Nanchang
S%^Tt$ - 1755000550000
Q-5A (A-5A) Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1965
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



Q-5A - первый боевой самолет китайской разработки, строившийся серийно. Он является глубокой модернизацией истребителя МиГ-19, выпускавшегося в Китае по советской лицензии под названием J-6. Китайским конструкторам удалось создать недорогой, простой и надежный тактический ударный самолет, опередив своих коллег в США и России, где разработка аналогичных машин - Воут А-7 и МиГ-23Б началась значительно позже.

Проектирование самолета, оптимизированного для нанесения ударов по наземным целям, началось в августе 1958 года в ОКБ завода в Шеньяне, с широким привлечением студентов местного авиационного института. В дальнейшем программа была передана в ОКБ завода в Нанчанге. По сравнению с исходным МиГом китайская машина имела удлиненный фюзеляж с боковыми воздухозаборниками. Такая компоновка улучшала обзор из кабины в направлении вперед-вниз и позволяла разместить в заостренной носовой части дополнительное радиоэлектронное оборудование.

Постройка первого опытного штурмовика (истребителя-бомбардировщика) завершилась в 1961 году, однако экономическая обстановка и политическая нестабильность в Китае привели к приостановке работ, которые удалось возобновить лишь через два года. Первый полет опытного самолета состоялся 4 июня 1965 года.

Серийный выпуск Q-5 начался в конце 1969 г., в период наибольшего обострения советско-китайских отношений. Поставка в строевые части началась в 1970 году (в первую очередь новые самолеты получили авиационные полки, расположенные в северных районах Китая и нацеленные на Советский Союз).

Самолет имел грузоотсек длиной приблизительно 4 м, способный вмещать одну бомбу массой 500 кг или две бомбы по 250 кг. Можно предположить, что подобное размещение вооружения свидетельствовало о стремлении конструкторов оптимизировать самолет для доставки тактического ядерного оружия (нельзя забывать, что Q-5 был задуман и начат проектированием еще в период "Великой дружбы" СССР и КНР, когда вопрос о передаче Китаю советской ядерной технологии еще не был снят с повестки дня).

В1975 году начались работы по проектированию усовершенствованного истребителя-бомбардировщика, Q-5-I, на котором отказались от грузоотсека (советские ядерные бомбы Китаю так и не были переданы, а работы по созданию собственных малогабаритных ядерных боеприпасов затянулись). В то же время удалось увеличить состав вооружения на внешних узлах подвески (число подфюзеляжных узлов подвески возросло до четырех) и боевой радиус действия (за счет удлинения фюзеляжного топливного бака). Самолет имел усовершенствованный вариант двигателя WP6, контейнер тормозного парашюта перенесли с нижней части фюзеляжа под основание киля, были установлены узлы для подвески стартовых пороховых ускорителей, усовершенствовано связное радиооборудование. Первый модернизированный самолет совершил первый полет в конце 1980 года, а 20 октября 1981 года он был сертифицирован.

Часть самолетов Q-5-I для ВМФ Китая могла нести на подфюзеляжных узлах подвески две торпеды или противокорабельных ракеты С-801 (под крылом), способных совершать полет на малой высоте (20 м). Состав БРЭО был дополнен доплеровским измерителем угла скольжения и сноса.

В январе 1985 года был сертифицирован самолет Q-5-IА, предназначенный для ВВС Китая. Он оснащен новым оптическим стрелково-бомбардировочным прицелом, двумя дополнительным подкрыльевыми узлами для бомб калибром до 500 кг и топливными баками увеличенной емкости с системой заправки топливом под давлением. Модификация Q-5-II отличается от самолета Q-5-IA наличием усовершенствованной системы оповещения о радиолокационном облучении.

В середине 1980-х годах совместно с английской фирмой "Флайт Рефьюлинг" исследовалась возможность оснащения самолетов Q-5 системой дозаправки в воздухе (методом "шланг-конус"). В качестве самолета-заправщика рассматривался вариант дальнего бомбардировщика Н-6 (Ту-16). Однако это программа не получила дальнейшего развития.

Построено около 1000 самолетов, в том числе более 100 - на экспорт. Стоимость одного истребителя-бомбардировщика (в экспортном варианте) оценивается в 5 млн долларов.

Конструкция.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом, боковыми воздухозаборниками и двумя ТРДФ в хвостовой части фюзеляжа.

Фюзеляж - цельнометаллической конструкции, состоит из передней и задней состыкованных частей. Его форма выполнена в соответствии с правилом площадей. Имеется надфюзеляжный гаргрот. В нижней средней части фюзеляжа расположен воздушный тормоз с гидравлическим приводом. На нижней части фюзеляжа установлены два аэродинамических гребня.

Кабина летчика - герметизированная, имеет частичное противопульное бронирование. Остекление фонаря обеспечивает обзор вперед-вниз на угол 13,5град. . Летчик размещается в катапультном кресле, обеспечивающим спасение в диапазоне скоростей 250- 850 км/ч.

Крыло - многолонжеронное, с углом стреловидности 52,5град. по 1/4 линии хорд, угол поперечного V равен 4град. . Имеются три узла крепления к фюзеляжу. На полуразмахе вдоль всей хорды крыла установлены аэродинамические гребни. Закрылки выдвижные бесщелевые. Элероны с внутренней балансировкой снабжены гидроприводом и способны отклонятся на угол 18,5град. вверх и вниз. На каждом элероне установлены триммеры.

Руль направления имеет ручное управление (без бустера). Триммер руля направления имеет электрическое управление. Стабилизатор- цельноповортный (способен отклонятся на 12,5град. вверх и 30град. вниз). Под обтекателем в корневой части киля расположен тормозной парашют, который может вводится в полете.

Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Одноколесные стойки оснащены воздушно-масляными амортизаторами. Основные стойки убираются в ниши, расположенные в крыле. Для уменьшения объема ниши колесо носовой неуправляемой стойки располагается в горизонтальном положении. Пневматики основных стоек (размер 830 х 205 мм) оснащены пневматической тормозной системой. На носовой стойке установлена рулежная фара. С левой стороны фюзеляжа перед нишей носовой стойки шасси расположена посадочная фара.

Силовая установка. На самолете Q-5 установлено два ТРДФ WP6 (2 х 3250 кгс) или WP6A (2 х 4600 кгс), размещенные в хвостовой части фюзеляжа. Они оснащены регулируемыми соплами с гидроприводом створок. Боковые нерегулируемые воздухозаборники имеют небольшие отсекатели для отвода пограничного слоя фюзеляжа. Емкость трех передних и двух задних фюзеляжных топливных баков - 3648 л. На двух внутренних и двух внешних подкрыльевых пилонах могут устанавливаться сбрасываемые топливные баки емкостью, соответственно, 760 и 400 л.

Общесамолетные системы. На самолете установлены две независимые гидросистемы с рабочим давлением 210 кгс/с. Основная гидросистема предназначена для уборки и выпуска шасси, отклонения закрылков и воздушного тормоза, управления соплами. Вторая гидросистема обеспечивает управление элеронами, рулем направления, стабилизатором и аварийной системой выпуска шасси.

В электрической системе постоянного тока напряжением 28 В имеются два стартера-генератора мощностью по 6 кВт с приводом от двигателя и два инвертора для питания цепей однофазного (115 В) и трехфазного (36 В) переменного тока с частотой 400 Гц.

Герметизированная кабина оснащена системой кондиционирования воздуха.

Целевое оборудование. На Q-5-I радиостанция метрового диапазона СТ-3; радиокомпас WL-7; низковысотный радиовысотомер WG-4; гирогоризонт LTC-2; система радиоопознавания "свой-чужой" YD-3; приемник сигналов маркерного маяка ХС-6; радиодальномер; оптический стрелково-пушечный прицел SH-1J или ABS1A (обеспечивают бомбометание с горизонтального полета и пикирования, стрельбу из пушек и пуск НАР).

Основным компонентом бортового радиоэлектронного оборудования является РЛС, имеющая дальность обнаружения воздушных целей около 20 км, захвата и сопровождения - 13 км. Помимо радиолокационной станции на самолете установлены радиокомпас, радиовысотомер, аппаратура радиолокационной системы опознавания, связная радиостанция УКВ диапазона, станция предупреждения летчика об облучении РЛС противника и оборудование радиотехнической системы посадки.

Вооружение. Две пушки 23-2К (23 мм, 2 х 100 снарядов) расположены в корневых частях крыла. Имеется 10 узлов внешней подвески. На каждом подфюзеляжном узле могут подвешиваться бомбы массой до 250 кг (китайские боеприпасы 250-2 или 250-3, американские Мк.82 или "Снекай", французские "Дюрандаль"). Бомбовая нагрузка на внутренних подкрыльевых узлах может состоять из бомб калибром до 340 кг (в частности, РБК BL755). Некоторые самолеты ВМФ Китая могут нести на этих узлах ПКР С-801.

Неуправляемое ракетное вооружение включает блоки с 8 НАР 57-1 (57 мм), 7 НАР калибром 68 мм, 7 НАР 90-1 (90 мм) или 4 НАР 130-1 (130 мм).

Самолеты Q-5 последних серий, а также А-5М могут оснащаться УР "воздух-воздух" с ТГС PL-2, PL-2B, PL-5B, AIM-9 "Сайдуиндер" или Матра R.550 "Мажик". Возможна подвеска одной тактической ядерной бомбы мощностью 5-20 кт. Всего имеется более 22 вариантов боевой нагрузки.




ЛТХ:
Модификация Q-5А
Размах крыла, м 9.68
Длина самолета,м 15.65
Высота самолета,м 4.333
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6375
нормальная взлетная 9468
максимальная взлетная 11830
Топливо, кг
внутренние топливо 2827
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 2 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6
Тяга, кН
нефорсированная 2 х 25.50
форсированная 2 х 31.90
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1190
у земли 1210
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Практический потолок, м 15850
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - 1500 кг на 10 узлах подвески
до 2 УР воздух-воздух PL-2 или PL-7,
500-,250-,100-кг обычные и кассетные бомбы Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal
2-4 ПУ НУР -57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130 -мм

Q-5III (A-5C) Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1982
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



К концу 70-х годов китайская фирма Hongdu (Nanchang) Aviation Industry Group предложила для ВВС Китая модернизированный вариант многоцелевого штурмовика Q-5 (Qiangji-5 или Qiang-5). В конструкцию самолета было внесено 32 изменения. В частности на самолет установили катапультируемое кресло Martin-Baker Mk PKD10, новую авионику западного производства (систему предупреждения об радиолокационном облучении и радиолокационную систему опознавания самолетов и кораблей), новые узлы подвески вооружения приспособленные для западных видов авиационного оружия, в частности управляемых ракет типа "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. Китайский вариант самолета получил обозначение Q-5III. Экспортные версии для ВВС Пакистана и Бангладеш обозначались A-5C. Первые 52 самолета из 60 заказанных поступили на вооружение 26 эскадрильи ВВС Пакистана в 1983 году.









ЛТХ:
Модификация Q-5C
Размах крыла, м 9.70
Длина самолета,м 16.25
Высота самолета,м 4.52
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6494
максимальная взлетная 12000
Топливо, кг
внутренние топливо 2825
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6A
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 29.40
форсированная 1 х 39.70
Максимальная скорость, км/ч 1190
Крейсерская скорость, км/ч 740
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин 6180
Практический потолок, м 15850
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - 2000 кг на 10 узлов подвески
до 4 УР воздух-земля PL-2, PL-2B, PL-7, AIM-9 Sidewinder
до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755 или баки с напалмом,
или одна 5-20 кТ тактическая ядерная бомба
до 4 ПУ НУР -57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130-мм)
ПТБ, контейнеры с аппаратурой РЭБ

Q-5L (A-5M) Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1988
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



В 1986 году началась реализация китайско-французской программы Q-5K "Конг Юн", ориентированной на ВВС Китая и предусматривающей установку на самолет французского БРЭО и авионики. В 1990 году работы по проекту Q-5K были прекращены. Однако, продолжалась другая программа модернизации самолета, начатая 1 августа 1986 года, когда с итальянской фирмой "Алениа" было подписано соглашение об установке на истребитель-бомбардировщик Q-5-II навигационно-прицельной системы, созданной для итало-бразильского истребителя-бомбардировщика АМХ. Первый самолет, переоборудованный из серийного истребителя-бомбардировщика, и получивший название А-5М, совершил первый полет 30 августа 1988 года. 17 октября того же года он был потерян в результате авиационной катастрофы. Второй прототип поднялся в воздух 8 марта 1989 года, а 19 февраля 1991 года его испытания успешно завершились. В дальнейшем самолет продолжал совершенствоваться. В 1992 году на нем установили новое катапультное кресло Мартин-Бейкер, контейнер с системой РЭБ фирмы "Алениа", двигатель WP6A III с ресурсом, увеличенным со 150 до 300 часов.

На самолете А-5М установлены два цифровых вычислителя фирмы "Зингер", дуплексная шина данных, соответствующая стандарту MIL/STD-1553B, радиодальномер "Пойнтер"2500, инерциальная навигационная система Литтон LN-39A, цифровой вычислитель воздушных данных, индикатор на лобовом стекле Алениа HUD-35, система РЭБ RW-30.

Вооружение самолета состоит из двух 23-мм авиапушек (боекомплект по 100 патронов), установленных в корневых частях консолей крыла. Кроме того, на шести подкрыльевых и четырех подфюзеляжных узлах подвески могут размещаться управляемые ракеты класса "воздух-воздух", пусковые установки неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом. Самолеты А-5М могут оснащаться УР "воздух-воздух" с ТГС PL-2, PL-2B, PL-5B, AIM-9 "Сайдуиндер" или Матра R.550 "Мажик". Возможна подвеска одной тактической ядерной бомбы мощностью 5-20 кт. Всего имеется более 22 вариантов боевой нагрузки. На А-5М число узлов внешней подвески может быть увеличено до 12. На самолете сразу же за воздухозаборниками двигателей имеется также внутрифюзеляжный отсек, рассчитанный на размещение дополнительной бомбовой нагрузки.

Вероятно, А-5М станет первым китайским боевым самолетом, в конструкции которого будут реализованы элементы технологии "Стеле": для уменьшения радиолокационной заметности часть обшивки планера предполагается выполнить из специальных радиопоглощающих композиционных материалов китайской разработки. Другим новшеством должна стать штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете. В состав БРЭО предполагается ввести лазерный дальномер, более мощную систему постановки активных радиопомех и очки ночного видения, совмещенные с нашлемным индикатором. В дальнейшем вооружение самолета будет дополнено корректируемыми авиабомбами с лазерным полу активным наведением.

На модификации Q-5L наконец-то удалось реализовать и возможность применения управляемых бомб. Для их наведения на самолёт установили лазерный целеуказатель, подобный американскому AN/AAS-35V "Пэйв Пенни", а на модернизированном подфюзеляжном пилоне подвешивался контейнер с аппаратурой наведения K/PZS-01. Q-5L мог нести две 500-кг бомбы с лазерным наведением LS-500J (в основном подобные российским корректируемым бомбам КАБ-500Л). На вооружение китайских ВВС эти машины поступили в ограниченном количестве. Судя по фотографиям, многие из них для увеличения дальности полёта получили изменённый конформный топливный бак в бомбоотсеке, а также могли нести два больших подвесных бака ёмкостью по 1140 л каждый.







ЛТХ:
Модификация Q-5M
Размах крыла, м 9.68
Длина самолета,м 16.73
Высота самолета,м 4.19
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6375
нормальная взлетная 9468
максимальная взлетная 11830
Топливо, кг
внутренние топливо 2825
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6AIII
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 29.40
форсированная 1 х 39.70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1190
у земли 1210
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Практический потолок, м 15850
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - 3000 кг на 10 узлов подвески
до 6 УР воздух-земля PL-2, PL-2B, PL-7, AIM-9 Sidewinder или R550 Magic
до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755 или баки с напалмом,
до 4 ПУ НУР -57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130 -мм

CJ-6


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1958
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



CJ-6 - учебно-тренировочный самолет, производимый китайской фирмой Hongdu (Nanchang) Aviation Industry Corporation. Самолет создан на основе советского учебно-тренировочного самолета Як-18А. Однако при создании самолета китайские инженеры переработали множество технологических узлов и деталей, что позволяет считать УТС CJ-6 независимой разработкой. Главное принципиальное отличие в конструкции CJ-6 - фюзеляж сделан полностью из алюминиевый сплавов. Первоначально самолет сохранил двигатель М-11ЕР.

Первый прототип самолета, оборудованный этим двигателем, совершил полет в 1958 году. Затем двигатель бы заменен на более мощный АИ-14Р, но и это решение не принесло значительного улучшения летных характеристик. Было решено использовать для самолета двигатель Quzhou Huosai-6A (HS-6A) мощностью 285 л.с. Самолет оборудованный этим двигателем получил обозначение CJ-6A. Производство данного типа было начато в 1961 году.

Всего было произведено более 1800 экземпляров самолета, включая экспортные для Албании, Бангладеш, Камбоджи, Северной Кореи, Танзании и Замбии (под обозначением PT-6). В 1964 году появилась версия CJ-6B с двумя узлами подвески вооружения. В 1966 году на нее установили двигатель Quzhou HS-6D мощностью 300 л.с. Так же была выпущена модификация Sea Swallow для аэробатических пилотажных групп.






ЛТХ:
Модификация CJ-6
Размах крыла, м 10.18
Длина, м 8.46
Высота, м 2.94
Площадь крыла, м2 22.60
Масса, кг
пустого 1095
максимальная взлетная 1400
Тип двигателя 1 ПД Quzhou Huosai-6A (HS-6A)
Мощность, л.с. 1 х 285
Максимальная скорость, км/ч 287
Крейсерская скорость, км/ч 248
Перегоночная дальность, км 640
Практическая дальность, км 420
Практический потолок, м 6250
Экипаж, чел 2

J-12


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1970
Тип: Многоцелевой легкий истребитель с КВП
ЛТХ Доп. информация



Следующая попытка создания ╚чисто китайского╩ самолета была предпринята через десять лет, во второй половине 1960-х гг. Опыт войны во Вьетнаме продемонстрировал эффективность использования тактики действия истребителей ╚из засад╩ в условиях практически полного господства противника в воздухе. Такие ╚самолеты-партизаны╩ скрытно развертывались на хорошо замаскированных аэродромах подскока на пути предполагаемого движения ударной группировки противника и при приближении американских самолетов неожиданно атаковали их, причем довольно успешно. При этом для переброски истребителей на секретные аэродромы в джунглях использовался автомобильный транспорт или тяжелые вертолеты Ми-6. Так во Вьетнаме применяли истребители МиГ-17 и МиГ-21 (последние для укороченного взлета иногда использовали стартовые твердотопливные ускорители). Однако эти машины, разработанные для нормального аэродромного базирования, не в полной мере удовлетворяли требованиям к ╚партизанскому перехватчику╩. В результате в Китае, политическое и военное руководство которого вполне справедливо полагало, что успех в войне с такими серьезными противниками, как США или СССР может принести лишь широкомасштабная партизанская война, в конце 1960-х гг. началась разработка сверхлегкого истребителя с укороченным взлетом и посадкой, оптимизированного для действий ╚из засад╩.

В 1969 г. в ОКБ авиазавода в Наньчане под руководством главного конструктора Лю Хианпенга началось проектирование самолета J-12 со взлетной массой 4500 кг. Окончательный облик машины определился в августе 1969 г. после завершения серии продувок моделей в аэродинамических трубах. Предельно простой и технологичный самолет, рассчитанный на трансзвуковую скорость, был оснащен одним китайским бесфорсажным двигателем WР-6В тягой 4050 кгс с носовым нерегулируемым воздухозаборником. При взлете и посадке с целью защиты двигателя от попадания посторонних предметов воздух к нему поступал через вспомогательные воздухозаборники, расположенные по бокам верхней части фюзеляжа. В конструкции планера широко использовались титановые сплавы, сотовые и многослойные панели, а также крупногабаритные панели, выполненные методом химического фрезерования. Стреловидное крыло малого удлинения было снабжено двухсекционными закрылками. В центроплане размещался интегральный топливный бак. Вооружение истребителя состояло из двух встроенных пушек НР-30 калибром 30 мм. На внешних узлах подвески могли размещаться ракеты с тепловой головкой самонаведения, НАР или авиабомбы небольшого калибра. РЛС отсутствовала, а применение оружия осуществлялось только с использованием оптического прицела и радиодальномера в носовом конусе.

Первый полет J-12 состоялся 26 декабря 1970 г, а 10 сентября 1973 г. в Пекине машина была продемонстрирована политическому руководству страны. По маневренным характеристикам новый истребитель несколько превосходил J-6, составлявший тогда основу китайских ВВС. Потребная длина ВПП для J-12 не превышала 500 м, что вполне удовлетворяло идеологов ╚партизанского╩ самолета. В июле 1975 г. на испытания вышел модифицированный вариант J-12. Его летные испытания продолжались до января 1977 г., было выполнено 135 испытательных полетов общей продолжительностью 61 ч 12 минут. Затем была выпущена серия из шести истребителей, предназначенная для проведения войсковых испытаний. Однако в дальнейшем интерес к этому самолету начал угасать. Стало очевидно, что истребитель, обладающий невысокими летными характеристиками и примитивным вооружением (фактически, на уровне самолетов первого поколения), несмотря на хорошие взлетно-посадочные и маневренные характеристики, не способен оказать сколько-нибудь серьезное противодействие современным многоцелевым и ударным авиационным комплексам потенциальных противников (Р-4Е, Р-111, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-24, ╚Торнадо╩ и т.п.). Поэтому в 1977 г. тема J-12 была закрыта. Несмотря на очевидную неудачу программы, работы над J-12 дали китайским специалистам значительный опыт формирования облика и разработки истребителей, а также позволили отработать комплекс средств, обеспечивающих улучшение







ЛТХ:
Модификация J-12
Размах крыла, м 7.20
Длина, м 10.30
Высота, м 3.73
Площадь крыла, м2 16.40
Масса, кг
пустого самолета 3172
нормальная взлетная 4530
максимальная взлетная 5260
Тип двигателя 1 ТРД Wopen WP-6 (Туманский РД-9БФ-811)
Тяга нефорсированная, кгс 1 х 3454
Максимальная скорость , км/ч 1300 (М=1.22)
Крейсерская скорость , км/ч 1080
Практическая дальность, км 688
Боевой радиус действия, км 405
Максимальная скороподъемность, м/мин 10800
Практический потолок, м 16870
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 23-мм и одна 30-мм пушки в основании крыла
боевая нагрузка на 3 узлах подвески
(одна под фюзеляжем и две под крыльями)
до 3 УР типа воздух-воздух

JL-8(K-8) Karakorum


Разработчик: Nanchang (Hongdu)
Страна: Китай, Пакистан
Первый полет: 1990
Тип: Учебно-боевой самолет (легкий штурмовик)
ЛТХ Доп. информация



В середине 1980-х годов Китай и Пакистан договорились о совместной разработке и производстве реактивного учебного самолета. Разработка велась Nanchang Aircraft Manufacturing Company и Pakistan Aeronautical Complex (РАС). Обе компании также участвовали в производстве самолета. Основным принципом создания самолета была простота производства и простота использования. Основное назначение √ замена устаревших китайских УТС JJ-5 и пакистанских самолетов Т-33.

Пакистанский самолет получил обозначение К-8Р и имя Karakorum. На нем установлен ряд систем западного производства, включая ТРДД Garrett (ныне Honeywell) TFE731-2A, "стеклянную" кабину и катапультные кресла Martin-Baker класса "ноль-ноль". На использование некоторых других американских компонентов был наложен запрет после событий на площади Тянь-аньмэнь в 1989 году.

Компания "Nanchang" 21 ноября 1990 года подняла прототип К-8 в воздух, после чего была построена небольшая серия машин для испытаний в Пакистане (6) и Китае (18). Затем Пакистан выдал большой заказ на К-8Р.

Отказавшись от двигателя TFE731, Китай выбрал для своих самолетов, получивших в ВВС обозначение JL-8 (Jiaolian-8), украинский двигатель АИ-25ТЛК.

Помимо выпуска для стран-партнеров "Hongdu" построила 80 сборочных комплектов К-8Е для Египта, собранных покупателем самостоятельно. Еще 40 самолетов было построено египтянами "с нуля". K-8/JL-8 приобрел популярность и у зарубежных заказчиков ≈ Боливии, Ганы, Мьянмы, Намибии, Шри-Ланки, Судана, Танзании, Венесуэлы, Замбии и Зимбабве. Венесуэльские K-8W не имеют комплектующих, попадающих под контроль США.

Продолжается выпуск самолета для китайских ВВС, которые с 1998 года заменяют им устаревшие JJ-5 (двухместные МиГ-17). На самолетах нового выпуска устанавливается лицензионный вариант ЗМДБ Прогресс АИ-25ТЛК, получивший обозначение WS-11.

В 2012 году китайский производитель "NAMC" (теперь носящий название Hongdu Aviation Industry Group (HAIG)), начал летные испытания модификации самолета JL-8 для экспортных поставок. Самолет стал пригоден для использования с высокогорных аэродромов (высота над уровнем моря более 4-х километров), ранее самолеты не использовались с аэродромов, находящихся на высоте более 1.5 километра.

Летные испытания проходят с 50/100 процентной заправкой топливных баков. Испытания проводятся как китайскими летчиками-испытателями, так и летчиками-испытателями стран-заказчиков. По имеющейся информации, была переработана топливная система и кресла с катапультой. Летные испытания состоят из 2-х фаз, 1-я фаза уже завершена, вторая сейчас проходит √ будут выполнены около десяти полетов с аэродрома, расположенного на высоте 4060 метров.






Модификации :
L-8

заводское обозначение самолета.
JL-8

вариант для ВВС КНР с ТРДД АИ-25ТЛК и китайским БРЭО
К-8P
обозначение самолета в ВВС Пакистана c ТВД Garrett (Allied Signal) TFE-731-2A c Collins EFTS-86 MFD.
К-8E
обозначение самолета в производимого по лицензии в Египте.
К-8ES
модификация К-8Е. Ожидается выпуск 40 самолетов;.
К-8V
экспериментальный самолет с современной БЦВМ и аналоговой электродистанционной системой управления полетом, предназначенный для имитации особенностей пилотирования самолетов других типов.
К-8S
модификация для ВВС Судана.
К-8W
модификация для ВВС Венесуэлы. Поставлено 18 самолетов, ожидается поставка еще 40 самолетов;.
К-8VB
модификация K-8W, поставлено 6 самолетов, ожидается поставка еще порядка 12 экземпляров..
L-11
вариант JL-8 с двигателем WS-11.



ЛТХ:
Модификация K-8 (JL-8)
Размах крыла, м 9.63
Длина самолета,м 11.60
Высота самолета,м 4.21
Площадь крыла,м2 17.02
Масса, кг
пустого самолета 2687
нормальная взлетная 3630
максимальная взлетная 4330
Топливо, кг
внутренние топливо 780
ПТБ 390 (2 х 250)
Тип двигателя 1 ТРД Garrett TFE731-2A (WS-11)
Тяга нефорсированная, кН 1 x 16.01 (16.87)
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 800
у земли 680
Перегоночная дальность, км 2140
Боевой радиус действия, км 1400
Продолжительность полета, ч.мин 4.25 (с ПТБ)
Максимальная скороподъемность, м/мин 1620
Практический потолок, м 13600
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.33
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-1 (на китайском варианте)
боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески
4 УР воздух-воздух PL-2,-5,-7 или R.550 Magic
4 250-кг или 100-кг обычные бомбы или кассетные типа BL755 или другие, или
4 ПУ 55-мм или 90-мм НУР, или
4 контейнера с 30-мм или 23-мм пушками или пулеметами.

Q-5D (Q-5IV) Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1997
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



Не сумев получить надёжных поставщиков нового оборудования для модернизации стареющих штурмовиков Q-5 за рубежом, завод в Наньчане (Nanchang, HAIG) в 1990-х гг. решил обновить машину своими силами, используя опыт, накопленный при создании Q-5M.

По сравнению с Q-5-III, на новой машине, названной Q-5IV, или Q-5D (强-5D), заменили около трети оборудования. На самолёте установили две БЦВМ, как на Q-5M, и новую систему предупреждения об облучении RW-30. Лазерный дальномер ALR-1 (с эффективной дальностью 20 - 10 000 м) и индикатор на лобовом стекле QHK-10 для этого варианта разработал институт ╧ 613. В носовой части фюзеляжа перед отсеком передней опоры шасси появился обтекатель, в котором могли размещаться доплеров-ская РЛС или телевизионная камера.

Опытный образец Q-5D совершил первый полёт в 1997 году. Небольшое количество этих самолётов поступило на вооружение китайских ВВС для замены Q-5-I и Q-5-IA. В отличие от не окрашивавшихся предыдущих вариантов все Q-5D получили тёмно-зелёную окраску.

Планировался экспортный вариант Q-5IV (под обозначением A-5D) с катапультным креслом "Мартин-Бейкер", электронным оборудованием "Рокуэлл-Коллинз" и вооружением, дополненным ракетами R550 "Мажик" и AIM-9 "Сайдуиндер". Однако заказов на эту модель не было, поэтому работы по ней прекратили, и все усилия направили на разработку следующей модификации - Q-5E.






ЛТХ:
Модификация Q-5D
Размах крыла, м 9.68
Длина самолета,м 16.25
Высота самолета,м 4.52
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6400
нормальная взлетная 9130
максимальная взлетная 11300
Топливо, кг
внутренние топливо 2825
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 2 ТРДФ Liming (LM) WP-6A-3
Тяга, кН
нефорсированная 2 х 29.40
форсированная 2 х 39.70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1190
у земли 1210
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Практический потолок, м 16500
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - 3000 кг на 10 узлов подвески
до 6 УР воздух-земля PL-2, PL-2B, PL-7, AIM-9 Sidewinder или R550 Magic
до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755 или баки с напалмом,
до 4 ПУ НУР-57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130 -мм)

Q-5B Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1982
Тип: Ударный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 80-х годов специально по заказу Командования Авиации ВМС Китая была создана ударная противокорабельная модификация штурмовика Q-5. Самолет, оборудованный доплеровским радаром установленным в носовой части самолета и вооруженный двумя противокорабельными торпедами Yu-2 с дальностью до 5 км, поступил на вооружение Авиации ВМС Китая в 1984 году под обозначением Q-5B. Однако невысокие летных качества и небольшой боевой радиус действия привели к тому, что самолет состоял на вооружении очень непродолжительное время.










ЛТХ:
Модификация Q-5B
Размах крыла, м 9.68
Длина самолета,м 15.65
Высота самолета,м 4.333
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6375
нормальная взлетная 9468
максимальная взлетная 11830
Топливо, кг
внутренние топливо 2827
ПТБ 1178 (2 х 760 л)
Тип двигателя 1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 25.50
форсированная 1 х 31.90
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1190
у земли 1210
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Практический потолок, м 15850
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - торпеды Yu-2

Q-5E/F Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1996
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



Q-5E/F - многоцелевой штурмовик, разработанный китайской фирмой Hongdu (Nanchang) Aviation Industry Group. Самолет является самым современных представителем семейства многоцелевых штурмовиков Q-5 (Qiangji-5 или Qiang-5). В начале 90-х годов фирма Hongdu начала проект по созданию улучшенной версии штурмовика для ВВС Китая. При проектировании самолета были использованы технологии примененные при создании штурмовиков Q-5M и Q-5K. При проектировании самолета использовалась технологическая помощь российских заводов и исследовательских институтов.

На самолет установили лазерный дальномер ALR-1 (с эффективной дальностью 20-10000 метров), новый баллистический компьютер, системы РЭБ российского производства и бортовую импульсно-доплеровскую РЛС Фазатрон Комар. Применение новой БРЛС и лазерного дальномера позволило включить в состав вооружения самолета управляемые авиабомбы с лазерным наведением. Серийное производство самолета запланировано на начало 2000 года.









ЛТХ:
Модификация Q-5E
Размах крыла, м 9.70
Длина самолета,м 16.40
Высота самолета,м 4.50
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6500
нормальная взлетная 10200
максимальная взлетная 12600
Топливо, кг
внутренние топливо 2825
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6AIII
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 29.40
форсированная 1 х 39.70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1190
у земли 1210
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Практический потолок, м 15850
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
Боевая нагрузка - 3000 кг на 10 узлов подвески
до 6 УР воздух-земля PL-2, PL-2B, PL-7, AIM-9 Sidewinder или R550 Magic
до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755, УАБ или баки с напалмом,
до 4 ПУ НУР -57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130 -мм)
контейнеры с разведывательной или РЭБ аппаратурой

Q-5J Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 2004
Тип: Учебно-0боевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Двухместный учебно-боевой вариант самолёта Nanchang Q-5J (или JQ-5J, 强 教-5) предполагалось использовать в качестве лидера, по аналогии с американским штурмовиком OA-10A, или в качестве тренировочного.

С целью улучшения обзора заднее кресло (для инструктора) установили выше переднего на 286 мм, что обеспечивало сидевшему в нём человеку обзор вперёд-вниз на 5 градусов.

Компания HAIC (Hongdu Aviation Industry Corporation) по собственной инициативе переделала одну из машин в двухместный вариант. Для размещения второй кабины носовую часть фюзеляжа удлинили, а для сохранения должной путевой устойчивости увеличили площадь киля. Первый полёт состоялся 28 февраля 2005 г.

Однако проект не нашёл поддержки у командования ВВС и работы были прекращены. Построили всего одну машину. Но в конце 2010-х производство УБС возобновили.






ЛТХ:
Модификация Q-5J
Размах крыла, м 9.68
Длина самолета,м 17.11
Высота самолета,м 4.82
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6750
нормальная взлетная 9200
максимальная взлетная 11600
Топливо, кг
внутренние топливо 2825
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 2 ТРДФ Liming (LM) WP-6A-3
Тяга, кН
нефорсированная 2 х 29.40
форсированная 2 х 39.70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1190
у земли 1210
Практическая дальность, км 1620
Q-5KПрактический потолок, м 14800
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - 2000 кг на 8 узлов подвески
до 6 УР воздух-земля PL-2, PL-2B, PL-7
до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755 или баки с напалмом,
до 4 ПУ НУР-57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130 -мм)

Q-5K Fantan


Разработчик: Nanchang
Страна: Китай
Первый полет: 1991
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



Q-5K - многоцелевой штурмовик, разработанный китайской фирмой Hongdu (Nanchang) Aviation Industry Group. Самолет является модернизированной версией многоцелевого штурмовика Q-5III (A-5C). В 1987 году Китаем было подписано соглашение с Францией о производстве новой версии штурмовика, являющегося альтернативой штурмовику Q-5M. По этому соглашению бортовое радиоэлектронное оборудование для самолета должна была поставить французская фирма Thomson-CSF. Модернизированное БРЭО включало - ИЛС Thomson-CSF VE-110, лазерный дальномер Thomson-CSF TMV-630,инерциальную навигационную систему Sagem, информационную систему Crouzet, радиолокационный высотомер и видеокамеру. Спектр применяемого вооружения был расширен за счет применения новой противокорабельной ракеты YJ-8 (C-801, дальность 10-50 километров, скорость полета 0.9М). Так же самолет может нести до двух противолодочных торпед. Испытания самолета были начаты в 1991 году. Данных о принятие на вооружение данной модификации нет.







ЛТХ:
Модификация Q-5K
Размах крыла, м 9.70
Длина самолета,м 16.25
Высота самолета,м 4.52
Площадь крыла,м2 27.95
Масса, кг
пустого самолета 6494
максимальная взлетная 12000
Топливо, кг
внутренние топливо 2825
ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)
Тип двигателя 1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6A
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 29.40
форсированная 1 х 39.70
Максимальная скорость, км/ч 1190
Крейсерская скорость, км/ч 740
Практическая дальность, км 2000
Боевой радиус действия, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин 6180
Практический потолок, м 15850
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
бБоевая нагрузка - 2000 кг на 10 узлов подвески
до 4 УР воздух-земля PL-2B, PL-7, AIM-9 Sidewinder, Matra R.550, Magic
до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755 или баки с напалмом,
или одна 5-20 кТ тактическая ядерная бомба
до 4 ПУ НУР -57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130-мм),
2 ПКР YJ-8 (C-801) или две торпеды
ПТБ, контейнеры с аппаратурой РЭБ