NAMC | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
YS-11 Разработчик: NAMC Страна: Япония Первый полет: 1962 Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет ЛТХ Доп. информация Японский самолет YS-11 мало кому известен за пределами Японии даже после 45 лет своей эксплуатации. Созданный под требования национальных заказчиков, он десятки лет исправно работал на пассажирских и грузовых авиаперевозках, заслужив репутацию надежного авиалайнера. В 1956 году японское министерство внешней торговли и промышленности подготовило требования к новому ближне-/среднемагистральному авиалайнеру, который надлежало спроектировать и выпускать силами национальной авиапромышленности. Самолет должен был заменить DC-3 в парке национальных авиакомпаний и поставляться за границу. В мае 1957 года специально для реализации данной программы была сформирована Ассоциация по разработке транспортного самолета (Transport Aircraft Development Association или TADA). Руководителем группы конструкторов был назначен доктор Хидемаса Кимура. 1 июня 1959 года проект был передан из TADA в консорциум "Nihon Kokuki Seizo Kabushiki Kaisha" ("Nihon Aeroplane Manufacturing Company", или NAMC), сформированный на базе шести авиастроительных компаний, строивших в годы войны самолеты DC-3; "Fuji Heavy Industries", "Kawasaki Aircraft", "Mitsubishi Heavy Industries", "Japan Aircraft Manufacturing" ("Nippi"), "Shin Meiwa Industry" (бывшая "Kawa-nishi") и "Showa Aircraft Industry". Компании стали субподрядчиками по выпуску нового самолета, получившего обозначение NAMC YS-11: "Fuji" выпускала хвостовое оперение; "Kawasaki" - крыло и мотогондолы; "Mitsubishi" - главную секцию фюзеляжа, проводила интеграцию бортового оборудования и конечную сборку самолета; "Nippi" - элероны и закрылки; "Shin Meiwa" - заднюю секцию фюзеляжа; "Showa" - такие элементы как двери и пр. Управляющее подразделение NAMC отвечало за общую координацию работ и маркетинг. Самолет представлял собой низкоплан, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями и имевший герметизированный фюзеляж круглого сечения, традиционное хвостовое оперение и убирающееся трехопорное шасси. Быстрый рост пассажиропотока на внутренних линиях Японии побудил конструкторов создать самолет большей вместимости, чем схожие европейские образцы данного класса - такие как Avro 748, Fokker F27 Friendship и Handley Page Dart Herald. YS-11 имел одноклассную компоновку салона на 60 пассажиров - кресла стояли по четыре в ряд с одним центральным проходом, шаг между креслами составлял 86 см. После тщательного изучения всех имевшихся на рынке турбовинтовых двигателей были отобраны британские двигатели Napier Eland и Rolls-Royce Dart и американский Allison 501. Окончательный выбор пал на Dart RDa.10/1, который приводил во вращение четырехлопастный воздушный винт Rotol диаметром 4,45 м. Топливо находилось в баках, расположенных в крыле, общий запас топлива - 7273 л. Были построены четыре самолета: два для программы летных испытаний и два - для статических. Первый летный прототип поднялся в воздух 30 августа 1962 года, второй - 28 декабря. 24 августа 1964 года YS-11 получил национальный сертификат типа, а 7 сентября 1965 года был сертифицирован Федеральной авиационной администрацией США. Первый серийный YS-11 поднялся в воздух 23 октября 1964 года. Первым эксплуатацию самолета начала авиакомпания "Тоа Airways", первый полет YS-11 состоялся 1 апреля 1965 года на маршруте Осака - Хиросима. Месяцем позже использовать самолет начала компания "Japan Domestic Airlines" (JDA, вскоре объединилась с "Тоа"), а в июле - компания "АН Nippon Airways". Первая модификация YS-11 выпущена в количестве 48 самолетов, включая прототипы, большая часть из которых была продана японским авиакомпаниям. Шесть самолетов приобрели Силы самообороны Японии (четыре машины были переоборудованы в VIP-транспортные, а два в грузовые). А вот экспорт машины не заладился - самолет приобрели только "Filipinas Orient Airlines" (два, затем еще два самолета); "Hawaiian Airlines" (три в лизинг) и перуанская LANSA (три). Надежда на продажи в США не оправдалась, поэтому компания "Charlotte Aircraft Corporation", отвечавшая за маркетинг YS-11 в США, выступила с инициативой доработки самолета под требования американского рынка. В 1966 году руководство NAMC объявило о начале разработки усовершенствованной модификации YS-11А, причем сразу в трех вариантах - но все с ТВД Rolls-Royce Dart Mk 542 мощностью по 3060 л. с. и увеличенной максимальной взлетной массой. YS-11А-200 - самый востребованный вариант, отличавшийся большой дальностью полета, размещением в салоне 60 кресел (по пять в ряд), увеличенной на 1270 кг (до 6949 кг) массой полезной нагрузки. Он совершил первый полет 27 ноября 1967 года, национальный сертификат типа получил в январе 1968 года, сертификацию в США прошел 3 апреля, а летом того же года поступил в эксплуатацию американской авиакомпании "Piedmont Airlines". Бразильская "Cruzeiro do Sul" стала следующим зарубежным покупателем самолета, заказав 12 машин. Дебют самолета YS-11А в Европе состоялся на выставке Фарнборо в 1968 году, после чего машина совершила турне по региону. YS-11А-300СР представлял собой смешанный грузо/пассажирский вариант, отличавшийся грузовой дверью (2,48x1,48 м) в передней части фюзеляжа по левому борту и грузовым отсеком объемом 10,2 м3, расположенным там же в передней части фюзеляжа. За передним грузовым отсеком шел пассажирский салон на 46 мест, а затем - еще один грузовой отсек объемом 4,9 м3. Первый полет YS-11A-300CP состоялся в 1968 году; выпущено 16 машин. Последними представителями семейства YS-11 стали YS-11А-500, -600 и -700 - все они внешне были схожи с YS-11А-200/300/400, но максимальная взлетная масса возросла до 25000 кг. Были собраны четыре YS-11А-500 и пять -600, но в 1973 году производство самолетов семейства YS-11 прекратили. Всего было выпущено 182 самолета данного семейства. Консорциум NAMC был расформирован, а техобслуживание самолетов было поручено компании "Mitsubishi". YS-11 стал первым и на сегодня единственным японским послевоенным гражданским авиалайнером и, если исключить иностранные самолеты, еще и самым крупным авиалайнером, строившимся в Японии в столь значительных количествах. Кроме японских авиакомпаний и военных, получивших более половины выпущенных машин, новые и подержанные YS-11 в разное время эксплуатировались американскими компаниями "Hawaiian Airlines", "Mid Pacific Air", "Piedmont Airlines", "Pinehurst Airlines", "Pyramid Airlines" и "Reeve Aleutian", а также компаниями "Air Ivoire" (Берег Слоновой Кости), "Austral" (Аргентина), "Bouraq Indonesian Airlines", "Merpati Nu-santara" и "Pelita Air Service" (все Индонезия), "China Airlines", "Korean Airlines", "Olympic Airlines" (Греция), "Philippine Airlines", SGA (Заир), "TransAir" (Канада) и VASP (Бразилия). В 2001 году японские авиационные власти обязали все авиакомпании страны оборудовать свои самолеты системой предупреждения столкновения в воздухе (TCAS), но из-за большой стоимости переоборудования в 2006 году эксплуатация в Японии всех YS-11 была прекращена. YS-11А-400 - специально доработанный военно-транспортный самолет. Под обозначением YS-11C он поставлялся транспортному авиакрылу ВВС самообороны Японии. Штабная эскадрилья ВВС, дислоцированная в Ируме, получила три YS-11, которые были модифицированы в учебные самолеты РЭБ и получили новое обозначение YS-11Е. Еще шесть самолетов, обозначенных YS-11Т, использовались ВМС самообороны Японии как учебные для подготовки экипажей противолодочных самолетов P-2J Neptune. Причем не все самолеты списаны, не менее 13 машин эксплуатируются и сегодня. Греческие ВВС использовали один самолет для калибровочных работ. Модификации : YS-11-100 базовый вариант на 60 пассажиров (49 самолетов). YS-11A-200 летавший с увеличенным полетным весом (92 машины). YS-11A-300 для грузопассажирских перевозок, вмещавший 46 пассажиров и содержавший грузовой отсек объемом 15,3 куб.м с грузовой дверью (построено 16 экземпляров). YS-11A-400 полностью грузовой вариант (9 машин). YS-11A-500 модификация варианта YS-11A-200 (4 машины). YS-11A-600 модификация варианта YS-11A-300 (5 машин). YS-11-103/105 транспортный самолет для особо важных персон. YS-11A-218 транспорт для перевозки военнослужащих. YS-11A-305 транспортно-грузовой вариант. YS-11A-402 чисто грузовой вариант. YS-11Е учебно-тренировочный вариант для обучения радиоэлектронной борьбе. YS-11-112 грузовой транспорт. YS-11А-206 учебно-тренировочный для обучения применению противолодочного оружия. YS-11A-400 грузовой вариант. ЛТХ: Модификация YS-11-100 Размах крыла, м 32.00 Длина самолета,м 26.30 Высота самолета,м 8.98 Площадь крыла,м2 94.80 Масса, кг пустого самолета 15810 максимальная взлетная 24500 Внутренне топливо, л 7270 Тип двигателя 2 ТВД Rolls-Royce Dart RDa.10/1 Mk 542-10K Мощность, э.л.с. 2 х 3060 Крейсерская скорость, км/ч 469 Практическая дальность, км 3215 Дальность действия, км 1090 Практический потолок, м 6980 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 60 пассажиров или 6170 кг груза |