Svenska Aero
S%^Tt$ - 9777000555000
J 5 Jaktfalken


Разработчик: Svenska Aero
Страна: Швеция
Первый полет: 1929
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Получив опыт строительства истребителей производя по лицензии HD-19 фирма Svenska Aero AB решила в частном порядке разработать собственный самолет. Первым успешным опытом стал истребитель Jaktfalken. Он совершил свой первый полет 11 ноября 1929 года, а в следующем году был принят на вооружение ВВС Швеции под обозначением J 5. Однако самолет остался в единственном экземпляре, так как ВВС Швеции предпочли заказать улучшенную версию самолета - J 6.









ЛТХ:
Модификация J 5
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 7.10
Высота, м 3.46
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 1475
Тип двигателя 1 ПД Armstong Siddely Jaguar
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость , км/ч 300
Крейсерская скорость , км/ч 264
Практическая дальность, км 800
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6000
Экипаж 1
Вооружение: 2 передних 8-мм пулемета

J 6 Jaktfalken I/II


Разработчик: Svenska Aero
Страна: Швеция
Первый полет: 1930
Тип: Учебный истребитель
ЛТХ Доп. информация



Случаи, когда учебная машина становиться более известной, чем её боевая модификация не так уж и часты. Однако именно это и произошло со шведским самолётом J 6. В 1930 году ВВС Швеции закупили у фирмы Svenska Aero прототип истребителя SA-11 "Jaktafalken" (Боевой Сокол), получивший военное обозначение J 5. К сожалению, этот истребитель не пошел в серийное производство, так как не имел практически никаких преимуществ перед самолётами иностранных фирм, выпускаемых в Швеции по лицензии или импортируемых из других стран.

Фирма Svenska Aero срочно доработала самолёт, превратив его в учебный истребитель. Прототип SA-14 (J 6 Jaktfalken I) поступил на испытания в том же году и уже летом два первых самолёта (╧ 204 и 205) поступили на вооружение. К весне 1931 года было получено ещё пять серийных экземпляров J 6 (╧ 206 - 210), поступивших в Kungliga Flygkrigsskolan (Королевскую Военную Лётную Школу в Люнгбихеде) войдя в состав флотилии F 5.

В ноябре 1931 года было выпущено три модифицированных J 6A Jaktfalken II (╧ 219-222) с моторами Bristol "Jupiter" VIIF вместо старых Bristol "Jupiter" VI, и некоторыми изменениями в конструкции, а следом за ними появилась модификация J 6B Jaktfalken II. Первый самолёт из этой партии совершил свои первый полёт 1 мая 1932 года. К этому времени строительство самолетов было передано фирме ASJA (более известной под наименованием SAAB). Выпуск "Jaktafaken" завершился сборкой семи самолётов модификации J 6B (╧ 222 - 228), которые вместе с более ранними экземплярами J 6 находились на вооружении до начала 1940-х гг. Последние три J 6B были выведены из состава ВВС Швеции в июне 1941 года.

Специально для ВВС Норвегии был выпущен один экземпляр самолета S-14E с двигателем Armstrong Siddeley Panther IIIA.

Во время советско-финской войны шведы передали Финляндии три порядком изношенных самолёта "Jaktafalken" J 6A и J 6B. Они прибыли в январе 1940 года и были переданы в LLv 34. J 6A получил бортовой код JF-219, два самолёта J 6B - JF-224 и JF-228. Несмотря на свою устарелость эти самолёты использовались до 1945 года.

ЛТХ:
Модификация J 6B
Размах крыла, м 8.80
Длина, м 7.50
Высота, м 3.46
Площадь крыла, м2 22.00
Масса, кг
пустого самолета 875
нормальная взлетная 1375
Тип двигателя 1 ПД Bristol Jupiter VIIF
Мощность, л.с. 1 х 460
Максимальная скорость , км/ч 300
Крейсерская скорость , км/ч 260
Практическая дальность, км 880
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7800
Экипаж 1
Вооружение: 2 передних 8-мм пулемета

SA-10 Piraten


Разработчик: Svenska Aero
Страна: Швеция
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



SA-10 Piraten - учебно-тренировочный самолет, разработанный шведской фирмой Svenska Aero. SA-10 сконструирован шведом Ингваром Челсоном при помощи известного немецкого конструктора Бюккера, в 2 экземплярах, один из которых эксплуатировался в Швеции, а второй эксплуатировался в Латвии с 1929 по 1940 годы в сухопутном варианте и с поплавками. Еще 2 копии изготовлены в 1937 на лиепайском заводе KOD. Один из наиболее часто применявшихся в морской авиации Латвии самолет.











ЛТХ:
Модификация SA-10
Размах крыла, м
верхнего 10.40
нижнего 8.80
Длина, м 8.70
Высота, м 3.37
Площадь крыла, м2 32.00
Масса, кг
пустого самолета 775
нормальная взлетная 1245
Тип двигателя 1 ПД Siddeley Lynx 9
Мощность, л.с. 1 х 215
Максимальная скорость у земли , км/ч 175
Крейсерская скорость , км/ч 148
Продолжительность полета, ч.мин 4.30
Скороподъемность, м/мин 200
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел 2

SA-12 Skolfalken


Разработчик: Svenska Aero
Страна: Швеция
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 20-х годов прошлого столетия шведская фирма Svenska Aero AB представила семейство самолетов Falken - SA-11 Jaktfalken, SA-12 Skolfalken и SA-13 Ovningsfalken. Первым, в 1929 году, был выпущен учебно-тренировочный SA-12.

Первый экземпляр самолета успешно прошел испытания и был передан ВВС Швеции, где получил обозначение Sk.8 и бортовой номер 5100. Самолет поступил в Air Force Flight Academy в Ljungbyhed (F 5). Уже в ходе эксплуатации самолет подвергся нескольким модификациям. Однако дальнейшим планам замены устаревших Sk.6 фирмы Heinkel не удалось сбыться - подвели проблемы с двигателем. К этому времени в планах ВВС Швеции появился уже другой самолет - de Havilland DH.60T Moth Trainers (Sk.9), поставки которого начались в 1931 году.

Единственный экземпляр SA-12 использовался еще несколько лет в F 5, а затем был передан в F 3 базировавшихся в Мальме, где до 1938 года включительно налетал 386 летных часов. История самолета закончилась весной следующего года - он сгорел на взлетном поле.



ЛТХ:
Модификация SA-12
Размах крыла, м 9.35
Длина, м 7.60
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 895
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Mongoose
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость у земли , км/ч 178
Крейсерская скорость , км/ч 148
Продолжительность полета, ч.мин 4.30
Скороподъемность, м/мин 220
Практический потолок, м 5100
Экипаж 2