Santos-Dumont
S%^Tt$ - 9777000555000
Santos-Dumont 14-bis


Разработчик: Santos-Dumont
Страна: Франция
Первый полет: 1906
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Скорость является тем термином, который неразрывно связан с авиацией. В течение периода времени, который лишь немного превышает продолжительность человеческой жизни, человечество не только научилось летать на машинах тяжелее воздуха, но а также сражалось на невероятных скоростях, которые в несколько раз превышали скорость звука. Путь к этому не был легким и быстрым, о чем можно будет убедиться в данном цикле статей. В этом цикле будет последовательно рассказано о самолетах, установивших абсолютные мировые рекорды скорости и мировые рекорды скорости в классах сухопутных и морских машин. В цикле статей будет рассказано о конструкторах и пилотов самолетов а также о спонсорах международных гонок - всех тех, кто создавал удивительную атмосферу борьбы за скорость. Надеюсь, что читатели узнают много нового об этом интересном фрагменте истории мировой авиации.

В начале двадцатого столетия Франция становилась все более важным центром развития мировой авиации. Хотя мир и признал первенство американцев Уилбура и Олрвилла Райтов (13 декабря 1093 года), но последние работали изолированно и в режиме секретности. Во Франции же было строго наоборот: была настоящая лихорадка строительства и испытаний планеров и моторных планеров, сопровождавшаяся крикливой рекламой и щедрой поддержкой спонсоров. Одним из положительных моментов этой лихорадки стало основание в 1905 году в Париже международной авиационной ассоциации (Fédération Aéronautique Internationale - FAI; ФАИ). Задачами ассоциации стали регистрация, оценка и признание лучших авиационных достижений. Помимо этого ФАИ взаимодействовала с уже основанными национальными аэроклубами; так, например, французский аэроклуб был основан в 1898 году.

В качестве первого абсолютного рекорда скорости ФАИ зарегистрировала достижение Альберто Сантос-Дюмона (Alberto Santos-Dumont), который 12 ноября 1906 года на самолете собственной конструкции 14-bis разогнался до "целых" 41,29 км/ч. Первый в мире абсолютный рекорд скорости был установлен на французской земле бразильцем - сыном оптового торговца кофе. Альберто Сантос-Дюмон поселился в Париже в 1891 году; в то время молодые богатые люди интересовались не только женщинами, но и современными видами спорта - мотоциклами, автомобилями и авиацией.

В Париже Сантос-Дюмон построил несколько мягких дирижаблей, на одном из которых - No.6 - 19 октября 1901 года он за полчаса пролетел от парка Сен-Клу до Эйфелевой башни, облетел ее и вернулся на место взлета. Этим полетом Альберто Сантос-Дюмон выиграл приз французского промышленника и мецената Анри Дойч де ла Мерта в размере 125000 франков. Первую половину призовых денег Сантос-Дюмон пожертвовал беднякам Парижа, а вторая половина досталась его работникам в качестве премии.

Затем Альберто Сантос-Дюмон от воздухоплавания перешел к созданию летательных аппаратом тяжелее воздуха. В 1905 году им был построен и испытан планер No.11; во время тестирования планер буксировала моторная лодка. Затем Сантос-Дюмоном был разработан проект вертолета No.12, после чего бразилец под влиянием популярных в те годы воздушных змеев перешел к созданию самолета.

Разработанный и построенный Сантос-Дюмоном самолет имел схему "утка" с оперением в передней части и крылом в задней. Также в задней части самолета был установлен восьмицилиндровый двигатель Antoinette (Levavasseur), развивавший мощность 24 л.с. (18 кВт) и вращавший двухлопастный металлический толкающий винт. Первоначально Альберто Сантос-Дюмон испытал самолет привязанным к натянутому канату, затем буксировал его за скачущим ослом и лишь потом в качестве буксира был использован дирижабль No.14. Именно по этой причине самолет получил обозначение No.14-bis - "второй четырнадцатый".

Первый взлет был запланирован 13 сентября 1906 года, но в этот день был всего лишь семиметровый прыжок, заканчивающийся повреждением машины. 23 октября 1906 года после завершения ремонта и замены двигателя на более мощный 50-сильный (37 кВт) Antoinette была предпринята еще одна попытка полета, во время которой No.14-bis продержался в воздухе семь секунд и пролетел 60 метров. Этим Сантос-Дюмон выиграл Приз Аршдекона в 3000 франков, который был основан адвокатом Эрнестом Аршдеконом (Ernest Archdeacon) в июле 1906 и который должен был быть вручен первому лётчику, пролетевшему на самолете более 25 метров только с помощью собственного двигателя.

Наконец, 12 ноября 1906 года Альберто Сантос-Дюмон совершил еще один полет, по результатам которого он выиграл приз французского аэроклуба в 1500 франков за полет длиной более ста метров. К этому времени No.14-bis получил предтечу элеронов - небольшие восьмиугольные пластины, расположенные в межкрыльевом пространстве между внешними и ближайшими к внешним межкрыльевыми стойками. Пилот управлял этими поверхностями наклоняя свое тело в ту или иную сторону, поскольку тросы управления были прикреплены к его костюму. Во время полета Сантос-Дюмон стоял в кабине, напоминавшей корзину воздушного шара, и управлял самолет с помощью рулевого колеса (левой рукой) и ручки управления (правой рукой).

Утром No.14-bis взлетел с расположенного в Булонском лесу луга Багатель (Bagatelle), а в 16:00 Сантос-Дюмон взлетел под непосредственным контролем комиссаров французского аэроклуба. К сожалению он пролетел 82,6 метра и продержался в воздухе 7,2 секунды. В 16:45 двигатель вновь сломался, и Сантос-Дюмон приземлился на лугу, пролетев 220 метров! Во время полета он набрал высоту 6 метров и находился в воздухе в течение 21,2 секунд. Рассчитанная скорость стала первым зарегистрированным рекордом.

После No.14-bis Альберто Сантос-Дюмон создал несколько дирижаблей и самолетов, в том числе и знаменитый No.20 Demoiselle, который по свой концепции стал предшественником современных ультралегких самолетов.

В 1910 году Сантос-Дюмон внезапно и серьезно заболел. У него двоилось в глазах и он испытывал головокружение, что лишило его возможности передвигаться, не только летать. Ему был поставлен диагноз рассеянный склероз. Сантос-Дюмон уволил сотрудников и закрыл свою мастерскую. Его болезнь скоро привела к прогрессирующей депрессии.

В 1911 году Сантос-Дюмон переехал из Парижа к морю во французскую деревню Бенервиль, где стал заниматься астрономией. Местные жители, которые были слабо наслышаны о его известности и достижениях, сделанных в Париже несколькими годами ранее, обратили внимание на его телескоп немецкого производства и необычный акцент, приняв его за немецкого шпиона, отслеживающего перемещения французского военного флота. Эти подозрения в конечном счёте привели к аресту Сантос-Дюмона французской военной полицией. Получив сильный стресс, усугублённый его болезнью, он сжёг все свои бумаги, чертежи и заметки. В результате немногое из оригинальной технической документации Сантос-Дюмона сохранилось до сегодняшнего дня.

В 1918 (по некоторым источникам в 1916) году Сантос-Дюмон оставил Францию, чтобы возвратиться на родину и более никогда не возвращаться в Европу. Болезнь Альберто Сантос-Дюмона прогрессировала, его угнетал рассеянный склероз и то, что самолёты стали активно использоваться в военных целях. Он совершил самоубийство, повесившись в городе Гуаружа, штат Сан-Паулу 23 июля 1932 года.




ЛТХ:
Модификация Santos-Dumont 14-bis
Размах крыла, м 11.46
Длина, м 9.60
Высота, м 3.75
Площадь крыла, м2 52.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 290
Тип двигателя 1 ПД Antoinette 8V
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч 41
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, м 220
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6
Экипаж, чел 1

Demoiselle


Разработчик: Santos-Dumont
Страна: Франция
Первый полет: 1907
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



После постройки аэроплана No.14 bis в 1906 году, в следующем году Альберто Сантос-Дюмон (Alberto Santos-Dumont) спроектировал и построил легкий Santos-Dumont No.19, оснащенный двигателем с воздушным охлаждением Dutheil & Chalmers мощностью 20 л.с. (15 кВт). Этот и еще три последующих самолета Santos-Dumont No.20, 21 и 22 носили общее название Santos-Dumont Demoiselle.

После аварии No.19, случившейся всего через несколько месяцев после полета, Сантос-Дюмон закончил более прочный Santos-Dumont No.20. Вскоре были выпущены еще два варианта самолета. Поздние варианты Demoiselle с 2-цилиндровым мотором Darracq мощностью 30 л. с. считались самыми совершенными самолетами своего времени.

Demoiselle также стал первым в мире самолетом, который строился серийно: с 1908 года 50 аэропланов Demoiselle No.20 изготовила французская фирма "Clement-Bayard". Для этихз машин было предложено на выбор три двигателя: Clement мощностью 20 л.с ., четырехцилиндровый Wright мощностью 30 л.с. (Clement-Bayard имел лицензию на производство двигателей Wright) или 40-сильный Clement-Bayard по проекту Пьера Клерже.

Demoiselle оказался финальной конструкцией Сантос-Дюмона. Бразилец стал хорошим примером для множества энтузиастов авиации. Его "Демуазель" оказал огромное влияние на конструкции большого количества самолетов эпохи зарождения авиации. Этот самолет также можно назвать первым в мире самолетом для "домашней" сборки.

Один из самолётов Santos-Dumont Demoiselle сохранился и находится в французском музее авиации в Ле Бурже.




ЛТХ:
Модификация Demoiselle (No.20)
Размах крыла, м 5.48
Длина, м 6.00
Высота, м 2.06
Площадь крыла, м2 11.60
Масса, кг
пустого самолета 107
нормальная взлетная 190
Тип двигателя 1 ПД Darracq
Мощность, л.с. 1 х 30
Максимальная скорость, км/ч 110
Крейсерская скорость, км/ч 95
Практическая дальность, м 220
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1