Mráz
S%^Tt$ - 9757500457000
M1 Sokol


Разработчик: Mraz
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1946
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Чехословацкая фирма Benes-Mraz выпустила до Второй Мировой войны несколько легких самолетов собственной конструкции. После захвата Чехословакии немцами фирму переименовали в J. Mraz, Flugzeugfabrik, а после освобождения просто в J.Mraz.

Первый полет самолета Mraz M.1 Sokol (конструткор - JZdenek Rublic) был выполнен в марте 1946 года. Это был деревянный свободнонесущий низкоплан с двухстоечным убирающимся шасси. Пилот и пассажир в кабине сидели рядом в закрытой кабине. Самолет оснащался рядным двигателем Walter Minor.

Основным серийным вариантом стал M.1C с удлиненным фюзеляжем, что позволило установить третье кресло в кабине, и новым крылом. После постройки 183 машин этого варианта, в производство была запущена модификация M.1D с выпуклым фонарем, обеспечивающим лучший обзор.

М.1D Sokol представлял собой трехместный свободнонесущий низкоплан общего назначения, имевший закрытую кабину и возможность опциональной установки дублированного управления. Он получил неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Самолет оснащался рядным двигателем Walter Minor 4-III мощностью 105 л. с.

Было построено (в основном на заводах государственной компании Let) более ста самолетов в этой модификации, один самолет M.1E был установлен на поплавки.









ЛТХ:
Модификация M.1C
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.35
Высота самолета,м 2.25
Площадь крыла,м2 13.80
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 425
максимальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 4-III
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 1000
Скороподъемность, м/мин 168
Практический потолок, м 4800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1-2 пассажира

M2 Skaut


Разработчик: Mraz
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1948 году компания Mraz построила легкий двухместный самолет деревянной конструкции M.2 Skaut для использования его в качестве учебного и спортивного. Крыло и хвостовое оперение было унаследовано от успешного самолета M.1 Sokol, но новая машина получила трехстоечное неубираемое шасси и компактный оппозитный двигатель Praga D мощностью 75л.с.

Испытания показали хорошую устойчивость и управляемость самолета, но завод переключился на выпуск военной продукции и самолет M.2 остался в единственном экземпляре.












ЛТХ:
Модификация M.2
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 6.75
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 13.80
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 370
максимальная взлетная 660
Тип двигателя 1 ПД Praga D
Мощность, л.с. 1 х 75
Максимальная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 150
Практическая дальность, км 700
Скороподъемность, м/мин 210
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир

M3 Bonzo


Разработчик: Mraz
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1948 году компания построила прототип четырехместного варианта на базе самолета M.1 Sokol. Новая машина M.3 Bonzo получила удлиненный фюзеляж, что позволило поставить в кабине второй ряд кресел. Пилот и три пассажира размещались под общим фонарем с отличным круговым обзором. Шасси убирающееся трехстоечное, в качестве силовой установки использовали рядный двигатель Walter Minor 6-III мощностью 160 л.с.

Первый полет самолета был выполнен в апреле 1948 года. Серийно машина не выпускалась, а единственный экземпляр самолета (регистрационный номер OK-CIZ) летал до 1961 года.










ЛТХ:
Модификация M.3
Размах крыла, м 10.60
Длина самолета,м 7.72
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 15.90
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 580
максимальная взлетная 1100
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 6-III
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 265
Крейсерская скорость, км/ч 235
Практическая дальность, км 1000
Скороподъемность, м/мин 186
Практический потолок, м 4800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

Zobor


Разработчик: Mraz
Страна: Словакия
Первый полет: 1942
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Основанная в 1935 году чехословацкая фирма Benes-Mraz специализировалась на изготовлении легких туристических и спортивных самолётов. Её последней разработкой был двухместный моноплан Ве-555 "Super Baby", выпущенный в 1938 году. После оккупации страны главный инженер Павел Бенеш покинул фирму, однако предприятия продолжали функционировать, оставаясь под немецким контролем. На словацких заводах развернули постройку планеров DFS-230 и связных самолётов Fi.156.

К самостоятельной конструкторской деятельности фирма вернулась в 1941 году. Оставшийся напарник Бенеша инженер Ярослав Мраж продолжил линию развития легкого туристического самолёта Ве-555. Главным инженером самолёта, получившего название "Zobor", был Зденек Рублич. Практически не меняя схему довоенной машины в неё были внесены лишь "косметические" изменения. Самолёт имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Кабина пилота и пассажира была полностью закрыта общим фонарем. Шасси - трехстоечное с хвостовым колесом, колеса главных стоек закрывались обтекателями.

Первый полет Mraz "Zobor" I совершил в 1942 году, показав повышение некоторых характеристик по сравнению с Ве-555. Самолёт приняли к серийному производству, изготовив в общей сложности 10 машин (регистрационные коды OK-SOA - OK-SOJ). Все самолёты поступили в распоряжение авиации Министерства Национальной Обороны Словакии, где вместе с Ве-555 использовались в качестве курьерских. Летом 1944 года два "Zobor" (коды OK-SOI и OK-SOJ) были захвачены немцами и дальнейшая их судьба неизвестна.




ЛТХ:
Модификация Zobor
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 7.07
Высота, м
Площадь крыла, м2 12.00
Масса, кг
пустого самолета 410
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor
Мощность, л.с. 1 х 95
Максимальная скорость , км/ч 215
Крейсерская скорость , км/ч 200
Практическая дальность, км 900
Скороподъемность, м/мин 143
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир