Stoddard-Hamilton
S%^Tt$ - 9777000555000
Glasair I


Разработчик: Stoddard-Hamilton
Страна: США
Первый полет: 1979
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В отличие от Берта Рутана Том Гамильтон (Tom Hamilton) в детстве не мечтал об авиации и образование получил не техническое. После окончания школы бизнеса он занялся стоматологией, но очень быстро понял, что это не то, чем он хочет заниматься. Том переключился на авиационную технику, занялся разработкой проекта самолета и после ряда испытаний в аэродинамической трубе приступил к его изготовлению в отцовском гараже. Целью проекта была разработка самолета, который Гамильтон в дальнейшем хотел продавать в кит-наборах. Строительство растянулось на два года, но когда Том поднял самолет, он, по его собственным словам, до смерти испугался и понял, что играет с огнем. Самолет получился совсем не таким, какой хотел.

Но два года не прошли даром. Это было время активного освоения композитов, и Том разработал свою технологию работы с ними. Он впервые использовал негативные матрицы, в которых выкладывал трехслойную стеклопластиковую обшивку. Не могу сказать абсолютно уверенно, но возможно, это решение подсказал ему опыт изготовления зубных протезов.

Берт Рутан в то время выклеивал агрегаты своих самолетов на позитивных матрицах: вначале на форму накладывал слой стеклоткани, потом резал раскаленной струной пенопласт и выкладывал заполнитель, затем поверх наклеивал внешнюю обшивку. В результате внешняя сторона обшивки требовала трудоемкой обработки для обеспечения необходимого качества поверхности.

Том Гамильтон внешнюю обшивку выклеивал в гладкой матрице, затем уклады вал заполнитель, потом -внутреннюю обшивку, которая не требовала дополнительной обработки. На этот процесс затрачивалось меньше времени, а внешняя поверхность получалась гладкой и очень качественной.

Кроме того, агрегаты планера он стал склеивать из двух половин, между которыми было гораздо меньше элементов каркаса, шпангоутов в фюзеляже и нервюр в консолях по сравнению с деревянными и металлическими конструкциями. Этому способствовала толстая работающая обшивка.

Освоив технологии, позволяющие получать очень гладкие поверхности, Гамильтон решил максимально использовать их в аэродинамике своих самолетов. На всех Glasair в крыльях используется профиль Уиткомба GA (W)-2. Он дает минимальное индуктивное сопротивление, позволяя получать высокие максимальные скорости полета и скороподъемности. При этом профиль обеспечивает плавный срыв, а значит, управляемое поведение самолета на малых скоростях. Кроме того, профиль позволяет применять эффективную механизацию, тем самым расширяя диапазон скоростей. Наконец, этот профиль имеет достаточно большую относительную толщину, что в сочетании со стеклопластиковой конструкцией дает возможность размещать в баках-кессонах крыла много топлива. А это существенно увеличивает дальность полета.

Первый свой самолет Glasair I Том построил с товарищем-стоматологом Тедом Сетцером (Ted Setzer). Гараж оказался тесноват для развития производства, поэтому Том арендовал бывшую свиноферму с комплексом зданий и небольшим аэродромом, взлетная полоса которого была покрыта травой и гравием.

Низкоплан Glasair I с двигателем Lycoming 0-235 мощностью 115 л.с. с максимальным взлетным весом 726 ДаН и двумя членами экипажа, расположенными по схеме side by side, развивал скорость 322 км/ч! Он впервые взлетел в 1979 г., а премьера его состоялась на EAA AirVenture-80.

Со слета Гамильтон улетел, имея заказы на 100 кит-наборов, и это был очевидный успех. С таким пакетом можно было начинать официальное производство, поэтому Том учредил компанию Stoddard-Hamilton (с намеком на традиции в названиях больших самолетостроительных компаний - Curtiss-Wright, Rolls-Royce, Bristol Siddeley, Handley Page, - Ред.).

Первый самолет, который начали продавать в кит-наборах, Glasair TD, отличался от прототипа более мощным двигателем Lycoming 0-360 (200л.с.). С трехлопастным воздушным винтом Hoffmann VP самолет развивал максимальную скорость 418 км/ч, имел скороподъемность 7,6 м/с, позволял залить в баки 232 л бензина и мог пролететь без посадки 1894 км!

Самое главное, заказчики получали все агрегаты с высококачественной гладкой поверхностью в комплекте из двух половин каждый, которые надо было всего лишь склеить, установив несколько деталей поперечного набора. К100заказам, собранным на слете, до конца года добавилось еще 50, а всего с начала производства было изготовлено 807 комплектов Glasair I. В 1981 г. Том Гамильтон получил на EAA AirVenture престижную премию Raspet Award за выдающийся вклад в разработку легких самолетов.

Glasair TD, как и прототип, был с хвостовой опорой. В 1983 г. появилась модель Glasair RG с носовым колесом и убирающимся шасси. Изменился и комплект для сборки. Вместо деталей, из которых покупатели раньше сами собирали узлы, начали продавать готовые узлы в сборе: педали, ручку управления самолетом, узлы в каналах управления элеронами и рулем высоты. Таким образом, была исключена потребность применения сварки во время домашней сборки самолетов, что повысило качество самолетов, собранных из наборов. Для удобства сборки ввели специальную маркировку деталей и ярлыки.

В 1984 г. по просьбе пилотов в дополнение к модели RG с носовой опорой и полностью убираемым шасси начали выпускать самолеты с неубирающимся шасси и носовой опорой - модель FT. Установка убирающегося шасси увеличила скорость самолета всего на 3,2 км/ч по сравнению с Glasair TD с хвостовой опорой и неубирающимся шасси. Но сложность конструкции убирающихся стоек шасси и, главное, необходимость его уборки и выпуска в процессе эксплуатации оказались не всем пилотам по душе. Самолеты с неубирающимся шасси им казались проще, надежней и безопасней. А слово заказчика - закон.

К 1986 г. было произведено уже более 700 кит-наборов самолетов Glasair. В процессе их изготовления изменили не только конструкцию шасси, некоторых узлов и агрегатов. Были увеличены ширина и высота пилотской кабины, доработана форма фонаря пилотской кабины.






ЛТХ:
Модификация Glasair I
Размах крыла, м 7.42
Длина, м 5.94
Высота, м 1.88
Площадь крыла, м2 7.55
Масса, кг
пустого 621
максимальная взлетная 998
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-360 A1B
Мощность, л.с. 1 x 200
Максимальная скорость, км/ч 418
Крейсерская скорость, км/ч 324
Практическая дальность, км 1894
Максимальная скороподъемность, м/мин 456
Практический потолок, м 5800
Экипаж, чел 2

Glasair II


Разработчик: Stoddard-Hamilton
Страна: США
Первый полет: 1989
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Glasair II √ легкий многоцелевой самолёт, выпускаемый американский компанией Stoddard-Hamilton Aircraft. Разработка самолета велась Том Гамильтон (Tom Hamilton) на базе версии Stoddard-Hamilton Glasair I, не обрётшей своей популярности из-за достаточно высокой стоимости одного комплекта. Американские авиаинженеры смогли в значительной мере улучшить конструкцию этого летательного аппарата, фактически, создав мощный и манёвренный спортивный самолёт, по вполне приемлемой цене.

Glasair II проектировали в соответствии с требованиями FAR-23, но продавали по-прежнему в кит-наборах. Были проведены статические испытания, в частности, крыло было подвергнуто нагрузкам, достигающим +10,5 (при эксплуатационных перегрузках +6 такие перегрузки соответствуют коэффициенту безопасности более 1,5).

Свой первый полёт эGlasair II совершил в 1989 году, и практически сразу же поступило в серийное производство, где находится и в настоящий момент главным образом благодаря высокому спросу √ в период с 1989 года по 2014 год было построено порядка 1280 летательных аппаратов этой модели, включая и модифицированные версии.

Как и прежде, самолёт был рассчитан на перевозку двух человек, однако, в данной версии, кресла располагались друг за другом, что позволяло выполнять перелёты в более комфортных условиях, а кроме того, благодаря расширенному внутреннему пространству, летательный аппарат в значительной мере нашёл поддержку и у частных владельцев, позволяя осуществлять перелёты на дистанциях порядка 2815 километров. Для перевозки грузов самолёт Stoddard-Hamilton Glasair II, равно как и базовая модель этого семейства, не подходил, однако, авиаинженеры предусмотрели возможность для погрузки в самолёт некоторого минимального количества багажа, что также отыскало поддержку у заказчиков.

Силовая установка Stoddard-Hamilton Glasair II представляет собой поршневой авиадвигатель четыре рабочих цилиндра которого способны развивать мощность в 180 л.с., что несколько меньше чем у базовой версии этого семейства, и в некоторой мере влияет на скорость перемещения. Тем не менее, самолёт способен разгоняться до скорости в 356 км/ч (крейсерская скорость полёта), что более чем приемлемо, особенно если учесть достаточно низкую цену одного комплекта, составляющую на начало 2013 года порядка 47500 долларов.





Модификации :
Glasair II базовая версия.
Glasair II-S версия с увеличенной длиной фюзеляжа для дополнительного багажного отсека.
Glasair Super II FT модернизированная версия 2011 года с видоизменённым фиксированным шасси.
Glasair Super II RG модернизированная версия 2011 года с убирающимся шасси.
Glasair Super II TD вариант с исправленной конструкцией хвостового шасси.



ЛТХ:
Модификация Glasair Super II RG
Размах крыла, м 7.10
Длина, м 6.30
Высота, м 1.90
Площадь крыла, м2 7.55
Масса, кг
пустого 635
максимальная взлетная 953
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-360
Мощность, л.с. 1 x 180
Максимальная скорость, км/ч 385
Крейсерская скорость, км/ч 356
Практическая дальность, км 2815
Максимальная скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 5800
Экипаж, чел 2

Glasair III


Разработчик: Stoddard-Hamilton
Страна: США
Первый полет: 1985
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Glasair III √ легкий многоцелевой самолёт, выпускаемый американский компанией Stoddard-Hamilton Aircraft. Производство этого самолета было инициировано совместно с моделью Stoddard-Hamilton Glasair II, причём, разработки велись Том Гамильтон (Tom Hamilton) независимо друг от друга на общей базе модели Stoddard-Hamilton Glasair I, ставшей первой в семействе этих легкомоторных воздушных судов.

Отличительной особенностью модели Stoddard-Hamilton Glasair III и Stoddard-Hamilton Glasair II является расположение кресел в кабине, при этом, в версии Stoddard-Hamilton Glasair III благодаря увеличенному пространству в задней части самолёта, появилась возможность принимать на борт некоторое количество полезного груза, в частности, в наибольшей мере речь идёт о багаже, так как летательный аппарат зарекомендовал себя в большей мере в частной эксплуатации, чем в качестве спортивного воздушного судна.

Фюзеляж Glasair III был дополнительно усилен, за счёт чего вес самолёта возрос, однако, благодаря этому, на борт можно было принять большее количество груза, а кроме того, это также способствовало повышенной безопасности во время полётов на больших скоростях.

В 1985 году Stoddard-Hamilton выпустила новый самолет с невиданными ранее возможностями. Glasair III, собранный из кит-набора с двигателем Lycoming IO-540-K1H5 мощностью 300 л.с. способен летать со скоростью 467 км/ч, подниматься на высоту 7315 м, развивая у земли скороподъемность более 12 м/с, причем на больших высотах самолет сохранял скороподъемность выше 5 м/с. С крейсерской скоростью 454 км/ч Glasair III может пролететь почти 2100 км. Диапазон скоростей (от скорости сваливания 119 км/ч до максимальной 467 км/ч) составляет почти 350 км/ч!

На высоких скоростях возникают такие явления аэроупругости, как флаттер и бафтинг. Модуль упругости стеклопластика уже не в состоянии эффективно обеспечивать противодействие развитию незатухающих колебаний. Поэтому в конструкции Glasair III впервые применили углепластик в конструкции хвостового оперения.

В 1990 г. на Glasair III вместо поршневого Lycoming IO-540-K1H5 с турбонаддувом поставили турбовинтовой двигатель, установили теплостойкие капоты мотоотсека. В результате самолет развил максимальную скорость 483 км/ч. В том же году Glasair III Turbo был признан лучшим спортивным самолетом. А спустя три года Glasair III LP был выставлен в Ошкоше на стенде NASA. Дело в том, что в течение нескольких лет накануне этот самолет использовали в программе SBIR (Small Business Innovation Research) для исследований молниезащиты планера. Технологии, освоенные в процессе этих исследований, сегодня используют в конструкции таких самолетов из композитных материалов, как Cirrus, Kestrel и др. В 1994 г. в Толедо был изготовлен Glasair III с двигателем Allison 250 B-17 мощностью 450 л.с., и скоростные показатели самолета еще увеличились.

Конечно, потрясающие летные характеристики Glasair III требовали соответствующего мастерства √ летать со скоростями 0,6√0,7М на самолете, собранном из кит-набора могут, очевидно, только опытные летчики. Несколько аварийных посадок показали, что самолет имеет прочный планер и наносит минимальные травмы. По состоянию на 2014 г. было продано 402 кит-набора этой модели Glasair.






ЛТХ:
Модификация Glasair Super III
Размах крыла, м 7.09
Длина, м 6.50
Высота, м 2.18
Площадь крыла, м2 7.55
Масса, кг
пустого 703
максимальная взлетная 1089
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-540-K1H5
Мощность, л.с. 1 x 300
Максимальная скорость, км/ч 467
Крейсерская скорость, км/ч 454
Практическая дальность, км 2092
Максимальная скороподъемность, м/мин 732
Практический потолок, м 7315
Экипаж, чел 2