RWD
S%^Tt$ - 1755000550000
RWD-1


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1928
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-1 - легкий спортивный самолет, производимый польской фирмой KMSPW. В конце 1927 году студенты Варшавского политехнического института Stanisław Rogalski, Stanisław Wigura и Jerzy Drzewiecki спроектировали свой первый самолет назвали его RWD-1 (по первым буквам своих фамилий). Строительство самолета было начато в Летной секции Koła Mechaników Studentów Politechniki Warszawskiej (KMSPW) в начале 1928 года. Было построено два экземпляра самолета, под номерами SL-12 и SL-13. Первый полет самолета состоялся в сентябре 1928 года. В 1929 году самолет получил регистрационный номер SP-ACC. В этом же году самолет совершил демонстрационный полет по Польше. Однако уже зимой 1929/30 годов самолет был сильно поврежден мышами и было решено его не восстанавливать.













ЛТХ:
Модификация RWD-1
Размах крыла, м 9.80
Длина самолета,м 6.00
Высота самолета,м 1.70
Площадь крыла,м2 13.60
Масса, кг
пустого самолета 206
максимальная взлетная 417
Тип двигателя 1 ПД ABC Scorpion II
Мощность, л.с. 1 х 34
Максимальная скорость, км/ч 135
Крейсерская скорость, км/ч 115
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 1950
Экипаж, чел 2

RWD-2


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1929
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-2 - легкий спортивный самолет, разработанный инженерами Stanisław Rogalski, Stanisław Wigura и Jerzy Drzewiecki. Первый полет самолета состоялся в июле 1929 года. В августе этого же года RWD-2 пилотируемый Franciszek Zwirko и Stanislaw Wigura совершил 5000 километровый перелет по маршруту Варшава-Париж-Барселона-Варшава.

16 октября 1929 года на этом самолете был установлен мировой рекорд высоты для легких туристических самолетов - пилоты Franciszek Zwirko и Antoni Kocjan достигли высоты 4004 метра. Следствием этих успехов самолета стал заказ еще на три экземпляра самолета поступивший в 1930 году. Все три самолета (регистрационные номера SP-ADJ, -ADG, -ADH) были закончены в этом же году и переданы заказчикам.








ЛТХ:
Модификация RWD-2
Размах крыла, м 9.80
Длина самолета,м 6.15
Высота самолета,м 1.90
Площадь крыла,м2 13.60
Масса, кг
пустого самолета 268
максимальная взлетная 468
Тип двигателя 1 ПД Salmson 9Ad
Мощность, л.с. 1 х 46
Максимальная скорость, км/ч 155
Крейсерская скорость, км/ч 128
Практическая дальность, км 550
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2

RWD-3


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1930
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-3 - легкий спортивный самолет, разработанный инженерами Stanisław Rogalski, Stanisław Wigura и Jerzy Drzewiecki. В 1929 году авиационный департамент отверг RWD-2 в роли легкого многоцелевого самолета для польской армии. Чтобы удовлетворить требования военных на базе RDW-2 был создан RWD-3. Самолет был построен в двух экземплярах - один для статических испытаний, а второй - для летных. RWD-3 имел складывающие крылья шасси, что позволяло транспортировать его на грузовике. Летные испытания начались 24 апреля 1930 года. Однако прототип военные забраковали. Поэтому в мае 1930 года аппарат передали в Варшавский аэроклуб, где он получил обозначение SP-WAA.









ЛТХ:
Модификация RWD-3
Размах крыла, м 9.80
Длина самолета,м 6.15
Высота самолета,м 1.90
Площадь крыла,м2 13.60
Масса, кг
пустого самолета 268
максимальная взлетная 468
Тип двигателя 1 ПД Salmson 9Ad
Мощность, л.с. 1 х 46
Максимальная скорость, км/ч 155
Крейсерская скорость, км/ч 128
Практическая дальность, км 550
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2

RWD-4


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1930
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-4 - легкий спортивный самолет, разработанный инженерами Stanisław Rogalski, Stanisław Wigura и Jerzy Drzewiecki. При разработке самолета за основу был взят легкий самолет RWD-2. Самолет был построен по заказу авиационного департамента для участия в соревнованиях Challenge 1930. Всего было заказано три экземпляра самолета. Первый из них взлетел весной 1930 года. После участия в соревнованиях было заказано для польских аэроклубов еще шесть самолетов. Последний самолет был списан в 1936 году.









ЛТХ:
Модификация RWD-4
Размах крыла, м 10.50
Длина самолета,м 7.00
Высота самолета,м 2.26
Площадь крыла,м2 15.00
Масса, кг
пустого самолета 398
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 152
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2

RWD-5


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1932
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-5 - легкий спортивный самолет, разработанный инженерами Stanisław Rogalski, Stanisław Wigura и Jerzy Drzewiecki. Самолет стал дальнейшим развитием самолетов семейства RWD-2-RWD-4. Его первый полет состоялся 7 августа 1932 года. RWD-5 стал одним из самых известных и популярных спортивных самолетов построенных в предвоенной Польше На RWD-5bis SP-AJU капитан Станислав Скаржинский 7-8 марта 1933 года первым из поляков выполнил перелет Варшава - Рио де Женейро дальностью 17855 км.

Всего в течении 1933 - 37 гг. было произведено 20 экземпляров самолета. В ходе войны самолеты были реквизированы армией, однако информация есть только о некоторых:

SP-ALR мобилизован 30 VIII 1939. В составе Pluton lacznikowy nr 6 выполнил несколько вылетов, был звахчен немцами;

SP-ALX эвакуирован из Лодзи 2 или 3 IX на аэродром Gr?jca. 9-12 IX 1939 года на нем выполнил несколько вылетов kpr. rez. Zygmunt Michalak;

SP-ALZ летал в составе Pluton lacznikowy nr 10. 10 сентября, выполнив два вылета, был сбит, совершил в\п.Экипаж выжил.

SP-AJU "Amerykanka", эвакуированный во Львов, 17-го числа стал трофеем Красной Армии

SP-AJB из состава Sztabowej Eskadry Treningowej эвакуировался 20 IX 1939 г. из Варшавы. Пилотом был mjr. Eugeniusz Wyrwicki, а пассажиром штабной офицер.
RWD-5 за границей. Бразилия
Польская регистрациязаводской номерБразильская регистрацияпримечания
SP-LOT71PP-TDXбывший владелец: PLL "Lot", снят с польского регистра 04.12.1936, зарегистрирован в Бразилии 24.10.1939, но прибыл туда еще в первой половине 1938 года, годен к полетам 30.11.1943, предположительно разобран, но снят с учета только 14.10.1968





ЛТХ:
Модификация RWD-5
Размах крыла, м 10.20
Длина самолета,м 7.20
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 15.50
Масса, кг
пустого самолета 430
максимальная взлетная 760
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes IIB
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч 202
Крейсерская скорость, км/ч 178
Практическая дальность, км 1080
Практический потолок, м 4700
Экипаж, чел 2

RWD-6


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1932
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Неудачное выступление самолётов R.W.D.2 и R.W.D.4 на международных соревнованиях Challenge в 1930г не обескуражило конструкторов. В 1931г. Rogalski, Wigura и Drzewiecki начали проектировать самолёт R.W.D.6 для участия в Challenge 1932г. Новый высокоплан получил шасси с мощной амортизацией, складные крылья, удобную закрытую кабину. Для самолётов заказали надёжные моторы Armstrong Siddeley Genet Major.

К соревнованиям 1932г. подготовили 3 R.W.D.6, но один из них (SP-AHM) был потерян во время заводских испытаний. Во время пролёта с максимальной скоростью на малой высоте неожиданно "вывалились" предкрылки, и крылья сломались. Фюзеляж полностью разбился от удара о землю, но пилот (и конструктор) Jerzy Drzewiecki отделался ушибами.

Оставшиеся два самолёта очень успешно выступили в соревнованиях Challenge 1932, начавшихся в июне в Берлине. RWD-6 продемонстрировал удивительно низкую скорость полёта 57,5 км/ч, получил первое место от техкомитета за оборудование и второе - за конструкцию. Наконец, 28 августа 1932г., после успешного завершения гонки вокруг Европы протяжённостью 7348 км и круговых гонок на дистанцию 300 км, экипаж самолёта SP-AHN (Franciszek Zwirko и Stanislaw Wigura) объявили победителем с общим результатом 461 очко. Второе и третье места поделили пилоты Poss на Kl.32 и Morzik на He.64, набравшие по 458 очков.

Второй экипаж RWD-6 (Tadeusz Karpinski и Stanislaw Zientek) занял 10 место с 435 очками. Всего в соревнованиях в Берлине приняли участие 43 самолёта из 6 стран. К сожалению, Звирко и Вигура (один из конструкторов самолёта и основателей фирмы RWD) разбились на этом самолёте 11 сентября над горами Татра при полёте в Прагу.RWD-6bis

У единственного оставшегося RWD-6, SP-AHL, в 1933 г. усилили крыло. Подкосы стали V-образными. В таком виде самолёт, обозначенный RWD-6bis, летал до 1936г.

Техническое описание

Двухместный высокоплан. Все три самолёта построены специально для третьих европейских соревнований туристских самолётов 1932г.

Фюзеляж - ферма из стальных труб, поверх которой - деревянные элементы для создания обтекаемой формы. Капоты дюралевые, обшивка бортов кабины - фанерная, хвостовой части фюзеляжа - полотняная. Два пилота сидели бок о бок. С обеих сторон кабины - двери. Управление двойное. Двери можно было сбросить в случае опасности. За сиденьями - багажный отсек, доступ к нему - из кабины. В крыше были прозрачные окошки, а боковые стёкла можно было откинуть наружу.

Крыло деревянное, однолонжеронное. Носок и нижняя поверхность зашиты фанерой, остальная обшивка - полотняная. На задней кромке элероны и закрылки, обтянутые полотном, на передней - предкрылки Handley-Page. Консоли раздельные, крепятся к верхним лонжеронам фюзеляжа и - через подкос - к нижним. Подкос - стальная труба обтекаемого сечения. Крылья складываются назад.

Оперение деревянное с фанерной обшивкой, рули обтянуты полотном. Угол установки стабилизатора можно было изменять в полёте.

Двигатель Genet Major установлен на моторами из стальных труб и закрыт кольцевым капотом Тауненда. Пропеллер дюралевый, двухлопастный, изменяемого шага. Баки общей ёмкостью 140л алюминиевые, сварные, размещены в крыле.

Шасси с хвостовым колесом. Основные стойки раздельные, с резиновой амортизацией. Телескопические амортизирующие стойки крепились к нижним лонжеронам фюзеляжа, дополнительные стойки - к центру нижней части фюзеляжа. Шины Dunlop с алюминиевыми дисками, тормоза Bendix. Костыль с пружинной амортизацией.






ЛТХ:
Модификация RWD-6
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 6.60
Высота самолета,м 2.07
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 474
максимальная взлетная 750
Тип двигателя 1 ПД Armstrong-Siddeley Genet Major
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 216
Крейсерская скорость, км/ч 190
Практическая дальность, км 850
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2

RWD-7


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1931
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-7 был разработан как рекордный самолет. Его конструкторами были три молодых инженера - Станислав Рогальский, Станислав Вигура и Йержи Дрзвеций. Они использовали в конструкции самолета ряд решений опробованных ими в ранних моделях - RWD-2 и RWD-4. Единственный построенный экземпляр RWD-7 взлетел в июле 1931 года, пилотируемый Йержи Дрзвецием.

А 12 августа этого же года на самолете был установлен мировой рекорд скорости для легких спортивных самолетов - 178 км/ч. Уже в конце сентября самолет покорил еще один мировой рекорд в этом классе - RWD-7 поднялся на высоту 6023 метра.









ЛТХ:
Модификация RWD-7
Размах крыла, м 9.80
Длина самолета,м 6.30
Высота самолета,м 2.00
Площадь крыла,м2 13.60
Масса, кг
пустого самолета 246
максимальная взлетная 440
Тип двигателя 1 ПД Armstrong-Siddley Genet II
Мощность, л.с. 1 х 75
Максимальная скорость, км/ч 186
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 260
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2

RWD-8


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Начало 30-х годов застало польскую авиацию в кризисе. Свой путь в небо курсанты начинали на стареньких BM-4 и H-28, которые явно не отвечали современным требованиям. В этой ситуации был организован конкурс, на который был выставлены BM-4h, PZL-5bis и RWD-8. В результате последний на долгие годы стал основным учебным самолетом польских ВВС. Разработали этот самолет инженеры Станислав Рогальски, Станислав Вигура и Йержи Дрзивецки. Первые серийные машины несли разные двигатели : Cirrus Hermes II, DH Gipsy III Walter Junior 4 и Skoda G-594.

Однако самые приемлемые характеристики были получены при установке Walter Junior 4, который по лицензии производился в стране. Именно с эти мотором были произведены и первые серийные самолеты.

Однако разработчик не располагал необходимыми производственными мощностями для развертывания крупносерийного производства и поэтому осенью 1933 года всю необходимую документацию и прототип SP-AKL передают фирме PWS.

Первые серийные самолеты вышли из ворот фирмы уже в 1934 года. В процессе производства на PWS были построены несколько модификаций самолета:

в 1936-37 года по заявке военных были построены 30 самолетов, приспособленных для ночных полетов. Основное отличие - установка дополнительных прожекторов;
в 1937 году несколько серийных машин были переоборудованы для "слепых" полетов под шторкой. Для чего была установлена вторая закрытая кабина;
в 1938 году один самолет был переоборудован для выполнения парашютных прыжков из задней кабины;
Всего на фирме PWS в 1934 - 38 гг было произведено 270 RWD-8.

Самолеты первоначально направлялись в летные школы, однако по мере выпуска они нашли широкое применение в войсках не только как тренировочные машины для поддержания летной готовности, но и как связные. RWD-8 стали последними польскими самолетами, поднявшимися в воздух в ходе сентябрьской кампании.

17 сентября в Румынию было эвакуировано около 60 RWD-8 (по большей части продукции PWS), еще 40 самолетов перелетели в Литву и два - в Венгрию. Немцы захватили несколько машин в нелетном состоянии, из которых смогли собрать две нормальные машины. С июля 1941 года эти самолеты использовались как связные в тылу. Советские войска захватили несколько десятков таких самолетов, которые были отправлены в летные школы в основном на юге. Румыны и венгры широко использовали эти самолеты на фронте.

После начала агрессии против СССР немцы в Литве захватили еще 28 RWD-8, переданные в войска, где использовались дом марта 1943 года. После окончания войны в Румынии еще оставлось несколько летающих машин, которые были возвращены Польше.

RWD-8 за границей.

Израиль. Еще перед основанием авиакомпания "Aviron", 25 июня 1936 года заказала один самолет RWD-8, a вскоре и еще два. Самолеты широко использовались в ходе войны за Независимость.

╧Польская регистрациязаводской номерПалестинская регистрацияПримечания
1SP-BCE139VQ-PAG
2SP-BLK178VQ-PAKиногда в литературе встречается обозначение VQ-PAG
3SP-BLL179?иногда в литературе встречается обозначение VQ-PAK

Эстония. В 1934 году страна закупила лицензию на производство, но был построен только один самолет.
Польская регистрацияЭстонская регистрация
??ES-RWD
Югославия.

Польская регистрация Югославская регистрацияПримечание
??YU-PCYв аэроклубе Белграда
??YU-PDMв аэроклубе Нови Сад


ЛТХ:
Модификация RWD-8PWS
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 8.00
Высота самолета,м 2.30
Площадь крыла,м2 19.54
Масса, кг
пустого самолета 500
максимальная взлетная 748
Тип двигателя 1 ПД PZInz (Walter) Junior 4I
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 170
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 2

RWD-9


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1934
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



На базе самолета RWD-6 был создан усовершенствованный RWD-9 для участия в состязаниях Challenge de Tourisme Interniational 1934 года. Была заложена серия из десяти машин, первая из которых поднялась в воздух в начале 1934 года.

Предполагалось оснастить самолет новым радиальным двигателем Polish Skoda GR.760 в 280 л. с. (209 кВт), но из-за проблем с его разработкой на прототип был первоначально установлен 265-сильный (198 кВт) мотор Menasco B-6S Buccaneer.

Основным отличием RWD-9 от предшественника была четырехместная компоновка (вместо двухместной). Четыре из восьми серийных самолетов (один планер был использован для статических испытаний) были оснащены двигателем GR.760, а на оставшихся был установлен радиальный двигательWalter Bora мощностью 220 л. с. (164 кВт).

В состязаниях 1934 года приняли участие шесть RWD-9. Все они финишировали в первой десятке, заняв при этом первое, второе и третье места. Трудно поверить, но этот результат был повторен в сентябре на соревнованиях "Circuit of Europe" - первые три места снова достались RWD-9.

Интересно что разработанный для следующего Челленджа Fieseler Fi-156 "Storch" имел конструкцию подобную RWD-9.

RWD-9 за границей

Польская регистрацияПримечание
SP-DREлетал во Франции как F-AKHE
??летал в Чехословакии как OK-AMC
??летал в Чехословакии как OK-AMD
SP-DRA летал в Испании как EM-W46
SP-DRBлетал в Испании как EM-W50




ЛТХ:
Модификация RWD-9
Размах крыла, м 11.64
Длина самолета,м 7.64
Высота самолета,м 2.30
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 560
максимальная взлетная 930
Тип двигателя 1 ПД PZL Skoda GR-760
Мощность, л.с. 1 х 290
Максимальная скорость, км/ч 281
Крейсерская скорость, км/ч 255
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 7000
Экипаж, чел 2

RWD-10


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1933 году в DWL был спроектирован небольшой спортивный самолет, на котором было бы возможно выполнять высший пилотаж с элементами воздушного боя. Его летно-технические характеристики были близки к PZL P-7a - основного польского истребителя. Проект был разработан Йерди Дрзвецким. Прототип, получивший обозначение SP-ALC и двигатель Cirrus Hermes IIB, был облетан в июле 1933 года на аэродроме Okocie.

Построенный на его базе первый серийный RWD-10 (SP-BGY) отличался двигателем PZL Junior и фотопулеметом К-28. Самолёт имел смешанную конструкцию (фюзеляж собирался из стальных труб, крыло - из дерева, все поверхности обшивались полотном), открытую одноместную кабину пилота и неубираемое шасси. Второй прототип SP-BGT принимал участие в показательных полетах в Бухаресте, Софии, Белграде, Афинах и Будапеште.

Самолёт был неустойчив в воздухе и выполнение фигур высшего пилотажа на нем признали небезопасным. После серии доработок положение удалось исправить, но только после постройки второго прототипа самолёт получил одобрение лётчиков.

В 1935 году на испытаниях в ITL самолёт RWD-10 показал весьма неплохие лётные данные и в 1937 году была заказана серия из 20 экземпляров самолета (19 из них предназначалась Мокотовскому аэроклубу), но в доработанном виде. Дело в том, что Мокотовский аэроклуб служил местом для обучения не только гражданских, но и военных пилотов, поэтому серийные RWD-10 получили крыло, по конструкции похожее на крыло от истребителя P-11c, составлявшего в то время основу истребительной авиации Польши. В полном объёме заказ был выполнен только в 1939 году перед самым началом войны.

В войсках после аварии трех самолетов тип не прижился и вскоре оставшиеся машины передали в аэроклубы. Исключение составили SP-ALC и SP-KTT, какое-то время приписанные к штабной эскадрильи. В сентябре 1939 года один самолет RWD-10 SP-BLZ применялся в качестве связного в Армии "Краков", а другой из виленского аэроклуба был перегнан в Литву.




ЛТХ:
Модификация RWD-10
Размах крыла, м 7.50
Длина самолета,м 6.13
Высота самолета,м 2.00
Площадь крыла,м2 9.00
Масса, кг
пустого самолета 350
максимальная взлетная 475
Тип двигателя 1 ПД PZInz (Walter) Junior 4
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 360
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 1

RWD-11


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1936
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Во второй половине 1932 года Министерство транспорта Польши отметило необходимость создания двухмоторного пассажирского самолета для обслуживания местных авиалиний, полеты которого должны были проходить над труднодоступной местностью с недостатком во вспомогательных аэродромах. Проектирование самолета, который впоследствии стал известен как P.Z.L.27, было поручено Збыславу Цёлкошу (Zbysław Ciołkosz). В 1933 году, несмотря на то что контракт на разработку Министерством транспорта был выдан компании "Государственный авиационный завод" (Państwowe Zakłady Lotnicze - P.Z.L.), руководство компании "Экспериментальные авиационные мастерские" (Doświadczalne Warsztaty Lotnicze - DWL) инициировало предварительное исследование конкурирующего проекта и, имея обещание поддержки со стороны руководства управления аэронавтики, дало задание приступить к разработке проекта в надежде на то, что превосходство их машины, в конечном счете, обеспечит её принятие.

Заявленный как первый в мире пассажирский авиалайнер с многоразрезным (щелевым) крылом (slotted wing), проект, получивший обозначение RWD 11, был скоростным шестиместным низкопланом с убирающимися основными стойками шасси и силовой установкой, состоявшей из двух 220-250-сильных двигателей. Постройка двух планеров, один из которых предназначался для статических испытаний, началась лишь в конце 1934 года, а в феврале 1936 года единственный летный прототип, оснащенный 205-сильными рядными двигателями Walter Major-6, совершил свой первый полет.

В ходе ранних доводочных полетов был обнаружен целый ряд проблем, в том числе с вибрацией и устойчивостью. По результатам этих полетов в компании приступили к модификации самолета. Так на самолете деревянные винты фиксированного шага конструкции Шоманьского (Szomański) были заменены на металлические винты компании Ratier, оснащенные электрическим приводом системы изменения шага, на рули высоты были установлены триммеры, а ниши основных стоек шасси получили створки.

Прототип, получивший номер регистрации SP-ASX и украшенный красными молниями на бортах фюзеляжа и внешних сторонах моторных гондол, завершил второй этап заводских испытаний в конце лета 1936 года, показав улучшенные характеристики. В сентябре самолет был передан техническому авиационному институту (Instytut Techniczny Lotnictwa - I.T.L.) для проведения испытаний на пригодность к полетам, которые прошли с 19 сентября по 12 декабря 1936 года. По результатам испытаний были рекомендованы дополнительные изменения с целью улучшения управляемости и устойчивости.

В то же самое время Варшавским аэродинамическим институтом были проведены поисковые исследования аэродинамических характеристик фюзеляжа самолета и в первую очередь его носовой части. В ходе этих исследований были рассмотрены различные конфигурации носовой части самолета. Весной 1937 года RWD-11 вновь появился в цеху компании D.W.L. с удлиненным носом более чистых форм, в котором изящно сочетались модифицированный козырек фонаря кабины и обладавшая низким сопротивлением незастекленная верхняя часть кабины, сменившая первоначальную застекленную. Модификации изменили размеры и вес машины: фюзеляж увеличился с 10,12 до 10,65 метров, а вес пустого самолета вырос с 1550 до 1740 кг.

В августе этого же года была проведена еще одна крупная модификация: однокилевое хвостовое оперение было заменено двухкилевым. В то же самое время установленные в начале испытаний створки ниш шасси были удалены, так как выяснилось, что при открытии створок на малых скоростях происходит частичный срыв потока в районе моторных гондол.

Когда RWD 11 завершил испытания, стало очевидным, что ни Министерство транспорта, ни авиакомпания "Польские авиалинии" (Polskie Linie Lotnicze - P.L.L. "Lot"), для которых этот самолет в основном предназначался, не желают иметь с ним ничего общего. Руководство управления аэронавтики, которое устно предложило компании продолжать работы над программой, настойчиво откладывало все платежи и подписание контракта, а позднее отказалось нести какую-либо ответственность за этот самолет. Однако скрытые надежды управления аэронавтики, что данная программа приведет к банкротству компании и последующей национализации этого упрямого частного предприятия, не оправдались. Ежи Вендрыховскому (Jerzy Wędrychowski) удалось спасти компанию, поставив Бразилии шесть легких многоцелевых самолетов RWD 13 в обмен на кофе, который с выгодой был продан в Польше. В компании D.W.L. было решено продолжить работы над RWD 11 и рассматривать самолет в качестве экспери╜мен╜тального, который должен был принести большой объем информации в области многомоторных машин.

Неожиданно оказалось, что RWD 11 склонен к флаттеру крыла: в ходе проведенных ранее испытаний это не было выявлено. Впрочем, проявления флаттера не были катастрофичными: вибрации начинались с заблаго╜временного предупреждения и нарастали постепенно на определенных скоростях, что позволяло полностью изучить этот феномен при нахождении самолета под полным управлением пилота. Благодаря своей особенности RWD 11 был включен в обширную программу исследования проблемы флаттера, и для записи частоты и амплитуды колебаний на самолет был установлен вращающийся граммофонный диск. Это позволило наблюдать результаты применения в ходе испытаний различных решений. В итоге в расположенных за навигационными огнями обтекателях были установлены 1,5-кг противовесы, которые полностью решили проблему.

В ноябре 1937 года RWD 11 был передан I.T.L. для проведения второго этапа его официальных сертификационных испытаний, которые были завершены с большим успехом. Самолет получил разрешение на выполнение полетов с пассажирами, и в отчете I.T.L. особо подчеркивалось, что прототип в своем окончательном виде полностью избавился от своих предыдущих недостатков, его пилотажные свойства и эксплуатационные характеристики стали существенно лучше, а также он показал улучшившиеся управляемость и маневренность и очень хорошие продольную и курсовую устойчивость.

Характеризовавшийся способностью действовать с ограниченных и неподготовленных площадок и обладавший высокой степенью аэродинамической чистоты, которая компенсировала малую мощность силовой установки и обеспечила отличные характеристики, RWD 11 был полностью проверенным самолетом, легко доступным для использования в авиакомпании. Тем не менее, несмотря на очевидные потенциальные возможности, авиакомпания P.L.L. "Lot" твердо отказалась проявлять к самолету какой-либо интерес. В результате невостребованный авиаперевозчиком самолет остался у компании D.W.L. и использовался ею в качестве административного. 3 сентября 1939 года во время эвакуации завода самолет перелетел из Окенце (Okęcie) в Млоцины (Młociny), где был брошен из-за повреждения шасси, получившего повреждения при рулежке. После падения Варшавы немцы отремонтировали RWD 11 и перегнали его в Германию; впоследствии самолет видели в Берлине с обозначениями немецких ВВС.

В 1937-39 годах конструкторское бюро компании D.W.L. разработало несколько проектов двухмоторных самолетов, в основе которых был использован опыт работ с RWD 11. На момент начала войны среди них были бомбардировщик-торпедоносец, учебный и разведывательный гидросамолет RWD 22, ряд транспортных и пассажирских самолетов. Проект более крупного самолета для обслуживания местных авиалиний с двумя 400-500-сильными двигателями ещё находился на стадии предварительных изысканий, когда все работы были прерваны началом войны.

Техническое описаниеЕ

RWD 11 был двухмоторным шестиместным пассажирским самолетом для местных авиалиний. Крыло и хвостовое оперение самолета свободнонесущие; конструкция смешанная.

Крыло самолета, состоявшее из центроплана и двух консолей, было цельнодеревянным двух╜лонжеронным с сужающимися длинами хорд и толщиной. В обшивке верхней поверхности крыла до переднего лонжерона на нижней его поверхности использовалась фанера, в остальной части обшивки применялось полотно. В передних кромках консолей крыла, расположенных за моторными гондолами, были установлены автоматические предкрылки конструкции компании Handley Page. Предкрылки состояли из четырех секций и занимали почти весь размах передней кромки. На задней кромке консолей были установлены щелевые элероны с дифференциальным отклонением. Площадь крыла составляла 25 м².

Каркас фюзеляжа самолета был сварен из хромомолибденовых стальных труб. Для придания фюзеляжу овальной обтекаемой формы к силовому набору крепились вспомогательные дюралюминиевые шпангоуты.

Передняя часть фюзеляжа имела фанерную обшивку, задняя - полотняную. В имевшей прекрасный круговой обзор кабине два члена экипажа - пилот и бортинженер/радист - располагались бок о бок.

Позади кабины экипажа находился комфортабельный пассажирский салон, в котором по каждую сторону от центрального прохода были установлены по три кресла. Пассажирские сиденья были регулируемыми, а сам салон был снабжен электрическим освещением, регулируемой вентиляцией и регулируемым отоплением от обогревателей, использующих в работе тепло выхлопных газов.

Главный вход в салон располагался на левой стороне самолета; аварийный выход находился на правом борту фюзеляжа. Большой багажный отсек был расположен в кормовой части пасса╜жирского салона, который также мог быть преобразован для грузовых или почтовых перевозок.

Свободнонесущее хвостовое оперение самолета имело цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку. Первоначально установленное однокилевое хвостовое оперение было заменено на двухкилевое с триммером на правом руле направления. рули высоты также были оснащены триммерами.

Шасси самолета было классического типа и состояло из двух основных стоек и одной хвостовой стойки. Основные стойки были убираемыми и оснащались масляно-пневматическими амортизаторами. На снабженные тормозами колеса основных стоек устанавливались шины среднего давления Dunlop.

Хвостовое колесо компании Dowty было самоориентирующимся и неубирающимся. Однако при необходимости на самолет могла быть установлена убирающаяся стойка.

Силовая установка самолета состояла из двух 205-сильных шестицилиндровых инвертированных рядных двигателей воздушного охлаждения Walter Major-6. Двигатели устанавливались в моторные гондолы, изготовленные из стальных труб и размещенные на границе центроплана и консолей крыла. Большие приборы контроля работы двигателя были установлены в гондолах и были хорошо видны из кабины пилота.

Два топливных бака общей емкостью 280 литров были установлены в крыле. Охлаждавшиеся воздухом масляные баки размещались в моторных гондолах.

(c) alternathistory.com





ЛТХ:
Модификация RWD-11
Размах крыла, м 16.20
Длина самолета,м 10.65
Высота самолета,м 3.30
Площадь крыла,м2 25.00
Масса, кг
пустого самолета 1740
максимальная взлетная 2650
Тип двигателя 2 ПД Walter Major 6-II
Мощность, л.с. 2 х 400
Максимальная скорость, км/ч 340
Крейсерская скорость, км/ч 255
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров

RWD-13


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1935
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



RWD-13 был построен для участия в Challenge'34. Для убыстрения работ коллектив конструкторов в составе Станислав Рогальского, Станислав Вигура и Йержи Дрзвеция, приняли решения построить новый самолет на базе RWD-9. Первоначально самолет получил обозначение RWD-6bis, однако в уже в процессе работ обозначение было изменено на RWD-13. Первый прототип самолета (регистрационный номер SP-AOA) взлетел 15 января 1935 года. После проведения заводских испытаний самолет заинтересовал военных.

Первый RWD-13 был передан военным для испытаний в 1937 году. Вскоре поступили средства для закупки 24 RWD-13. Самолет имел большой успех за границей: в авиации генерала Франко летали четыре самолета, кроме того по крайней мере один самолет летал в Палестине, а потом был включен в состав ВВС Израиля.

После падения Польши в Румынию было эвакуировано 23 RWD-13 (+ 5 RWD-13S), по одному самолету улетело в Швецию и Литву. В Румынии самолеты широко применялись на фронте и после окончания войны 4 самолета вернули прежним хозяевам.

Всего было построено более 90 экземпляров самолета. RWD-13 эксплуатировались до 1953 года, после чего один самолет стал экспонатом музея в Кракове.

RWD-13 за границей.

Бразилия. Бразилия стала единственной южноамериканской страной, которая покупала польские самолеты в 30-е годы. Всего сюда попали 8 RWD-13.

╧.Польская регистрацияЗаводской номерБразильская регистрацияПримечания
1.SP-ATE117PP-TCVбывший владелец: DWL, зарегистрирован 12.07.1937, последняя инспекция 20.06.1952, снят с учет 08.12.1971, предположительно потерян в аварии
2.SP-BGL149PP-TDDзарегистрирован 26.11.1937, годен к полетам 30.04.1960, снят с учета 21.02.1968
3.SP-BEU150PP-TCS
PP-MFC
PP-RHSзарегистрирован 03.07.1937, перерегестрирован как PP-MFC 10.06.1944 и использовался для фотометрических работ, перерегистрирован как PP-RHS 02.05.1946, годен к полетам 19.01.1947, снят с учета 14.12.1951
4.SP-BEW151PP-TDJзарегистрирован 04.01.1938, снят с учета 01.02.1943
5.SP-BMR222PP-FAB
PP-TXYзарегистрирован 22.03.1938, перерегистрирован как PP-TXY 29.05.1943, снят с учета 20.10.1955
6.SP-BMS223PP-TEMзарегистрирован 20.10.1939, снят с учета 29.05.1947
7.?281PP-TGMзарегистрирован 24.02.1940, годен к полетам 22.02.1945, но снят с учета только 30.12.1968
8.?286PP-TGJ
PP-ZDM
PT-LFYзарегистрирован 23.11.1939, годен к полетам 31.05.1966, снят с учета 08.12.1971, отреставрирован 06.08.1984 как PP-ZDM , в 90-х годах был PT-LFY и способен летать.
Израиль. Летом 1938 года авиакомпания "Aviron" заказала два самолета RWD-13.
╧Польская регистрацияЗаводской номерПалестинская регистрация
1SP-BFL165VQ-PAL
2SP-BFM166VQ-PAM
США

В 1939 году два RWD-13 демонстрировались на выставке World's Fair в Нью Йорке. С началом Второй Мировой войны самолеты были проданы частным лицам.

╧Польская регистрацияЗаводской номерАмериканская регистрацияПримечания
1SP-BEZ158NC20651разбит в 1948 году
2SP-BFE159NC20652разбит в 1950 году
Румыния
╧ Польская регистрацияЗаводской номерВладелецРумынский военный ╧Румынская регистрация
1SP-ATA113MK - Aeroklub Poznański-YR-EUG
2SP-ATH131MK--
3SP-ATK133MK--
4SP-ATJ148LOPP-YR-PSD
5SP-BFG160MK - Aeroklub Lwowski--
6SP-BFK164DWL--
7SP-BFM166MK--
8SP-WDL169E. Wedel--
9SP-BFP170--YR-ISD
10SP-BFS173MK - Aeroklub Warszawski-YR-PSI
11SP-BFT174--YR-ROV
12SP-BFU175MK5-
13SP-BFW213Aeroklub Warszawski--
14SP-BMJ214Aeroklub Lwowski12-
15SP-BMK215LOPP-YR-BMK
16SP-BMM217---
17SP-BMO219---
18SP-HZM221J. Radowski--
19SP-BMT224Aeroklub Warszawski9YR-BMT
20SP-BME226--YR-AMF
21SP-BMW-MK--
22SP-BMY261LOPP - Masłów2YR-INT
2369-K2622. Pułk Lotniczy--
24SP-BJU278LOPP--
25SP-BJM-Aeroklub Krakowski--
26SP-BNU283LOT6-
27SP-BNW284Katelbach--
28SP-BTH307DWL--




ЛТХ:
Модификация RWD-13
Размах крыла, м 11.50
Длина самолета,м 7.85
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 530
максимальная взлетная 930
Тип двигателя 1 ПД PZInż Major 4
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 900
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 3

RWD-13S


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1937
Тип: Легкий санитарный самолет
ЛТХ Доп. информация



В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток легких санитарных самолетов: H-28S физически и морально устарели, а тяжелые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал инженер Бронисалв Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой - ниша для санитара. Прототип самолета (регистрационный номер SP+BFN) был облетан 30 апреля 1937 года. Летом того же года самолет был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12.

Первые четыре машины появились на аэродроме Мокотовский 26 сентября, до конца года были построены еще четыре экземпляра, а в следующем - пять. Независимо от этой машины с 1937 года начал выпускаться туристическо - санитарный вариант RWD-13TS. Таким образом, всего было построено около 15 машин в обеих версиях.

Хотя самолеты принадлежали военным, однако как санитарные машины получили гражданскую регистрацию. В ходе сентябрьской войны один самолет был сбит 17 сентября во время перелета в Черновцы, еще один самолет перелетел из Вильна в Таллинн.

После оккупации Эстонии самолет был включен в состав ВВС РККА. В Румынию перелетело 5 RWD-13S и два RWD-13TS. В 1941 году все самолеты были отданы санитарной эскадре. Для транспортировки легкораненых использовали также RWD-13T. Самолеты широко использовались в боях под Сталинградом и в Крыму.

Всего на румынских RWD-13 с 25 июня по 6 ноября 1941 года перевезено около 700 раненных, а с 10 апреля 1942 по 23 августа 1944 года - около 1300. После окончания войны уцелевшие машины были переданы в 7-й тап. В 1947 году в Польшу вернули только один самолет (SP-BMY). Самолет был вписан в реестр как LWD-13 и получил обозначение SP-MSZ. Машина принадлежала министерству иностранных дел и до 1955 года выполнил несколько сотен курьерских вылетов.






ЛТХ:
Модификация RWD-13S
Размах крыла, м 11.50
Длина самолета,м 7.85
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 535
максимальная взлетная 930
Тип двигателя 1 ПД PZInż Major 4
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 900
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 3

RWD-14 Czapla


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1935
Тип: Фронтовой разведчик
ЛТХ Доп. информация



RWD-14 Czapla - ближний разведчик, корректировщик и самолет связи. Одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Спроектирован в исследовательском центре "Досвядзальне Варштаты Лотничи" (DWL) под руководством С.Рогальского и Е.Држевецкого.

Испытания первого опытного экземпляра RWD-14a проводились в декабре 1935 г. В начале 1936 года, самолет потерпел катастрофу в том же году из-за разрушения хвостового оперения. Такая же судьба постигла второй самолет R.W.D.14a с измененным хвостовым оперением во время испытаний в 1937г. Последним опытным самолетом, выпущенным компанией D.W.L., был вариант R.W.D.14b с дополнительными изменениями в конструкции хвостового оперения и более мощным двигателем PZLG.1620B Mors.

Серийное производство было организовано в 1938 г. на заводе "Люблинска вытворня самолетов" (LWS). Всего изготовлено 69 экз. Производство прекращено в феврале 1939 г.

"Цапля" состояла на вооружении польских ВВС с 1939 г. В момент нападения германских войск в сентябре 1939 г. эти самолеты входили в эскадрильи, приданные польским армиям. В ходе боевых действий RWD-14 применялись как ближние разведчики, корректировщики огня артиллерии и самолеты связи. Большинство машин было уничтожено противником, незначительная часть эвакуирована в Румынию, интернирована там и позже включена в состав румынских ВВС.





ЛТХ:
Модификация RWD-14b
Размах крыла, м 11.90
Длина, м 9.00
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 22.00
Масса, кг
пустого самолета 1153
нормальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ПД PZL G.1620В Mors II
Мощность, л.с. 1 х 480
Максимальная скорость , км/ч 247
Крейсерская скорость , км/ч 218
Практическая дальность, км 675
Максимальная скороподъемность, м/мин 366
Практический потолок, м 5100
Экипаж 2
Вооружение: один 7.92-мм пулемет PWU wz.33 у пилота и один
7.92-мм пулемет Vickers F на подвижной турели

RWD-15


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Дальнейшим развитием RWD-13 стал выпущенный весной 1937 года RWD-15. Первым серийным вариантом самолета стал санитарный RWD-15S, построенный в декабре 1938 года.

Однако планы постройки пяти таких самолетов не были реализованы. Фирма продолжала постройку и в 1939 году было построено пять самолетов в разных модификациях: "президентский", закупленный Канцелярией Президента и эксплуатировавшийся штабной эскадрильей на Мокотовском, два самолета на экспорт - один в Палестину (получил обозначение VQ-PAE) и один выставлялся на выставке в Нью Йорке и после начала войны там и остался; санитарный, эксплуатировался в 1-м авиаполку и один самолет в обозначении RWD-15bis предназначался для выполнения перелета в Австралию.

В сентябре 1939 года в Румынию были эвакуированы два RWD-15: SP-ALA и SP-KAT. Эти самолеты получили румынские обозначения YR-FAN и YR-TIT, а с 1941 года были мобилизованы в военную авиацию. Они благополучно дожили до конца войны.





ЛТХ:
Модификация RWD-15
Размах крыла, м 12.40
Длина самолета,м 9.00
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 875
максимальная взлетная 1360
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Six II
Мощность, л.с. 1 х 205
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров или 3 раненных

RWD-16


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1936
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1935 году инженер Andrzeja Anczutin разработал проект легкого самолета RWD-16. В начале следующего года состоялся первый полет прототипа самолета (регистрационный номер - SP-AXY). Самолет оказался очень "сырой" и было решено изготовить новый вариант самолета, получившего обозначение RWD-16bis.

Прототип RWD-16bis был построен в первой половине 1938 года. Он был облетан летом того же года летчиком-испытателем Eugeniusz Przysieckie. В ходе полетов был выявлен ряд серьезных недостатков и самолет отправили на модернизацию. Второй прототип, созданный с учетом этих пожеланий, вышел из сборочного цеха в ноябре 1938 года. Он получил регистрацию SP-BPC. Оба прототипа были оснащены двигателем Avia 3 местного производства, однако через некоторое время на второй прототип поставили более мощный двигатель Cirrus Minor.

Самолет позиционировался как туристический самолет и уже в конце января 1939 года фирма LOPP заказала партию из 20 RWD-16 bis. Для того чтобы популизировать самолет на него максимально снизили цену и вскоре он стоил как два автомобиля "Фиат" польского же производства (группе из 3-4 гражданских летчиков такой самолет был по карману).

Однако с серийным производством до сих пор ясности нет - достоверно известно что она началась в январе 1939 года и собственниками новеньких самолетов стали по крайней мере три человека: Jadwiga Pitulanka из Краковского аэроклуба, Swietoslaw Baley из Дубно и Andrzej Sobczyk. Однако 20 самолетов все таки не произвели из-за низкого спроса.

В списке польских самолетов, оказавшихся после сентября 1939 года за границей, самолеты этого типа не значатся, что позволяет предположить, что все они погибли под бомбами.


ЛТХ:
Модификация RWD-16
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 8.50
Высота самолета,м 2.07
Площадь крыла,м2 14.95
Масса, кг
пустого самолета 385
максимальная взлетная 615
Тип двигателя 1 ПД Walter Mikron II
Мощность, л.с. 1 х 62
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 155
Практическая дальность, км 700
Практический потолок, м 4150
Экипаж, чел 2

RWD-17


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1937
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1936 года в фирме Doswiadczalnych Warsztatach Lotniczych (DWL) в Варшаве началась разработка двухместного однодвигательного учебного самолета под названием RWD-17. По мнению разработчиков самолет должен быть переходным типом между RWD-8 и RWD-10. причем конструкция очень сильно напоминала конструкцию RWD-8.

В 1937 году инженер Иржи Држевицкий предложил концепцию учебно-тренировочного самолета, способного использоваться для аэробатических выступлений. Разработкой конструкции самолета, получившего обозначение RWD-17, занимался инженер Бронислав Жураковский. Первый прототип самолета (регистрационный номер SP-BMX) взлетел 14 августа 1937 года. Этот самолет получил собственное имя Tarnopol. После успешных испытаний было заказано LOPP 10 экземпляров самолета.










ЛТХ:
Модификация RWD-17
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.70
Высота самолета,м 2.45
Площадь крыла,м2 18.70
Масса, кг
пустого самолета 520
максимальная взлетная 760
Тип двигателя 1 ПД PZInz (Walter) Major
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 195
Крейсерская скорость, км/ч 165
Практическая дальность, км 680
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2

RWD-17W


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1936 года в фирме Doswiadczalnych Warsztatach Lotniczych (DWL) в Варшаве началась разработка двухместного однодвигательного учебного самолета под названием RWD-17. По мнению разработчиков самолет должен быть переходным типом между RWD-8 и RWD-10. причем конструкция очень сильно напоминала конструкцию RWD-8.

Тем временем в 1937 году у командования флота появился план модернизации польского флота. Согласно ему к 1942 году было предусмотрено создание учебной эскадры морской авиации. В связи с этим моряки заказали фирме поплавковый вариант RWD-17. предусматривалось также создание одноместного спортивного варианта.

Морской вариант получил наименование RWD-17W и работа над ним началась весной 1938 года. Конструкция была типичной для фирмы деревянной с немецким 7-цилиндровым двигателем Siemens Bramo Sh-14a.

Первый прототип RWD-17W, получивший регистрацию SP-BPB и надпись KOLEJARZ WARSZAWSKI XIV, был облетан 15 июля 1938 года на аэродроме Okocie. Самолет перегнали на авиабазу в Pucku, где на него были установлены поплавки американской фирмы Edo.

С 7 по 12 октября 1938 года испытали и поплавковый самолет. С 23 декабря 1938 года самолет был признан годным для военной службы и был зачислен в тренировочную эскадру морской авиации.

Тем временем на фирме DWL началось серийное производство пяти самолетов RWD-17W с датой поставки до конца июля 1939 года.

После начала сентябрьской кампании 2 числа два RWD-17W эвакуировали на Bielany, а 4 сентября - на Mlocin. Они выполнили несколько связных полетов, а экземпляр nr 315 был захвачен немцами. Его фюзеляж вместе с двигателем в 1945 году был захвачен советскими войсками в 1945 году на аэродроме Познань и после войны экспонировался в Muzeum Techniki в Варшаве.

Оставшиеся три RWD-17W (╧311, 312 i 314) переданы заказчику 1 сентября, а 17-го числа были эвакуированы в Mlocin, а потом через Станислав в Румынию. Здесь самолеты получили регистрационные номера YR-CBA, YR-BRR и YR-AMI. Использовались в военной авиации, а после войны оставшиеся самолеты передали в аэроклубы.

Прототип RWD-17W выполнил несколько десятков боевых вылетов, а 30 сентября польские летчики попытались на нем эвакуироваться в Швецию. Однако пролетев около 15 км над Балтийским морем его двигатель остановился. Хотя экипаж спасся, самолет затонул. Это был последний вылет польского самолета в войне 1939 года.



ЛТХ:
Модификация RWD-17W
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 7.80
Высота самолета,м 3.75
Площадь крыла,м2 18.70
Масса, кг
пустого самолета 610
максимальная взлетная 900
Тип двигателя 1 ПД BMW Bramo Sh 14 A
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 170
Крейсерская скорость, км/ч 145
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 3600
Экипаж, чел 2

RWD-19


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1938
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1937-38 годах инженер Jerzy Drzewiecki разработал проект рекордного самолета, получившего обозначение RWD-19, для установления нового рекорда дальности. В каком то плане этот проект был навеян идеями самолетов французской фирмы "Caudron", чрезвычайно популярных в то время.

Однако загруженность фирмы работой по разработке и серийному производству RWD-14 "Czapla", привело к некоторой остановке работы по проекту. Только в октябре 1938 года Eugeniusz Przysieckie смог облетать прототип. Оказалось, что самолет крайне труден для пилотирования, кроме того скорость оказалась на порядок ниже ожидаемой.

Пока происходили доработки и испытания мировой рекорд был побит экипажем германского Arado Ar-79. Тем не менее конструкторы были уверены в правильности выбранного пути.

В конце 1938 года самолет наконец то получил регистрацию SP-BPD и был покрашен в ярко красный цвет. Оставался на заводском аэродроме до начала войны, после чего был уничтожен в ходе очередного налета.


ЛТХ:
Модификация RWD-19
Размах крыла, м 9.70
Длина самолета,м 7.40
Высота самолета,м 2.10
Площадь крыла,м2 12.00
Масса, кг
пустого самолета 580
максимальная взлетная 900
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 233
Практическая дальность, км 1300
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2

RWD-20


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1937 году инженерами DWL был разработан проект легкого многоцелевого самолета RWD-20 с передней центровкой. Машина во многом была экспериментальной, чтобы проверить жизнеспособность подобной системы. Широко использовались элементы проекта RWD-9 и выполнил его инженер Бронислав Жураковский.

Фюзеляж был подобен RWD-13, но с двигателем Walter Major 4. В ходе доведения самолета до летнопригодного состояния в проект вносились различные изменения, в частности конструкция шасси изменялась три раза. Первый облет прототипа прошел в 1937 году. Однако они был неудачными и проект приостановили. Двигатель сняли, а оставшееся было уничтожено в сентябре 1939 года в ходе одного из налетов немецкой авиации.






ЛТХ:
Модификация RWD-20
Размах крыла, м 11.64
Длина самолета,м 7.85
Высота самолета,м 2.75
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 560
максимальная взлетная 770
Тип двигателя 1 ПД Walter Major 4
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2

RWD-21


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1939
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет RWD-21 конструкции инженера Andrzeja Anczutina был развитием конструкции RWD-16bis с более мощным двигателем. Первый прототип (регистрационный номер SP-BPE) был построен на фирме DWL и облетан в феврале 1939 года. За 1939 год было построено 3 RWD-21 (SP-BRG, SP-BRF, SP-BRH), которые были переданы в аэроклубы.

Планы постройки серии из 10 машин была прервана войной. До конца войны первый прототип был эвакуирован в Румынию. После войны вернулся в Польшу где под обозначением SP-AKG эксплуатировался до 5 августа 1948 года, после чего был отправлен в авиационный музей в Кракове.








ЛТХ:
Модификация RWD-21
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 8.40
Высота самолета,м 2.12
Площадь крыла,м2 14.95
Масса, кг
пустого самолета 425
максимальная взлетная 685
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Minor
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 650
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2

RWD-22


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет:
Тип: Многоцелевой вспомогательный гидросамолет
ЛТХ Доп. информация



Зловещие политические события в Европе заставили конструкторское бюро компании "Экспериментальные авиационные мастерские" (Doświadczalne Warsztaty Lotnicze - DWL) обратить внимание на область боевого применения своих разработок. Ввиду крайне напряженных отношений с командованием армейской авиации компания DWL не имела никаких шансов на получение от командования польских ВВС (Lotnictwo Wojskowe) контрактов на постройку боевых самолетов. Однако после закрытия компании E. Plage & T. Laskiewicz и слабого интереса государственных авиазаводов к гидросамолетам авиация ВМФ Польши (Polska Marynarka Wojenna) остро нуждалась в замене материальной части. В связи с этим компания DWL решила попробовать свои силы в морской авиации.

После консультаций с командованием ВМФ (Kierownictwo MarynarkI Wojennej) компания DWL представила в 1938 году проект двухмоторного двухпоплавкового гидросамолета для выполнения разведывательных задач в прибрежной зоне. Предварительная проработка, являвшаяся развитием легкого пассажирского самолета RWD 11, получила обозначение RWD 22. Осенью 1938 года она была передана командованию ВМФ и выбрана для продолжения разработки вместо отвергнутого несколько ранее LWS 5 (Lublin R-XX), являвшегося оморяченной версией неудачного бомбардировщика LWS-6 Żubr.

Первоначальный проект представлял собой трехместный свободнонесущий поплавковый гидросамолёт с нижним расположением крыла и силовой установкой, состоящей из двух восьмицилиндровых V-образных инвертированных двигателей воздушного охлаждения Argus As 10C мощностью 240 л.с. или двух 12-цилиндровых V-образных инвертированных двигателей воздушного охлаждения Walter Minor 12-IMR, оснащенных редуктором и системой наддува и развивавших мощность 330 л.с. каждый. Самолет предназначался для

обучения экипажей многомоторных самолетов: пилотов, штурманов, радистов, стрелков и бомбардиров;
береговой обороны;
сопровождения конвоев;
атак кораблей противника.
В состав оборудования самолета должны были быть включены легкосъемная система двойного управления, аэрофотоаппарат для плановой съёмки и полный комплект радиооборудования.

Стрелковое вооружение должно было состоять из одного 7,7-мм пулемета, размещенного в застекленной носовой секции и управляемого вручную (запасные диски должны были храниться на стенках фюзеляжа) и одного 7,7-мм пулемета, размещенного в полностью застекленной верхней кольцевой пулеметной позиции (три запасных барабана). Бомбовое вооружение должно было состоять из трех 100-кг бомб, размещенных на внешних бомбодержателях, или двадцати четырех 12,5-кг бомб, расположенных вертикальными рядами во внутрифюзеляжном бомбоотсеке. Остекление верхней стрелковой позиции должно было разделяться по осевой линии и, спустившись вниз, располагаться на одном уровне с кабиной.

Вариант с двигателями Walter должен был иметь большие габариты, чем вариант с двигателями Argus. Площадь крыла должна была составлять 30 и 40 м², размах крыла - 15,2 и 17 метров, длина (без поплавков) - 11,2 и 12,32 метров соответственно. Расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой для варианта с двигателями Argus составляли 1900 и 3000 кг, второго варианта с двигателями Walter - 2320 и 3750 кг. Расчетные максимальные скорости были 270 и 285 км/ч соответственно.

Проект был рассмотрен командованием польского ВМФ, которое выдвинуло требование обеспечить самолету возможность нести 750-кг торпеду. Это в свою очередь вынудило полностью переделать исходный проект в сторону увеличения. Новая разработка хотя и сохраняла базовые конструкцию и оборудование, была ориентирована на применение двух 400-500-сильных двигателей и имела ряд усовершенствований, среди которых были более глубокий и чистый фюзеляж и открытая верхняя кабина. В качестве силовой установки предусматривались радиальные двигатели P.Z.L. G.1620B Mors B (430 л.с.) или Pratt & Whitney Wasp Junior B (450 л.с.).

В начале 1939 года вариант с 450-сильными двигателями Mors B был одобрен командованием польского ВМФ и союз собственников хлебопекарен, действовавший через Лигу противовоздушной и противохимической обороны (Liga Obrony Powietrznej i Przeciwgazowej - LOPP), обязался финансировать разработку. Масштабная модель поплавкового гидросамолета была испытана в трубе варшавского аэродинамического института с отличными результатами, и в начале лета 1939 года начались работы над двумя прототипами и одним планером для статических испытаний.

К 7 июля 1939 года компания DWL получила от LOPP в общей сложности 150 000 злотых (примерно £6200). Планировалось, что первый полет состоится летом 1940 года и выражались надежды, что RWD 22 пойдет в серийное производство в качестве дополнения к заказанным в Италии для эскадрильи морской авиации (Morski Dywizjon Lotniczy) поплавковым торпедоносцам-бомбардировщикам CANT Z.506B.

Изменения в составе командования армейской авиации и насущная необходимость Lotnictwo Wojskowe в легких бомбардировщиках-штурмовиках натолкнули руководство компании DWL на мысль разработать на базе RWD 22 самолет наземного базирования. Первые наброски проекта такого самолета, за которым было зарезервировано обозначение RWD 24, были начаты в последние мирные месяцы. В данном проекте, который рассматривался в качестве соперника разрабатывавшегося Збыславом Цёлкошем (Zbysław Ciołkosz) двухфюзеляжного бомбардировщика-штурмовика компании Podlaska Wytwórnia Samolotów (PWS), планировалось установить 700-сильные двухрядные радиальные двигатели Gnome-Rhône или изготавливавшиеся компанией Avia двигатели Mars.

Техническое описание.

RWD 22 должен был стать трехместным гидросамолётом смешанной конструкции с нижним расположением свободнонесущего крыла и двумя поплавками. Основными задачами самолета должны были стать прибрежная разведка и выполнение торпедных и бомбовых ударов.

Крыло самолета должно было иметь деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Крыло должно было состоять из трех частей: центроплана и двух консолей. Трапециевидные консоли крыла должны были быть разделены на ряд водонепроницаемых отсеков, что должно было позволить самолету оставаться на плаву в случае аварийной посадки на воду. Задняя кромка центроплана крыла должна была оснащаться закрылками с механическим приводом. Установленные на консолях крыла - ближе к законцовкам - щелевые элероны должны были быть статически и аэродинамически сбалансированными. Общая площадь крыла составляла бы 40 м².

Фюзеляж самолета должен был иметь каркас, сваренный из хромомолибденовых стальных труб; для придания обтекаемости к каркасу присоединялись бы шпангоуты с овальным поперечным сечением. В качестве обшивки фюзеляжа планировалось использовать фанеру и полотно. Постоянно открытая верхняя пулеметная позиция была бы частично экранирована продолжением остекления кабины.

Бомбовое вооружение должно было состоять из четырех 100-кг бомб, размещенных внутри фюзеляжа или двадцати четырех 12,5-кг бомб, размещенных частично во внутрифюзеляжном бомбоотсеке и частично на внешней подвеске. Торпедное вооружение должно было состоять из одной 750-кг торпеды на внешней подвеске (в этом случае гидросамолет бомб нести не должен). Примененные в самолете бомбодержатели должны были быть конструкции Владислава Святецкого (Władysław Świątecki).

Двухкилевое хвостовое оперение должно было иметь деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Одиночный руль высоты должен был быть оснащен триммером.

Поплавковое шасси должно было состоять из двух отдельных однореданных дюралюминиевых поплавков, каждый из которых крепился к свободнонесущей опоре. Поплавки должны были быть разделены на семь водонепроницаемых отсеков каждый. Вес вытесненной каждым поплавком воды должен был составлять 4200 кг.

Силовая установка самолета должна была состоять из двух девятицилиндровых радиальных наддувных двигателей воздушного охлаждения P.Z.L. G.1620B Mors B, развивавших мощность 430-470 л.с. и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага. Топливные баки должны были быть размещены в центральной части крыла. В бомбоотсеке мог устанавливаться дополнительный топливный бак.

(c) alternathistory.com




ЛТХ:
Модификация RWD-22
Размах крыла, м 18.00
Длина самолета,м 13.80
Высота самолета,м 4.20
Площадь крыла,м2 40.00
Масса, кг
пустого самолета 2600
максимальная взлетная 4300
Тип двигателя 2 ПД PZL G-1620 bis Mors-B
Мощность, л.с. 2 х 430
Максимальная скорость, км/ч 290
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 1100
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 3
Вооружение: два 7.7-мм пулемета,
24х12.5-кг или 4х100 кг бомб или одна 750-кг торпеда

RWD-23


Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1938
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1937 году началось производство учебного самолета RWD-8. Однако время бежало неумолимо и практически сразу начались работы над новым учебным самолетом - наступало время монопланов. Новый проект получил обозначение RWD-23.

Прототип, получивший регистрацию SP-BPO был облетан в декабре 1938 года все тем же Eugeniusz Przysieckie. Весной и летом 1939 года проходили летные испытания, по итогам которых была начата постройка второго прототипа RWD-23. Уже перед самым началом войны был заказана партия из 10 машин.

В первые дни сентября 1939 года прототип, находившийся на территории ITL был уничтожен в ходе бомбового налета. Второй прототип до начала войны так и не был построен.






ЛТХ:
Модификация RWD-23
Размах крыла, м 11.10
Длина самолета,м 8.00
Высота самолета,м 1.90
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 325
максимальная взлетная 550
Тип двигателя 1 ПД Walter Mikron II
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч 171
Крейсерская скорость, км/ч 150
Практическая дальность, км 450
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2