MoVo | |
S%^Tt$ - 9757500457000
|
FM.1 Passero Разработчик: Movo Страна: Италия Первый полет: 1947 Тип: Мотопланер ЛТХ Доп. информация Будущий знаменитый авиаконструктор и инженер Стелио Фрати (Stelio Frati) увлекся моделированием с 15 лет. Это увлечение привело его в магазин Modelli Volanti ( или коротко Movo), где владельцем был Густаво Клеричи (Gustavo Clerici). Как оказалось в дальнейшем это знакомство стало знаковым для Фрати. В конце 1930-х годов Стелио поступил в Миланский политехнический университет на специальность авиационная техника, которую возглавлял профессор Сильвио Басси (Silvio Bassi). Параллельно с основным обучением будущий инженер вошел в состав Centro di Volo a Vela (CVV - планерного центра при Миланском политехе), где занимался разработкой планеров. По окончании университета Стелио Фрати становится помощником Сильвио Басси на кафедре, при этом он еще был принят в конструкторском бюро Aeronautica Lombarda, входившем в группу Ambrosini. В этом КБ Фрати вместе с инженером Эрмененджильдо Прети он занимался постройкой ударного беспилотника AR. Уже в 1946 году Фрати опубликовал достаточно полное "Руководство по проектированию планеров", доказавшее его высокий уровень подготовки и знаний. В этом же году инженер решил подкрепить теорию практикой и построить планер BF.46 (совместно с Басси) и мотопланер F.1, ставший первым самостоятельным проектом конструктора. Старый знакомый Густаво Клеричи поддержал Фрати финансово и новый проект назвали Movo (название магазина моделей) FM.1 Passero (воробей). Это был одноместный свободнонесущий высококоплан с цельнометаллическим фюзеляжем, оснащенный двухцилиндровым двигателем Macchi MB.2 мощностью 20 л.с. с толкающим пропеллером. Вместо привычного авиационного штурвала в кабине был установлен руль от мотоцикла. Так как в Италии действовали запреты союзников на авиационное строительство и полеты, постройкой прототипа занимались полулегально в одном из домов Милана. В феврале 1947 года мотопланер был завершен и уже в апреле показан широкой публике на Миланской выставке вместе с Alaparma AM.9, Macchi MB.308, SAI Ambrosini 1001 и Avia FL.3. После прохождения статических испытаний в мастерских CVV, в октябре 1947 года FM.1 доставили на аэродром Venegono Superiore. А 2 ноября этого же года бывший военный летчик Эдгардо Ваги (Edgardo Vaghi) поднял мотопланер (I-MOVO) в воздух. В ходе испытаний FM.1 показал себя довольно посредственно - короткие крылья, спроектированные Фрати ради увеличения скорости, мало подходили для планирования, к тому же взлетная дистанция у самолета оказалась довольно длинной. С другой стороны несмотря на маломощную силовую установку "Воробей" смог развить скорость в 152 км/ч. Неудачный результат испытаний не позволил Фрати сертифицировать машину. Немного позднее инженер опробовал на мотопланере двигатель Continental A65. В попытке создать более универсальный самолет Стелио Фрати расширил кабину, установив второе кресло и заменил один двигатель Macchi на два 40-сильных мотора Ambrosini P.25. Этот вариант, получивший обозначение FM.2 Bipassero был построен в начале 1948 года, но дальнейшего развития тоже не получил. В конце 1990-х годов о FM.1 вспомнили. Энтузиаст Карло Мурелли (Carlo Murelli) собирал скудную информацию о мотопланере целых 12 лет, пока в 2006 году не поднял в воздух реплику, оснащенную двигателем Simonini мощностью 40 л.с. ЛТХ: Модификация FM.1 FM.2 Размах верхних крыльев, м 7.00 9.00 Длина самолета,м 5.00 6.00 Высота самолета,м 1.40 ? Площадь крыла,м2 7.80 12.50 Масса, кг пустого самолета 140 210 максимальная взлетная 240 410 Тип двигателя 1 ПД Macchi MB.2 2 ПД Ambrosini P.25 Мощность, л.с. 1 х 20 2 х 40 Максимальная скорость, км/ч 152 165 Крейсерская скорость, км/ч 130 140 Практическая дальность, км 550 500 Практический потолок, м 3500 4000 Экипаж, чел 1 2 |