Odier | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
BO.2 (BO-T) Разработчик: Borel-Odier Страна: Франция Первый полет: 1916 Тип: Бомбардировщик-торпедоносец ЛТХ Доп. информация В отличие от довольно распространенных двухдвигательных летающих лодок - начиная с лодки Curtiss H America, на базе которой в США и Великобритании было разработано несколько успешных самолетов - двухдвигательные поплавковые гидросамолеты были большой редкостью. Среди них были немецкие Gotha W.D.4 и довольно экзотический Gotha-Ursinus U.W.D. Среди французских морских самолетов поплавковые двухмоторные гидропланы были одного типа, который будет описан в данной статье. Разработала этот гидросамолет авиастроительная компания пионера авиации Габриэля Бореля (Gabriel Borel), который в 1910 году основал в Мурмелоне (Mourmelon) летную школу. Инструкторами этой школы были люди, ставшие впоследствии знаменитыми пилотами и авиаконструкторами, внесшими большой вклад в историю авиации: Франсуа Дено (François Denhaut), Леон Моран и Раймон Солнье. Также в школе работали мастерские, в которых Габриэль Борель проектировал (совместно с другими) и строил свои самолеты. Построенные машины не имели наименований и обозначались в зависимости от поставленных задач, например "гоночный моноплан". До начала Первой Мировой войны самолеты Бореля для истории компании задним числом получили обозначения с Bo.1 по, возможно, Во.19, но эти обозначения, как правило, не использовались. В 1911 году в школе произошла растрата капитала и после последовавшего за ней скандала подавляющее большинство ее сотрудников покинуло школу и пошло собственными путями. В числе немногих оставшихся был инженер Антуан Одье (Antoine Odier), который стал своего рода главным конструктором. К 1914 году в общей сложности было создано 19 самолетов, большинство из которых не вышли из стадии прототипа. В числе этих самолетов был созданный в 1913 году прототип истребителя дирижаблей. Несмотря на то, что аэроплан обладал отличными летными характеристиками, власти отвергли его как бесполезный. В серийное производство был запущен лишь учебный поплавковый моноплан (позднее получил обозначение Bo.11) обр. 1911 года. Эти гидросамолеты применялись французским и британским флотами, а также поступили на вооружение Бразилии. После начала войны из-за мобилизации персонала небольшая компания Бореля была закрыта, но в ноябре 1915 года фирма была восстановлена под наименованием Etablissements Borel и занималась изготовлением по лицензии многоцелевых самолетов Caudron G.3 и G.4, истребителей Nieuport, а позднее и истребители SPAD различных типов. Вскоре производственные мощности компании возросли до четырех фабрик, а военные заказы помимо способствовавшего развитию фирмы капитала привели к разработке большого гидросамолета. На технические решения этого гидросамолета повлияли лаборатория Эйфеля (Laboratoire Eiffel), из стен которой вышел аэродинамически чистый истребитель-моноплан Breguet LE, и поплавковые самолеты 1915-1916 годов постройки. На данной основе Борель решил построить самолет, способный нести и сбрасывать торпеду. Таким образом, это должен был стать двухпоплавковый гидросамолет со свободным пространством под фюзеляжем. Проект, получивший обозначение B.O.T, был разработан в 1916 году Антуаном Одье. В этом же году проект был представлен на рассмотрение командованию французского флота. Самолет оснащался двумя 160-сильными (118 кВт) радиальными двигателями водяного охлаждения Salmson и помимо торпедометания мог выполнять функции дальнего разведчика. Конструкция самолета была цельнодеревянной. Фюзеляж и поплавки имели фанерную обшивку, тогда как крылья и хвостовое оперение полотняную. Для облегчения маневрирования самолета на воде и его посадки с одним работающим двигателем вертикальное оперение было выполнено трехкилевым. Вооружение должно было состоять из двух подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis, установленных в позициях в носу самолета и за крыльями, четырех 70-кг бомб и торпеды калибром 450 мм. Экипаж состоял из трех человек. Особенностью гидросамолета Бореля была широкая и плоская (и водонепроницаемая) хвостовая часть фюзеляжа, которая на поверхности воды выполняла функции хвостового поплавка. В августе 1916 года в первом же полете сразу же после взлета прототип разбился и был полностью разрушен. Заново построенный "настоящий" прототип был оснащен мощными восьмицилиндровыми V-образными двигателями водяного охлаждения Hispano-Suiza 8Bc, развивавшими мощность 220 л.с. (162 кВт). В таком виде в августе 1917 года прототип, получивший новое обозначение Borel-Odier B.O.2 (также использовалось обозначение Во.O.2), был передан ВМФ Франции для проведения официальных испытаний в Сен-Рафаэле. Тестирование было весьма тщательным, и по его результатам 12 декабря 1917 года был выдан заказ на производство сорока машин. Производство этих самолетов затянулось и, прежде чем первые из них были поставлены в боевые части, 10 июля 1918 года командование ВМФ Франции выдало второй заказ - уже на 50 экземпляров. В середине августа первые серийные машины прибыли на базы морской авиации в Перпиньяне (Perpignan), Сете (Cett), Тулоне и Антибе (Antibes). Однако на первых трех базах B.O.2 так и не приступили к боевой деятельности и остались в ящиках в разобранном состоянии. Самолеты данного типа не принимали участия в боевых действиях. Гидросамолеты B.O.2 были применены лишь в сентябре 1918 года в несколько специфических условиях: переведенное из Антиба в Ниццу подразделение по заказу министерства почт и французского адмиралтейства установило регулярное почтовое авиасообщение с Корсикой. В сентябре и в октябре было выполнено несколько полетов в Аяччо и Кальви. Однако после случайной гибели двух B.O.2 и, наконец, после произошедшего 2 ноября исчезновения у мыса Антиб самолета (серийный номер "5") вместе со всем экипажем французский ВМФ прекратил эти эксперименты и к дате подписания Перемирия подразделение в Ницце было расформировано. Остальные самолеты в разобранном виде были доставлены обратно в Сен-Рафаэль. Почтовые самолеты были двухместными; передняя огневая позиция была закрытой и служила в качестве грузового отсека. К 1 декабря 1918 года в составе французской военно-морской авиации (Aviation Maritime) числились 35 гидросамолетов B.O.2 (машины находились на вышеупомянутых авиабазах) и их производство продолжалось и после окончания войны. К этому времени компания Бореля сменила название на SGCIM (Société Générale des Constructions Industrielles et Mécaniques). В апреле 1919 года компании была заказана модификация одной из машин, заключавшаяся в установке 250-сильных (184 кВт) двигателей Hispano-Suiza 8Bb. Самолет испытывался в Сен-Рафаэле, но результаты экспериментов не пригодились. На 1 декабря 1919 года на базах в Бере (Berre), Тулуне и в Сен-Рафаэле находилось 68 гидросамолетов B.O.2 (всего было построено 92 самолета; 2 прототипа и 90 серийных). Постепенно они были отправлены на слом. Антуаном Одье был предложен созданный на базе B.O.2 гражданский транспортный самолет B.O.C.. Однако эта машина интереса не вызвала и в начале 1920-х годов компания SGCIM завершила производство самолетов. (c) alternathistory.org.ua ЛТХ: Модификация BO.2 Размах крыла, м 19.80 Длина, м 11.75 Высота, м 4.28 Площадь крыла, м2 80.00 Масса, кг пустого снаряженного 1650 нормальная взлетная 2650 Тип двигателя 2 ПД Hispano-Suiza 8Bc Мощность, л.с. 2 х 220 Максимальная скорость , км/ч 140 Крейсерская скорость , км/ч 115 Практическая дальность, км 520 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж, чел 3 Вооружение: два подвижных 7,7-мм пулемета Lewis, четыре 70-кг бомбы и торпеда калибром 450 мм |