали в обороне косы Хель, осуществляя разведку над сушей и морем. Один из самолетов произвел обстрел прожекторов в Данциге. Все польские гидросамолеты были уничтожены немецкой авиацией на земле 8 сентября 1939 г. Выпуск поплавковых R-XIII прекратили в мае 1935 г. Модификации : R.XIII/hydro первая модификация. R.XIIIbis/hydro на базе R-XIIIB на плоскодонных деревянных поплавках, выпущены в 1932 г. R.XIIIter/hydro на базе R-XIIID с кольцом Тауненда на моторе, коком винта, удлиненным фюзеляжем, металлическими поплавками "Шорт" с измененной схемой крепления, выпущены весной-летом 1934 г., позднее часть самолетов оснащена держателями для мелких учебных бомб. R-XIIIG/hydro со стальными винтами, новой турелью, на металлических поплавках "Шорт" (поплавки устанавливались на базе морской авиации в Пуцке), выпущены весной 1935 г. ЛТХ: Модификация R.XIII/hydro Размах крыла, м 13.25 Длина, м 9.13 Высота, м 3.36 Площадь крыла, м2 24.50 Масса, кг пустого самолета 986 нормальная взлетная 1421 Тип двигателя 1 ПД Skoda / Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость у земли , км/ч 175 Крейсерская скорость , км/ч 150 Практическая дальность, км 450 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 3800 Экипаж, чел 2 Вооружение два-три 7,69 -мм пулемета, бомбы до 160 кг (включая глубинные). Lublin R-XIIIE/F Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1934 Тип: Разведчик-корректировщик ЛТХ Доп. информация В начале 30-х годов требования военных постоянно возрастали, что привело к появлению осенью 1932 года двух новых модификаций самолета Lublin - R-XIIIЕ и R-XIIIF. На R-XIIIЕ стоял 7-цилиндровый двигатель Гном-Рон 7К Титан мощностью 360 л.с., металлический винт Гном-Рон 93. Постройка первого прототипа была закончена в январе 1934 года. В 1934 году в связи с появлением более совершенной модификации R-XIIIF на R-XIIIЕ был поставлен польский двигатель Морс и подвески для 50-кг бомб. Летом 1934 года началась постройка R-XIIIF с двигателем Морс мощностью 340 л.с. А вскоре военные заказали 25 таких машин. Прототип серии имел металлический винт Летов НА 212. однако серийные машины все таки имели деревянный винт местной конструкции, тем не менее их количество в серии было увеличено до 50. Однако в ходе летных испытаний обнаружились серьезные дефекты конструкции и от дальнейшего производства самолетов этой модификации отказались. До 21 ноября 1935 года было построено 7 R-XIIIF, а остальные 18 машин в разной степени готовности были пущены на слом. В конце 1935 года фирма обанкротилась и была выкуплена государством, получив новое наименование Lubelska Wytworna Samolotow. Были продолжены работы по улучшению R-XIIIF, однако в итоге заказ был передан другим фирмам (всего вместе с прототипами было построено 58 таких машин). С двигателем G-1620А Морс было построено только 50 самолетов, а остальные оснащались двигателем Райт J-5. эти машины широко использовались для подготовки летчиков в летной школе в Деблине, а без вооружения - как штабные в различных полках. Экземпляр R-XIIIF под номером 58-23 в 1938 году был передан польской авиакомпании ЛОТ, где составил основу метеорологического звена. Однако в процессе эксплуатации выявилась необходимость в крытой кабине - так появился специально построенный самолет R-XIIIF Aerolog. Однако заказчику он не был сдан и в сентябре 1939 года его захватили немцы. ЛТХ: Модификация R-XIIIF Размах крыла, м 13.20 Длина, м 8.45 Высота, м 2.86 Площадь крыла, м2 24.50 Масса, кг пустого самолета 1033 нормальная взлетная 1545 Тип двигателя 1 ПД G-1620 Mors Мощность, л.с. 1 х 340 Максимальная скорость , км/ч 215 Крейсерская скорость , км/ч 175 Практическая дальность, км 700 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 5500 Экипаж 2 Вооружение: два 7.92-мм пулемета Lublin R-XIV Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация После позитивного решения по проекту Lublin R-X инженер Йержи Рудлицкий начал работу над его развитием. Новый самолет получил наименование Lublin R-XIV. Уже летом 1930 года был облетан прототип, а зимой 1930-31 гг была заказана партия из 15 самолетов. Два последние самолета серии были модернизированы и получили вооружение. Став таким образом прототипами разведывательно-связного самолета R-XIII. А R-XIV широко использовались как в летных школах, так и в частях для переподготовки летчиков. ЛТХ: Модификация R-XIV Размах крыла, м 13.50 Длина, м 8.20 Высота, м 2.76 Площадь крыла, м2 25.90 Масса, кг пустого самолета 800 нормальная взлетная 1090 Тип двигателя 1 ПД Skoda-Wright J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость , км/ч 180 Крейсерская скорость , км/ч 156 Практическая дальность, км 500 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4500 Экипаж, чел 2 Lublin R-XVI Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1933 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация Среди прочих типов самолётов, использовавшихся польской армией в середине 1930-х гг. Lublin R-XVI был единственным специализированным санитарным самолётом. Разработка прототипа елась с 1930 года, причем на облик самолёта существенное влияние оказали машины голландского конструктора А.Фоккера (как, впрочем, и на самолёты подобного типа в других странах). Сначала самолёт проектировали как военно-транспортный. По схеме R-XVI представлял собой высокоплан с неубираемым шасси на длинных стойках. Конструкция самолёта была смешанной. Фюзеляж имел в своей основе ферменную раму обшитую полотном, а консоли крыла изготовлялись из дерева. База шасси составляла 2,68 м. Мотоустановка состояла из одного 7-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Wright "Whirlwind Nine" R-975E1 мощностью 365 л.с., оснащенного двухлопастным винтом постоянного шага. В крыле разместили запас топлива на 250 литров. Полностью закрытая кабина пилотов была рассчитана на двух человек и еще один лётчик (механик) располагался непосредственно в пассажирском отсеке. В пассажирском отсеке можно было разместить четырех пассажиров или 500 кг полезной нагрузки. Первый прототип XVIa2 вышел на испытания в 1932 году, показав вполне неплохие характеристики. Самолётом заинтересовалась польская авиакомпания LOT, хотя официальных заказов тогда не последовало. После непродолжительных испытаний R-XVIa2 отправили на доработку, так как характеристики его не совсем удовлетворяли текущим требованиям. Между тем, прототип был представлен на 2-м Международном Конкурсе Санитарой Авиации (2nd International Air Ambulance Contest), проходившем в Мадриде с 1 по 4 июня 1933 года, а также выиграл первое место на приз Maurice Raphael's Cup. Самолёт срочно переделали, доведя до требуемого стандарта санитарной машины. Экипаж сократили до одного пилота, а пассажирский отсек был переделан под одно место для медика и двух носилок для раненых. Двигатель был заменен на более мощный 9-цилиндровый Skoda J-5. Повторные испытания, проведенные в 1933-1934 гг., подтвердили правильность пути по которому пошли польские конструкторы. В скором времени было построено 5 самолётов модификации R-XVIb, основные отличия которых заключались в установке открытой кабины пилотов, винта изменяемого шага и модернизированным фюзеляжем. Самолёты данной модификации в 1935 году поступили в распоряжение PCK (Польский Красный Крест), но уже в следующем году их вывели из гражданской регистрации. По всей видимости, причиной подобного шага послужило плохое техническое состояние R-XVIb. Тем не менее, по меньшей мере три самолёта (регистрационные коды SP-BNO, SP-BNP и SP-BNR) после капитального ремонта были вновь возвращены в эксплуатацию. Чтобы восстановить подорванный авторитет на очередном Конкурсе Санитарной Авиации, на этот раз проходившем с 1 по 4 июля 1938 года в Люксембурге, поляки продемонстрировали своё мастерство, осуществив высадку с парашютами группы из трех медиков, включая двух женщин. Надежность R-XVIb была отчасти подтверждена, что позволило продолжать использование этих самолётов вплоть до самого начала войны с Германией. Согласно имеющимся данным все шесть машин благополучно дожили до сентября 1939 года, хотя не указывается, сколько именно из них находились в работоспособном состоянии. В ходе боевых действий несколько R-XVIb применялись по своему прямому назначению. По крайней мере два самолёта были уничтожены на своим аэродромах в ходе бомбовых ударов. Немецкими войсками был захвачен только один R-XVIb с регистрационным кодом SP-BNO, который получил лёгкие повреждения, но был вполне ремонтопригоден. Дальнейшие сведения об этой машине отсутствуют. ЛТХ: Модификация Lublin R-XVIa2 Размах крыла, м 14.93 Длина самолета,м 10.08 Высота самолета,м 2.96 Площадь крыла,м2 30.50 Масса, кг пустого самолета 1300 максимальная взлетная 2000 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind Nine R-975E1 Мощность, л.с. 1 х 365 Максимальная скорость, км/ч 190 Крейсерская скорость, км/ч 168 Практическая дальность, км 400-700 Практический потолок, м 5000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 4 пассажиров или 500 кг груза Lublin R-XIX Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1932 Тип: Разведчик-корректировщик ЛТХ Доп. информация Lublin R-XIX - легкий разведчик-корректировщик. Самолет представляет собой модернизированный вариант разведчика Lublin R-XIII. В 1932 году первый прототип R-XIII (56.1) был модернизирован в опытный R-XIX. Главным отличием самолета стал V-образный хвост конструкции инженера Рудлицкого. Испытания самолета не выявили никаких преимуществ в этой конструкции и работы над самолетом были прекращены. ЛТХ: Модификация R-XIX Размах крыла, м 13.35 Длина, м 8.20 Высота, м 2.76 Площадь крыла, м2 24.50 Масса, кг пустого самолета 870 нормальная взлетная 1300 Тип двигателя 1 ПД Skoda-Wright J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость , км/ч 180 Крейсерская скорость , км/ч 152 Практическая дальность, км 600 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4200 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.92-мм пулемет Vikers F Lublin R-XX Разработчик: Lublin Страна: Польша Первый полет: 1933 Тип: Бомбардировщик-торпедоносец ЛТХ Доп. информация В 1929-30 годах командование военно-морского флота (K.M.W. √ Kierownictwo Marynarki Wojennej) начало искать замену материальной части эскадрильи морской авиации (Morski Dywizjon Lotniczy), и все три основных польских производителя авиационной техники начали борьбу за долю рынка морских самолетов. Первоначально ВМФ был заинтересован в приобретении легких одномоторных машин, но в конце 1930 года начались исследования возможности создания тяжелого гидросамолета-бомбардировщика/торпедоносца и сформулировал свои идеи относительно данного самолета. Требования к данной машине и планируемая к затрате сумма средств горячее оспаривались не только польскими авиастроительными компаниями, но а также французскими компаниями, компанией Fokker (через посредничество компании Zaklady Mechaniczne Plage i Laskiewicz (Lublin)), а также агентами Эрнста Хейнкеля, который на очень выгодных условиях предлагал лицензионное производство своего гидросамолета на одном из польских заводов. В конце 1930 года стали обретать форму предварительные предложения созданных в Польше проектов двухмоторных гидросамолетов P.W.S.62 и P.Z.L.18, а также проекта компании Lublin. Развитием последнего, ставшего несколько месяцев спустя R-XX, занимался Ежи Рудлицкий (Jerzy Rudlicki), активно консультировавшийся с представителями польского флота. Командование ВМФ исключило из рассмотрения все машины иностранного происхождения и √ впечатлившись добросовестностью, с которой компания Lublin выполняла предыдущие контракты, и серьезностью подхода компании к поставленной задаче √ выбрало R-XX в качестве основы для дальнейших проектных работ. В начале 1933 года польским флотом была разработана полная спецификация на самолет, и Рудлицкий запросил продолжить исследования по R-XX, рабочее проектирование которого было завершено весной 1934 года. В конце 1934 года командование военно-морского флота окончательно утвердило проект, после чего началась подготовка к строительству прототипа. 17 января 1935 года Рудлицкий подписал окончательные чертежи и передал их в опытный цех компании Lublin. R-XX представлявшему собой большой свободнонесущий моноплан с фюзеляжем, сильно напоминавшим фюзеляж бомбардировщика R-XVIII, было суждено стать крупнейшим самолетом из числа построенных в Польше. Так как до этого в стране еще не строились гидросамолеты таких размеров, то опытно-конструкторские работы были новаторским и рискованным мероприятием с огромным объемом работ и множеством новых прочностных задач. Следствием этого стало привлечение к проекту сотрудников конструкторского бюро Рудлицкого, таких как Тессер (Teisseyre), Ланг (Lange), Медвецкий (Medwecki) и Яворский (Jaworski). Помощь в решении наиболее сложных проблем была предоставлена институтом технических исследований авиации (I.B.T.L. √ Instytut Badaс Technicznych Lotnictwa) и Францишеком Яником (Franciszek Janik) √ главным экспертом института в вопросах в вопросах прочности материалов. Первоначально предполагалось использование разъемного крыла, но статические испытания выявили большие проблемы в соединениях лонжеронов, которые при нагрузке стремились к ╚проскальзыванию╩. В итоге было решено строить неразъемное деревянное крыло с размахом 25,4 м. В ходе начального проектирования в качестве силовой установки планировалось использовать два 650-700-сильных радиальных двигателя Bristol Pegasus, которые на самолет должны были устанавливаться без капотов, однако позднее конструкция гидросамолета была значительно облагорожена в плане аэродинамики, и двигатели получили капоты и выхлопные коллекторы. Тем временем командованием польского флота в первоначальную спецификацию были внесены изменения, касавшиеся вооружения и оборудования. Это привело к дальнейшим изменениям в конструкции самолета и задержкам постройке прототипа. Летом 1935 года √ незадолго до краха компании Lublin √ единственный R-XX, силовая установка которого состояла из двух 600-650-сильных радиальных двигателей Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты √ был перевезен по железной дороге к расположенной в Пуцке (Puck) базе эскадрильи морской авиации, где самолет был собран и успешно облетан. Начальные летные испытания показали хорошие характеристики управляемости и удивительно короткую длину разбега, составлявшую лишь половину расчетной . Заводская цена за планер прототипа с поплавками и без двигателей составляла 452292 злотых (примерно £18800). Габаритные размеры прототипа включали размах крыла 25,4 м, длину 15,9 м и высоту 6,1 м; вес с нормальной нагрузкой составлял 6000 кг. Между тем в конце 1934 года Рудлицкий начал работы над значительно усовершенствованным серийным вариантом R-XXA. Новая модель должна была быть оснащена аэродинамически более совершенным крылом уменьшенного размаха, полностью перепроектированным фюзеляжем улучшенной формы, включавшим в себя удлиненный нос, полностью застекленные кабину экипажа и башни для установки оборонительного вооружения и свободнонесущим двухкилевым хвостовым оперением. Тяжелое стрелковое вооружение самолета должно было состоялоть из двух пулеметов и одной 20-мм пушки, размещенной в верхней башне. Двигатели должны были быть размещены в обладавшие низким сопротивлением капоты NACA; воздушные винты должны были оснащаться обтекателями втулок. Для повышения аэродинамической эффективности форма гондол двигателей была тщательно проработана. В начале 1935 года проект R-XXA был представлен командованию ВМФ Польши. В ходе последующего обсуждения представители флота рекомендовали адаптировать самолет под установку специально разработанной Святецким (Świątecki) для гидросамолетов системы бомбодержателей и сброса обычных и глубинных бомб, а также заменить двухкилевое оперение однокилевым. Занимаясь переделками R-XXA в соответствии с указанными требованиями Рудлицкий также разработал бомбардировщик наземного базирования, являвшийся наземным вариантом гидросамолета. Этот сухопутный самолет, оснащенный заключенными в обтекатели неубирающимся шасси, предназначался для оснащения флота и должен был стать потенциальным дополнением к самолетом морского базирования и возможной альтернативой P.Z.L.30B (позднее этот самолет стал известен как L.W.S.4), разрабатывавшемуся в качестве страховки на случай проблем с программой P.37 Los. Летом 1935 года Рудлицкий задумал еще более совершенный вариант базовой конструкции, получивший обозначение R-XXB. Новый самолет должен был отличаться рядом дополнительных аэродинамических усовершенствований. Фюзеляж R-XXB должен был иметь очень чистые линии и перепроектированную носовую часть, обеспечивавшим круговой обзор фонарем кабины экипажа и однокилевым хвостовым оперением. Расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой составляли 4730 кг и 7000 кг. В начале осени 1935 года в Люблине польским флотом был размещен первый предварительный заказ на первые шесть гидросамолетов R-XXA, после чего производство должно было быть продолжено с темпом шесть машин в год с (предположительно) переключением на модель R-XXB. Стоимость полностью комплектного самолета (с двигателями и полным набором оборудования) производственной серии из 12 машин по расчетам должна была составить 690000 злотых (примерно £28700). К сожалению, в октябре 1935 года компания Lublin обанкротилась и планы серийного производства R-XX потерпели крах. В декабре того же года компания Lublin ныла национализирована и стала люблинским авиационным заводом (L.W.S. √ Lubelska Wytwórnia Samolotów). Также государство приняло все проекты Рудлицкого без согласия конструктора и выплаты ему какой-либо компенсации. R-XX был переименован в L.W.S.-1, R-XXA стал L.W.S.-1/I, а R-XXB √ L.W.S.-1/II. Первоначально L.W.S. имел ограниченное участие в обоих проектах, но в попытке рационализации производства руководство завода убедило командование польского флота ограниченное производство таких крупных самолетов будет экономически невыгодным. Руководство предприятия предложило заменить L.W.S.-1 на двухпоплавковый гидросамолет L.W.S.5, являвшийся версией бомбардировщика L.W.S.4 (P.Z.L.30B) Żubr . В итоге перспективный R-XX/L.W.S.-1 был заброшен, а Żubr обернулся большим провалом, поскольку нисколько не соответствовал требованиям командования польского флота. Командование ВМФ устало от всей этой истории и 30 июля 1938 года подписал с Италией предварительный договор на поставку шести двухпоплавковых торпедоносцев-бомбардировщиков Cant Z.506B с возможностью заказа еще двенадцати машин этого типа в начале 1940 года. Стоит отметить, что в то время как частная компания Lublin, которая по мнению главы управления авиации полковника Райского (Rayski) являлась нечестно, жадной и виновной в ╚расточительном управлении╩, желала идти вперед с R-XX, в то время как государственный концерн из соображений собственных материальных выгод выказал небольшое желание удовлетворить требования флота и заставил своего потенциального клиента закупить нужные ему самолеты за рубежом! Техническое описание Бомбардировщик/торпедоносец R-XX был двухпоплавковым гидросамолетом смешанной конструкции с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Экипаж самолета составлял пять человек. Двухлонжеронное крыло состояло из трех частей: центроплана, имевшего хорду постоянной длины и толщины, и двух консолей. Крыло состояла из деревянного силового набора и фанерной обшивки, имело относительное удлинение 7,32 (R-XXA) и было изготовлено неразъемным. Общая площадь крыла (R-XXA) составляла 76,5 м². Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения имел каркас, изготавливавшийся из сварных хромомолибденовых труб, и фанерную обшивку. Прототип был оснащен открытой кабиной с двойным управлением и расположением пилотов бок о бок; первый пилот располагался слева, второй пилот/штурман √ справа. Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов Vickers F, размещенных в кольцевых установках, размещавшихся в носу и в верхней части фюзеляжа. Фюзеляж серийной версии включал в себя деревянную опалубку, которая придавала корпусу самолета обтекаемую овалообразную форму с уплощением в нижней части, и полностью остекленную кабину экипажа. Кольцевые установки для двух пулеметов были размещены в носу и в нижней позиции, а 20-мм пушка была установлена в верхней башне. В конструкции самолета было также предусмотрено размещение пулемета в нижней части фюзеляжа и дополнительной пулеметной установки в полу его носовой части. Бомбовая нагрузка весом 1000 кг размещалась под консолями крыла и в расположенном в центральной части фюзеляжа бомбоотсеке; бомбы подвешивались к специально разработанным Святецким многозамковым держателям. Альтернативным вариантом ударного вооружения была одна 800-кг торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Место радиста было размещено позади бомбоотсека. Оборудование кабины радиста состояло из всеволновой радиостанции, внутренней электропроводки к посадочным огням, необходимым для выполнения ночных полетов, установленной в полу фотокамеры и двух сигнальных пистолетов Вери (Very pistol). Хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Прототип был оснащен двухкилевым оперением с большим количеством подкосов, однако на серийной модели планировалось установить свободнонесущее однокилевое оперение. Поплавковое шасси состояло из двух отдельных однореданных дюралюминиевых поплавков конструкции компании Short, установленных на М-образные опоры и крепившихся к нижним лонжеронам фюзеляжа. Силовая установка прототипа R-XX состояла из двух 600-650-сильных девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты. R-XXA должен был оснащаться двумя 660-680-сильными двигателями P.Z.L. Pegasus VIII или 750-сильными двигателями Bristol Pegasus III, заключенными в обтекаемые капоты NACA. ЛТХ: Модификация Lublin R-XX Размах крыла, м 25.40 Длина самолета,м 15.90 Высота самолета,м 6.10 Площадь крыла,м2 75.00 Масса, кг пустого самолета 4000 максимальная взлетная 6000 Тип двигателя 2 ПД Bristol Pegasus IIL2 Мощность, л.с. 2 х 635 Максимальная скорость, км/ч 250 Крейсерская скорость, км/ч 210 Практическая дальность, км 1200 Дальность с макс.бомбовой загрузкой, км 500 Практический потолок, м 4000 Экипаж, чел 2 Вооружение: пять 7.7-мм пулеметов Vickers-F до 1000 кг бомб или одна 750 кг торпеда |