SABCA
S%^Tt$ - 9777000555000
DP (Demonty-Poncelet)


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1924
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Бельгийская фирма SABCA ("Societe Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques") была образована в конце 1920-х годов и стала основным авиационным производителем в Бельгии. Компания построила до начала Второй мировой войны порядка 600 самолетов, главным образом по лицензиям. После войны SABCA смогла оправиться от ее последствий только к началу 1950-х годов, возобновив сборку, техническое обслуживание и ремонт самолетов.

По лицензии SABCA строила самолеты Avia B.H.21, Avro 504, Breguet XIX, Handley Page W.8, Nieuport 29C.1, Renard R.31 и Savoia-Marchetti S.73, а в кооперации с другой бельгийской "Stampe et Vertongen" выпускала несколько модернизированный RSV.22.

К собственным конструкциям компании SABCA относится угловатый самолет D.P. (Demonty-Poncelet). Его название получилось из двух фамилий - проектировал самолет Матье Демонти (Mathieu Demonty), а занимался его строительством Поль Понселе (Paul Poncelet).

Самолет представлял собой расчалочный высокоплан смешанной конструкции со складными крыльями, оснащенный мотором воздушного охлаждения Anzani мощностью 50 л. с. В закрытой кабине помещались пилот и пассажир.

Первый экземпляр получил собственное имя "Сирано" (Sirano), и был зарегистрирован как O-BAFL. Самолет довольно успешно принял участие в нескольких авиагонках (в 1925 году занял первое и второе место). Позднее регистрацию самолета сменили на ОО-AFL.

Второй экземпляр самолета получил более мощный 70-сильный мотор Anzani и регистрацию O-BAFV. Так же как и первый позднее был перерегистрирован в OO-AFV.





ЛТХ:
Модификация DP
Размах крыла, м 12.00
Длина самолета,м 6.50
Высота самолета,м 2.55
Площадь крыла,м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 570
Тип двигателя 1 ПД Anzani
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч 125
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

S.2 Sport


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1926
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Вслед за угловатым легким самолетом D.P. (Demonty-Poncelet) компания SABCA ("Societe Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques") построила в 1926 году легкий транспортный самолет SABCA S.2 Sport.

Он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический высокоплан , оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Puma мощностью 245 л.с. (183 кВт). В открытой кабине, расположенной непосредственно перед крылом, находились двух членов экипажа, а в закрытой кабине, расположенной ниже и позади крыла, четыре пассажира.

Единственный экземпляр этого самолета, получивший гражданскую регистрацию O-BAIA использовался авиалинией SABENA до 1933 года. В конце 20-х самолет получил новый регистрационный номер - OO-AIA







ЛТХ:
Модификация S.2
Размах крыла, м 14.90
Длина, м 10.00
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 38.80
Масса, кг
пустого самолета 1220
нормальная взлетная 1950
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Puma
Мощность, л.с. 1 х 245
Максимальная скорость , км/ч 170
Крейсерская скорость , км/ч 145
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров или 262 кг груза

S.11


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1931
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



После коммерческой неудачи с легким транспортным самолетом S.2 Sport компания SABCA ("Societe Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques") в ответ на спецификацию правительства Бельгии на трехмоторный транспортный самолет, способный заменить деревянные Handley Page W.8, начала проектирование (конструктор - Анри Жюльен ( Henri Jullien)) самолета SABCA S.11.

Он представлял собой подкосный высокоплан смещенной конструкции, оснащенный тремя радиальными двигателями Bristol Jupiter мощностью 420 л.с. (310 кВт). В закрытой кабине над фюзеляжем находились трое членов экипажа (пилот, второй пилот и штурма), а в закрытом пассажирском отсеке в фюзеляже - до двадцати пассажиров.

S.11 планировалось использовать для коммерческих перевозок в Бельгийском Конго. Единственный экземпляр этого самолета, получивший гражданскую регистрацию OO-AMD, впервые поднялся в воздух 12 августа 1931 года, почти на три года позже запланированной даты.

Уже в ходе испытаний стало ясно, что S.11 не сможет удовлетворить требования заказчика и его было решено модернизировать. В результате был создан новый вариант - S.12.







ЛТХ:
Модификация S.11
Размах крыла, м 22.12
Длина, м 16.90
Высота, м 4.30
Площадь крыла, м2 96.80
Масса, кг
пустого самолета 4128
нормальная взлетная 6600
Тип двигателя 3 ПД Bristol Jupiter
Мощность, л.с. 3 х 420
Максимальная скорость , км/ч 220
Крейсерская скорость , км/ч 200
Практическая дальность, км 1350
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: до 20 пассажиров

S.12


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1931
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



После модернизации транспортного самолета S.11 компания SABCA ("Societe Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques") построила S.12 (конструктор все тот же Анри Жюльен ( Henri Jullien). Самолет отличался от предшественника уменьшенными размерами, конструкцией хвостового оперения и двигателями Renard мощностью 120 л.с.

Единственный экземпляр S.12 (регистрационный номер OO-AMJ) впервые поднялся в воздух 18 сентября 1931 года. Снижение мощности двигателей сказалось на летных характеристиках самолета, по котором он уступал уже существующим самолетам. В результате заказов на самолет не поступило.







ЛТХ:
Модификация S.12
Размах крыла, м 18.10
Длина, м 12.87
Высота, м 3.14
Площадь крыла, м2 43.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 2864
Тип двигателя 3 ПД Renard
Мощность, л.с. 3 х 120
Максимальная скорость , км/ч 185
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 600
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

S.20


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1935
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1935 году бельгийская фирма SABCA ("Societe Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques") разработала и построила легкий многоцелевой самолет SABCA S.20. Он представлял собой трехместный кабинный расчалочный высокоплан S.20 с мотором жидкостного охлаждения Walter Major мощностью 120 л. с.

Первый экземпляр самолета получил свой регистрационный номер OO-APU 26 августа 1935 года. Серийный выпуск самолета не состоялся в связи с отсутствием заказов. А единственный построенный S.20 был утерян в ходе Второй Мировой войны.









ЛТХ:
Модификация S.20
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 7.80
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 900
Тип двигателя 1 ПД Walter Major
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 600
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

S.30


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1937
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Легкий самолет S.30 бельгийской фирма SABCA ("Societe Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques") поднялся в воздух в 1937 году. Он представлял собой двухместный (два человека на нем размещались бок о бок в открытой кабине) высокоплан с крылом типа "парасоль", оснащенный двигателем Sarolea Aiglon мощностью 40 л. с. с горизонтальным расположением цилиндров (позднее на самолет установили двигатель Praga B2 такой же мощности).

В этом же году самолет был представлен на международной выставке в Брюсселе, а в следующем - получил регистрационный номер OO-AVB. Предполагалось начать серийный выпуск S.30, однако начавшаяся в 1939 году Вторая Мировая помешала этим планам.







ЛТХ:
Модификация S.30
Размах крыла, м 10.90
Длина самолета,м 7.60
Высота самолета,м 2.76
Площадь крыла,м2 15.50
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 450
Тип двигателя 1 ПД Praga B2
Мощность, л.с. 1 х 40
Максимальная скорость, км/ч 115
Крейсерская скорость, км/ч 95
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

S-40


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1939
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Прототип бельгийского учебно-тренировочного самолёта S-40 был сконструирован инженерами фирмы SABCA незадолго до начала Второй Мировой войны. Машина создавалась по заказу ВВС и адаптировалась под военные нужды. В целом ставилась задача создать современный УТС, способный заменить самолёты устаревших конструкций и потеснить иностранных производителей.

Бельгийцам удалось справиться лишь с первым пунктом - S-40 действительно стал удачной конструкцией, но до серийного производства процесс довести не удалось. Единственный прототип самолёта (регистарционный номер OO-ATG) использовался до начала мая 1940 г., пока не был уничтожен на аэродроме немцами. Во время оккупации работы над S-40 продолжены не были.









ЛТХ:
Модификация S-40
Размах крыла, м 10.20
Длина, м 7.14
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 780
максимальная взлетная 1240
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость , км/ч 360
Крейсерская скорость , км/ч 226
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

S.47


Разработчик: SABCA
Страна: Бельгия
Первый полет: 1939
Тип: Истребитель-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Среди европейских государств Бельгия не считалась ведущей авиационной державой, хотя и здесь умели создавать неплохие образцы боевой техники. Вспомнить хотя бы опытные истребители фирмы Renard R-36, R-37, R-38 и R-40, проходивших испытания в 1937-1940 гг. и не поступивших в серийное производство, преимущественно, из-за захвата страны немцами. Действительно, для Бельгии это были выдающиеся самолёты, не зря французы (с подорванной национализацией авиационной промышленностью) заказали партию истребителей R-40, вооруженных одной мотор-пушкой и четырьмя пулеметами, а также оснащенного гермокабиной. Но после полной оккупации страны прототипы вывезли в Германию, где их следы окончательно потерялись.

Ближний бомбардировщик SABCA S.47 стал первым и последним самолётом, созданный совместными усилиями бельгийских и итальянских специалистов в предвоенные годы. Ведущим инженером по S.47 был итальянец Паллавичино, предложивший модную в конце 1930-х гг. схему моноплана с низкорасположенным крылом, двигателем водяного охлаждения и общей двухместной кабиной пилотов. Особенных нововведений в S.47 не было, но конструкторы попытались создать максимально удобный для эксплуатации самолёт. Конструкция фюзеляжа бомбардировщика состояла из стальных труб обшитых сверху алюминиевыми листами, крыло было цельнодеревянным с использованием закрылок для уменьшения пробега при посадке. Кабина пилотов имела длинный общий фонарь, причем стрелок-наблюдатель мог брать на себя функции второго пилота, для чего на его рабочем месте разместили второй комплект приборов управления. На S.47 устанавливался рядный 860-сильный 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suisa HS 12Y в развале цилиндров которого можно было установить 20-мм пушку HS-404. Стандартное вооружение включало два крыльевых и один подвижный 7,7-мм пулемета Browning. В бомбоотсеке можно было подвесить две 50-кг бомбы, а на внешней подвеске - ещё десять 10-кг бомб.

Согласно распространенной тогда теории о многоцелевом самолёте S.47 предполагалось использовать во многих качествах: истребитель, легкий бомбардировщик и разведчик-наблюдатель. Первый прототип был построен на заводе фирмы Caproni в Понте Сан Пьетро. 16 февраля 1939 года его впервые поднял в воздух пилот Этторе Венжи (Ettore Wengi). В июне, согласно подписанным договоренностям, S.47 передали для испытаний фирме SABCA, поездом перевезя прототип в Бельгию. В следующем месяце он экспонировался на Международном Салоне в Брюсселе.

Тестовые полёты продолжились с 16 сентября, летал на S.47 летчик Пол Бурниа (Paul Burniat). Самолёт получил гражданский регистрационный код ОО-АТН. На испытаниях в Бельгии была достигнута скорость 501 (по другим данным 515) км\ч и максимальная высота полета 10500 метров. Бельгийские ВВС, после демонстрации им 13 января 1940 года возможностей S.47, сделали заказ на 24 самолёта, видимо больше полагаясь на иностранную помощь. В то же время S.47 был представлен другим иностранным военным делегациям. Итальянцы, кстати, успели присвоить ему собственное обозначение Ca.335 "Maestrale" и в перспективе планировалось заменить им устаревшие многоцелевые бомбардировщики Ва.65.

Больше всего он заинтересовал французов и спустя месяц перелетел на аэродром Орлеан-Бриси. С 14 марта 1940 года S.47 и тренировочный S.40 участвовали в программе тестов ВВС Франции, но из-за плохих погодных условий бомбардировщик получил лёгкие повреждения при посадке столкнувшись на лётном поле с трактором.

Тем не менее общее впечатление от S.47 испорчено не было. Фирма SABCA начала выполнять бельгийский заказ с декабря 1939 года, а С лета 1940 года планировалось производство S.47 для Франции, но оба заказа выполнены не были. 13 июня 1940 года прототип самолёта был захвачен немецкими десантниками в Орлеане. Естественно, итальянская сторона сразу сделала запрос о возвращении прототипа "на историческую родину", но получила от немецкой стороны отказ без объяснения причин.

Но даже получив опытный образец это вряд ли изменило положение в лучшую сторону. Итальянцы не учли, что S.47 разрабатывался в первую очередь под установку французского мотора и смена силовой установки могла негативно сказаться на его ТТХ. Более того, идея многоцелевого самолёта оправдала себя лишь отчасти и лучшим образцом в этом классе можно считать советский Су-2, хотя и у S.47 имелось много шансов стать лидером. В любом случае, даже с технической документацией на руках выпуск S.47 в Италии так и не наладили. Что случилось с захваченным S.47 сказать сейчас трудно. По последним данным его ещё видели в Орлеане в апреле 1942-го или в середине 1943 года. Возможно, S.47 был разобран на запчасти самими немцами.


ЛТХ:
Модификация S.47
Размах крыла, м 13.20
Длина, м 10.61
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 23.80
Масса, кг
пустого самолета 2100
нормальная взлетная 3200
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12 YCrs
Мощность, л.с. 1 х 860
Максимальная скорость , км/ч 501
Крейсерская скорость , км/ч 480
Практическая дальность, км 900
Практический потолок, м 10500
Экипаж 2
Вооружение: одна 20-мм пушка и три 7,7-мм пулемета Browning,
2х 50-кг бомбы или в
роли ударного самолета - 10х 10-кг бомбы