P.W.S. | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
M-9 Разработчик: PWS,Medwecki Страна: Польша Первый полет: 1939 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1937 - 39 гг. пилот аэроклуба PWS Йозеф Медведцкий разработал спортивный самолет М-9. Ему удалось привлечь к постройке прототипа спонсоров и в начале августа 1939 года был построен самолет, получивший код SP-BND. Самолет при испытаниях показал достаточно высокие пилотажные характеристики и был куплен Сласким аэроклубом. С началом войны самолет был реквизирован, был эвакуирован под Львов и вероятно был потерян в ходе боевых действий. ЛТХ: Модификация M-9 Размах крыла, м 11.00 Длина самолета,м 7.20 Высота самолета,м 2.30 Площадь крыла,м2 18.50 Масса, кг пустого самолета 425 максимальная взлетная 650 Тип двигателя 1 ПД Cirrus III Мощность, л.с. 1 х 85 Максимальная скорость, км/ч 180 Крейсерская скорость, км/ч 140 Практическая дальность, км 600 Практический потолок, м 4000 Экипаж, чел 2 MN-4 Разработчик: PWS,Medwecki Страна: Польша Первый полет: 1933 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1928 году Йозеф Медвецкий, техник познаньского авиазавода "Samolot" разработал проект четырехместного самолета MN-3 с двигателем в 45 КМ. Уже в сентябре 1928 года он облетал прототип самолета. Когда конструктор перешел на новую работу в PWS, самолет передали в местный авиаклуб. Зимой 1932/33 года конструктор переделал самолет в двухместный и предложил для серийного производства. Самолет доработали, после чего он получил новое обозначение MN-4 и код SP-AJO. После короткого периода эксплуатации в авиаклубе PWS самолет купил Гданьский авиаклуб. Участвовал в 5-м конкурсе туристских самолетов, где занял 11 место. Самолет использовался до самого начала Второй Мировой войны и был уничтожен в ходе одного из первых налетов Люфтваффе. ЛТХ: Модификация MN-4 Размах крыла, м 11.00 Длина самолета,м 7.00 Высота самолета,м 2.30 Площадь крыла,м2 18.50 Масса, кг пустого самолета 404 максимальная взлетная 610 Тип двигателя 1 ПД Cirrus III Мощность, л.с. 1 х 85 Максимальная скорость, км/ч 148 Крейсерская скорость, км/ч 120 Практическая дальность, км 330 Практический потолок, м 3900 Экипаж, чел 2 PWS-1 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1927 Тип: Истребитель ЛТХ Доп. информация В 1929 году авиационный департамент министерства Обороны Польши заказало фирме PWS истребитель сопровождения с возможностью применения в качестве разведывательно - бомбардировочного. Проект под руководством Станислава Цивинского выполнили инженеры Збислав Циолкост и Александр Грждиески. PWS-1 выполнил первый полет 25 апреля 1927 года на аэродроме а Бела Подляске. Пилотировал его пилот - испытатель Ф.Рутковский. В первом же вылете возникли технические проблемы и летчик совершил посадку на военном аэродроме в Деблине. В мае - июне 1927 года самолет показали на авиационной выставке в Варшаве. В 1928 году самолет несколько модернизировали, заменив некоторые деревянные части на дюралюминиевые, после чего самолет получил обозначение PWS-1bis. В этой версии самолет выполнил первый вылет в январе 1929 года. После серии испытаний в Instytucie Badan Technicznych Lotnictwa (IBTL) оказалось, что самолет непригоден в качестве истребителя из-за своих слабых характеристик, а из-за небольшой полезной нагрузки - и как бомбардировщик. Поэтому дальнейшие работы над проектом свернули. ЛТХ: Модификация РWS-1bis Размах крыла, м 13.70 Длина, м 8.70 Высота, м 3.30 Площадь крыла, м2 30.00 Масса, кг пустого самолета 1375 нормальная взлетная 1950 Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich LD 12Eb Мощность, л.с. 1 х 450 Максимальная скорость , км/ч 232 Крейсерская скорость , км/ч 200 Практическая дальность, км 750 Максимальная скороподъемность, м/мин 324 Практический потолок, м 5000 Экипаж 2 Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета Vickers PWS-3 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1927 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация Первым польским спортивным самолетом стал PWS-3, разработанный Станиславом Цивинским. Конструкция была полностью оригинальной, причем предполагалось на базе этой машины разработать также двухместный, санитарный и связной варианты. Построили правда только спортивную версию, прототип которой обозначенный как PWS-3B ( гражд. регистрация P-PWSS) впервые поднялся в воздух 20 мая 1927 года. Летом того же года самолет показали на авиационной выставке в Кракове. А в ноябре 1927 года майор Вацлав Маковский занял второе место в I Krajowym Konkursie Awionetek в Варшаве. В 1928 году самолет модифицировали, а через год самолет (получивший к тому времени обозначение SP-ACJ) разбили. Остатки самолета передали в Музей Техники в Варшаве. ЛТХ: Модификация PWS-3 Размах крыла, м 10.00 Длина самолета,м 6.90 Высота самолета,м 2.60 Площадь крыла,м2 16.70 Масса, кг пустого самолета 416 максимальная взлетная 662 Тип двигателя 1 ПД Walter NZ-60 Мощность, л.с. 1 х 65 Максимальная скорость, км/ч 133 Крейсерская скорость, км/ч 123 Практическая дальность, км 500 Практический потолок, м 2500 Экипаж, чел 2 PWS-4 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1928 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1928 году на фирме PWS был построен простой спортивный самолет по проекту инженера Августа Бобек - Зданиевского. В сентябре 1928 года PWS-4 был облетан Рутковским. В II Krajowym Konkursie Awionetek (29.10.1998 - 01.11.1928 r.) пилот на машине с производственным ╧11 занял шестое место. В июне 1929 года аппарат показали на авиационной выставке в Познане. В ноябре 1929 года пилот Виецковский занял четвертое место на I Locie Poludniowo-Zachodniej Polski. В 1930 году самолет получил гражданскую регистрацию SP-AEB и несколько лет эксплуатировался для пропаганды авиационных достижений. Однако аэроклубы не заинтересовались одноместной машиной и в серийное производство самолет не пошел. ЛТХ: Модификация PWS-4 Размах крыла, м 7.60 Длина самолета,м 5.60 Высота самолета,м 1.80 Площадь крыла,м2 11.00 Масса, кг пустого самолета 238 максимальная взлетная 350 Тип двигателя 1 ПД Salmson 9AD Мощность, л.с. 1 х 40 Максимальная скорость, км/ч 140 Крейсерская скорость, км/ч 123 Практическая дальность, км 400 Практический потолок, м 1350 Экипаж, чел 1 PWS-5 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1928 Тип: Легкий вспомогательный самолет ЛТХ Доп. информация В 1927 году авиационное министерство Польши разработало требования к связному самолету, который мог бы базироваться на полевых площадках вдоль линии фронта. В 1928 году фирма PWS разработала самолет, первоначально получивший обозначение PWS-7, но позже переименованный на PWS-5. Прототип был облетан Рутковским 28 декабря 1928 года. Второй прототип получил обозначение PWS-5a имел некоторые изменения, которые коснулись в частности уменьшения мощности двигателя. В ноябре 1929 года самолет пилотированный Дудзинским занял пятое место в I Locie Poludniowo-Zachodniej Polski. В первой половине 1929 года было произведено пять штук машин, которые получили обозначение PWS-5t2. Эти самолеты имели некоторые изменения по сравнению с PWS-5a - в частности был добавлен колпак винта. Во время испытаний в IBTL выяснилось, что самолет требует большой взлетной полосы и очень тяжел для посадки. В конце концов произведенные аппараты использовали как вспомогательные в летном обучении. ЛТХ: Модификация PWS-5 Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 6.80 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 787 максимальная взлетная 1180 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 155 Крейсерская скорость, км/ч 135 Практическая дальность, км 550 Практический потолок, м 2500 Экипаж, чел 2 PWS-6 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий вспомогательный самолет ЛТХ Доп. информация Дальнейшим развитием конструкции PWS-5 стал PWS-6. Который впервые поднялся в воздух в конце 1930 года. В первой половине следующего года польские военные дали положительную оценку новому самолеты, отметив что при применении того же двигателя, что и на PWS-5 характеристики самолета были значительно лучше. Однако на конкурсе, где были выставлены также PWS-6, PZL L.2, Lublin R-X, польские ВВС выбрали Люблин. ЛТХ: Модификация PWS-6 Размах крыла, м 9.60 Длина самолета,м 7.00 Высота самолета,м 3.00 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 800 максимальная взлетная 1170 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 186 Крейсерская скорость, км/ч 160 Практическая дальность, км 640 Практический потолок, м 4530 Экипаж, чел 2 PWS-8 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1929 году Ярослав Налешкевич разработал спортивный самолет для международных соревнований. PWS-8 имел складные крылья и был облетан в январе 1930 года летчиком Рутковским. Первоначально на самолет поставили двигатель Genet 59 kW, но после испытаний весной того же года поставили двигатель Вальтер "Вега". Одновременно самолет получил гражданское обозначение SP-ADA. В июле 1930 года Дудзинский на этом самолете принял участие в международном конкурсе Challenge 1930, однако уже в ходе конкурса случились технические неполадки и аппарат с конкурса сняли. Некоторое время машину использовали в Летном Клубе PWS, но в серию она не пошла, уступив по характеристикам своему конкуренту PZL-5. ЛТХ: Модификация PWS-8 Размах крыла, м 10.00 Длина самолета,м 7.50 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 22.10 Масса, кг пустого самолета 445 максимальная взлетная 775 Тип двигателя 1 ПД Walter Vega Мощность, л.с. 1 х 65 Максимальная скорость, км/ч 136 Крейсерская скорость, км/ч 125 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 3000 Экипаж, чел 2 PWS-10 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Истребитель ЛТХ Доп. информация В 1928 году инженеры Александр Грдзельский и Август Бобек решили заняться новым для компании делом - разработкой истребителей. В итоге появился на свет проект PWS-10. Военные выразили заинтересованность в проекте и в 1929 году Министерство Обороны выделило деньги на два самолета. В марте 1930 года Рутковский облетал первый прототип, а во второй половине всего того же года вторую машину передали на испытания в IBTL. Это был подкосный моноплан с крылом типа парасоль, неубирающимся шасси с хвостовым костылем и двигателем Lorraine-Dietrich, построенным компанией Skoda. Испытания самолета показали приемлемые (но не более) летные характеристики. Тем временем главный конкурент истребителя PZL P-1 требовал значительной доработки руководство ВВС сделало выбор в пользу PWS-10, что выразилось в выделении средств на закупку 80 самолетов. Весной 1931 года началось серийное производство самолета, а в конце года из сборочных цехов вышел первый серийный самолет. А в первой половине 1932 года производство было завершено. Летом 1932 года истребители стали поступать на вооружение истребительных эскадр 2, 3 и 4-го Авиаполков и в тренировочные эскадры 1 и 5-го. Однако истребитель продержался на вооружении недолго и уже в 1933 году начал заменяться на PZL P-7а. До 1939 года ПВСы использовали в тренировочных целях в летной школе в Деблине. Именно в составе смешанной группы этой школы истребители выполнили несколько боевых вылетов в сентябре 1939 года. В 1936 году 20 PWS-10 было продано испанским мятежникам. Тут самолеты получили собственное имя "Чигуита" и использовались до 1938 года. ЛТХ: Модификация РWS-10 Размах крыла, м 11.00 Длина, м 7.70 Высота, м 2.90 Площадь крыла, м2 18.30 Масса, кг пустого самолета 1120 нормальная взлетная 1500 Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich LD 12Eb Мощность, л.с. 1 х 450 Максимальная скорость , км/ч 240 Крейсерская скорость , км/ч 215 Практическая дальность, км 520 Максимальная скороподъемность, м/мин 348 Практический потолок, м 5900 Экипаж 1 Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers PWS-11 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1929 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В 1928 - 29 гг. разработчики истребителя PWS-10 разработали и тренировочный самолет, который предлагался для обучения летчиков истребительных эскадр. Уже в феврале 1929 года военные заказали два таких самолета, а в ноябре 1929 года Рутковский облетал первый прототип PWS-11SM (Szkolno-Mysliwsky). Однако на этапе постройки выяснилось, что переход от двигателя к фюзеляжу крайне груб, однако исправить это не удалось. Тем временем второй прототип, который получил обозначение PWS-11bis, был облетан весной 1930 года. Самолет хорошо показала себя в выполнении различных акробатических трюков и в том же году был отправлен в IBTL, где получил регистрацию SP-ADS. Однако военное ведомство вскоре отказалось от одноместного тренировочного самолета в пользу двухместного. ЛТХ: Модификация PWS-11 Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 6.60 Высота самолета,м 2.40 Площадь крыла,м2 15.00 Масса, кг пустого самолета 667 максимальная взлетная 934 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 210 Крейсерская скорость, км/ч 180 Практическая дальность, км 630 Практический потолок, м 4950 Экипаж, чел 1 PWS-12 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1929 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация После отказа военных от PWS-11 инженеры фирмы разработали двухместный самолет аналогичного назначения и в 1929 году получили заказ на две машины под обозначением PWS-12. Уже в ноябре 1929 года все тот же испытатель Рутковский смог облетать первый прототип. А в следующем году самолет передали на испытания в IBTL. А 28 ноября 1930 года был построен второй прототип, получивший обозначение PWS-12bis. В 1931 году на этом самолете с обозначением SP-AFE майор Длугожский совершил тур по Эстонии. В следующем году самолет еще раз был модифицирован и получил обозначение PWS-12a bis. Новый самолет пилотируемый Орловским принимал участие в акробатических выступлениях. В 1933 году Орловский совершил на нем Балканское турне посетив Бухарест, Софию, Белград, Загреб, Братиславу, Прагу и Брно. Оба прототипа еще несколько лет использовались IBTL в роли исследовательских. PWS-12 стал родоначальником целого семейства самолетов - PWS-14, PWS-16 и PWS-26. ЛТХ: Модификация PWS-12 Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 6.90 Высота самолета,м 2.80 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 785 максимальная взлетная 1120 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 190 Крейсерская скорость, км/ч 175 Практическая дальность, км 640 Практический потолок, м 4750 Экипаж, чел 2 PWS-14 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1933 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация После двухлетнего затишья в деятельности, связанного с кризисом, конструкторское бюро PWS начало свою работу на рубеже 1932-33 годов. И первой работой стал проект учебного самолета PWS-12. За короткое время, используя ранее накопленный опыт, было подготовлено серийное производство самолета. Работами по этому проекту руководил инженер А. Бобек. Прототип нового самолета получил номер 57.3 и совершил свой первый полет летом 1933 года. Через несколько месяцев машину передали на испытание военным. Самолет понравился и уже осенью была заказана партия из 19 самолетов. В процессе производства в конструкцию самолета вносились незначительные изменения. Однако по мере их накопления самолет изменился настолько, что поляки присвоили ему новое обозначение - PWS-14. Одним из главных отличий самолета стала замена деревянного фюзеляжа на фюзеляж из стальных труб. В 1933 году было выпущено двадцать самолетов PWS-14 (под номерами 57-3 до 57-22), который попали в летные школы в Деблине и Груджаде. Самолеты отличались неплохими характеристиками и эксплуатировались до 1939 года. ЛТХ: Модификация PWS-14 Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 6.80 Высота самолета,м 2.80 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 795 максимальная взлетная 1110 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5b Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 190 Крейсерская скорость, км/ч 175 Практическая дальность, км 640 Практический потолок, м 4500 Экипаж, чел 2 PWS-15 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Истребитель ЛТХ Доп. информация Работая над проектом истребителя PWS-10 команда инженеров компании одновременно разработала и проект такого же истребителя, но биплана под обозначением PWS-15. В 1930 году был окончательно сформирован облик нового самолета. В итоге в середине 1930 года на один из двух прототипов PWS-10 смонтировали нижние крылья и в начале 1931 года летчик - испытатель Рутковский облетал истребитель. При испытаниях выяснилось, что по сравнению со своим "младшим собратом" самолет имеет больший потолок и лучшую маневренность. Однако военные уже выдали заказ на серию PWS-10 и потому от проекта отказались. ЛТХ: Модификация РWS-15 Размах крыла, м 10.00 Длина, м 7.50 Высота, м 3.00 Площадь крыла, м2 23.00 Масса, кг пустого самолета 1145 нормальная взлетная 1515 Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich LD 12Eb Мощность, л.с. 1 х 450 Максимальная скорость , км/ч 250 Крейсерская скорость , км/ч 215 Практическая дальность, км 520 Максимальная скороподъемность, м/мин 390 Практический потолок, м 6500 Экипаж 2 Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers PWS-16 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1933 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация После относительного успеха PWS-14 инженер Бобек разработал улучшенную версию самолета, который получил обозначение PWS-16. В его конструкции широко использовали узлы и детали предшественника (самолеты прежде всего различались формой шасси). В конце 1933 года первый прототип выполнил первый взлет. А зимой 1933-34 гг. самолет передали на испытания в IBTL. В 1934 году испытания были окончены и ВВС заказали партию из 20 машин, которые получили военные обозначения от 59-1 до 59-20. Из-за некоторых проблем с двигателем, заказанные самолеты были получены только в 1935 года и отправлены в летные школы, главным образом в Деблинскую. ЛТХ: Модификация PWS-16 Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 6.90 Высота самолета,м 2.80 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 837 максимальная взлетная 1156 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5b Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 190 Крейсерская скорость, км/ч 175 Практическая дальность, км 550 Практический потолок, м 4500 Экипаж, чел 2 PWS-16bis Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1934 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В 1934 году инженер Бобек получил в свое распоряжение серийный самолет PWS-16 (номер 21), на котором по просьбам военных были проведены работы по установке вооружения. Попутно были улучшены аэродинамические формы, в частности был "зализан" двигатель, изменена форма киля и пр. Самолет конкретно изменился и потому получил и новое обозначение - PWS-16bis. Прототип был передан на испытания зимой 1934-35 гг. В итоге в 1935 - 1936 гг. было построено 20 таких машин, которые были обозначены от 59-22 до 59-40. Самолеты были переданы в летные школы. В 1937 году пять самолетов продали в Болгарию. Интересно, что именно самолет этого типа был последним использованным поляками в войне - до 4 ноября в районе Кочек один PWS-16бис использовали для периодических атак немецких частей. ЛТХ: Модификация PWS-16bis Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 7.00 Высота самолета,м 2.70 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 860 максимальная взлетная 1160 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5b Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 206 Крейсерская скорость, км/ч 175 Практическая дальность, км 550 Практический потолок, м 4400 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.7-мм пулемет PWS-18 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1935 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Несомненными лидерами среди производителей тренировочных самолётов в 1920-1930 гг. были британская фирма Avro и немецкая Klemm. Самолёты этих компаний расходились сотнями по всему миру, вызывая нездоровое чувство зависти у конкурентов. С другой стороны некоторые страны, ознакомившись с изделиями Avro, решились на вполне предсказуемый шаг - прямое копирование без получения лицензии. Финансовая выгода от такого "пиратства" была очевидна, однако далеко не всем удавалось создать полноценную копию самолёта-прототипа. К таким счастливчикам можно отнести СССР (здесь Avro 504 производился под обозначением У-1) и Польшу. В апреле 1935 года поляки закупили в Великобритании два Avro 621 "Tutor". Начавшиеся вскоре переговоры о лицензионной постройке самолётов в Польше зашли в тупик из-за условий, поставленных британцами. Согласно контракту польские Avro 621 должны были комплектоваться двигателями Bristol, а их производство в Польше ещё не было налажено. Когда же лицензия была получена, возникла проблема непосредственно с выпуском лицензионных копий самолётов. В итоге терпение у поляков кончилось, и оба Avro 621 были отправлены на предприятие Podlaska Wytworna Samolotow (PWS) для ознакомления с конструкцией. Под обозначением PWS 18 строительство самолёта развернули в Бяла-Подляске, собрав там до 1939 года 40 экземпляров (80-1 до 80-40). Эти машины отличались лишь "косметическими" улучшениями и американскими двигателями Wright J-5B "Cyclone". PWS-18 поступили на вооружение летных школ, а также тренировочных эскадр 4-го Авиаполка в Торуне. Большинство самолётов дожило до начала войны, и некоторое время они использовались для обеспечения связи между польскими армиями. Некоторые PWS 18 затем были захвачены немцами и эксплуатировались в летных школах Luftwaffe на территории Польши. Стоит сказать, что знакомство с передовыми английскими технологиями во многом способствовало разработке PWS-16bis. ЛТХ: Модификация PWS-18 Размах крыла, м 11.00 Длина самолета,м 8.00 Высота самолета,м 3.00 Площадь крыла,м2 29.50 Масса, кг пустого самолета 926 максимальная взлетная 1220 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5b Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 196 Крейсерская скорость, км/ч 169 Практическая дальность, км 465 Практический потолок, м 4950 Экипаж, чел 2 PWS-19 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1931 Тип: Легкий бомбардировщик-разведчик ЛТХ Доп. информация Несмотря на принятие на вооружение Potez XXV, техническое бюро PWS продолжило разработку легких бомбардировщиков такого класса. Первый проект PWS-19 с двигателем Бристоль Юпитер VIIF был окончательно разработан инженерами Збиславом Циолкочем и Антоном Ужацким в июле 1930 года, однако двигатель для постройки опытного образца было достать очень трудно (он использовался в программе производства P-7/1). И потому в ноябре проект был переделан под двигатель Хорнет HT2. Сразу же были заложены два экземпляра - один для летных, второй - для статических испытаний. Впервые самолет поднялся в воздух в сентябре 1931 года, в кабине сидел заводской летчик Франтишек Рутковский. После военных испытаний весной 1932 года самолет передали фирме для доработок. Из наиболее заметных внешних изменений - применение кольца Тауненда. Во время очередного полета 17 марта 1933 года самолет вошел в штопор и разбился. Летчик успел воспользоваться парашютом. Больше к проекту не возвращались. ЛТХ: Модификация PWS-19 Размах крыла, м 14.50 Длина самолета,м 9.20 Высота самолета,м 3.20 Площадь крыла,м2 29.00 Масса, кг пустого самолета 1340 максимальная взлетная 1950 Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Hornet T2 Мощность, л.с. 1 х 525 Максимальная скорость, км/ч 234 Крейсерская скорость, км/ч 190 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 7200 Экипаж, чел 2 Вооружение: два 7.7-мм пулемета, до 250 кг бомб PWS-20T Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1929 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация В 1928 году на конкурс Министерства транспорта Польши компания PWS выставила проект пассажирского самолета PWS-20. В том же году по заказу Лиги Обороны началась постройка трех таких самолетов. Первый прототип, обозначенный как PWS-20Т получил собственное имя "Гнезно" и был облетан 12 марта 1929 года. После испытаний компания LOT потребовала увеличить пассажирский салон, а также внести некоторые незначительные изменения. После внесенных изменений самолет стал летать под флагом LOT, получив обозначение SP-AAZ и собственное имя "Зула". В том же самом году был построен и второй экземпляр Sp-AAY "Яга", также поставленный авиакомпании LOT. Во время испытаний самолет широко использовали для перевозки грузов. Однако из-за низкой экономичности самолет в компании не прижился. По этой же причине третий экземпляр так и не был построен. ЛТХ: Модификация PWS-20T Размах крыла, м 17.60 Длина самолета,м 12.70 Высота самолета,м 3.70 Площадь крыла,м2 52.90 Масса, кг пустого самолета 1490 максимальная взлетная 3200 Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich LD-12Eb Мощность, л.с. 1 х 450 Максимальная скорость, км/ч 178 Крейсерская скорость, км/ч 160 Практическая дальность, км 800 Практический потолок, м 3800 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 6 пассажиров PWS-21bis Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация В 1929 году под влиянием разработок Фоккера инженеры Станислав Цивинский и Ярослав Налешкевич разработали проект самолета PWS-21, который по конструкции очень напоминал известный Fokker F-VII. По заказу министерства транспорта был построен прототип самолета, который был облетан весной 1930 года и получил код SP-AEC. Государственные испытания показали, что для взлета самолету требовалось слишком большая полоса, кроме того шасси был ненадежными, а дальность полета была недостаточной. Тем не менее самолет передали LOT для пробной эксплуатации. В итоге самолет забраковали, а единственный прототип был разбит в аварии. ЛТХ: Модификация PWS-21bis Размах крыла, м 15.00 Длина самолета,м 9.40 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 31.70 Масса, кг пустого самолета 1317 максимальная взлетная 2000 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 167 Крейсерская скорость, км/ч 140 Практическая дальность, км 600 Практический потолок, м 1300 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 4 пассажиров PWS-24 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1931 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация После неудачи с проектом PWS-21bis инженеры фирмы занялись улучшением конструкции, в итоге чего свет увидел самолет PWS-24. В августе 1931 года штатный летчик испытатель Рутковский поднял в воздух прототип PWS-24 с обозначением SP-AGR. Уже в апреле 1932 года машину передали для пробной эксплуатации в LOT. Тут самолет с честью выдержал конкурентную борьбу с Junkers F-13 и Lublin R-XVI и авиакомпания заказала четыре самолета, которые были произведены к весне 1933 года. Самолеты получили обозначения SP-AJF,-AJG,-AJH,-AJJ,-AJK и собственные имена "Филипп", "Женек", "Хипек", "Яцек" и "Казик". А прототип - "Роман". В 1935 году три самолета передали под фотограмметрические. Однако самолеты прослужили недолго: 4 машины списали в 1936 году, а SP-AJJ прослужил до 1938 года. ЛТХ: Модификация PWS-24 Размах крыла, м 15.00 Длина самолета,м 9.60 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 31.70 Масса, кг пустого самолета 1245 максимальная взлетная 1867 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 185 Крейсерская скорость, км/ч 160 Практическая дальность, км 750 Практический потолок, м 3330 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 4 пассажиров PWS-24bis Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1934 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация В 30-е годы запросы авиакомпаний росли очень быстро и в второй половине 1932 года PLL "LOT" заказала фирме PWS модификацию PWS-24 с более мощными двигателями Lorraine "Algol" мощностью 300 л.с., но в 1934 году его сменили на Pratt & Whitney Wasp Junior TB мощностью 400 л.с. Именно последнюю модификацию и заказали. Осенью 1934 года и весной 1935 года "LOT" получила пять самолетов PWS-24bis, которые получили следующие регистрационные обозначения: SP-AMN, - AMO, - AMP, -AMR, - AMS. А во второй половине 1935 года один PWS-24 (Sp-AJH) переоборудовали в эту модификацию, попутно сменив обозначение на SP-ASY. В 1935 году один самолет (SP-AMR) реквизировали военные и какое-то время эксплуатировали с шаховницами. А в 1936 году Лига Морская и Колониальная выкупила SP-AMN. В 1936 году две оставшиеся машины приспособили для фотограмметрических работ. Первый их них был уничтожен в ходе войны 1939 года, а второй успели эвакуировать в Румынию, где он служил в составе местных ВВС. ЛТХ: Модификация PWS-24bis Размах крыла, м 15.00 Длина самолета,м 9.60 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 31.70 Масса, кг пустого самолета 1220 максимальная взлетная 2000 Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Wasp Junior TB Мощность, л.с. 1 х 400 Максимальная скорость, км/ч 225 Крейсерская скорость, км/ч 180 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 5000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: до 4 пассажиров PWS-26 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1936 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В 1935 году инженер Зданиевский занялся модернизацией самолета PWS-16bis. Новый самолет получил обозначение PWS-26 и предназначался для первоначального обучения курсантов летных училищ. Специально для ВВС был установлен фотопулемет, пулемет и бомбодержатели. В 1936 году самолет прошел испытания и был принят на вооружение. Самолет строили массовой серией - сначала переоборудовали 20 PWS-16бис, а потом в 1937 - 39 гг. построили еще 300 самолетов, которые получили военные номера от 81-1 до 81-320. Самолет получил широкое распространение в летных школах и в учебных эскадрах Авиаполков. Понятное дело, что они широко участвовали в боях сентября 1939 года. Так, в одном случае поручик Ян Фальковский на таком самолете был атакован группой Bf.109, однако смог не только уйти от преследователей, но и наблюдал падение одного противника, который во время маневрирования не справился с управлением. Немцы захватили 30 PWS-26, из которых 28 самолетов передали Румынии. На сегодняшний день сохранился один экземпляр этого самолета (в музее Авиации и Аэронавтики в Кракове). ЛТХ: Модификация PWS-26 Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 7.00 Высота самолета,м 2.90 Площадь крыла,м2 25.00 Масса, кг пустого самолета 885 максимальная взлетная 1170 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5b Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 201 Крейсерская скорость, км/ч 172 Практическая дальность, км 460 Практический потолок, м 4200 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.9-мм пулемет, две 12 кг бомбы PWS-33 Wyzel Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1938 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Готовясь к принятию на вооружение новых самолётов фирмы PZL - бомбардировщиков Р.37 и многоцелевых истребителей Р.38, министерство авиации Польши потребовало создания специальной учебной машины для подготовки пилотов вышеуказанных самолётов. В ответ на это требование инженеры Podlaskiej Wytworni Samolotow под руководством главного конструктора Вацлава Червинского создали проект самолёта PWS-33, позднее получившего собственное имя "Wyzel". Машина разрабатывалась в течении 1936-1937 гг. и представляла собой моноплан смешанной конструкции, с низкорасположенным крылом, двухместной закрытой кабиной, убираемым шасси и двумя рядными двигателями. Внешне PWS-33 напоминал истребитель Р-38. Первый прототип был закончен в 1938 г. и совершил свой первый полет (пилот-испытатель Станислав Шубка) в конце августа. В декабре его представили на 16-м авиационном салоне в Париже. Второй опытный образец собрали в январе 1939 года, а летные испытания начались только весной 1939 г. Польские ВВС зимой 1939 г. заказали 50 экземпляров PWS-33, одновременно поторопив с постройкой улучшенного "Wyzel II", полет которого планировался на конец года. Достроить хотя бы один серийный самолёт полякам так и не удалось. Больше того, в первых числах сентября первый прототип был уничтожен при налете немецкой авиации, а второй самолёт получил повреждения и достался немцам после захвата Варшавы. Он был позднее выставлен в Авиамузее в Берлине. ЛТХ: Модификация PWS-33 Размах крыла, м 9.30 Длина самолета,м 6.00 Высота самолета,м 2.60 Площадь крыла,м2 12.70 Масса, кг пустого самолета 950 максимальная взлетная 1410 Тип двигателя 2 ПД PZInz Major 4B Мощность, л.с. 2 х 130 Максимальная скорость, км/ч 315 Крейсерская скорость, км/ч 260 Практическая дальность, км 1160 Практический потолок, м 4500 Экипаж, чел 2 Вооружение: один 7.9-мм пулемет, две 12,5 кг бомбы PWS-35 Ogar Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1938 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Бесспорно удачные самолёты конструкции фирмы Bucker оказали непосредственное влияние на ход инженерной мысли в соседних странах. Заключался он в том, что допустим чехи просто скопировали Bu-131 и выпускали его по лицензии как Tatra T-131. Поляки пошли ещё дальше - они решили как минимум догнать, а то и перегнать Германию в области выпуска учебных самолётов. Задание на разработку нового учебного биплана, разрабатываемого с учетом немецкого опыта, было выдано в 1935 году инженерам Казимиру Новицкому, Марьяну Пьятеку и Михалу Росновскому. Ранее они отличились весьма неплохим учебным самолётом NPR-1, и вот теперь им предстояло создать более совершенную машину. Постройка прототипа была начата в 1937 г., и завершилась в январе 1938 г. Это был обычный биплан смешанной конструкции с двухместной открытой кабиной, неубираемым шасси в обтекателях и рядным двигателем. Никаких фирменных "изюминок" не предусматривалось - конструкторам ставилась задача создать надежную машину, простую в эксплуатации и нетребовательную к обслуживанию. Первый полет на PWS-35 совершил в июне 1938 г. пилот Станислав Шубка. В воздухе самолёт вел себя не лучшим образом - PWS-35 не имел достаточной устойчивости и был сложным в пилотировании. В добавок его взлетная масса оказалась на 140 выше расчетной. Пока первый прототип проходил модернизацию ему на смену пришел PWS-35\II. Второй опытный экземпляр оказался удачливее. Без особых проблем выдержав сравнительные испытания с Bu-131 он был принят к серийному производству. Польские ВВС сделали заказ всего на 17 самолётов, поскольку в то же время появился модернизированный RWD-17. Их сборку планировали начать в середине 1939 года и завершить в 1940-м, однако немецкое вторжение помешало этим планам. Впрочем, это не помешало использовать оба прототипа в ходе сентябрьских боёв. В скоре один прототип был уничтожен во время бомбардировки, а второй перегнали на восток, какое то время использовали в качестве связного, пока не был разбит в районе Любартова. ЛТХ: Модификация PWS-35 Размах крыла, м 8.00 Длина самолета,м 6.80 Высота самолета,м 2.50 Площадь крыла,м2 17.00 Масса, кг пустого самолета 610 максимальная взлетная 860 Тип двигателя 1 ПД PZInz Major 4B Мощность, л.с. 1 х 130 Максимальная скорость, км/ч 200 Крейсерская скорость, км/ч 170 Практическая дальность, км 550 Практический потолок, м 3500 Экипаж, чел 2 PWS-40 Junak Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1939 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Во второй половине 30-х годов в Польше возникла такая ситуация, когда для подготовки летчиков на современные истребители просто не было учебных машин - они производились только за границей. Поэтому для примера в Бельгии закупили спортивный Tipsy S2. после его изучения два инженера Антонии Загорский и Антон Поховский разработали в 1938 году самолет, который получил заводское обозначение PWS-40 Junak. В июне 1938 года самолет показали на Авиавыставке во Львове. Прототип был облетан в апреле 1939 года. По результатам испытаний фирме были выданы несколько рекомендаций, которые однако не были воплощены в жизнь из-за начавшейся войны. Прототип был уничтожен во время налета немецкой авиации на заводской аэродром в Бела Подляске. ЛТХ: Модификация PWS-40 Размах крыла, м 10.20 Длина самолета,м 7.30 Высота самолета,м 2.00 Площадь крыла,м2 13.10 Масса, кг пустого самолета 340 максимальная взлетная 580 Тип двигателя 1 ПД Avia 3 Мощность, л.с. 1 х 60 Максимальная скорость, км/ч 170 Крейсерская скорость, км/ч 145 Практическая дальность, км 500 Практический потолок, м 3200 Экипаж, чел 2 PWS-50 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1929 году инженер Вацлав Маковский разработал проект спортивного самолета PWS-50 для участия в международных соревнованиях Challenge 1930. Весной 1930 года прототип с регистрационными знаками SP-ADB был облетан. 20-31 июля 1930 года капитан Збигнев Бабинский на этом самолете принял участие в соревнованиях, однако из-за аварии двигателя не смог пройти даже первый этап. Самолет передали авиаклубу PWS и на нем разные летчики принимали участие в местных соревнованиях. В 1932 году машина получила собственное имя - "Podlasianka", но в июне 1933 года самолет разбили. ЛТХ: Модификация PWS-50 Размах крыла, м 11.00 Длина самолета,м 7.10 Высота самолета,м 2.10 Площадь крыла,м2 20.00 Масса, кг пустого самолета 429 максимальная взлетная 650 Тип двигателя 1 ПД Cirrus III Мощность, л.с. 1 х 85 Максимальная скорость, км/ч 155 Крейсерская скорость, км/ч 126 Практическая дальность, км 500 Практический потолок, м 3400 Экипаж, чел 2 PWS-51 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация В 1929 году для участия в Challenge 1930 на фирме PWS был разработан и еще один самолет, получивший фирменное обозначение PWS-51. Весной 1930 года прототип (SP-ADC) был облетан заводским летчиком Рутковским. Однако в соревнованиях самолет участия не принял, совершив вынужденную посадку при перелете в Вене. В июне 1933 года самолет снова попал в серьезную аварию, после которой на него поставили новый двигатель - Cirrus III (с самолета PWS-50). 22 июля 1934 года самолет был разбит в аварии. ЛТХ: Модификация PWS-51 Размах крыла, м 10.80 Длина самолета,м 7.70 Высота самолета,м 2.20 Площадь крыла,м2 18.00 Масса, кг пустого самолета 440 максимальная взлетная 720 Тип двигателя 1 ПД Armstrong-Siddeley Genet Мощность, л.с. 1 х 80 Максимальная скорость, км/ч 155 Крейсерская скорость, км/ч 125 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 2700 Экипаж, чел 2 PWS-52 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1930 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация Самолет PWS-52 был спроектирован инженерами Збыславом Цилкошем и Антони Ушацким в 1929 г., специально для участия в международных соревнованиях Challenge 1930. Своими обводами машина напоминала английский de Havilland 80A "Puss Moth". Это была достаточно революционная машина - стоит заметить, что это был первый польский спортивный самолет с закрытой кабиной. Кроме того, на нем был введено несколько новшеств - в частности при хранении на нем складывались крылья. Машина была выполнена двухместной, но вместо багажного отсека можно было разместить еще одно пассажирское место Прототип PWS-52 (регистрационный номер SP-ADD) в начале 1930 г. облетал пилот Ф.Рутковский. Самолет принял участие в конкурсе, но как и все его предшественники неудачно из-за поломки машины. После ремонта машину передали в местный авиаклуб. В 1930 году капитан И.Левнадовский выступил с интересным предложением приспособить самолёт для дальних перелетов, так появилась новая модификация самолета - PWS-52 rajdowy. ЛТХ: Модификация PWS-52 Размах крыла, м 11.50 Длина самолета,м 7.50 Высота самолета,м 2.40 Площадь крыла,м2 19.50 Масса, кг пустого самолета 439 максимальная взлетная 655 Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy I Мощность, л.с. 1 х 85 Максимальная скорость, км/ч 170 Крейсерская скорость, км/ч 135 Практическая дальность, км 480 Практический потолок, м 3200 Экипаж, чел 2 PWS-54 Разработчик: PWS Страна: Польша Первый полет: 1933 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация В 1931 году по заказу Министерства транспорта был разработан проект самолета PWS-54. а в 1932 году был построен и прототип, который был облетан в начале 1933 года. И после испытаний летом того же года был передан авиакомпании "LOT". В эксплуатации самолет показа себя не лучшим образом, поэтому вскоре был передан фирме для доработок. Однако это не помогло и самолет какое-то время использовали для транспортных перевозок и вскоре списали. ЛТХ: Модификация PWS-54 Размах крыла, м 12.30 Длина самолета,м 9.20 Высота самолета,м 2.50 Площадь крыла,м2 21.30 Масса, кг пустого самолета 940 максимальная взлетная 1500 Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind J5 Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость, км/ч 231 Крейсерская скорость, км/ч 200 Практическая дальность, км 900 Практический потолок, м 4000 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка: до 4 пассажиров PWS-101 Разработчик: PZL Страна: Польша Первый полет: 1937 Тип: Спортивный планер ЛТХ Доп. информация PWS.101 был спроектирован польскими инженерами Вацлавом Червински и Болеславом Висницки для участия в соревнованиях для гидросамолётов. Планер был построен в 1937 году и сумел завоевать медаль Лиленталя по суммарным характеристикам. Точное количество построенных PWS.101 неизвестно, но по крайней мере одна машина была захвачена в 1939 году немцами и в дальнейшем использовалась в учебных целях. ЛТХ: Модификация PWS-101 Размах крыльев, м 19.00 Длина,м 7.27 Высота, м 1.55 Площадь крыла, м2 18.90 Удлинение крыла 19 Вес пустого, кг 185 Водобалласт, кг 312 Полный взлетный вес, кг 410 Мак. аэродинамическое качество 26.1 Скорость мак, км/ч 63 Снижение на скорости 55 км/час, м/с 0.61 Максимальная скорость, км/час 200 Экипаж, чел 1 |