Spartan
S%^Tt$ - 9777000555000
Spartan 7W Executive


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1936
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Компания Spartan была образована в США в 1928 году на базе крупной фирмы Skelly Oil Company. Изначально это предприятие занималось производством топлива для самолётов, но с ходом времени возникла идея создавать самолёты собственными силами. Первые модели не пользовались большим успехом, но надежда создать надежный многоцелевой самолёт все же оставалась. Пережив кризис начала 1930-х гг. за руководство Spartan взялся Дж.Пол Гетти - сын основателя SOC. Благодаря тому, что компания стала приносить большие прибыли, проектирование и постройка нового самолёта продвигалась довольно быстро. В 1935 году под руководством инженера Джеймас Б.Форда начались работы по самолёту названному Spartan 7W "Executive". При его конструировании, проходившей в обстановке строгой секретности, учитывалась масса факторов. Особый приоритет отдавался современному дизайну, скорости и комфорту в полёте. Все три требования были в полной мере удовлетворены и 8 марта 1936 года в воздух впервые поднялся прототип Model 7 (или как его ещё называли - "Standart Seven"). Пилотировал самолёт Эдмонд Т.Аллен. Опытный экземпляр был оснащен двигателем Jacobs L-5 мощностью всего 285 л.с., с которым он смог развить скорость порядка 290 км\ч. Такой показатель не удовлетворил проектировщиков и после перепроектирования на нем установили радиальный 450-сильный мотор P&W "Wasp Junior" R-985 и винт диаметром 2,55 метра. Эта модель стала более известна как 7W и на испытаниях проходивших с 18 сентября 1936 года она развила скорость 321 км\ч и имела дальность полёта около 1600 км. Теперь самолёт был одобрен к серийному производству и 15 февраля 1937 года 7W получил сертификат лётной годности.

Тем не менее, серийный выпуск 7W закончился 9 сентября 1940 года после сборки 34 самолётов. Причиной тому послужила высокая стартовая цена в 35.000 $, которая была доступна только богатым частным владельцам и авиакомпаниям. Попутно в Великобритании производились десятки аналогичных более дешевых самолётов, поэтому спрос на 7W при всех его преимуществах был небольшим. 16 самолётов продали нефтяным компаниям, 9 - другим фирмам, 2 самолёта попали в частные руки. Пять машин продали в Латинскую Америку, три из которых на самом деле были переданы республиканскому правительству Испании и участвовали в Гражданской войне, а оставшиеся две перевозили высших военных чинов. Ещё три самолёта купили RAF и на начальном периоде войны использовали их в тренировочных целях. Как минимум один самолёт 7W с регистрационным кодом AC-EGW попал в Испанию и использовался в авиации националистов с 1937 года.

Однако были и положительные моменты в карьере 7W. Модный и дорогой самолёт вызвал особый интерес у короля Ирака, который заказал собственную модель, отличавшуюся особой роскошью пассажирского салона. Вдобавок на счету "Executive" числиться победа в гонках Бендикс - в 1939 году этот самолёт прошел дистанцию со скоростью порядка 225 км\ч и стал победителем в своём классе.

Когда война докатилась и до США в военную авиацию частными владельцами были переданы 16 машин. Им присвоили новое обозначение UC-71 и эксплуатировали до 1945 года, после чего почти все имевшиеся на тот момент самолёты были переданы прежним хозяевам. Самолёты Spartan в лишний раз подтвердили, что они стоили тех денег, которые за них требовалось заплатить - за 4 года эксплуатации в ВВС было разбито только два 7W.

История фирмы Spartan завершилась примерно в это же время. В годы войны фирма занималась выпуском тренировочных самолётов других моделей, но в 1942 году появился модернизированный вариант самолёта 7W названный Model 12 (12W). Однако положение складывалось таким образом, что производство и дальнейшее проектирование собственных машин стало не выгодным, поэтому все дальнейшие работы в этой сфере были прекращены.



ЛТХ:
Модификация 7W
Размах крыла, м 11.89
Длина самолета,м 8.18
Высота самолета,м 2.44
Площадь крыла,м2 23.23
Масса, кг
пустого самолета 1545
максимальная взлетная 2272
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-985-AN3
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч 414
Крейсерская скорость, км/ч 346
Практическая дальность, км 1610
Практический потолок, м 7315
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3-4 пассажира

12W Exrcutive


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1945
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



После войны компания Spartan Aircraft Company предприняла попытку возобновить производство Executive под обозначением Spartan 12W Executive. Основной внимание при разработке самолета была уделено экономичности.

Первый полет прототипа самолета (NX21962) состоялся в конце 1945 года (по другим данным в начале 1946 года). Самолет прошел весь цикл испытаний, однако положение складывалось таким образом, что производство и дальнейшее проектирование собственных машин стало не выгодным, поэтому все дальнейшие работы в этой сфере были прекращены (интерес компании был переключен на производство трейлеров).

Единственный экземпляр самолета был восстановлен в 1967 году.







ЛТХ:
Модификация 12W
Размах крыла, м 11.89
Длина самолета, м 8.23
Высота самолета, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Wasp Junior
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч 257
Крейсерская скорость, км/ч 225
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

C2


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1931
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Последним из легких самолетов, построенных компанией Spartan Aircraft Company, стал спортивный многоцелевой Spartan C2, разработанный Уиллисом Брауном (Willis Brown). Он представлявший собой низкоплан с расчаленным крылом, открытой кабиной с двумя креслами, расположенными рядом, и звездообразным двигателем Jacobs L-3 мощностью 60 л.с.

Первый полет прототип самолета совершил в 1931 году. После успешных испытаний была выпущена серий из 16 самолетов C2-60.

Затем были выпущены два экземпляра учебно-тренировочной версии C2-165 с пятицилиндровым двигателем Wright R-540 мощностью 165 л.с. Эти самолеты были оснащены специальными капюшонами для обучения пилотов полетам по приборам. Самолеты были предложены Авиационному корпусу США, но военные решили что монопланы не подходят для обучения пилотов.

Три экземпляра C2-60 находятся в музеях Tulsa Air and Space Museum, Western Antique Aeroplane & Automobile Museum и Golden Wings Flying Museum.



ЛТХ:
Модификация C2-60
Размах крыла, м 12.19
Длина самолета,м 6.96
Высота самолета,м 2.11
Площадь крыла,м2 15.05
Масса, кг
пустого самолета 332
максимальная взлетная 542
Тип двигателя 1 ПД Jacobs L-3
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км 515
Скороподъемность, м/мин 229
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2

C3


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1926
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Разработанный Уиллисом Брауном (Willis Brown) трехместный биплан с открытой кабиной Spartan был облетан 25 октября 1926 года. Специально для его выпуска была образована компания "Mid-Continent Aircraft Company" в Тулсе, штат Оклахома. В начале 1928 года компания была реорганизована новыми владельцами и названа "Spartan Aircraft Company".

Самолет Spartan имел полотняную обшивку и смешанную конструкцию планера. Первоначальный серийный вариант Spartan C3-1 оснащался немецким звездообразным двигателем Siemens-Halske мощностью 125 л. с. (построено 15 самолетов). Однако из-за ограничений поставок данных двигателей в конце 1928 года появился вариант C3-2, который имел уже звездообразный двигатель Walter мощностью 120 л. с. (35 самолетов).

В 1929 году появился вариант C3-165 со звездообразным двигателем Wright J-6 мощностью 165 л.с. (40 самолетов), а в 1930 году - усовершенствованная модель C3-225, имевшая лучшие летные характеристики благодаря двигателю Wright J-6 мощностью 225 л.с. (14 самолетов). Единственный построенный самолет C3-166 (1930 год) имел звездообразный двигатель Comet 7-E мощностью 165 л. с., и он стал последним в этом семействе.




ЛТХ:
Модификация C3-225
Размах крыла, м 9.75
Длина самолета,м 7.08
Высота самолета,м 2.69
Площадь крыла,м2 27.03
Масса, кг
пустого самолета 790
максимальная взлетная 1225
Тип двигателя 1 ПД Wright J6-6-7
Мощность, л.с. 1 х 225
Максимальная скорость, км/ч 222
Крейсерская скорость, км/ч 177
Практическая дальность, км 740
Скороподъемность, м/мин 354
Практический потолок, м 4572
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

C4


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Растущий интерес заказчиков к монопланам с закрытой кабиной побудил компанию Spartan Aircraft Company разработать и вывести на рынок в 1930 году модель Spartan C4.

Первая серийная модель C4-225 была построена в количестве пяти машин. Это был четырехместный высокоплан с подкосным крылом с двигателем Wright J-6 мощностью 225 л. с.

Затем последовали два самолета - по одному моделей C4-300 с двигателем Wright R-975 мощностью 300 л. с. и C4-301 с двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior такой же мощности.





ЛТХ:
Модификация C4-225
Размах крыла, м 15.24
Длина самолета,м 9.60
Высота самолета,м 2.74
Площадь крыла,м2 27.78
Масса, кг
пустого самолета 1054
максимальная взлетная 1594
Тип двигателя 1 ПД Wright J6
Мощность, л.с. 1 х 225
Максимальная скорость, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 177
Практическая дальность, км 1127
Скороподъемность, м/мин 244
Практический потолок, м 4328
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

C5


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с самолетом C4 (продано всего 7 экземпляров) Spartan Aircraft Company попытались улучшить ситуацию выпустив еще одну модификацию самолета Spartan C4. Это был пятиместный высокоплан с подкосным крылом.

На первой модификации самолета C5-300 использовался двигатель Wright J-6 мощностью 225 л. с. Этот вариант был выпущен в количестве трех экземпляров.

Последним представителем семейства единственный C5-301 с двигателем Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 320 л.с. (240 кВт).





ЛТХ:
Модификация C5-301
Размах крыла, м 15.24
Длина самолета,м 9.95
Высота самолета,м 2.72
Площадь крыла,м2 27.78
Масса, кг
пустого самолета 1196
максимальная взлетная 1898
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
Мощность, л.с. 1 х 320
Максимальная скорость, км/ч 232
Крейсерская скорость, км/ч 202
Практическая дальность, км 1040
Скороподъемность, м/мин 288
Практический потолок, м 4450
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира

FBW-1 Zeus


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Ударный самолет
ЛТХ Доп. информация



Относительная неудача с многоцелевым самолётом 7-W "Execute", который из-за своей высокой стоимости не строился большой серией, отнюдь не смутило руководство фирмы. В 1937 году началась разработка боевой модификации этого самолёта, получившей фирменное обозначение Spartan 8W. Пассажирский салон был полностью убран, чтобы освободить место для стрелка-наблюдателя. Доработке также подверглась кабина пилота, ставшая теперь одноместной. Вооружение состояло из двух крыльевых и одного заднего подвижного 7,7-мм пулемета, бомбовая нагрузка из десяти 12-кг бомб размещалась под крылом.

Переработанный таким образом гражданский самолёт получил обозначение FBW-1 и грозное имя "Zeus". Его предполагалось использовать в качестве штурмовика и ближнего бомбардировщика (а так же в роли учебно-тренировочного или разведывательного самолета), на момент начала его испытаний в 1937 году стало ясно, что по совокупности боевых качеств он был равным машинам начала 1930-х гг. Попытка участия в конкурсе, объявленном ВМС США, окончилась неудачей - FBW-1 был отвергнут практически по всем статьям, хотя моряки отметили высокую надежность конструкции штурмовика. Он так и остался в единственном экземпляре, раз и навсегда закрыв фирме Spartan доступ в сферу боевых самолётов.





ЛТХ:
Модификация FBW-1
Размах крыла, м 11.90
Длина, м 8.60
Высота, м
Площадь крыла, м2 23.20
Масса, кг
пустого самолета 1223
максимальная взлетная 2248
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1340 (S3H-1) Wasp
Мощность, л.с. 1 х 550
Максимальная скорость , км/ч 377
Крейсерская скорость , км/ч 335
Практическая дальность, км 1223
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8961
Экипаж, чел 2
Вооружение: три 7.7-мм пулемета
до 120 кг бомб

NP-1


Разработчик: Spartan
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1940 году морская авиация США объявила конкурс на тренировочный самолёт первоначального обучения. Среди прочих предложений наиболее приемлемым оказался самолёт фирмы Spartan, конструкция которого основывалась на легком биплане образца 1927 года. Контракт на постройку опытного образца XNP-1 и партии из 200 серийных экземпляров NP-1 был подписан в том же году. Заказ был выполнен в полном объёме и с 1941 года самолёты NP-1 активно использовались для обучения летного состава в запасных авиашколах в Атланте, Далласе и Новом Орлеане.








ЛТХ:
Модификация NP-1
Размах крыла, м 10.27
Длина, м 7.39
Высота, м 2.54
Площадь крыла, м2 27.99
Масса, кг
пустого самолета 938
максимальная взлетная 1259
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680-8
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость , км/ч 174
Крейсерская скорость , км/ч 145
Практическая дальность, км 507
Практический потолок, м 4025
Экипаж, чел 2