Pander
S%^Tt$ - 1755000550000
Pander D


Разработчик: Pander
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1924
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В августе 1924 года Хенк Пандер (Harmen Pander), производитель мебели, купил бывший авиационный завод фирмы "Holland" вместе с одним из ее самолетов, монопланом Holland H-2. У истоков фирмы "Holland" стоял Йооп Карли, построивший несколько самолетов в 1917 году, а затем объединивший свои усилия с инженером Тео Слотом.

Последним проектом Карли стал одноместный моноплан Carley C-12 с 20-сильным (15 кВт) ПД Anzani, построенный в 1922 году. Самолет C-12 был продемонстрирован на выставках в Париже, Брюсселе и Лондоне, а его разработка продолжилась и после того, как Карли организовал новую фирму "Holland" возле Гааги. Самолету дали новое обозначение - Holland H-2 (H-1 был бипланом) и оснастили 25-сильным (19 кВт) ПД Anzani, но был построен только один экземпляр.

После покупки X. Пандером завода "Holland" и создания новой компании "Nederlandse Fabriekvan Vliegtuigen Н. Pander & Zn", работа над H-2 была продолжена, но уже под обозначением Pander D. Самолет сохранил прежний двигатель, а его первый полет состоялся 16 ноября 1924 года.

В общей сложности построили 11 самолетов этого типа, включая девять Pander D, один DB и один DF.1. В июле 1925 года два самолета D были поставлены ВМС Нидерландов, а еще два в ноябре - в ВВС Голландской Ост-Индии. По одному самолету получили Испания и Франция, где машину оснастили 45-сильным (34 кВт) двигателем Anzani. Остальные Pander D остались в Голландии, также как и Pander DB с двигателем Bristol Cherub и DF.I с 40-сильным (30 кВт) двигателем A.B.C. Scorpion.





ЛТХ:
Модификация Pander D
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 4.95
Высота, м
Площадь крыла, м2 10.80
Масса, кг
пустого 175
нормальная взлетная 280
Тип двигателя 1 ПД Anzani
Мощность, л.с. 1 х 25
Максимальная скорость , км/ч 130
Крейсерская скорость , км/ч 96
Практическая дальность, км 700
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 1

Pander E


Разработчик: Pander
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1926
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самой удачной моделью в ряду легких спортниых самолтов фирмы Pander оказалась Type E. Конструктивно самолёт представлял собой полутороплан с однокилевым оперением, открытой кабиной и неубираемым шасси. Прототи п оснащался двигателем Anzani.

Первый полет опытный образец совершил 18 февраля 1926 года и после успешно завершившихся испытаний самолёт был запущен в серийное производство. Хотя больших заказов на него не последовало, Pander Type E получил достаточно высокую оценку со стороны лётчиков. Всего построили 17 таких машин, причем с разными двигателями и в разных модификациях.

Девять самолётов в 1927 году передали Голландской Национальной Летной Школе и три попали в аэроклуб в Роттердаме. В числе остальных были модификации Type EC (с мотором Walter IV, 60 л.с.), Type EF (Walter "Vegа", 85 л.с.), Type EG (de Havilland "Gipsy I", 100 л.с.), Type EH (de Havilland "Gipsy III", 120 л.с.) и Type EK (представлял собой модифицированный ЕС, был построен в 1933 г.).

Во время кампании на Западном фронте в мае-июне 1940 года самолёта Pander не использовались, оставаясь на своих аэродромах. В первый день войны под немецкими бомбами и в различных летных происшествиях погибли три машины: один EG1 (PH-AFM, Ваалхавен) и два EF85 (PH-AIA в Ипенбурге и PH-AIB).

После оккупации Голландии в руки немецких войск попало как минимум да самолёта:

Pander EF 85 PH-AIA серийный номер 39 √ эксплуатировался в Шипхоле до конца 1941 года;

Pander EF 85 "De Kiefte" PH-AIB серийный номер 40 √ ранее принадлежал Национальной Авиационной Школе, эксплуатировался в Шипхоле до конца 1941 года.




ЛТХ:
Модификация Pander E
Размах крыла, м
верхнего 10.00
нижнего 5.00
Длина, м 6.20
Высота, м
Площадь крыла, м2 17.61
Масса, кг
пустого 318
нормальная взлетная 535
Тип двигателя 1 ПД Anzani
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость , км/ч 126
Крейсерская скорость , км/ч 116
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 3505
Экипаж, чел 2

Multipro


Разработчик: Pander
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1932
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1932 году голландская фирма Pander представила легкий самолёт "Multipro", разработанный конструктором Тео Слотом (Theo Slot) и предназначенный для частных заказчиков. Его конструкция была деревянно-металлической и основывалась на модели Р-3, отличаясь чуть большими размерами. По схеме "Multipro" представлял собой подкосный моноплан с высокорасположенным крылом и значительно доработанным фюзеляжем. В общей закрытой кабине размещались места для двух пассажиров и пилота. На самолёте устанавливался радиальный 7-цилиндровый двигатель Pobjoy R мощностью 85 л.с.

Первый полёт "Multpro" (серийный номер 42, регистрационный код PH-AIU) совершил в сентябре 1932 года, а всего было построено три экземпляра, получивших регистрационные коды. Остальные самолёты получили коды PH-AIV (с\н 43) и PH-AIX (с\н 44).

В межвоенный период "Multipro" использовались по прямому назначению. Возможно, один или несколько самолётов были в 1939 году реквизированы для военных нужд. В первый день войны с Германией (10 мая 1940 г.) самолёт с регистрационным кодом PH-AIV был уничтожен на земле немецкой авиацией. Судьба остальных самолётов осталась неизвестной.









ЛТХ:
Модификация Multipro
Размах крыла, м 11.30
Длина, м 6.80
Высота, м 2.08
Площадь крыла, м2 17.80
Масса, кг
пустого 420
нормальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Pobjoy R
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость , км/ч 164
Крейсерская скорость , км/ч 135
Практическая дальность, км 700
Скороподъемность, м/мин 162
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2-3

Pander P-1(3)


Разработчик: Pander
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1929
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1929 году фирма "Pander" построила два двухместных высокоплана, P-1 и P-2, оснащенных 100-сильным (75 кВт) поршневым двигателем de Havilland Gipsy I, но в серию они не пошли. P-2 отправился в США, и о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

Три года спустя "Pander" снова построила единственный экземпляр высокоплана P-3 с открытой двухместной кабиной, оснащенный 120-сильным (89 кВт) ПД de Havilland Gipsy III. Позднее кабину сделали закрытой, но жизнь машины была недолгой - она потерпела аварию в Алмело в мае 1933 года.








ЛТХ:
Модификация Pander P-1
Размах крыла, м 10.34
Длина, м 7.00
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого
нормальная взлетная 750
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy I
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость , км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 176
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

S.4 Panderjäger (Postjäger)


Разработчик: Pander
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1933
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1930-х годов голландский пилот Дирк Асес (Dirk Asjes) был разочарован медленным развитием нидерландской авиапочты и самолетов компании Fokker. Асес сделал эскиз самолета и обратился к руководству авиастроительной компании Pander с просьбой построить специальный почтовый самолет, чтобы конкурировать с авиа╜компанией KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij √ Королевские нидерландские авиалинии) на рынке перевозки почты и грузов. Официально компания Pander называлась Nederlandse Fabriek van Vliegtuigen H. Pander & Zonen (Нидерландская авиастроительная компания Х. Пандера и сына). Первоначально данная компания занималась производством мебели, но в 1924 году в связи с приобретением разорившейся VIH (Vliegtuig Industrie Holland √ Нидерландская авиаци╜он╜ная промышленность) занялась авиастроением.

В то время авиационная почта из Нидерландов в Голландскую Ост-Индию (Индонезия) доставлялась относительно медленными Fokker F.XVIII, развивавшими максимальную скорость 240 км/ч. Чтобы улучшить обслуживание на данной авиалинии, компания KLM заказала Fokker F.XX Zilvermeeuw, максимальная скорость которого составляла 305 км/ч. В то время как строился пассажирский самолет F.XX Zilvermeeuw, в компании Pander взяли на себя задачу изготовить более быстрый самолет, предназначенный исключительно для перевозки почты. Создание Pander S.4 Postjager стало возможно благодаря финансовой помощи ряда нидерландских судоходных компаний, которые надеялись разрушить монополию авиакомпании KLM на перевозку авиапочты в Голландскую Ост-Индию.

Почтовый самолет Pander S.4 Postjäger (или Panderjäger) был спроектирован Тео (Теодорусом) Слотом (Theodorus [Theo] Slot), который первоначально работал в VIH. Это был трехмоторный низкоплан с убирающимися основными стойками шасси. S.4 был сделан почти полностью из дерева. Силовая установка самолета состояла из трех девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright R-975 Whirlwind, развивавших мощность по 420 л.с. Внутри самолет имел три отсека: кабина пилота, радиорубка и грузовой отсек.

В конструкции S.4 были использованы внешние элероны, установленные над задней кромкой крыла. Иногда эти элероны называют ╚садовыми скамейками╩ и путают с сервокомпенсаторами (Flettner tab), поскольку последние являются вспомогательными поверхностями управления, которые прикреплены к основным для помощи им. Однако на самом деле это, разумеется, не так, поскольку ╚садовые скамейки╩ были основными поверхностями управления. Внешние элероны действовали в невозмущенном воздушном потоке отдельно от крыла и были более восприимчивы к незначительным управляющим воздействиям; также внешние элероны были особо эффективны во время медленного полета. Помимо внешних элеронов в состав механизации крыла входили также и закрылки. Благодаря размещению элеронов над крылом закрылки были установлены почти по всей его задней кромке (от гондол двигателей до законцовок), обеспечивая самолету низкую посадочную скорость. Однако внешние элероны имели склонность к флаттеру на высоких скоростях полета, что потенциально могло привести к катастрофическим последствиям (в первой половине 1930-х годов флаттер был еще малоизученным явлением).

Почтовый самолет Pander S.4 Postjager имел размах крыла 16,6 метров, длину √ 12,5 метров. Самолет развивал максимальную скорость 360 км/ч; крейсерская скорость была равна 300 км/ч, а посадочная скорость √ 97 км/ч. Вес пустого самолета составлял 3025 кг, с полной нагрузкой √ 5200 кг; S.4 должен был нести 500 кг почты. Шесть баков √ по три в каждой консоли крыла √ вмещали в себя в общей сложности 2100 литров топлива. Дальность полета Pander S.4 составляла 2430 километров, практический потолок √ 5400 метров.

23 сентября 1933 года почтовый самолет S.4, ловко зарегистрированный под номером PH-OST, совершил свой публичный дебют. Его конкурент Fokker F.XX также дебютировал на мероприятии, на котором присутствовал супруг королевы Вильгельмины принц-консорт Хендрик. Свой первый полет S.4 Postjager совершил в следующем месяце √ 6 октября 1933 года √ под управлением Геррита Гейсендорффера (Gerrit Geijsendorffer) и Функера ван Страатена (Funker van Straaten).

Летные испытания прошли хорошо, и 9 декабря 1933 года Postjager отправился в перелет из Амстердама в Батавию длиной 14 000 километров. Этот перелет был специально разработан для того, чтобы продемонстрировать скоростные характеристики и дальность полета нового самолета. S.4 под управлением Гейсендорффера, Асеса и ван Страатена должен был доставить в голландскую колонию 270 кг рождественской почты (примерно 51 000 писем и открыток). Примерно в это же время Fokker F.XX готовился перевезти свою часть рождественской почты для жителей Голландской Ост-Индии.

Pander S.4 для дозаправки совершил запланированную посадку в Риме; следующая посадка должна была быть в Афинах, но во время перелета у правого двигателя упало давление масла. Postjager совершил вынужденную посадку в Гротталье (Grottaglie √ коммуна в Италии, располагается в регионе Апулия, в провинции Таранто), и осмотр показал, что правый двигатель необходимо заменить. Поскольку в Европе данных двигателей не было, то был сделан заказ в Соединенных Штатах. Мотор должен был быть доставлен морем 22 декабря.

Эта неудача поставила под угрозу доставку рождественской почты, и чтобы письма были доставлены в Батавию вовремя, в компании KLM решили перегрузить почту на F.XX. Самолет компании Fokker должен был доставить всю рождественскую почту, но у F.XX перед взлетом во время прогрева силовой установки обнаружилась неисправность двигателя. Единственным выходом из сложившейся ситуации стал Fokker F.XVIII √ самолет, для замены которого создавались S.4 и F.XX. Рождественская почта была перегружена на F.XVIII, который ее и доставил в Батавию в подходящие сроки. Неудавшийся рождественский полет стал сильным ударом по программам S.4 и F.XX.

Получив двигатель, 27 декабря экипаж S.4 продолжил свой полет в Голландскую Ост-Индию и 31 декабря прибыл в Батавию. 5 января Pander S.4 отправился в обратный полет и 11 января прибыл в Амстердам. Хотя по маршруту Батавия √ Амстердам S.4 пролетел со средней скоростью 291 км/ч, в качестве почтового самолета он не впечатлил руководство копании KLM, которое не стало размещать заказ на его производство. Потерпев крах в рождественском перелете, компания Pander начала подготовку самолета к участию в авиагонке на приз МакРобертсона по маршруту Лондон √ Мельбурн.

Гонка МакРобертсона, старт которой был дан 20 октября 1934 года, имела маршрут протяженностью 18 200 километров. Pander S.4, несший на вертикальном оперении гоночный номер ╚6╩, летал в данных соревнованиях с экипажем из трех человек: Гейсендорффера, Асеса и Питера Пронка (Pieter Pronk). Перед гонкой самолет был переименован в Panderjager, но злые языки называли машину Pechjager (pech [нидерл.] √ неудача, авария, поломка). К концу первого дня гонок S.4 занимал третье место на участке аэродром Милденхолл (Mildenhall) √ Багдад. На следующий день, когда самолет взял курс в направлении Аллахабада, Индия, Panderjager по-прежнему удерживал третье место. Однако во время посадки в Аллахабаде левая основная стойка шасси сложилась, в результате чего повреждения получили винты центрального и левого двигателей, капот левого двигателя и шасси.

В Аллахабаде не было оборудования для ремонта S.4, и Гейсендорффер взял пропеллеры, сел на поезд и отправился в Калькутту (ныне Колката), где был расположен склад авиакомпании KLM, чтобы выполнить необходимый ремонт. Эта задержка выбила S.4 из числа участников гонки, но было принято решение продолжить полет по трассе соревнований. Ремонт был завершен, и Panderjager был готов к полету 26 октября 1934 года. Служебный автомобиль-буксировщик, расположенный поперек пути следования S.4, включил свои огни с целью освещения разбега самолета. Экипаж S.4 счел этот свет отвлекающим, поскольку их машина сама могла обеспечить достаточное освещение.

Как только служебная машина выключила свет, S.4 стал готовиться к взлету. К сожалению, люди, сидевшие в кабине служебного автомобиля-буксировщика, неправильно поняли инструкции. Они решили, что они должны встать позади S.4 и осветить самолет сзади. Когда в темноте они направились в сторону S.4, самолет уже начал взлет. На скорости примерно 160 км/ч самолет своей правой консолью врезался в служебный автомобиль. S.4 проскользил примерно 130 метров до полной остановки, и за это время топливо вылилось из разорвавшегося крыла и быстро воспламенилось. Пронк остался невредим, а Гейсендорффер и Асес получили незначительные ожоги. Однако S.4 был полностью уничтожен огнем. Два человека, сидевшие в кабине служебного автомобиля-буксировщика, серьезно пострадали.

В компании Pander планировали после гонок переделать S.4 в самолет-разведчик или бомбардировщик и продать военным. После гибели S.4 у компании Pander больше не было самолета для продажи. Компания не могла возместить свои расходы и спустя некоторое время обанкротилась.





ЛТХ:
Модификация S.4
Размах крыла, м 16.60
Длина, м 12.50
Высота, м 3.30
Площадь крыла, м2 46.00
Масса, кг
пустого снаряженного 3200
нормальная взлетная 5700
Тип двигателя 1 ПД Wright R-975-E2 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 360
Крейсерская скорость , км/ч 300
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 6050
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 500 кг