Rud-Aero
S%^Tt$ - 1755000550000
RA-2(3)


Разработчик: Rud Aero
Страна: США
Первый полет: 2012
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



История компании Rud Aero начинается в 2009 г., когда Тарас Рудь, будущий учредитель Rud Aero, только что получивший лицензию PPL в США, купил самолет Velocity XL. Тарас окончил инженерно-строительный институт в Киеве, затем получил дипломатическое образование, и судьба забросила его, в конце концов, во Флориду, где исполнилось давнее желание Тараса летать.

Поскольку Velocity XL был куплен в виде кит-набора, начинающему пилоту пришлось самому собирать самолет в Себастиане (Sebastian, FL), и он понял, что авиационное производство ему интересно, а потому решил начать новое для себя направление в бизнесе.

В то время в США экономический кризис стал причиной снижения цен, поэтому Рудь относительно недорого купил участок земли с ангаром площадью немногим более 3200 кв. м неподалеку от аэропорта Себастиан. Затем Тарас купил по приемлемой цене пятикоординатный станок с ЧПУ компании PaR Systems Inc. с размером стола 9х4,5х2,44 м, нанял несколько инженеров с мыса Канавералл и верфей, где изготавливали современные яхты, закупил необходимое оборудование для композитного производства, включая климат-контроль в помещении.

Так в январе 2012 г. во Флориде появилась новая американская компания, учредителем и инвестором которой стал гражданин Украины.

Возглавили работу по проектированию два инженера: один занялся аэродинамикой и общей компоновкой, второй - прочностью и конструкцией. Перед ними была поставлена задача разработать спортивно-пилотажный самолет категории Unlimited Acrobatic, способный летать с перегрузками до ╠13g. Этот самолет планировалось использовать также в рекламных целях.

Вторая машина должна была стать двухместным учебно-тренировочным самолетом, способным выполнять все фигуры высшего пилотажа и заменить УТС типа Як-52. Этот самолет также должен обеспечить поддержание летного мастерства, в том числе и подготовку пилотов к действиям в нестандартных ситуациях в воздухе. Обычные самолеты не позволяют по перегрузкам проводить такой тренаж. Поэтому сегодня возник дефицит техники для решения подобных задач. Одни самолеты, такие как Extra, слишком дороги, другие, например чешские Zlin, уже устарели и рассчитаны на полеты с меньшими перегрузками.

Планировалось создать две двухместные модификации - тандем и side by side, на которые можно устанавливать четырех- или шестицилиндровые двигатели Lycoming.

Оба самолета можно использовать как для подготовки военных летчиков, так и для поддержания летного мастерства пилотов коммерческих авиакомпаний. Это относительно новое направление деятельности по повышению мастерства гражданских летчиков. Западные авиакомпании один раз в два года направляют за свой счет пилотов на такое обучение продолжительностью 10 летных часов. За счет этого авиакомпании демонстрируют высокую летную подготовку своих пилотов и добиваются снижения страховых отчислений. Это сравнительно новый рынок авиационного обучения, по объему услуг равный подготовке пилотов категории CPL. Однако до недавнего времени для него не было спроектировано самолетов, отвечающих требованиям программы поддержания летного мастерства, в том числе и в нестандартных ситуациях.

В итоге в компании Rud Aero были созданы два самолета: RA-2 и RA-3. Несмотря на отличия в назначении и условиях эксплуатации, они имеют много взаимозаменямых деталей и агрегатов. В частности, используются одинаковые стабилизаторы, консоли крыльев. Оба самолета могут быть поставлены либо с хвостовым, либо с носовым колесом. Здесь надо уточнить, что на RA-2 профиль крыла симметричный, на RA-3 - несимметричный. Взаимозаменяемость консолей предусмотрена на случай, если заказчик пожелает иметь пилотажный самолет с размещением пилотов в ряд. В этом случае на RA-3 могут быть установлены консоли RA-2.

Несмотря на то, что сегодня компания предлагает клиентам два самолета, свою деятельность она начала не с них, а с модификации самолета Velocity XL, который затем был продан в Орегон компании, занятой разработкой четырехместного самолета с гибридной электрической силовой установкой с генератором на борту. Затем был спроектирован RA-2, третьим проектом стал RA-3. Сейчас в работе находятся еще два проекта: самолеты RA-4 и RA-6.

Интересно, что Тарас пригласил для разработки самолетов американских инженеров, которые накопили большой опыт проектирования легких, в частности, спортивных самолетов. Однако техническое задание, выданное им, содержало требования создать самолеты, пригодные для базирования на неподготовленных аэродромах, которые чаще всего встречаются в Украине. Понятно, что композитный планер, рассчитанный с коэффициентом безопасности 2 и созданный для полетов при больших перегрузках от ╠8 до ╠13, способен без последствий воспринимать и нагрузки, возникающие при посадке на грунтовый аэродром. Но для повышения эксплуатационных характеристик в шасси RA-2 и RA-3 используют колеса большого диаметра с пневматиками низкого давления.

Несмотря на современные возможности создавать в процессе аэродинамического проектирования новые профили крыла, разработчики самолетов решили использовать уже известные, поскольку ставилась задача спроектировать предсказуемый по поведению самолет. Например, профиль крыла RA-3 - NACA 23013, в качестве механизации использованы щелевые закрылки. Для повышения поперечной устойчивости увеличен угол поперечного V. В результате самолет легко управляем при выполнении виражей, устойчив при полете в турбулентной атмосфере, получился маневренным.

Оба самолета запланировано сертифицировать по FAR-23, но они могут быть допущены к полетам в США и в категории Experimental.

В этом случае состав комплекса бортового оборудования также может быть несертифицированным. В частности, на самолетах, которые были показаны на выставке, установлена авионика Dynon Skyview с дисплеями диагональю 7 дюймов. Сертифицированные самолеты будут оборудованы авионикой компании Garmin.

Дебют RA-2 состоялся на Oshkosh-2012. Самолет был построен по заказу участника международных соревнований по аэробатике Сергея Боряка. Первый полет RA-2 совершил в декабре 2012 года, а в феврале следующего получил высокую оценку Скипа Холма (Skip Holm), летчика-испытателя и чемпиона Reno Air Race. Следующий самолет, RA-3, взлетел в 2013 г., в начале 2014 года подняли в воздух RA-2L - двухместный акробат. Летно-технические характеристики приведены в таблице.

В настоящее время компания разрабатывает четырехместный многоцелевой цельнокомпозитный вы-сокоплан RA-4 со свободнонесущим крылом и реактивный учебно-тренировочный двухместный RA-6 для подготовки военных пилотов.




ЛТХ:
Модификация RA-2 RA-3
Размах крыла, м 7.62 7.32
Длина самолета,м 6.48 6.71
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого 612 539
взлетная 855 857
Топливо, л 189 167
Тип двигателя 1 ПД Lycoming AEIO-540 1 ПД Lycoming IO-360
Мощность, л.с. 1 х 315 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 337 302
Крейсерская скорость, км/ч 285 250
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин 1170 598
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка 13 8
Экипаж, чел 1 2