MBB
S%^Tt$ - 9757500457000
223 Flamingo


Разработчик: MBB (SIAT)
Страна: Германия
Первый полет: 1967
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



22 В 1955 году в Германии возобновилась работа национальной авиационной промышленности, SIAT ("Siebelwerke ATG") стала одной из первых, решивших попробовать себя на новом поприще. Ее первым проектом стал четырехместный спортивный и туристический моноплан SIAT 222, который успеха не имел, затем появился SIAT 223 Flamingo, который в 1960-е годы сумел получить спонсируемый правительством заказ на самолет для аэроклубов и учебный самолет, имеющий возможность применения в качестве пилотажного. Первый из четырех опытных экземпляров нового самолета поднялся в воздух 1 марта 1967 года.

Самолет первоначально предлагался в двух вариантах: базовый 223K - двухместный самолет для выполнения фигур высшего пилотажа, и вариант 223N - четырехместный, с увеличенным размахом крыла. Однако после изменений, внесенных в требования, оба варианта были модифицированы в варианты 223A1 (самолет общего назначения, сконструированный по схеме "два плюс два") и 223K1 (одноместный вариант для воздушной акробатики).

В 1970 году SIAT вошла в состав промышленной группы MBB ("Messerschmitt-Belkow-Blohm"), после чего модель переименовали в MBB 223 - ее выпуск продолжался до 1972 года, когда MBB передала всю серийную программу по выпуску самолета Flamingo испанской "Hispano Aviasion". На начало 1972 года серийный выпуск составил 50 машин, включая 15 для ВВС Турции.

Первый самолет Flamingo испанского производства поднялся в воздух 14 февраля 1972 года, вскоре "Hispano" была приобретена мадридской "Construcciones Aeronauticas SA" (CASA). Вторая партия из 50 самолетов была построена уже "Hispano/CASA", включая три машины для ВВС Испании. Выпуск CASA FlamingoTrainer завершился в Испании в середине 1970-х годов.

25 апреля 1979 года "MBB Flugzeug-Union-Sud GmbH" (FUS), дочернее предприятие MBB, облетала прототип нового самолета MBB Flamingo-Trainer T1. В целом он был схож с ранним вариантом, но строился с применением современных материалов и получил новейшее оборудование. Самолет предлагался в модификациях Flamingo-Trainer A1 (оснащался двигателем Avco Lycoming IO-360 мощностью 200 л. с.), модели для воздушной акробатики Flamingo-Trainer K1 (AIO-360 той же мощности) и Flamingo-Trainer T1 (210-сильный TO-360-A1D с турбонагнетателем).








ЛТХ:
Модификация MBB 223
Размах крыла, м 8.28
Длина, м 7.43
Высота, м 2.70
Площадь крыла, м2 11.50
Масса, кг
пустого 685
максимальная взлетная 1050
Тип двигателя 1 ПД Avco Lycoming IO-360-C1B
Мощность, л.с. 1 х 200
Макс. скорость пикирования, км/ч 243
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практическая дальность, км 1150
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3750
Экипаж, чел 2

BK.117


Разработчик: MBB, Kawasaki
Страна: International
Первый полет: 1979
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



Как большинство многоцелевых вертолетов, ВК.117 предназначен для перевозки пассажиров и грузов, для выполнения разнообразных задач - от эвакуации больных и раненых до участия в антитеррористических операциях. С установленным вооружением и специальным оборудованием вертолет может использоваться для разведки и наблюдения, огневой поддержки войск и борьбы с танками. Вертолет разработан во второй половине 70-х годов фирмами MBB (ФРГ) и Kawasaki (Япония), опытные экземпляры вертолетов строились как в ФРГ, так и в Японии. Первый изготовленный в ФРГ ВК.117 поднялся в воздух 13 июля 1979 года, а первый японский - 10 августа 1979 года. Серийное производство осуществляется в обеих странах с 1981 года.

Конструктивно ВК.117 является дальнейшим развитием известного вертолета Во-105 фирмы MBB; при его создании широко использовались конструктивные решения и прогрессивные технологии, уже опробованные и хорошо зарекомендовавшие себя на Во-105. Как и базовая модель, ВК.117 имеет фюзеляж полумонококовой конструкции с большой площадью остекления. Однако размеры фюзеляжа значительно увеличены, что позволяет разместить в пассажирской кабине размерами 3.02х1.49х1.28м 5-9 пассажиров (в уплотненном варианте возможно даже размещение 11 человек). В санитарном варианте пассажирская кабина имеет восемь различных конфигураций размещения специального оборудования, раненых и сопровождающих их медработников. Размеры кабины позволяют свободно выполнять медицинские процедуры и даже операции непосредственно в полете. Доступ в кабину осуществляется через две сдвижные двери по обеим сторонам фюзеляжа и через двухстворчатую дверь; для доступа в двухместную кабину экипажа предусмотрены еще две двери, установленные на шарнирах с каждой стороны фюзеляжа.

Для использования вертолета в поисково-спасательных операциях в проеме левой сдвижной двери может быть установлена поворотная лебедка грузоподъемностью 270кг. С помощью лебедки на борт вертолета могут быть подняты два человека (пострадавший и спасатель) в мокрой одежде. Длина троса на барабане лебедки 300м, скорость подъема меняется бесступенчато от 0 до 0.75м/с. Поворотная стрела лебедки позволяет вносить пострадавшего прямо в кабину вертолета.

Вертолет оборудован простым полозковым шасси, состоящим из двух поперечных труб и двух лыж. Конструкция шасси и фюзеляжа выдерживает прямой удар при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 15м/с. При этом у находящихся в вертолете могут быть только незначительные ранения.

С учетом возможного военного применения вертолета предусмотрены варианты бронезащиты спинок кресел летчиков; расходные топливные баки изготовлены из резины, затягивающейся при попадании в них пуль, наиболее важные агрегаты и системы дублированы или прикрыты менее важными агрегатами или конструкциями. К фюзеляжу пристыкована хвостовая балка с горизонтальным оперением, снабженным стреловидными концевыми шайбами, имеющими относительно большую площадь. Смонтированная над средней частью фюзеляжа силовая установка вертолета состоит из двух двигателей, что само по себе уже является важным фактором повышения надежности и боевой живучести вертолета. Повышению надежности способствует также наличие независимых систем подачи топлива и смазки для каждого двигателя и двух систем смазки главного редуктора.

Конструкцией силовой установки предусмотрено использование двух двигателей Lycoming LTS10-1750B-1 взлетной мощностью 503кВт. каждый или двух двигателей Turbomeca "Arriel" 1Е взлетной мощностью 520кВт каждый. Силовая установка с двигателями "Arriel" имеет систему автоматического регулирования числа оборотов винта, которая в случае выхода из строя одного из двигателей немедленно переводит другой двигатель на повышенный режим работы. Главный редуктор установлен впереди двигателей, благодаря чему обеспечивается его охлаждение потоком воздуха, поступающего к двигателям через боковые воздухозаборники и общий коллектор с фильтром. Емкость четырех мягких баков топливной системы составляет 608л, возможна установка трех дополнительных топливных баков общей емкостью 500л.

Установленный на вертолете бесшарнирный "жесткий" несущий винт системы "Bolkow" состоит из цельной крестообразной титановой головки несущего винта с четырьмя внутренними втулками из титана, на которых посредством двух болтов каждая крепятся четыре лопасти, изготовленные из усиленного стеклопластика. Передние кромки лопастей защищены от эрозии и повреждения посторонними предметами стальной обшивкой. Эти лопасти сохраняют работоспособность при простреле их пулями, они устойчивы по отношению к ударам и механическим повреждениям. Так, испытания показали, что в зависимости от твердости дерева, стволы и ветки небольших деревьев диаметром ствола до 10см отсекаются без повреждения лопасти. Рулевой винт с двумя лопастями, также изготовленными из усиленного стеклопластика, установлен в верхней части стреловидного киля. При этом оба винта расположены на такой высоте над поверхностью взлетно-посадочной площадки, что исключается ранение ими людей, находящихся рядом с вертолетом.

Вертолет имеет современное пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. В дополнение к стандартному оборудованию на вертолете может быть установлена дублирующая система управления, автопилот, поисковая РЛС и аппаратура навигационной системы "Лоран".

Конструкция.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж типа полумонокок, из алюминиевых сплавов, несиловые элементы изготовлены из композиционных материалов, титановый отсек двигателей отделен противопожарной перегородкой. Расположенная в носовой части фюзеляжа кабина экипажа имеет две боковые двери, установленные на шарнирах с каждой стороны фюзеляжа.

Предусмотрено несколько вариантов компоновки пассажирской кабины: в административном варианте для размещения пяти пассажиров, в стандартном (или при обслуживании морских нефтепромыслов) ≈ 7 пассажиров и в уплотненном варианте ≈ 9 или 11 пассажиров. В пассажирской кабине могут быть размещены двое раненых на носилках с двумя сопровождающими. Для входа в кабину по бокам фюзеляжа расположены сбрасываемые грузовые двери, сдвигаемые по направляющим. Задние окна кабины являются аварийными люками, позади кабины находится багажный отсек размером 1.05 х 1.21 х 1.22м и объемом 1.34м3, с грузовым люком с открывающимися наружу створками. Пол в кабине экипажа и пассажирской кабине расположен на одном уровне и состоит из съемных панелей, обеспечивающих доступ к системам.

Хвостовая балка типа полумонокок, отъемная задняя часть заканчивается килем, установлена предохранительная опора.

Несущий винт с жестким креплением лопастей к втулке. Втулка из титанового сплава, с осевыми шарнирами на роликовых подшипниках, имеет стальные торсионы. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из нержавеющей стали вдоль носка лопасти. Сечение лопасти имеет модифицированный профиль NACA 230-12/230-10. Предусмотрено складывание лопастей вручную. Ресурс лопастей 1000ч. Окружная скорость концов лопастей 220м/с.

Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1.96м, с общим горизонтальным шарниром, установлен на конце киля с левой строны, вращается по часовой стрелке. Лопасти прямоугольной формы в плане, закрученные, выполнены из армированного стеклопластика с улучшенным профилем MBB-S102E. Окружная скорость концов лопастей 218м/с.

Горизонтальное оперение, установленное на хвостовой балке, снабжено концевыми шайбами. Размах оперения 2.7м.

Силовая установка состоит из двух ГТД, размещенных в верхней части фюзеляжа, над грузовым отсеком. Воздух из боковых воздухозаборников поступает в общий коллектор с фильтром.

Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного планетарного редуктора, промежуточного и углового редукторов и соединительных валов. Главный редуктор рассчитан на передачу мощности 736кВт.

Топливная система включает четыре мягких бака емкостью 608л (два основных и два расходных), установленных под полом грузовой кабины. С тремя дополнительными баками (два по 200л и один - 100л) запас топлива составляет 1108л. Подача топлива обеспечивается двумя автономными системами.

Шасси неубирающееся, лыжное, из алюминиевых сплавов, крепится к двум усиленным шпангоутам. В качестве амортизаторов служат две изогнутые поперечные трубы. Для рулежки по земле предусмотрены колеса. Колея 2.5м. Возможна установка аварийных надувных поплавков.

Система управления бустерная, с дублированными гидроусилителями. Гидравлическая часть имеет модульную конструкцию.

Электросистема включает два генератора постоянного тока (150А и 28В), никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (24В и 24 А*ч) и два автономных преобразователя переменного тока.

Оборудование. Исходный вариант вертолета оборудован для пилотирования одним летчиком в условиях визуального полета. Стандартный комплект оборудования включает указатель воздушной скорости, высотомер с кодирующим устройством, авиагоризонт с экраном 100мм, резервный авиагоризонт с экраном 96мм, гиромагнитную курсовую систему, плановый навигационный индикатор, магнитный компас. Двойное управление и двойной комплект приборов для визуального полета устанавливаются по требованию заказчика.

Навигационные связные системы и другое радионавигационное оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика, включает приемопередатчики метрового диапоазона с AM и ЧМ, дециметрового диапазона и KB, автоматический радиокомпас, навигационные системы "Лоран" (дальнего действия), "Декка", "Омега" в диапазоне низких частот, легкую доплеровскую навигационную систему и курсовертикаль, радиолокационный высотомер, приемоответчик или систему опознавания "свой-чужой", высотомер с кодирующим устройством, дальномерную систему, многорежимную РЛС.




Модификации :
ВК.117-1А
базовый гражданский вертолет с максимальной взлетной массой 2850кг; построено несколько вертолетов.

ВК.117А-3 и 4
развитие ВК.117-1, с увеличенной взлетной массой до 3250кг и рулевым винтом большого диаметра с лопастями, имеющими геометрическую крутку.

ВК.117А-3М
военный вариант ВК.117А-3, впервые показан в виде макета на Парижской авиакосмической выставке в 1985 году с вооружением из 8 ПТУР ╚Hot╩ и стабилизированным прицелом SFIM.

ВК.117В-1
основная серийная модификация с увеличенной мощностью двигателей и улучшенными летными характеристиками.

ВК.117В-2
модификация с увеличенной взлетной массой до 3350кг; производится с 1992 года в Германии и Японии.

ВК.117С-1
модификация, выпускаемая в Германии с 1992 года, с новым оборудованием кабины, новыми лопастями рулевого винта, ГТД Turbomeca Arriel 1Е2 большей мощности и улучшенными высотными характеристиками. Поставлено 12 вертолетов.

ВК.117С-2 (EC-145)
улучшенный вариант BK117C-1. Выполнил первый полет в июне 1999 года. На нем установили авионику и рулевой винт от EC135, увеличили размеры кабины.

NBK.117
модификация, выпускаемая по лицензии в Индонезии фирмой IPTN.

ВК.117Р5
опытный вертолет с электродистанционной системой управления с боковой рукоякой, бортовой ЭВМ и другими системами, предназначенными для разведывательного вертолета ОН-Х, разрабатываемого в Японии. Совершил первый полет 2 октября 1992 г.

ВК.117M
специализированный военный вариант, разработанный в Германии без участия японской стороны. BK117M появился в 1985 году, кроме вооружения, его отличает цифровая СУО и наличие оборонительных радиоэлектронных систем. BK117M используется, главным образом, в Южной Африке.




ЛТХ:
Модификация BK-117A-3
Диаметр главного винта, м 11.00
Диаметр хвостового винта, м 1.956
Длина,м 9.91
Высота ,м 3.85
Масса, кг
пустого 2560
максимальная взлетная 3200
Внутренние топливо, кг 460
Тип двигателя 2 ГТД Textron Lycoming LTS101-750B-1
Мощность, кВт
при взлете 2 х 442
при полете 2 х 410
Максимальная скорость, км/ч 278
Крейсерская скорость, км/ч 248
Практическая дальность, км 740
Дальность действия, км 570
Скороподъемность, м/мин 582
Практический потолок, м 3050
Статический потолок, м 2950
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 11 пассажиров
Вооружение (опционально): одна 20-мм пушка сбоку фюзеляжа или один 12.7-мм пулемет Colt-Browning M2-3 с 750 патронами на турели Lucas turret и/или одна 12.7-мм пулемет Browning M2 в двери кабины
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
8 ПТУР НОТ-2 или BGM-71 TOW, или
4 УР воздух-воздух AIM-92, или 2 ПУ НУР, или 2 контейнера с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами.

Bo.105


Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



В 1961 г. фирма "Бельков", входившая в объединение "Мессершмшт-Бельков-Блом" (МВБ), начала по собственной инициативе разработку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое применение для гражданских и военных целей. Для вертолета был разработан новый тип несущего винта с жестким креплением лопастей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевыми шарнирами подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самолетов. Маховое движение лопастей обеспечивалось благодаря их большой упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика. Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разработке было принято в 1964 г. при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших на 60% разработку вертолета.

Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Аллисон 250-С18 и шарнирным несущим винтом от вертолета Уэстленд "Скаут" начал проходить наземные испытания в сентябре 1966 г., однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резонанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опытным вертолетом с жестким несущим винтом, который совершил первый полет 16 февраля 1967 г. Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД BMW6022 состоялся 20 декабря 1967 г., однако предпочтение было отдано американским ГТД Аллисон 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, которые начали проходить летные испытания в 1969 г. и были сертифицированы в ФРГ в 1971 г. и в США в 1972 г.

Правительством ФРГ в 1976 г. были заказаны для министерства обороны 227 вертолетов Во.105М в разведывательном и связном вариантах VBH и 212 Во.105Р в противотанковом промежуточном варианте РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 годах.

Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 г. и к 1994 г. было произведено более 1400 вертолетов, из них примерно 800 гражданских и 600 военных, которые поучили широкое применение и используются в 40 странах. Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии с 1975 г. на Филиппинах, где фирмой "PADC" было построено 76 вертолетов; в Индонезии, где фирмой "IPTN" было построено 155 вертолетов; в Испании, где фирмой "CASA" было построено 160 вертолетов; в Канаде, где отделением фирмы "МВВ Канада" произведено 250 вертолетов, и в Чили, где фирмой "ENAER" было произведено 96 вертолетов.

Для армии ФРГ поставлено 124 разведывательных вертолета BO.105M/VBH и 219 противотанковых вертолетов Во.105/РАН-1, поставки которых были завершены в 1984 г. Поставлено 12 вертолетов ВМС Мексики и 24 - армии и ВВС Швеции. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во.105 СВ, в том числе 18 - для армейской разведки, 14 - для наблюдения, 28 - противотанковых. Цена вертолета Во.105 CBS (по курсу 1992 г.) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Во.105 LS - 2,2 млн долларов.

Вертолеты Во.105 отличаются высокой маневренностью, на них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова. На вертолетах Во.105 установлен ряд международных рекордов, среди которых рекорд дальности 1714 км в 1974 г.

Конструкция.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и другие несиловые элементы выполнены из стеклопластика. В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями - для летчика и второго летчика (или пассажира) и тремя съемными сиденьями для пассажиров. Длина кабины 4,55 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м, объем 4,8 м3. По бокам фюзеляжа расположены две передние двери на петлях и две задние двери, сдвигаемые по направляющим. В задней нижней части кабины находится багажный отсек размерами 1,85 х 1,2 х 0,57 м с задним грузовым люком с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок. Пол кабины и багажного отсека состоит из семи съемных панелей, обеспечивающих доступ к топливным бакам и проводке системы управления. Силовая панель под двигателями выполнена из титанового сплава. Коническая хвостовая балка типа полумонокок, с передней частью, выполненной заодно с фюзеляжем, и отъемной задней частью. Киль и стабилизатор с концевыми шайбами, неуправляемые.

Несущий винт четырехлопастный, с жестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из армированного стеклопластика с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комлевой части снабжены маятниковыми гасителями колебаний. Профиль лопасти модифицированный несимметричный NACA 23012 с увеличенной кривизной носка, хорда лопасти 0,27 м, крутка линейная -8╟. Втулка из титанового сплава имеет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент. Окружная скорость концов лопастей 218 м/с.

Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1,9 м, с полужестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка. Профиль лопасти NACA 0012, хорда лопасти 0,12 м. Окружная скорость концов лопастей 221 м/с.

Силовая установка состоит из двух турбовалъных ГТД со свободной турбиной Аллисон 250-С20В или С28С, установленных в верхней части фюзеляжа. Выхлопные патрубки отогнуты под углом 45╟. Сухая масса двигателя 71,5 кг.

Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов привода вспомогательных агрегатов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 14,2:1, к рулевому винту 2,7:1. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 514 кВт/690 л. с. при работе двух двигателей и 283 кВт/380 л. с. при работе одного двигателя.

Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л, четырех топливных насосов, фильтров, клапанов и трубопроводов. Возможна установка дополнительных баков. Система смазки двигателей включает масляный бак емкостью 12 л, трансмиссии - 11,6 л.

Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета. Колея шасси 2,5 м; длина лыж 2,7 м.

Система управления несущим винтом модульная, резервированная, бустерная, с давлением 10,2 мПа/ 105 кг/см2 и расходом 6,2 л/мин. Электрооборудование включает два стартер-генератора постоянного тока напряжением 24 В и емкостью 22 А ч и розетку разъема наземного питания.

Оборудование стандартное включает KB- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской PJIC, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.




Модификации :
Во.105A первый серийный вариант с двумя ГТД Allison 250-C18;
Во.105ATH противотанковый вертолет. Вооружён ПТУР Хот. Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании;
Во.105 С и СВ базовый гражданский и военный вертолеты с двумя ГТД Аллисон 250-С-20 взлетной мощностью по 290 кВт/400 л. c.;
Во.105 CBS гражданский вертолет с увеличенной по длине кабиной на 6 мест и удлиненным на 0,25 м фюзеляжем; модификация была разработана совместно с фирмой "Боинг-Вертол" в соответствии с требованиями североамериканского рынка; произведено 616 гражданских вертолетов Во.105 СВ и CBS; 5 вертолетов Во.105 CBS поставлены в Россию, где используются в министерстве по чрезвычайным ситуациям для поисково-спасательных работ;
Bo.105L модификация с ГТД Аллисон 250-С28 мощностью по 410 кВт/550 л. с. Первый полет состоялся в 1981 г., сертификация ≈ в конце 1983 г. Производится по лицензии в Канаде;
Bo.105LOH вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании;
Во.105М/ВН (Verbindungs und Веobachtunge Hubschranber) ≈ вертолет для разведки и наблюдения с разведывательным оборудованием;
Во.105МSS морской вертолет, оснащенный посиковым радаром;
Во.105GSN разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой "Рейнметалл". Изготовлено 18 вертолётов.;
Вo.105P/РАН-1 (Panzer Abwehr Hubschrauber) ≈ противотанковый вертолет с ПТУР "Хот" 2;
Во.105LS вертолет, с двумя ГТД Allison 250-C28C и увеличенной взлетной массой;
Во.106 опытный вертолет, развитие вертолета Во. 105, с увеличенной по размерам кабиной, улучшенными аэродинамическими обводами и более мощными ГТД. Совершил первый полет 25 сентября 1973 г., использовался в качестве летающего стенда для испытаний элементов новых вертолетов;
Во.107 и Во.108 демонстрационные вертолеты для испытаний элементов конструкции и систем нового вертолета SC-135;
Во.105 НСН (Hoch-Geschwindigke-its-Hubschrauber) ≈ экспериментальный вертолет для исследований характеристик в полете с большой скоростью. Вертолет был снабжен вспомогательным среднерасположенным крылом и имел улучшенные аэродинамические обводы, как у вертолета Во.106. В марте 1975 г. в пологом пикировании на вертолете была достигнута скорость 404 км/ч;
Во.115 усовершенствованный боевой вертолет, развитие вертолетов Во.105 и Во.106, со вспомогательным среднерасположенным крылом для подвески вооружения и подфюзеляжной пушечной турель-ной установкой; имел двухместную кабину экипажа из стрелка и летчика, расположенных тандемом, разрабатывался по контракту с министерством обороны ФРГ; в 1974 г. был построен натурный макет вертолета, в 1976 г. разработка вертолета была прекращена;
Во.105 СВ-4 "Super Five" усовершенствованный вертолет Во.105 СВ, сертифицирован в 1993 г., основная серийная модификация; с 1993 г. снабжен новым несущим винтом с большей на 150 кг тягой и меньшим уровнем вибрации. Лопасти имеют до 0,8 относительного радиуса постоянную хорду и профиль DM-H4, концевая часть суживающаяся, с профилем DM-H3;
Во.105KLH вертолет Во.105СВS-5, производимый по лицензии в Корее.



ЛТХ:
Модификация Bo.105
Диаметр главного винта, м 9.84
Диаметр хвостового винта, м 1.90
Длина,м 8.56
Высота ,м 3.00
Масса, кг
пустого 1688
нормальная взлетная 2380
максимальная взлетная 2500
Внутренние топливо, кг 320
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт
при взлете 2 х 313
при полете 2 х 298
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км 1112
Дальность действия, км 318
Скороподъемность, м/мин 540
Практический потолок, м 4265
Статический потолок, м 2560
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира или две носилок

Bo.105 (PAH-1)


Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
ЛТХ Доп. информация



Практически одновременно с французской "Газелью" в ФРГ компанией Messerschmitt-Bolkow-Blohm был создан вертолёт Bo 105. Он внешне за исключением "фенестрона" во многом напоминал "Газель". Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом и лыжным шасси. Но в отличие от SA.342 это была двухдвигательная машина с турбовальными ГТД Allison 250-C20B с взлётной мощностью по 313 кВт. При отказе одного двигателя другой переводится на чрезвычайный режим работы, что позволяет вернуться на свой аэродром. Благодаря более мощной силовой установке Во 105 мог взять по сравнению с "Газелью" большую нагрузку, а максимальный взлётный вес немецкой машины был на 250 кг больше и составлял 2500 кг. Летные данные немецкого вертолёта оказались достаточно высокими. Максимальная скорость - 270 км/ч, крейсерская - 240 км/ч. Боевой радиус действия - более 300 км. Боевая нагрузка - 456 кг.

Первый полёт Во 105 состоялся 16 февраля 1967 года, а с 1970 года начался выпуск серийных машин. Вертолёт обладал очень хорошей манёвренностью, чем не замедлила воспользоваться компания-производитель, рекламируя Во 105 на авиакосмических салонах. Во время показательных полётов предельно облегченные машины, управляемые опытными пилотами, выполняли фигуры высшего пилотажа. Отмечалось, что западногерманский вертолёт обладает высокой скороподъёмностью, а эксплуатационная перегрузка составляет 3,5G.

Более половины выпущенных вертолетов Во.105С/СВ используются в военном варианте, как разведывательные, связные и противотанковые вертолеты. На них установлена французская система прицеливания фирмы SLIM, имеющая телевизионную и ИК аппаратуру обзора в передней полусфере и лазерный дальномер.

В 1975 году командование Бундесвера приняло решение заказать 212 противотанковых вертолётов Bo 105 PAH-1 с ПТРК НОТ. На модернизированной противотанковой модификации Bo 105 PAH-1А1 с ПТУР НОТ-2 устанавливалась французская прицельно-обзорная система прицеливания SLIM, с телевизионным и ИК каналами и лазерным дальномером. Наиболее заметным внешним отличием модернизированного варианта стало иное расположение пластиковых контейнеров ПТУР.

Начиная с 2007 года, немецкие противотанковые Во 105 стали постепенно заменяться на новейшие ударные вертолеты Tiger. Машины, пригодные к дальнейшему использованию, разоружили, демонтировав прицельно-поисковое оборудование. Использование Во 105 в качестве разведывательных и связных в вооруженных силах ФРГ продолжалось до 2016 года.

Помимо противотанковых управляемых ракет по желанию заказчиков на Во 105 возможна подвеска 7,62-12,7-мм пулеметов, 20-мм пушек и блоков НАР. Поставки противотанковых вертолётов осуществлялись с 1978 по 1984 год. В конце 80-х годов стоимость противотанкового вертолёта Bo 105 PAH-1А1 на внешнем рынке составляла $2 млн.

Состав вооружения и БРЭО экспортных машин мог сильно отличаться от немецкого варианта. В связи с тем, что у ПТУР НОТ были проблемы с надежностью, ряд зарубежных покупателей предпочёл американские противотанковые ракеты TOW.






ЛТХ:
Модификация Bo.105 PAH-1
Диаметр главного винта, м 9.84
Диаметр хвостового винта, м 1.90
Длина,м 8.56
Высота ,м 3.00
Масса, кг
пустого 1688
нормальная взлетная 2380
максимальная взлетная 2500
Внутренние топливо, кг 320
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт
при взлете 2 х 313
при полете 2 х 298
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км 1112
Дальность действия, км 318
Скороподъемность, м/мин 540
Практический потолок, м 4265
Статический потолок, м 2560
Экипаж, чел 2
Вооружение: система НBS 202 с 20-мм пушкой Rheinmetall Mk.20 Rh 202 c 525 патронами или турель Emerson Flexible Turret System с 7.62-мм шестиствольным пулеметом M134 Minigun с 1000 патронами
боевая нагрузка - 456 кг на 2 узлах подвески
6 ПТУР HOT или 8 ПТУР BGM-71 TOW

Bo.108


Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1991
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



Схожий с Вo.105 по внешнему виду и создаваемый для его замены вертолет Вo. 108 был разработан в конце 80-х годов. Опытный аппарат совершил первый полет 15 октября 1988г. Второй опытный образец с фюзеляжем, удлиненным на 15 см, оснащенный системой пилотажно-навигационных приборов на базе электронно-лучевых дисплеев, впервые поднялся в воздух в июне 1991г. Использование перспективной бесшарнирной конструкции крепления несущего винта позволит найти широкий рынок сбыта для ВО 108. Вертолеты, предназначенные для Северной Америки, будут собираться в Форт Эри (Канада) из деталей немецкого производства.





















ЛТХ:
Модификация Bo.108
Диаметр главного винта, м 10.00
Длина,м 10.60
Высота ,м 3.00
Масса, кг
пустого 1225
максимальная взлетная 2500
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-С20R-3 (Turbomeca TM-319 Arrius 1B)
Мощность, кВт 2 х 335 (360)
Крейсерская скорость, км/ч 270
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров

Bo.209 Monsun


Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1967
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



22 декабря 1967 года в первый полет отправился прототип нового легкого двухместного туристического и тренировочного самолета конструкции доктора Германа Милиуса (Hermann Mylius), технического директора компании "Bolkow". Первоначально самолет обозначался MHK-101.

В 1969 году после образования компании MBB (результат объединения в конце 1960-х годов компаний "Messerschmitt", "Bolkow" и "Blohm", окончательно оформленный в 1969 году) было решено продолжить работы по программе. Доработанный прототип под обозначением MBB Bo.209 выполнил первый полет 28 мая 1969 года.

Это был низкоплан с отъемными консолями крыла, закрытой кабиной для летчика и пассажира, неубираемым шасси с носовой опорой и одним мотором. Мощность устанавливаемых двигателей могла варьироваться от 125 до 160 л. с. (93-119 кВт). К моменту окончания серийного производства(в начале 1972 года) построили 102 самолета.

В конце 90-х годов сын Германа Милиуса - Альберт Милиус (Albert Mylius) на базе Bo.209 разработал одноместный (MY-102) и двухместный (MY-103) недорогие спортивные самолеты.











Модификации :
MHK-101 прототип.
Bo 209-150 серийная модификация с мотором Lycoming O-320-E1C мощностью 150 л.с.
Bo 209-160 серийная модификация с мотором Lycoming O-320-D1A мощностью 160 л.с.
Bo 209S учебно-тренировочная модификация с двойным управлением, с мотором Rolls-Royce/Continental O-240 мощностью 130 л. с. или Lycoming O-235F мощностью 125 л.с. и неотъемным крылом



ЛТХ:
Модификация Bo.209-160
Размах крыла, м 8.40
Длина, м 6.60
Высота, м 2.20
Площадь крыла, м2 10.20
Масса, кг
пустого 484
максимальная взлетная 820
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320-D1A
Мощность, л.с. 1 х 160
Макс. скорость пикирования, км/ч 274
Крейсерская скорость, км/ч 243
Практическая дальность, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин 360
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир

HFB.320 Hansa


Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1964
Тип: Легкий многоцелевой транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Двухдвигательный корпоративный самолет HFB 320 Hansa, разработанный компанией "Hamburger Flugzeugbau GmbH" еще до ее объединения с фирмой "Messerschmitt-Bоlkow-Blohm G.m.b.H.", отличался очень необычной конфигурацией. Для увеличения полезного объема кабины крылу придали обратную стреловидность в 15╟. За счет такого решения основной лонжерон удалось провести через кабину за пассажирским салоном. Другими компоновочными особенностями самолета являются топливные баки на законцовках крыла, Т-образное хвостовое оперение прямой стреловидности, убираемое трехопорное шасси и установленные на пилонах в хвостовой части фюзеляжа два ТРД.

Прототип выполнил первый полет 21 апреля 1964 года. Первый серийный самолет Hansa поднялся в небо 2 февраля 1966 года. Первую партию из 15 самолетов собрали с ТРД General Electric CJ610-1 тягой по 12,68 кН, на следующие 20 самолетов ставились ТРД CJ610-5 тягой по 13,12 кН, а затем еще и более мощные двигатели CJ610-9.

На рынке гражданских самолетов компания MBB столкнулась с жестокой конкуренцией, поэтому были разработаны несколько модификаций военного назначения - санитарно-эвакуационный, связной, легкий транспортный, для VIP-перевозок и радиотехнической разведки. Покупатель военных разработок был только один: ВВС ФРГ приобрели 16 машин из всех 47 построенных самолетов Hansa всех вариантов. Восемь из них использовались исключительно как транспортные и были списаны в 1988 году. Остальные доработали в учебно-тренировочные самолеты РЭБ и эксплуатировали до 30 июня 1994 года.

Самолет MBB HFB 320 Hansa спросом на рынке не пользовался - в том числе и из-за необычности внешнего облика. Хотя аварийность самолета была довольно высока (семь из 47 построенных самолетов разбились, но главным образом из-за ошибок летчиков), его конструкция отличалась прочностью. Тем не менее тревожную статистику игнорировать сложно, и это послужило еще одной причиной низкого спроса на Hansa.







ЛТХ:
Модификация HFB.320
Размах крыла, м 14.49
Длина самолета,м 16.61
Высота самолета,м 4.94
Площадь крыла,м2 30.14
Масса, кг
пустого самолета 5425
максимальная взлетная 9200
Внутренне топливо, кг 2430
Тип двигателя 2 ТРД General Electric CJ610-5
Тяга, кН 2 х 13.12
Крейсерская скорость, км/ч 825
Практическая дальность, км 2420
Практический потолок, м 11400
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 12 пассажиров или 1814 кг груза

HFB.320M Hansa


Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1977
Тип: Самолет РЭБ
ЛТХ Доп. информация



Самолет НFВ-320М Hansa предназначен для приема излучений наземных радиолокационных станций и других электронных средств противника, а также для нарушения их работы с помощью нескольких бортовых передатчиков помех. НFВ-320М разработан на базе гражданского пассажирского самолета HFB-320, выпускаемого немецкой фирмой Hamburger Flugzeugbau G.m.b.H. (позднее MBB G.m.b.H.). Опытный образец этого самолета впервые поднялся в воздух 21 апреля 1964 года, а серийное производство было начато в феврале 1966 года.

Особенностью самолета является среднерасположенное крыло, которому придана обратная стреловидность в 15╟. На концах крыла установлены несъемные топливные баки. Хвостовое оперение однокилевое стреловидное, имеет Т-образную форму. В задней части самолета установлен небольшой подфюзеляжный киль. Силовая установка включает в себя два турбореактивных двигателя американской фирмы General Electriс GJ610-9 со взлетной тягой 1420 кгс. Двигатели установлены на пилонах в задней части фюзеляжа. Большая часть фюзеляжа самолета отведена под кабину, в которой смонтировано разнообразное электронное оборудование. Радиопрозрачные обтекатели неподвижных и вращающихся антенн этого оборудования установлены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а также в районе расположения тормозных щитков.

Кроме основного предназначения - борьбы с радиоэлектронными средствами противника, самолеты этого типа широко используются в ВВС ФРГ для создания помех своим радиоэлектронным средствам с целью тренировки личного состава западногерманских радиолокационных постов и ракетных частей ПВО, а также для оценки перед принятием на вооружение бундесвера всех новых радиосвязных, радиолокационных и других электронных средств.








ЛТХ:
Модификация НFВ-320М
Размах крыла, м 14.49
Длина самолета,м 16.61
Высота самолета,м 4.94
Площадь крыла,м2 30.14
Масса, кг
пустого самолета 5425
максимальная взлетная 9200
Топливо, кг 2430
Тип двигателя 2 ТРД General Electric CJ610-9
Тяга, кН 2 х 14.00
Максимальная скорость, км/ч 825
Практическая дальность, км 2370
Практический потолок, м 12190
Экипаж, чел 5