Starr
S%^Tt$ - 9777000555000
Bumble Bee


Разработчик: Starr
Страна: США
Первый полет: 1984
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



За все время эпохи авиастроения были созданы сотни моделей самых разных самолетов √ как небольших, так и гигантов типа "Геркулеса" или Ан-225 "Мрия". Разумно было бы предположить, что среди всего этого многообразия будет самолет, который имеет размеры меньше, чем все остальные. И такой самолет есть.

Этот самолет получил имя Starr Bumble Bee (шмель). Но самое удивительное заключается в том, что это экспериментальное воздушное судно было построено с одной-единственной целью: получить звание самого маленького самолета в мире.

Титул "самого маленького самолёта в мире" переходил от модели к модели достаточно часто. Первым официальным обладателем этого титула был построенный в Калифорнии Wee Bee, совершивший первый полёт в 1948 году. В следующие четыре года в борьбу вступили инженеры Рэй Ститс с самолётом Junior и Уилбур Стэйб с машиной Little Bit. В 1952-м Ститс поставил точку: его новый мини-самолёт Stits SA-2A Sky Baby имел размах крыла 2,18 метра, и рекорд держался вплоть до 1980-х. Да, основной параметр размеров самолёта - это именно размах крыла, длина может быть и чуть больше предыдущего рекордсмена.

Инженер Роберт Старр (Robert H. Starr) из Аризоны поставил себе задачей побить достижение Stits - и 28 января 1984 года сделал это, подняв в воздух Bumble Bee I (N83WS) с размахом крыла 1,98 м. Но у конструктора Sky Baby Рэя Стита был сын Дональд, который спустя полгода, в середине 1984-го поставил очередной мини-рекорд, построив самолёт Baby Bird с размахом крыла 1,90 м. Впоследствии Baby Bird, пилотируемый Харольдом Немером, успешно поднимался в воздух ещё 35 раз.

Но Старр не сдался. В 1988 году он, наконец, закончил строительство Starr Bumble Bee II (N89WS) с совершенно невозможным размахом крыла в 1,68 м. 8 мая 1988 года Bumble Bee II совершил свой первый полёт, и рекорд вернулся к Старру.

Самолет представлял собой бесстоечный биплан с одним четырехцилиндровым поршневым двигателем Continental C85 мощностью 85 л.с. Фюзеляж выполнен из сварных труб и покрыт листовым металлом. Верхнее крыло имеет закрылки, а нижнее - элероны.

Что касается размеров, то длина самолета составляет всего 2,7 метров, а высота - 1,2 метра. Максимальный взлетный вес - 260 кг. При этом самолет развивал максимальную скорость до 190 км/ч и был способен подниматься до 4270 метров.

Но в то же время история закончилась почти трагически. Старр недооценил сложность управления своим самолётом. Он показал достаточную стабильность и продержался в воздух столько времени, сколько нужно было для фиксации рекорда - но затем решил ещё немного полетать в своё удовольствие. И на высоте 120 метров крошечный двигатель Bumble Bee II банально заглох. Самолёт и пилот рухнули на землю. Старр чудом выжил, получив множественные переломы, от самолёта почти ничего не осталось.

После этого Bumble Bee I был передан в музей космонавтики и авиации Пима в Тусоне. Чтобы успокоить гонку Ститса и Старра, Книга Рекордов Гиннесса разделила рекорд на две части: самолёт Ститса стал самым маленьким в мире монопланом, а Старра - бипланом.

Почему же этот самолет был назван "шмелем"? Широко распространена версия, что шмель совершает полет вопреки всем законам физики и аэродинамики, и столь короткие крылья при массивном теле не могут его держать в воздухе.

Глядя на Bumble Bee II, создается впечатление, что он, так же, как и шмель, не может держаться в воздухе при таких небольших крыльях. Тем не менее, маленький самолетик отлично управляется и полностью контролируется в воздухе пилотом.






ЛТХ:
Модификация Bumble Bee II
Размах крыла, м 1.68
Длина, м 2.70
Высота, м 1.20
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 180
максимальная взлетная 260
Топливо, л 11,35
Тип двигателя 1 ПД Continental C85
Мощность, л.с. 1 x 85
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 150
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин 1380
Практический потолок, м 4270
Экипаж, чел 1