Moynet
S%^Tt$ - 9757500457000
M.360 Jupiter


Разработчик: Moynet
Страна: Франция
Первый полет: 1963
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолеты схемы "тянитолкай", т.е. с двумя двигателями (один с тянущим винтом, другой - с толкающим) в фюзеляже крайне редки, особенно если речь идет о "полноразмерном" фюзеляже, а не короткой гондоле при двухбалочной схеме. Пожалуй, только один из них получил широкую известность - немецкий Do.335, но существовало еще несколько "тянитолкаев". Один из них, самолет "Матра-Муане" М.360 Юпитер (Matra-Moynet M.360 Jupiter), увидел свет во Франции в конце 1963 года.

История "Юпитера" началась в начале 1963 года, когда Андрэ Муане (Andre Moynet), известный французский пилот и авиаконструктор, принял решение спроектировать и построить новый самолет. Новым проектом Муане стал небольшой (4-5 мест) служебный и легкий пассажирский самолет. В то время на рынке таких машин появился новый самолет, двухбалочный высокоплан "Сессна"-337 "Скаймастер" ("Cessna"-337 "Skymaster"), сразу же завоевав популярность. Муане решил создать "такой же, только лучше". "Скаймастер" также был "тянитолкаем", но он имел не "нормапьный" фюзеляж, а только короткую гондолу. Муане решил пойти дальше, фюзеляж самолета М-360/4 был "полноразмерным", а второй двигатель устанавливался в его задней части - толкающий винт находился за хвостовым оперением.

В результате получился цельнометаллический моноплан с фюзеляжем практически прямоугольного сечения (один из инженеров назвал его "крылатым чемоданом"). Двухкилевое хвостовое оперение достаточно большого размаха (формально М-360/4 можно даже считать тандемом, т.к. стабилизатор также создавал подъемную силу) лежало на фюзеляже, по оси которого устанавливался форкиль для обеспечения курсовой устойчивости. Низкорасположенное крыло имело заметную стреловидность по передней кромке. Шасси - с носовым колесом, основные стойки шасси убирались в корневую часть крыла, носовая - в отсек под передним двигателем. Для исключения возможности касания земли задним винтом под хвостовой оконечностью фюзеляжа имелся костыль. На "Юпитере" устанавливались два ПД "Лайкоминг" 10-360 мощностью по 200 л.с. с двухлопастными воздушными винтами. Кабина имела два передних кресла (т.к. управление было двойным, то пилотировать можно было с любого из них) и размещенный позади них комфортабельный пассажирский салон на 3-4 человека. Вход в самолет осуществлялся через дверь в правом борту, расположенную непосредственно перед крылом.

Первый прототип (сер. 01, рег. F-WLKE) был построен фирмой "Матра" на заводе "Бреге" в Вилакубле-Вилизи (Villacoublay-Vеlizy, в 3 км восточнее Версаля). Строительство шло быстро, и уже в июне 1963 года новый самолет был представлен в статической экспозиции на Парижском авиасалоне. Первый полет "Юпитер" совершил 17 декабря, в состав экипажа входили - сам Муане (как летчик-испытатель он вполне мог поднять свое детище в воздух) и второй пилот Люсьен Тьель (Lucien Tieles). Уже в первом полете самолет показал скорость 300 км/ч, что превышало показатели "Скаймастера".

В 1964 году M-360/4 демонстрировался на Авиасалоне легкой авиации в Каннах. Летом того же года он испытывался в полете обозревателем журнала "Флайт" Марком Ламбертом (Mark Lambert), который в своей статье "Игра с Юпитером" восхищался характеристиками самолета и обращал внимание на комфорт в салоне. Успешно пройдя заводские испытания, "Юпитер" отправился в CEV (Centre d'Essays en Vol, Национальный центр летных испытаний), расположенный в Бретеньи-сюр-Орж (Bretigny-sur-Orge). Специалисты CEV также оценили новый самолет крайне положительно. Но на этом все хорошее для "Юпитера" кончилось - было заявлено, что на заводе компании "Зюд Авиасьон" ("Sud Aviacion") в Нанте уже производится один самолет такого класса - четырехместный "Гардан-Хори-зон" ("Gardan-Horizon"), а второй французской авиапромышленности не нужен.

Несмотря на такой "сокрушительный успех", "Матра" продолжила совершенствование "Юпитера", надеясь на частные заказы. Был разработан модифицированный вариант самолета - М-360/6. Он имел увеличенный почти на полметра размах крыла и расширенный и удлиненный на 0,77 м (для размещения еще одного ряда пассажирских кресел) фюзеляж. Таким образом количество мест в самолете выросло до семи, кроме того, появился объемный багажный отсек позади пассажирского салона. Была заменена и силовая установка - теперь на самолете стояли 290-сильные двигатели "Лайкоминг" 10-540 с трехлопастными винтами. Второй "Юпитер" (сер. 03, рег. F-WLKY) поднялся в воздух 25 мая 1965 года. Самолет был построен компанией "Матра", как и планер для статических испытаний (сер. 02). Несмотря на утяжеление самолета, более мощные двигатели позволили увеличить скорость М-360/6 почти на 50 км/ч по сравнению с М-360/4.

Первоначально "Зюд Авиасьон" выразил заинтересованность в серийном производстве "Юпитера", рассматривалась также возможность постройки нескольких интересных модификаций самолета. Например, M-360P должен был получить герметичную кабину и 340- или 400-сильные двигатели. Еще большие перспективы мог иметь вариант, получивший название "Тип 2000". Этот восьмиместный самолет должен был получить ТВД "Турбомека Астазу" в носу и ТРД "Пратт-Уитни" JT1-12A6 в хвостовой части.

На начавшихся переговорах уже шла речь о постройке 30 "Юпитеров", в том числе пяти - по заказу французского правительства. Но постепенно интерес к самолету угас, и производство так и ограничилось двумя уже построенными М-360.

Но "Юпитеру" все-таки повезло - оба построенных самолета уцелели и демонстрируются в музеях Франции. Чудом спасенный энтузиастами от сдачи на слом M-360/4, сменивший регистрацию на F-BLKE, находится в экспозиции музея в Ле-Бурже, а М-360/6 (рег. F-BLKY) - небольшого музея авиации в Анжер-Марсе (Angers -Marce) в департаменте Лу-ар. После реставрации, проведенной специалистами компании "Матра", M-360/6 демонстрировался в статической экспозиции авиашоу в 2013 и 2015 годах. Рассматривается даже вопрос о доведении самолета до летного состояния и его участия в воздушной части авиашоу.




ЛТХ:
Модификация M.360-6
Размах крыла, м 11.49
Длина самолета,м 8.77
Высота самолета,м 2.46
Площадь крыла,м2 16.81
Масса, кг
пустого самолета 1338
максимальная взлетная 2390
Тип двигателя 2 ПД Lycoming IO-540
Мощность, л.с. 2 х 290
Максимальная скорость, км/ч 363
Крейсерская скорость, км/ч 338
Практическая дальность, км 2060
Скороподъемность, м/мин 438
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров