Rikugun
S%^Tt$ - 1755000550000
Ki-93


Разработчик: Rikugun
Страна: Япония
Первый полет: 1945
Тип: Тяжелый истребитель
ЛТХ Доп. информация



Летом 1941 года, за несколько месяцев до начала война на Тихом океане, по распоряжению Koku Hombu в расположенном в городе Тачикава Армейском авиационно-исследовательском институте "Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo", сокращенно Giken или Kogiken, были начаты исследования по вопросу создания тяжелого двухмоторного истребителя. Для этого в институте был создан коллектив из специалистов нескольких японских авиастроительных фирм.Первоначально предполагалось, что новый самолет будет представлять собой одноместный дальний истребитель сопровождения. Однако в июле 1942 года конструкторский коллектив был распущен, а входившие в его состав инженеры из различных фирм были отозваны для решения более срочных задач. Машину же было решено переквалифицировать в тяжелый многоцелевой истребитель-штурмовик, предназначенный для действий на малых и средних высотах и одновременно способный поражать сильнобронированные наземные и надводные цели. Для ускорения работ в институт было направлено несколько инженеров из 1-го авиационного арсенала армии, расположенного в городе Тачикава. Исходя из новых задач, самолет было решено вооружить пушкой, большого для авиации калибра √ 57-мм Ho-402, специально разработанной для этого самолета на фирме "Nippon Special Steel", выдающимся конструктором японского стрелкового оружия доктором Масая Кавамура (Masaya Kawamura).

Многие источники "вооружают" этот самолет пушкой Но-401 такого же калибра, но это не верно. Артиллерийские системы были совершенно различны, хотя и созданы одним конструктором. Но-401 √ была, по сути, модификацией короткоствольной 37-мм пушки Но-203 и стреляла маломощными патронами 57х121R. Неудовлетворительные баллистические характеристики пушки Но-401 не позволяли использовать ее для воздушного боя, ввиду этого доктор Кавамура в начале 1944 года приступил к разработке нового орудия того же калибра, но под значительно более мощный патрон 57 x 477 R (масса фугасного снаряда 2.7 кг), разработанный для новейшей противотанковой/танковой пушки, впрочем, так и не воплощенной в металл.

Разработка нового автоматического орудия, получившего обозначение Но-402, шла параллельно с проектом Ki-93. При этом фирма "Nippon Special Steel" работала в тесном контакте со специалистами "Rikugun". Собственно весь проект штурмовика строился вокруг этой пушки, а пушка создавалась под проект самолета.

Пушка Но-402 располагалась в массивной подфюзеляжной гондоле, которая, по сути, определяла облик будущего самолета. 22 февраля 1943 года проект нового самолета был одобрен Koku Hombu и получил обозначение Ki-93. К тому времени когда Кi-93 уже начал приобретать очертания, военная ситуация в Японии стала уже очень тяжелой. Япония страдала от почти ежедневных налетов В-29, а на горизонте все отчетливее маячило вторжение США в Японию. Было срочно необходимо искать средства борьбы как с почти неуязвимыми В-29, так и с ожидавшимся флотом вторжения союзников. В результате Ki-93 мог бы стать и тем и другим, сложись его судьба несколько удачнее. Когда "Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo" приступила к формированию окончательного облика для будущего Кi-93, пришла идея, что создаваемый самолет мог бы одинаково хорошо решать задачи и анти-бомбардировочных операций, и противокорабельных задач. В обоих случаях самолет должен был быть хорошо защищен, чтобы держать неизбежные повреждения как от оборонительного огня пулеметов бомбардировщика, так и от зенитной артиллерии кораблей. Поэтому предполагалось параллельно строить две версии Ki-93. Во-первых, Ki-93-I Ко, - тяжелый истребитель-перехватчик. Второй Кi-93-I Оtsu √ противокорабельный штурмовик. Первоначально на самолете планировалось установить двигатели Mitsubishi Ha-211, но впоследствии обе модели были оснащены двумя 18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-214, каждый из которых развивал по 2400 лошадиных сил, для наиболее эффективного снятия огромного момента с двигателей, оснащенные шестилопастными винтами диаметном 3.8 м.

Для обеспечения максимальной живучести, самолет был хорошо забронирован. Пилот был защищен пятью 12-мм броневыми листами. Две броневые пластины защищали кабину пилота спереди, две по бокам и одна со стороны спины. Остекление фонаря кабины было выполнено из 70-мм бронестекла. Задний стрелок также был защищен 12 мм броней со стороны хвоста самолета. Кроме того, фюзеляжные топливные баки были протектированы, имели автоматические средства пожаротушения и также были защищены 8-мм броней. Каждый двигатель также имел локальную бронезащиту. Оборонительное вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемета Ho-103, расположенного в задней части кабины под сдвижной секцией фонаря. Разница в двух версиях Ki-93 заключалась в типе пушке, установленной в нижней гондоле.

Ki-93-I Ко был оснащен, как уже отмечалось выше, 57-мм пушкой Ho-402 с 30 снарядами, усиленной двумя 20-мм пушками Но-5 (хотя первоначальная конструкция предполагала отказаться 20-мм пушек Ho-5 и использовать одну 37-мм пушку с 40 патронами, вероятно, длинноствольную Но-204). Ожидалось, что 57-мм пушка Но-402 способна нанести достаточно урона за один выстрел, гарантированно уничтожив B-29. Но-402 имела скорострельность 80 выстрелов в минуту, выпуская 2.7-кг снаряды с начальной скоростью 700 м/с. Для Ki-93-I Оtsu, предусмотрели вооружение из новейшей автоматической 75-мм пушки Но-501, общая масса которой составляла 450 кг, темп стрельбы достигал 80 выстр/мин, начальная скорость снаряда 500 √ 550 м/сек. Тип предполагаемого к использованию снаряда неизвестен. Опять же многие источники "вооружают" эту версию 75-мм зенитным орудием Тип 88 с ручным заряжением, что в корне ошибочно.

В дополнение к пушке Ki-93-I Оtsu должен был нести две 250-кг бомбы. При изготовлении прототипов выяснилось, что обеспечить требуемую массу не удалось. Это было обусловлено большей, чем ожидалось массой снаряжения, а также полным отстутствием у разработчиков опыта по созданию самолетов. Чтобы хоть как-то исправить положение, боекомплект пушки Но-402 пришлось уменьшить с 30 до 20 выстрелов. Дополнительные сложности доставляли недовведенные двигатели На-214, которые недодавали заявленной мощности. В результате первый прототип в конфигурации Кi-93-I Ко был завершен лишь в марте 1945 года. 08.04.45 летчик Moriya поднял машину в воздух с аэродрома Тачикава. В ходе испытаний вооружение на самолете отсутствовало.

Первый 20-минутный полет ее оказался и последним. При посадке на вязкий грунт из-за слишком высокой посадочной скорости, самолет подломил левую стойку шасси в результате чего были серьезно повреждены левая плоскость, винт, двигатель и шасси. Прототип вернули на завод для ремонта, который занял четыре недели. Когда самолет был готов к повторным испытаниям, американская авиация нанесла по городу Тачикава очередной удар, в результате которого самолет был полностью уничтожен. Судить о его летных качествах очень тяжело, поскольку сохранился лишь один отчет об единственном полете, в котором отмечалась хорошая управляемость, неполхие летные характеристики, а все бортовое оборудование работало безупречно. Второй прототип Ki-93-I Otsu накануне капитуляции Японии находился на финишной стадии сборки. После налета на Тачикава он был эвакуирован на аэродром Такахаги в префектуре Саитама, где предполагалось завершить сборку и произвести испытательный полет. Здесь некомплектный прототип и был захвачен американцами. После войны его вывезли в США как FE-152 в Middleton Air Material Aria, где он был доукомплектован и изучен в сентябре 1946 года. 18.09.46 был перевезен в Парк-Ридж, где его следы теряются после 1949 года.

(c) Евгений Аранов



ЛТХ:
Модификация Ki-93-1а
Размах крыла, м 18.98
Длина, м 14.20
Высота, м 4.84
Площадь крыла, м2 54.74
Масса, кг
пустого самолета 7686
нормальная взлетная 10660
Тип двигателя 2 ПД Мицубиси Hа-214
Мощность, л.с. 2 х 2400
Максимальная скорость , км/ч 625
Крейсерская скорость , км/ч 350
Практическая дальность, км 3000
Максимальная скороподъемность, м/мин 662
Практический потолок, м 12050
Экипаж, чел 2
Вооружение: в варианте перехватчика : одна 57-мм пушка Хо-402 в подфюзеляжной гондоле и две 20-мм пушки Хо-5, 12,7-мм пулемет Хо-103 в задней части кабины;
В варианте штурмовика : одна 75-мм пушка Хо-501 , 12,7-мм пулемет Хо-103 и две 250-кг бомбы.

Ki.202


Разработчик: Rikugun
Страна: Япония
Первый полет:
Тип: Экспериментальный перехватчик
ЛТХ Доп. информация



IJАAF не были в полной мере удовлетворены ТТХ ракетного перехватчика Кi-200 (армейское обозначение морского Mitsubishi J8M1 Syūsui). Они считали, что планы IJNAF по адаптации к реалиям японской промышленности немецкой конструкции Messerschmitt Me 163B потребуют больше усилий, чем самостоятельная разработка. Хотя руководители армейских ВВС и пошли на поводу у соблазна скопировать немецкую конструкцию и "подписались" на программу J8M/Ki-200 в качестве подстраховки, IJAАF, в отличие от флота, предприняли интенсивные шаги по реализации самостоятельного проекта, который обещал лучшие перспективы.

IJAАF видели главный недостаток Кi-200 в недостаточном радиусе действия, связанном со спецификой работы жутко прожорливого жидкостно-реактивного двигателя КR10 (Toku-Ro. 2). Даже с предложенным облегченным проектом J8M2, в котором предполагалось удалить одну 30-мм пушку "Тип 5", чтобы освободить место для большего количества топлива, руководство IJAАF понимало, что кардинально вопрос с дальностью это не решит. В начале 1945 года, "Rikugun Kokugijitsu Kenkyujo" приступил к разработке собственного ракетного самолета-перехватчика для армии, используя в качестве базы для разработки Messerschmitt Me 163B. Разработка велась в строжайшей тайне и получила обозначение Кi-202 "Syūsui-Kai", что означало "Осенняя Вода, улучшенный".

IJAАF видели очевидный путь для увеличения запаса топлива в увеличении фюзеляжа, чтобы освободить место для более крупных топливных баков. Также планировалось использовать улучшенный двигатель. Существовало два варианта силовой установки. Один из них был КR10 (Toku-Ro. 2), используемый на Кi-200, развивавший 1500 кг тяги, но с дополнительными ракетными ускорителями, которые добавляли еще 400кг

Другой вариант - KR20, который также назывался Mitsubishi Toku-Ro.3. KR20 обещал тягу 2000 кг и, возможно, был оснащен дополнительной крейсерской камерой сгорания, которая должна была быть установлена выше или ниже основной камеры. Целью применения двух камер является то, что основная (или обе, если это необходимо) можно использовать для получения полной мощности, во время взлета и набора высоты, в то время крейсерская камера имея меньшую тягу должна использоваться для крейсерского полета, поиска противника. Преимуществом этого является сохранение топлива, благодаря чему возрастает продолжительность полета и дальность. Разведка союзников утверждала, что немцы предоставили японцам данные по своему двухкамерному ракетному двигателю Вальтер HWK 509C, в котором также использовали крейсерскую камеру сгорания. С уверенностью подтвердить или опровергнуть это нельзя, но если KR20, действительно японская версия двигателя HWK 509C, то и сам проект Кi-202 можно причислить к прямым наследникам проектных поздних версий Ме-163. Современные иллюстрации Кi-202 нагляно показывают дополнительные средства тяги. В качестве временной меры, Кi-202 мог бы использовать двигатель КR10, если возникли бы проблемы с разработкой и производством KR20 и, следовательно, задержек в летных испытаниях можно было бы избежать.

Хотя Кi-202 был больше, чем Ki-200, не была предпринята попытка включить системы шасси. Как и Кi-200, Кi-202 сохранил посадочную лыжу и хвостовое колесо, а также схему взлета с тележки, отделяемой после отрыва. Рассматривалась также идея старта при помощи катапульты для экономии топлива. В качестве вооружения на Кi-202 рассматривались две 30-мм пушки Ho-155, расположенных в корневой части крыла, так же, как и на Кi-200. Расчетная продолжительность полета Кi-202, с новым двитателем составляла 10 минут 28 секунд, в то время, как Кi-200 был рассчитан на 5 минут 30 секунд непрерывной работы двигателя.

С почти в два раза большей дальностью, Кi-202, мог бы вести бой более длительный период или, по крайней мере, расширить свой радиус действия. Планировалось, что окончательный дизайн Кi-202 будет завершен к февралю 1945 года, и сразу после этого начнется строительство первого прототипа. Первый испытательный полет был намечен на август 1945 года.

Однако реалии были таковы, что к окончанию войны проект оставался лишь на бумаге, не был построен даже макет. В частности, программа Ki-202 сильно зависела от успеха или неудачи J8M. А масса технических вопросов, связанных с внедрением в производство двигателя KR10, не обещавших быстрого решения, надежность и безопасность самой установки, скорее всего завели бы в тупик работу по KR20, как главной силовой установки для Кi- 202. Задержка летных испытаний J8M1 из-за проблем с КR10 до июля 1945 года и последующее крушение "Syūsui" из-за проблем с топливной системой во время своего первого полета, не прибавляли оптимизма. Решить все эти проблемы помешала капитуляция Японии. Если бы удалось довести до ума перехватчик J8M и его армейскую версию Кi-200, и он бы поступил на вооружение, вполне вероятно было бы и развитие Кi-202 с поставками этой машины и флоту.

(c) Евгений Аранов

.



ЛТХ:
Модификация Ki.202
Размах крыла, м 9.72
Длина самолета,м 7.68
Высота самолета,м 2.74
Площадь крыла,м2 18.39
Масса, кг
пустого самолета 1619
нормальная взлетная 3384
максимальная взлетная 5015
Тип двигателя 1 ЖРД Току Ro.3 (KR20)
Тяга, кгс 1 х 2000
Максимальная скорость, км/ч 900
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, мин.сек 10.28
Скороподъемность, м/мин 1538
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 1
Вооружение : две 30-мм пушки Ho-155