Nieuport-Delage
S%^Tt$ - 1755000550000
NiD-29


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Прототип одноместного истребителя NiD.29, по французской классификации относившийся к категории самолетов C.1, совершил первый полет 21 августа 1918 года. Он представлял собой биплан с оснащенными элеронами крыльями одинакового размаха. Самолет показал себя хорошо и в целом соответствовал требованиям заказчика, кроме показаний по практическому потолку. На втором прототипе сохранили двигатель Hispano-Suiza 8Fb и тонкий фюзеляж круглого сечения предшественника, но размах крыльев был немного увеличен.

После того как прототип Ni-D 29 стал соответствовать требованиям по практическому потолку, он в начале 1920 года был поставлен в серийное производство. Внешним отличием серийных самолетов стало удаление элеронов с верхнего крыла и увеличение размаха элеронов нижнего крыла.

Первые поставки в ВВС Франции выполнены в 1922 году, самолет поступил в дислоцированные в Германии эскадрильи SPA 37, 81 и 91, позже переименованные в 101-ю, 102-ю и 103-ю эскадрильи. Самолет стал весьма популярным, хотя пилоты отметили тенденцию машины к затягиванию в плоский штопор. Около 250 истребителей Ni-D 29 были построены для Франции. В течение 1922-1924 годов были получены заказы от 18 клиентов, Ni-D 29 вскоре стал самым популярным истребителем периода 1920-х годов.

Испания приобрела 30 машин (10 были выпущены в стране по лицензии); Бельгия - 108 самолетов (87 построены по лицензии компанией SABCA); Японии был поставлен один образец, а впоследствии компания "Nakajima" построила по лицензии 608 истребителей под обозначением Ko-4; итальянские ВВС приобрели шесть самолетов французской постройки, а затем еще 175 серийных самолетов, 95 из которых построила компания "Macchi" под обозначением Macchi-Nieuport 29, а еще 80 - компания "Caproni" (самолеты в 1925-1928 годы состояли на вооружении шести итальянских истребительных эскадрилий). Кроме того, Швеция приобрела 9 самолетов, эксплуатируя их под обозначением J2, и небольшое количество Ni-D 29 использовалось в Аргентине.

Французы использовали Ni-D 29 в боях против повстанцев в Марокко, причем часть машин была переоборудована в вариант B.1 и могла нести бомбы малого калибра. Испанские Nieuport принимали участие в подавлении выступлений повстанцев в североафриканских колониях. Что касается Японии, то там Ko-4 составляли основу парка истребительной авиации Императорской Армии вплоть до 1933 года, сыграв важную роль во время оккупации Маньчжурии и в Шанхайском инциденте 1932 года. Были разработаны несколько гоночных вариантов модели Ni-D 29, установивших не менее восьми мировых рекордов скорости.




Модификации :
NiD-29 C.1 первая серийная модификация.
NiD-29 B.1
экспериментальный вариант штурмовика, вооруженный шестью бомбами массой 10 кг. Небольшая партия самолетов была переделана в конфигурацию В.1.

NiD-29bis
был представлен в 1922 г. на Авиасалоне в Париже. Имел уменьшенную площадь крыла и управляемый хвостовой костыль; построен только опытный самолет.

NiD-29G
вариант, построенный параллельно с опытными самолетами, оснащенными двигателями Hispano-Suiza, имел ротативный двигатель Gnome 9N. Первый из двух построенных самолетов был переделан для установки двигателя Hispano-Suiza, двух основных и дополнительного хвостового поплавков и принял участие в 1920 г. в соревнованиях Grand Prix de Monaco, второй самолет прошел испытания с двигателем Gnome как возможный палубный истребитель, затем в 1920 г. он был переделан в самолет NiD-32RH c двигателем Le Rhone 9R мощностью 180 л.с.

NiD-29D
вариант для попытки установления мирового рекорда высоты. Имел двигатель с турбонагнетателем Rateau, позволявший ему достигать высоты 7000 м.

NiD-29 E.1
учебно-тренировочный вариант, построенный для военной авиации Франции; был оснащен двигателем Hispano-Suiza мощностью 180 л.с. и вооружен одним синхронным пулеметом Vickers.

NiD-29 SHV
вариант гидросамолета для соревнования Шнайдер Трофи 1919г. Размах крыла был уменьшен до 8 м, с планера было снято военное оборудование, и на нем произведена усовершенствованная внешняя отделка. Было построено два самолета, один был представлен на соревнованиях в 1921 г., но фактически они не приняли участие ни в одном из двух соревнований.

NiD-29V
разработанный в 1919 г. конструктором Мэри при содействии инжeнера компании Густава Делажа, самолет NiD-29V являлся легким гоночным вариантом с размахом крыла, уменьшенным до 6 м , двигателем HS 8Fb с мощностью, увеличенной до 320 л.с., и уменьшенным до 936 кг максимальным взлетным весом. Три построенных гоночных самолета были подвержены многочисленным модификациям и приняли участие во многих соревнованиях. Пилот Сади Лекуанте в 1919 г. выиграл соревнования Coupe Deutsche, а в 1920г. - соревнования Gordon Bennett Trophy на самолетах NiD-29V. Аэроплан NiD-29Vbis являлся единственным вариантом, предназначенным для достижения максимально возможной скорости: у него была удалена открытая кабина с ее лобовым стеклом и подголовником. Пилот должен был пригибаться в фюзеляже, полагаясь на обзор только через очень маленькие окна с каждой его стороны; неудивительно, что самолет был потерян во время аварии при посадке в апреле 1921 г.




ЛТХ:
Модификация NiD-29bis
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 6.44
Высота, м 2.66
Площадь крыла, м2 27.00
Масса, кг
пустого самолета 850
нормальная взлетная 1190
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 237
Крейсерская скорость , км/ч 201
Практическая дальность, км 480
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8200
Экипаж 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-30


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1920
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Транспортный биплан Nieuport-Delage NiD-30T1 поступил в эксплуатацию на авиалинии Париж-Лондон в начале 1920 года в компанию Компань Женерал Трансаэрьенн. Пилот находился в открытой кабине позади двигателя Sunbeam Matabele мощностью 350 л.с. За пилотом располагалась кабина для четырех пассажиров.

Всего было построено семь самолетов, которые совершали полеты в оба конца два раза в день до тех пор, пока один из них не был потерян в проливе Ла-Манш 27 апреля 1920 года во время сильного тумана. В результате этого на оставшиеся самолеты была установлена примитивная система ориентирования на акустической частоте, разработанная А.В. Лотом.

Единственный самолет NiD-30T2, у которого площадь одного крыла была в два раза больше площади другого, являлся развитием модели NiD-30Т1, но с двигателем Darracq 12A мощностью 420 л.с. Он совершил первый полет 23 марта 1921 года. Летные испытания выявили некоторые проблемы, и дальнейшая разработка этого варианта была прекращена. Максимальная скорость модели NiD-30T1 равнялась 172 км/час. Самолет NiD-30T2, вмещавший до семи пассажиров, имел меньшую скорость.







ЛТХ:
Модификация NiD-30T1
Размах крыла, м 13.20
Длина самолета,м 10.80
Высота самолета,м 4.00
Площадь крыла,м2 65.00
Масса, кг
пустого самолета 1800
максимальная взлетная 2580
Тип двигателя 1 ПД Sunbeam Matabele
Мощность, л.с. 1 х 350
Максимальная скорость, км/ч 172
Крейсерская скорость, км/ч 148
Практическая дальность, км 420
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира

NiD-32


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1919
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



NiD-32 (Nieuport 32RH) - истребитель, разработанный французской фирмой Nieuport. Самолет является облегченной версией истребителя NiD-29. Самолет оборудованный двигателем Le Rhone 9R мощностью 180 л.с., совершил свой первый полет в середине 1919 года. После прохождения успешных испытаний, было заказано 10 экземпляров для морской авиации ВМС Франции под обозначением NiD-32RH.











ЛТХ:
Модификация NiD-32
Размах крыла, м 9.70
Длина, м 6.70
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 27.00
Масса, кг
пустого самолета 603
нормальная взлетная 857
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone 9R
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 230
Крейсерская скорость , км/ч 198
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 208
Практический потолок, м 7800
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-37


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1922
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1923 году конструктор французской фирмы Nieuport-Delage E. Dieudonne закончил проект нового истребителя, получившего обозначение NiD.37. Самолет, на конструкцию которого явно оказал влияние Nieuport 31, представлял собой одноместный полутораплан с деревянным фюзеляжем типа монокок, оборудованный двигателем Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с. с турбонагнетателем Rateau. Вооружение самолета была стандартным для французских истребителей той поры - два синхронизированных 7.7-мм пулемета.

Каплевидность фюзеляжа сделана исключительно для обтекаемости. Крылья имели специальный излом для улучшения обзора из расположенной прямо поверх крыла, в центроплане кабины, а очень передняя центровка самолета компенсировалась небольшой дополнительной плоскостью (~20% от площади основного крыла) на стойках вынесенного вперед шасси. Интересно были решены воздухозаборники радиатора: пучки изогнутых трубок высовывались над корневой частью крыла, а сам радиатор был внутри. Это, конечно, прогресс по сравнению с типовыми на тот момент сотовыми радиаторами, торчащими в потоке.

Еще до первого своего полета NiD.37 был показан широкой публике на Salon de l'Aeronautique в декабре 1922 года. А первый свой полет истребитель совершил в апреле следующего года.

В ходе испытаний стало ясно, что самолет не удовлетворяет требованиям предъявленным военными, к тому же возникали постоянные проблемы с турбонагнетателем. Первым делом подвела геометрия. Необоснованно толстый фюзеляж сопротивлялся потоку воздуха изо всех сил, несмотря на каплевидность. А самое обидное - турбонагнетатель.... Вместо того, чтобы радикально увеличить мощность двигателя и дать самолету преимущество в скорости - он стал обузой. Лишним весом и лобовым сопротивлением.

Дело в том, что принципиально правильная идея использовать для наддува энергию выхлопа не была поддержана материалами, не нашлось достаточно жаростойких сталей, чтобы заметное время работать в турбине.

В итоге проектную скорость в 250 км/ч набрать не удалось (вышло с максимальным напряжением 200, при крейсерской 180), да и показатели маневренности оказались так себе. Пришлось сделать шаг назад и вернуться к более проверенным решениям.

Второй экземпляр самолета переделали в гоночный вариант с крыльями меньшей площадью. NiD.37 был выставлен для участия в соревнованиях Coupe Deutsch, получив номер "6", но и тут все окончилось неудачно.






ЛТХ:
Модификация NiD-37
Размах крыла, м 11.80
Длина, м 7.16
Высота, м 2.97
Площадь крыла, м2 26.80
Масса, кг
пустого самолета 980
нормальная взлетная 1420
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 180
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers

NiD.38


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1923
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Трехместный туристический биплан Nieuport-Delage NiD-38 был спроектирован с возможностью установки различных двигателей мощностью от 180 л.с. до 220 л.с. Он вмещал двух пассажиров в маленькой кабине, расположенной сразу позади открытой кабины пилота. Первый экземпляр был представлен в 1924 году на Парижском авиасалоне. Впоследствии он был обозначен как F-AGFK и летал с двигателем Hispano-Suiza 8Аb мощностью 180 л.с.

Все четыре самолета NiD-38 были завершены. Первые два вместо пассажирской кабины имели почтовый отсек и использовались некоторое время для регулярных почтовых перевозок между Женевой и Бордо. Последний построенный самолет сначала летал с двигателем Renault 8Gd, а затем с двигателем Hispano-Suiza 8Аd. Он был переобозначен как NiD.381. Списан в 1938г.








ЛТХ:
Модификация NiD-38
Размах крыла, м 10.90
Длина, м 8.11
Высота, м 3.46
Площадь крыла, м2 40.30
Масса, кг
пустого самолета 950
нормальная взлетная 1350
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Аb
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 141
Практическая дальность, км 350
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

NiD-40


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1923
Тип: истребитель
ЛТХ Доп. информация



NiD-40 - истребитель, разработанный французской фирмой Nieuport. Самолет был создан на базе истребителя NiD-29. NiD-40 оборудованный двигателем Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с., совершил свой первый полет в начале 1923 года. Одноместный опытный высотный биплан-истребитель Nieuport-Delage NiD-40 не смог заинтересовать французские власти, и компания модифицировала его в модель NiD-40R для попытки установить мировой рекорд высоты. Он имел размах крыла 14 м, площадь крыла 34 кв. м., а силовой установкой являлся двигатель с турбонагнетателем Hispano-Suiza 8Fb мощностью 400 л.с.

Новый вариант совершил свой первый полет 1 июля 1923 года и пилотировался Сади Лекуанте, который размещался в закрытой герметичной кабине. 5 сентября 1923 года был установлен новый мировой рекорд высоты полета - 10741 м. Затем 30 октября 1923 года Лекуанте увеличил его до 11145 м. Этот рекорд не могли побить в следующие четыре года. В 1924 году самолет NiD-40R был испытан как гидросамолет с двумя поплавками, под обозначением NiD-40RH.









ЛТХ:
Модификация NiD-40 NiD-40R
Размах крыла, м 9.70 14.00
Длина, м 6.80 6.80
Высота, м 2.76 3.00
Площадь крыла, м2 26.70 34.00
Масса, кг
пустого самолета 851 746
нормальная взлетная 1190 948
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч 220 210
Крейсерская скорость , км/ч 193 191
Практическая дальность, км 500 440
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10000 12000
Экипаж, чел 1 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers нет

NiD-42


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1924
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Во время Первой мировой войны истребители воюющих держав были представлены самыми разнообразными схемами. В небе над Европой в воздушных схватках участвовали монопланы, бипланы и трипланы. После капитуляции Германии первыми исчезли трипланы -ведь за наличие трех несущих поверхностей, обеспечивающих отличную маневренность из-за возросшего сопротивления приходилось расплачиваться уменьшением скорости. А монопланы и бипланы вплоть до начала Второй мировой войны боролись друг с другом за право на существование.

У каждого из них были свои преимущества и недостатки. Моноплан с его более высокой скоростью уступал своему верткому оппоненту в маневренности. Для создания универсального истребителя, в котором сочетались бы высокая скорость с отличной маневренностью, конструкторы предложили простой и логичный путь - построить полутораплан, у которого нижнее крыло имело меньший размах по сравнению с верхним.

Первые полуторапланы появились еще во время Первой мировой войны, но почти все они были экспериментальными, например, немецкие "Фоккер" V1 и V2 и английский "Авро 531". Лишь итальянцы сумели довести до серии свой "Макки М.14", хотя партию из 10 выпущенных истребителей трудно назвать большой. Расцвет схемы полутораплана пришелся на 20-е годы. Во многих странах появились свои версии истребителей с разными крыльями. В Голландии серийно строились "Фоккеры DXI" и DXIII, а в СССР - И-4 А.Н.Туполева. Но наибольшее количество самых разнообразных полуторапланов выпустили во Франции.

В 1923 году поднялся в воздух опытный истребитель "Анрио Н.26", который военные, правда, отказались принимать на вооружение из-за плохой управляемости и ряда других дефектов. Франсуа Вилье на своей фирме выпустил в 1924-м двухместный 2АМ-С-2, объявленный победителем в конкурсе на тяжелый истребитель для авианосца "Беарн". За ним последовали очередные двухместные модификации 5С2 и 24С2, но они так и остались опытными образцами, как и прототипы фирмы "Бернар" под ©14 и ©15.

Более удачливой оказалась фирма "Леви-Бише" - 20 ее полуторапланов LB2 в 1927-м также поступили на вооружение авианосца "Беарн".

Но самым знаменитым и самым массовым французским самолетом подобной схемы стал истребитель NiD 42 (и его модификации), созданный конструкторами Густавом Делажем и Робертом Дюгамелем на фирме, которая была известна с начала века под именем "Ньюпор". После смерти в 1921-м самого Луи Ньюпора, его компания, объединившись с другой, стала именоваться "Ньюпор-Астра". А в дальнейшем установили окончательный вариант в названии - "Ньюпор-Делаж".

NiD 42 создавался по доработанным требованиям С1 1923 года на основной истребитель для ВВС Франции. Военные требовали от самолета максимальной скорости 240 км/ч на высоте 5000 м и мощного вооружения из четырех пулеметов с боезапасом по 500 патронов на ствол. Два синхронных пулемета, стрелявших через винт, планировали разместить в фюзеляже и еще пару в крыле вне плоскости винта.

Конкурс вызвал огромный интерес во Франции, ведь выигрыш обеспечивал фирмам серийный выпуск основного боевого самолета ВВС и, соответственно, большие доходы. Свои проекты и прототипы представили практически все авиакомпании первой республики, а общее количество участвующих в конкурсе истребителей достигло 30 (некоторые фирмы предложили сразу несколько машин).

Проект "Ньюпор-Делаж" имел индекс NiD 42 и представлял собой первоначально подкосной моноплан-парасоль. Одновременно строились две версии NiD 42 - истребитель под требования С1 и гоночный самолет для установления мирового рекорда скорости. Несмотря на внешнее отличие, обе машины имели общий индекс и схожую конструкцию. Одинаковым был и двигатель в проектах - новейший 12-цилиндровый V-образный "Испано-Сюиза Модель 51". Разработанный под руководством Марка Биркита, мотор впервые заработал на стенде в феврале 1924-го и стал родоначальником целого семейства удачных двигателей.

Истребитель NiD 42 получился достаточно крупной машиной, но пропорциональной и изящной. Конструкция самолета - смешанная. Передняя часть фюзеляжа с моторным отсеком вплоть до конца открытой кабины имела металлическую конструкцию с дюралевой обшивкой, а задняя - состояла из набора круглых деревянных шпангоутов, обшитых фанерой и полотном и покрытым аэролаком.

Крыло располагалось над фюзеляжем с зазором, крепясь за мотором на пилонах V-образной перевернутой формы. Снизу его поддерживали два V-образных подкоса. В верхней части они опирались на два крыльевых узла, а нижней - точкой замыкались на неубираемую двухколесную тележку шасси с резиноамортизаторами. Тележка крепились к нижней части фюзеляжа на двух стойках N-образной формы. Роль хвостовой опоры выполнял набор изогнутых металлических рессор.

Прямое крыло с закругленными законцовками имело два главных дюралевых лонжерона двутаврового сечения и набор деревянных нервюр и стрингеров. Из рулевых поверхностей на нем имелись только элероны, не оснащенные триммерами. Вся конструкция обшивалась спереди фанерой, а сзади -полотном. Над кабиной для обзора вверх в крыле выполнялся полукруглый вырез.

Классическое хвостовое оперение цельнодеревянной конструкции состояло из киля и стабилизатора эллиптической формы. Рули высоты и направления также не имели триммеров.

На выбранном для истребителя двигателе "Модель 51" в процессе доводки удалось получить мощность 500 л.с, а после увеличения степени сжатия достигли цифры в 545 л.с. В серию такой мотор пошел под обозначением "Испано-Сюиза 12На", а индекс 124b присвоили доработанной версии с еще более увеличенной степенью сжатия и мощностью 580 л.с.

Для установки на NiD 42 запланировали оба варианта 12На и 12Нb с двухлопастным деревянным винтом постоянного шага фирмы "Ратье". Пару охлаждающих радиаторов разместили в необычном месте - на передних стойках шасси.

Топливная система общей емкостью 340 л состояла из трех баков - двух крыльевых и одного фюзеляжного. Защитное вооружение из 4 пулеметов было в полном соответствии с требованиями военных. Два синхронных "Виккерса" калибра 7,7 мм с боезапасом по 500 патронов размещались перед открытой кабиной с небольшим плексигласовым козырьком. А пару пулеметов "Дарн" такого же калибра и с таким же боезапасом установили в крыле.

Весной 1924-го на заводе фирмы были готовы два первых прототипа истребителя NiD 42, а к лету выкатили гоночный вариант NiD 42S для побития мирового рекорда. NiD 42S в отличие от истребителя схемы парасоль являлся чистым монопланом с верхнерасположенным крылом (просвета между фюзеляжем и несущей поверхностью не было).

Первый истребитель в конце весны перекатили на аэродром Виллакобли, где на нем приступили к летным испытаниям знаменитый французский авиагонщик Сади Леконт и шеф-пилот фирмы Фернанд Ласне. Леконту досталось право облетать и гоночный NiD 42S, и вскоре самолет порадовал своих создателей, установив несколько мировых рекордов. Во время гонок на приз Бомонта Леконт прошел дистанцию в 500 км со средней скоростью в 306,7 км/ч, что на 36 км/ч превышало предыдущий мировой рекорд на замкнутой дистанции такой протяженности.

В отличие от гоночного NiD 42S, испытания военного варианта "сорок второго" в Виллакобли особого оптимизма у пилотов не вызывали. Из-за задней центровки и небольшой площади хвостового оперения управляемость и устойчивость самолета были неудовлетворительными. Вызывали критику недостаточная маневренность и тенденция к сваливанию в штопор. К тому же, на некоторых режимах возникали вибрации крыла и хвостового оперения. Хотя конструкторы уверяли летчиков, что небольшие вибрации не опасны с точки зрения прочности, считать подобный режим нормальным пилоты отказывались.

Инженерам фирмы ничего не оставалось, как срочно приступить к доработкам и изменениям конструкции. В качестве основной меры по устранению недостатков предложили установить снизу небольшое крыло, превратив таким образом моноплан-парасоль в полутораплан. Из-за дополнительной несущей плоскости уменьшалась удельная нагрузка (улучшалась маневренность), центровка смещалась вперед, а жесткость всей коробки крыла увеличивалась и, соответственно, изменялись его частотные характеристики (таким образом избавлялись от вибраций). Нижнее цельнодеревянное крыло площадью всего 4,25 м2 крепилось снизу фюзеляжа за моторным отсеком, а V-образные боковые подкосы проходили сквозь него, имея в месте пересечения дополнительный узел крепления.

Впервые нижнее крыло появилось на втором прототипе, который первоначально задумывался как двухместный истребитель с дополнительной турелью ТО-3 в задней кабине. До начала летных испытаний вторая машина успела побывать в декабре 1924-го на 9-м международном авиасалоне в Париже. Правда, здесь самолет не летал, занимая место в неподвижной экспозиции. Пока шла выставка, военные отказались от двухместной версии NiD 42, и к полетам второй прототип приступил уже переделанный в одноместный истребитель.

Программу испытаний прототипов в Виллакобли завершили в начале 1925-го, однако дополнительное крыло не намного улучшило поведение самолета. Управление истребителем по-прежнему оставалось трудным, а наличие дополнительной несущей поверхности увеличивало вес и сопротивление. По сравнению с монопланом, полутораплан NiD 42 потяжелел на взлете с 1745 кг до 1808 кг, соответственно, скорость на высоте 4000 м упала - с 266 км/ч до 256 км/ч. Но это обстоятельство не очень расстраивало Г. Делажа - конструктор был уверен в успехе. Ведь его самолет полностью удовлетворял требованиям С1 1923 года и значительно опережал всех конкурентов в скорости - главном качестве истребителя.

Военные весной 1925-го все еще продолжали обсуждать, кого признать победителем в конкурсе, и окончательный выбор затягивался. А Делаж настолько был уверен в превосходстве NiD42, что начал подготовку его серийного выпуска, не дожидаясь официального контракта от ВВС Франции.

На первых двух серийных истребителях установили новые двигатели с нижними радиаторами. Первый получил 450-сильный "Лоррэн-Дитрих 12Еb" и имел индекс NiD 44. А второй с "Испано-Сюизой 12Gb" мощностью 500 л.с. стал называться NiD 46. Эти две машины фирма "Ньюпор-Делаж" также предложила военным, поскольку конкурс официально еще не был закрыт. Но из-за моторов меньшей мощности скоростные характеристики чуть упали. Поэтому в общем списке оставшихся 12 финалистов NiD 44 занял 10-е место, a NiD 46 - 5-е.

Следующим с конвейера сошел истребитель под порядковым номером 5 - NiD 42 с двигателем "Испано-Сюиза 12Нb". На этой машине Фернанд Ласне продолжил список рекордов "сорок второго". 29 августа 1925-го на замкнутой дистанции 1000 км он показал среднюю скорость 248,35 км/ч. Через три дня с полезной нагрузкой в 500 кг на 500 км средняя скорость достигла 249,62 км/ ч, а 12 сентября на 1500 км и 2000 км лучший результат составлял 218,83 км/ч. 7 октября Ласне улучшает результат на дистанциях в 100 км и 200 км с нагрузкой в 250 кг и 500 кг - теперь цифры рекордов, соответственно, составляли 281 км/ч и 279,72 км/ч.

Несмотря на обилие мировых рекордов, военные все еще не спешили принимать NiD 42 на вооружение. В сентябре 1925-го фирма "Ньюпор-Делаж" даже получила контракт на последнюю партию из 90 устаревших бипланов NiD29, а судьба "сорок второго" продолжала оставаться неизвестной. Наконец, в декабре ВВС Франции официально заказали полутораплан NiD 42, правда, первая партия из-за временных финансовых трудностей выглядела по количеству просто смехотворной - 2 истребителя.

Эти самолеты имели киль большей площади для лучшего путевого управления и поступили на эксплуатационные испытания в специальную авиачасть, базирующуюся в Виллакобли. Здесь на истребителе получили следующие характеристики - максимальная скорость составляла 266 км/ч на уровне земли, высоту в 3000 м серийный NiD 42 набирал за 6,25 мин, а 6000 м за 18,2 мин. Взлетная дистанция достигала 106 м, пробег на посадке - 150 м, а высота полета - 8000 м.

Пока шли испытания пары серийных NiD 42, военные продолжали пристально изучать всех 12 оставшихся финалистов. В январе 1927-го министерство авиации приняло компромиссное решение - заказать постройку небольших партий из 25 истребителей трех участников конкурса - NiD 42, "Гордо-Лесье 32" и "Вибо 7". Логика в этом решение не просматривалась - так, "Вибо 7" занимал лишь 11-е место в общем списке финалистов.

Еще до этого события - в начале 1926-го, на фирме "Ньюпор-Делаж" построили поплавковую версию истребителя NiD 42H для морской авиации. Самолет получил необычные поплавки несимметричной формы, разработанные инженером Боннемайсоном. Но их конструкция оказалась неудачной - NiD 42H во время разбега так и не смог выйти на редан поплавков и оторваться от воды. Самолет не стали доводить, прекратив по нему все работы.

Летом того же 1926-го NiD 42 предложили первому зарубежному заказчику - Турции. В июне и июле истребитель прошел в этой стране сравнительные испытания, во время которых с ним ознакомились военные летчики. Турция нуждалась в новом боевом самолете для своих ВВС, и уже шли переговоры с фирмой "Ньюпор-Делаж" о поставке 50 истребителей. Но из-за финансовых трудностей программу заказа свернули.

В конце 1927-го 20 серийных NiD 42 поступили на вооружение первых полков ВВС Франции. В конструкцию самолета постоянно вносились изменения, чтобы улучшить его поведение в воздухе. Помимо небольших доработок в управлении и хвостовом оперении, конструкторы подумывали и о более серьезных нововведениях, собираясь полностью перейти на цельнометаллическую конструкцию.



ЛТХ:
Модификация NiD-42 NiD-42S
Размах крыла, м 12.00 9.50
Длина, м 7.50 7.30
Высота, м 3.00 2.20
Площадь крыла, м2 30.90 15.50
Масса, кг
пустого самолета 1260 1170
нормальная взлетная 1808 1440
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Нb 1 ПД Hispano-Suiza 12Нb
Мощность, л.с. 1 х 500 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч 265 330
Крейсерская скорость , км/ч 233 298
Практическая дальность, км 400 500
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7320 6800
Экипаж 1 1
Вооружение: три 7.7-мм пулемета Vickers нет

NiD-43


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1924
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1923 году Service Technique Aeronautique опубликовала требования к новой программе AMC2 (двухместный морской истребитель). На фирме Nieuport-Delage проектом истребителя занялся инженер Робер Дюхамель (Robert Duhamel) совместо с MM Mary и Bonnemaison.

Самолет, получивший обозначение NiD.43, представлял собой двуместный двухстоечный биплан, оснащенный двенадцатицилиндровым двигателем Hispano-Suiza 12Hb мощностью 500 л.с. и вооруженный двумя синхронизированными 7.7-мм пулеметами Vickers и одним 7.7-мм пулеметом Lewis на подвижной турели в задней кабине.

Первый полет самолета состоялся в 1924 году. В следующем году самолет участвовал в конкурсном испытании, проводимом в Сант Рафаеле. В конкурсе победил Levasseur P.L.5, а NiD.43 был пущен на слом.








ЛТХ:
Модификация NiD-43
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 10.00
Высота, м 3.85
Площадь крыла, м2 44.30
Масса, кг
пустого самолета 1620
нормальная взлетная 2320
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Hb
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость , км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 180
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Скороподъемность, м/мин 150
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers, один 7.7-мм Lewis

NiD-46


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1926
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Истребитель NiD-46 стал очередной попыткой конструкторов фирмы Nieuport-Delage улучшить летные данные истребителя NiD.42. Новый истребитель мало чем отличался от своего предшественника - он стал несколько короче и легче. Кроме того двигатель Hispano-Suiza 12Нb заменили на Hispano-Suiza 12Gb той же мощности. Главным новшеством стал новый радиатор двигателя. Первый полет самолета состоялся в 1926 году. В ходя испытаний стало ясно, что новый радиатор лишь ухудшил аэродинамические свойства самолета, что сказалась на уменьшении максимальной скорости более чем на 10 км/ч. В результате работы над самолетом были свернуты.





ЛТХ:
Модификация NiD-46
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.30
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 31.25
Масса, кг
пустого самолета 1231
нормальная взлетная 1794
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Gb
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость , км/ч 252
Крейсерская скорость , км/ч 220
Практическая дальность, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7900
Экипаж 1
Вооружение: три 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-48


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1926
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Построенный в 1926 г. легкий экономичный одноместный истребитель Nieuport-Delage NiD-48 имел крыло типа парасоль, прикрепленное к поперечной оси шасси с помощью Y-образных подкосов и был оснащен двигателем Hispano-Suiza 12Jb мощностью 400 л.с. Модель NiD-48 была представлена в 1926 г. на Парижском авиасалоне, а затем подверглась летным испытаниям, в ходе которых достигла максимальной скорости 275 км/час. Однако в июле 1929 г. NiD-48 разбился.

Следующий вариант NiD-48bis имел двигатель Hispano-Suiza 12Hb и увеличенный стабилизатор. В 1930 г. на самолет был установлен звездообразный двигатель Lorraine Algol мощностью 300 л.с. с обтекателем Тауненда, и он был подготовлен для участия в воздушных гонках на Кубок Мишелин с пилотом Рене Поланом. Авария не позволила ему принять участие в соревнованиях, но после переобозначения NiD-481 самолет показывал фигуры высшего пилотажа в нескольких французских авиашоу до тех пор, пока не был списан в 1936 г.







ЛТХ:
Модификация NiD-48
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 6.40
Высота, м 2.76
Площадь крыла, м2 18.38
Масса, кг
пустого самолета 1032
нормальная взлетная 1290
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Jb
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч 276
Крейсерская скорость , км/ч 243
Продолжительность полета, ч.мин 1.30
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-52


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1927
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Первый истребитель со значительным использованием алюминиевых сплавов - NiD 52 поднялся в воздух в конце 1927-го. За ним последовали NiD 62 со смешанной конструкцией и цельнометаллический NiD 72. На NiD 52 хорду основного крыла немного уменьшили и его площадь сократилась на 0,4 м2 (площадь нижнего крыла также стала меньше на 1,35м ).

В конструкции крыла деревянные нервюры заменили дюралевыми, хотя полотняная и фанерная обшивки остались. Поменялось и хвостовое оперение - теперь оно стало полностью цельнометаллическим, а площадь киля увеличилась до 5,2 м . Наконец-то все рулевые поверхности получили триммеры, что значительно облегчило управление.

Для уменьшения веса отказались, от крыльевых пулеметов, оставив лишь пару фюзеляжных "Виккерсов". Двигатель на NiD 52 остался таким же -"Испано-Сюиза 12 Нb".

NiD 52, пока не принятый на вооружение родных ВВС, стал первым экспортным вариантом полутораплана. Еще в начале 1927-го один из серийных NiD 42 побывал на Пиренейском полуострове, где участвовал в конкурсе по выбору основного истребителя для Испании. "Сорок второй" (в воздухе показали испанцам и они остались довольны самолетом, признав его победителем.

Правительство страны решило выпускать французский полутораплан по лицензии, причем за эталон серии взяли более современный цельнометаллический NiD 52. По соглашению с фирмой "Ньюпор-Делаж", на заводе в Гуадалахаре должны были выпустить 125 NiD 52, причем первые 34 планировали собрать из деталей, поставленных из Франции.

В воздушных боях самолеты "Ньюпор-Делаж" пилоты проверили позже -когда началась гражданская война в Испании. Первые 34 NiD 52, собранные из французских запчастей в Гуадалахаре, были готовы летом 1930-го. Самолеты получили в обозначении приставку "Испано-Ньюпор" и отличались радиаторами, установленными не на стойках шасси, а снизу двигателя. Остальные истребители собирались уже полностью из деталей, изготовленных в Испании, и к 1932 году закончили всю партию в 125 NiD 52.

Полуторапланы поделили между двумя авиационными группами - 12-я базировалась в Севилье и Гренаде, а 13-я в Барселоне и Логронье. А три самолета передали в летную школу. Испанские пилоты отзывались о французских истребителях без особого уважения, критикуя их за тяжелое управление и невысокую скорость. Хотя фирма "Ньюпор-Делаж" гарантировала для NiD 52 максимальную скорость в 260 км/ч на высоте 1800 м, эту цифру выжать на полутораплане так никто из испанцев не смог. Во время контрольных испытаний в 1932-м максимальный результат для лицензионного истребителя составил лишь 225 км/ч, что для начала 30-х годов было явно недостаточно. Очень часто случались на самолетах поломки и аварии, поэтому к началу гражданской войны, 18 июля 1936-го лишь 56 NiD 52 продолжали числиться боеготовыми. Большинство истребителей находилось в руках правительства, а у националистов вначале оказалось только семь полуторапланов. Но уже 21 июля мятежники увеличили свой парк еще на три машины. Звено правительственных истребителей совершило по ошибке посадку в Гренаде, где самолеты тут же были захвачены франкистами.

После этого случая командование ВВС законного правительства сделало все возможное для пополнения потерь. На заводе в Гуадалахаре из списанных машин и оставшихся запчастей собрали 10 истребителей, и к ноябрю 1936-го в строю уже числилось 55 NiD 52.

Сведения о первых воздушных победах полутораплана довольно противоречивы. Так, республиканцы в начале июля 1936-го объявили о том, что летчик Каскон на своем NiD 52 сбил бомбардировщик "Бреге XIX", хотя сам пилот впоследствии утверждал, что он возможно лишь попал из пулеметов во вражеский самолет. Подобной путаницей ответили националисты - 23 июля они заявили о победе NiD 52 Бермудаса Кастро над таким же истребителем, хотя официальные круги правительства о потерях в этот день ничего не сообщали.

Достоверная победа одного полутораплана над другим зарегистрирована 6 августа, но, к сожалению, это был несчастный случай. Звенья двух республиканских эскадрилий - 2-й и 1-й, по ошибке, приняли друг друга за врагов, и в воздушной схватке один NiD 52 сбили свои же летчики.

Для настоящих воздушных сражений в небе Испании полутораплан уже не годился. Устаревший французский самолет не мог достойно бороться с более современными немецкими и итальянскими истребителями - не хватало ни скорости, ни маневренности. Так, республиканские пилоты полушутя-полусерьезно говорили, что на NiD 52 на равных можно драться втроем против одного "Фиата CR.32" или вдвоем против "Хейнкеля Не 51". Зачастую тактика атаки была самой примитивной - постараться подойти незамеченным сзади, открыть огонь с дальней дистанции и тут же постараться уйти. Но испанцы народ горячий и не всегда разум побеждал над желанием уничтожить врага любыми средствами. Так, в сентябре 1936-го республиканский летчик Феликс Уртуби в схватке с двумя CR.32 таранил одного итальянца, погибнув при этом сам.

Кроме испанцев, в правительственных ВВС летали на NiD 52 и иностранные волонтеры-добровольцы. Не очень хорошо освоив довольно сложный в управлении истребитель, эти пилоты пополнили список небоевых потерь, разбив много самолетов на посадке. Вообще националисты сбили в воздухе лишь шесть NiD 52, а большую часть истребителей республиканцы потеряли после аварий и ошибок летчиков.

С прибытием в Испанию советской военной помощи, на борьбу с "Фиатами" и "Хейнкелями" отправили И-15 и И-16, а уцелевшим полуторапланам стали подыскивать второстепенные задания. Зимой 1936-37 года оставшиеся NiD 52 передали в учебные части, хотя несколько машин привлекли в марте 1937-го для боев под Гуадалахарой.

Модификации :
NiD-52 первая серийная модификация.
NiD-72
вариант самолета NiD-52 с цельнометаллической обшивкой. Опытный образец совершил первый полет в январе 1928 г.

NiD-82
опытный самолет выпуска 1930 г. с измененной формой верхнего крыла в плане; совершил свой первый полет с двигателем Hispano-Suiza 12 Lb мощностью 600 л.с., который затем был заменен на двигатель Lorraine 12Ha Petrel мощностью 500 л.с. Установлено новое вертикальное оперение. Максимальная скорость равнялась 275 км/час. В августе 1931 г. нижнее крыло было снято, что превратило самолет в моноплан с крылом типа парасоль. Позднее он был продан в Испанию.




ЛТХ:
Модификация NiD-52
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.64
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 27.75
Масса, кг
пустого самолета 1360
нормальная взлетная 1800
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Hb
Мощность, л.с. 1 х 580
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 226
Практическая дальность, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7000
Экипаж 1
два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-62


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1928
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Почти одновременно с NiD 72, в том же январе 1928-го, поднялся в воздух и NiD 62 смешанной конструкции. Повторяя в целом NiD 42, этот самолет имел такие же доработки верхнего крыла и оперения, как NiD52. Именно "шестьдесят второй" стал следующим серийным вариантом полутораплана - за первыми 25 NiD 42 от ВВС Франции последовал заказ на выпуск NiD 62, которые начали поступать в строевые полки в мае 1928-го. Эксплуатационные качества "шестьдесят вторых" вызывали множество нареканий у строевых пилотов. Истребитель тяжело управлялся и имел тенденцию к сваливанию в штопор. А из-за узкой колеи шасси на посадке очень часто случались перевороты и поломки крыльев. Тем не менее ВВС Франции заказали дополнительную партию из 299 NiD 62, из них 50 предназначались для морской авиации. Последние самолеты этого заказа поступили на вооружение в 1930-м.

Пока французские летчики переучивались на новые полуторапланы, конструкторы "Ньюпор-Делаж" продолжали работу над улучшением характеристик своего истребителя. В 1930-м появился вариант NiD 622 с доработанным крылом. Оставив такой же размах, уменьшили хорду крыла - соответственно, фокус несущей поверхности сместился вперед (площадь уменьшилась до 27,41 м ). Изменилась и конструкция элеронов - теперь они располагались по всему размаху. В остальном NiD 622 соответствовал NiD 62.

В сентябре 1930-го с конвейера сошел первый серийный NiD 622, а общая цифра заказа составила 180 истребителей. Вскоре ВВС попросили дополнительную партию в 68 NiD 622 и 62 истребителя заказала морская авиация.

В 1930-х годах боевые самолеты устаревали очень быстро, не стал исключением и полутораплан фирмы "Ньюпор-Делаж". Созданный по "моде" Первой мировой войны, истребитель уже не мог считаться современным, прежде всего из-за небольшой скорости. Рекорды улучшались с каждым годом, и недавние достижения NiD 42 в гонках никого удивить уже не могли.

То, что самолет устарел, наглядно продемонстрировал случай, произошедший в июле 1938-го. Итальянская эскадра поплавковых самолетов "Савойя-Маркетти" S.55 под командованием Итало Бальбо направлялась через территорию Франции в трансатлантический перелет. Французы решили проводить своих коллег в дальний путь почетным эскортом нескольких NiD 622 из 2-й и 6-й воздушных эскадр, базирующихся в Страсбурге. Однако поплавковые "Савойи" оказались быстроходней истребителей, которые отстали между Басле и Страсбургом.

Это происшествие вызвало огромный резонанс в военных кругах Франции - ведь основной истребитель страны уступал в скорости даже тихоходным гидросамолетам.

Но более современные машины еще только создавались, и полутораплан "Ньюпор-Делаж" продолжал оставаться на вооружении. Еще до конфуза с эскадрильей S.55 появилось несколько опытных вариантов самолета. С декабря 1931-го по июнь 1932-го испытывали NiD 622 с двухскоростным нагнетателем. Другой истребитель летал с 600-сильным двигателем "Лорран 12F" (W-образной схемы), получив индекс NiD 623. Два самолета с двигателями "Испано-Сюиза 12М" и со снятыми нижними крыльями стали называться NiD 624. Индекс NiD 625 достался переделанному NiD 62 для испытаний по сбросу парашютов, на котором также отсутствовало нижнее крыло.

В 1931-м два серийных NiD 622 оснастили двигателями "Испано-Сюиза 12Md" с различными нагнетателями. Самолет с нагнетателем фирмы "Фарман-Вазейге" обозначался, как NiD 628, а на NiD 629 стоял нагнетатель компании "Шидловский-Планье". После сравнительных испытаний, предпочтение отдали NiD 629, и последовал заказ на 50 таких истребителей. Из-за сложностей с доводкой капризных нагнетателей, последний истребитель этой партии был готов лишь в мае 1935-го.

Небольшое количество полуторапланов фирма "Ньюпор-Делаж" смогла поставить на экспорт. Два NiD 622 отправили в Турцию, три - в Румынию, а ВВС Перу заказали 12 истребителей специального экспортного варианта NiD 626. Самолет строился на базе NiD 622, но оснащался двигателем "Лорран 12Hdr" (500 л.с). Первый NiD 626 прибыл в Латинскую Америку летом 1932-го, а последнюю машину поставили к концу следующего.

И до гражданской войны в Испании уже было ясно, что полуторапланы "Ньюпор-Делаж" безнадежно устарели. ВВС Франции стали снимать первые истребители с вооружения еще в мае 1935-го, когда пять эскадрилий 3-й и 42-й эскадр приступили к переучиванию с NiD 62 и 622 на более современные "Девуатин 500" и "501". В ноябре 1936-го настала очередь заменить свои NiD 629 на монопланы "Лаур 46" и двух эскадрилий 6-й эскадры. Однако перевооружение шло неспешно, и к сентябрю 1939-го в строевых полках оставалось 135 NiD 62 и 622 и 18 NiD 629.

Помимо Франции, часть истребителей базировалась в Северной Африке - в Марокко, Алжире и Тунисе.

Во время "странной войны", боясь спровоцировать Германию на широкомасштабные военные действия, французские ВВС совершали лишь разведывательные полеты, к которым устаревшие полуторапланы не привлекали. Настоящая война для Франции началась 10 мая 1940-го, когда части вермахта перешли границу первой республики. К тому времени на вооружении продолжали числиться 97 NiD 62, 622 и 629. Но для перехвата скоростных "Мессершмиттов", "Хейнкелей" и "Дорнье" истребитель уже не годился, и ни одного боевого вылета самолет во время Второй мировой войны так и не совершил. Тем не менее, капитуляцию Франции полутораплан встретил, все еще считаясь боевым самолетом. В июле 1940-го в списках ВВС числилось 17 истребителей в неоккупированнои части Франции, 13 - в Алжире и Тунисе и 28 - в Марокко. Последние из этих машин были окончательно списаны и разобраны к 1942-му.

Начав свою почти двадцатилетнюю летную карьеру с мировых рекордов скорости, последние потомки полутораплана закончили жизнь на африканских свалках.

Судьбу истребителя фирмы "Ньюпор-Делаж" удачной не назовешь. Летчики без особого сожаления расставались со своими машинами из-за их тяжелого управления, плохой маневренности и недостаточной скорости. Да и сама концепция полутораплана с неубираемым шасси очень быстро ушла в прошлое. Истребитель устарел практически одновременно с поступлением на вооружение, уступив дорогу скоростным монопланам с чистой аэродинамикой и убираемым шасси.



ЛТХ:
Модификация NiD-62bis NiD-622
Размах крыла, м 12.00 12.00
Длина, м 7.63 7.63
Высота, м 3.00 3.00
Площадь крыла, м2 29.10 27.41
Масса, кг
пустого самолета 1318 1378
нормальная взлетная 1789 1837
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12 Md 1 ПД Hispano-Suiza 12Hb
Мощность, л.с. 1 х 500 1 х 580
Максимальная скорость , км/ч 270 270
Крейсерская скорость , км/ч 253 251
Практическая дальность, км 900 900
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8900 7700
Экипаж 1 1
два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-72


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1928
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В январе 1928-го впервые взлетел прототип истребителя NiD 72 - очередная цельнометаллическая версия полутораплана. Идентичный в общем предыдущему NiD 52, "семьдесят второй" имел уже дюралевую обшивку крыла. Из других отличий NiD 72 обладал еще уменьшенной площадью верхнего крыла и киля. Радиаторы со стоек шасси переместили под нижнее крыло, расположив их в туннельных обтекателях. Первый NiD 72 получился на 200 кг легче, имея лишь два фюзеляжных пулемета. В дальнейшем на истребитель вернули верхнюю пару пулеметов "Дарн" и установили более мощную модификацию двигателя - "Испано-Сюиза 12Lb" 660 л.с.

Отправились за границу несколько цельнометаллических NiD 72. Сначала три истребителя купила Бельгия. Первый из них прилетел в страну в октябре 1929-го, установив попутно рекордное время в 1 час 05 мин. для маршрута Париж-Брюссель. Серийные "семьдесят вторые" отличались от прототипа элеронами по всему размаху крыла (как на NiD 622). Еще четыре NiD 72 заказали ВВС Бразилии и именно этим самолетам первым из большой семьи полуторапланов "Ньюпор-Делаж" довелось участвовать в боевых вылетах.

В июле 1932-го оппозиционные силы подняли в Бразилии антиправительственный мятеж против законного президента. К тому времени из четырех NiD 72 только два истребителя оставались в летном состоянии, базируясь на аэродроме Кампос дос Афонос. Именно отсюда 21 августа капитан Коста Оливейра угнал один полутораплан к мятежникам. На перехват беглеца тут же собирались отправить второй NiD 72, но механики не смогли запустить двигатель. Так что воюющие стороны поделили пару летающих истребителей поровну. В течение 86 дней вооруженного конфликта полуторапланы обеих сторон совершили несколько боевых вылетов, но в воздухе друг с другом так и не встретились.



ЛТХ:
Модификация NiD-72
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.63
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 29.10
Масса, кг
пустого самолета 1318
нормальная взлетная 1789
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Hb
Мощность, л.с. 1 х 580
Максимальная скорость , км/ч 270
Крейсерская скорость , км/ч 253
Практическая дальность, км 900
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8900
Экипаж 1
два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-121


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Созданный на базе проекта Nieuport-Delage NiD-120, самолет NiD-121 являлся одноместным истребителем с неубирающимся шасси. У него было крыло эллиптической формы в плане и с уменьшенными хордами центроплана, которое из-за близости к фюзеляжу имело большой вырез для пилота и его лобового стекла. NiD-121, совершивший свой первый полет в ноябре 1932 года, имел двигатель Lorraine 12Hars Petrel мощностью 650 л.с.

Прототип NiD.121C1 был передан в Перу для испытаний в сентябре 1933 года. По результатам тестирования был подписан контракт на поставку двенадцати экземпляров для ВВС Перу. Первые машины были переданы в декабре 1934 года, а последние - в феврале следующего года. Из-за отсутствия запчастей последние истребители были списаны и отправлены на слом в октябре 1940 года.







ЛТХ:
Модификация NiD-121
Размах крыла, м 13.00
Длина, м 7.10
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 22.00
Масса, кг
пустого самолета 1287
нормальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ПД Lorraine 12Hars Petrel
Мощность, л.с. 1 х 650
Максимальная скорость , км/ч 370
Крейсерская скорость , км/ч 330
Практическая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 1
Вооружение: два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers
до 120 кг легких бомб

NiD-122


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Созданный на базе проекта Nieuport-Delage NiD-120, самолет NiD-122 являлся одноместным истребителем с неубирающимся шасси, имевшим обтекатели колес. У него было крыло эллиптической формы в плане и с уменьшенными хордами центроплана, которое из-за близости к фюзеляжу имело большой вырез для пилота и его лобового стекла.

Кроме NiD-122 были созданы еще несколько модификаций. Вариант NiD-123, появившейся в феврале 1934 г., мог летать с колесным или двойным поплавковым шасси и имел весовые балансиры на рулевых поверхностях. Самолеты NiD-124 представлял собой перестроенный NiD-122.

Два экземпляра самолета NiD-125 совершили свои первые полеты в апреле и июне 1934 г. и имели увеличенный вырез в крыле для пилота, увеличенную V-образность крыла и усиленное шасси. Силовой установкой был двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 641 кВт (860 л.с.). Вооружение включало, кроме двух пулеметов, пушку калибра 20 мм, стрелявшую через втулку винта. Максимальная скорость самолета NiD 125 равнялась 400 км/час, по сравнению со скоростью 370 км/час у NiD-121.

В 1935 г. партия из шести гидросамолетов-истребителей NiD-123H была поставлена в Перу. Они имели двухпоплавковое шасси и могли развивать максимальную скорость 320 км/час.



ЛТХ:
Модификация NiD-122 NiD-125
Размах крыла, м 13.00 13.00
Длина, м 7.12 7.28
Высота, м 3.00 3.38
Площадь крыла, м2 22.00 22.00
Масса, кг
пустого самолета 1209 1461
нормальная взлетная 1642 1970
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Xbrs 1 ПД Hispano-Suiza 12Ycrs
Мощность, л.с. 1 х 690 1 х 860
Максимальная скорость , км/ч 365 400
Крейсерская скорость , км/ч 323 365
Практическая дальность, км 800 800
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 11000 12000
Экипаж, чел 1 1
Вооружение: два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers одна 20-мм пушка и два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

NiD-390


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1924
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Разработанный по заказу компании Compagnie Aerienne Francaise, самолет Nieuport-Delage NiD-390 совершил свой первый полет в 1924 году после чего появилось еще семь серийных машин. Все самолеты были оснащены двигателем Hispano-Suiza 8Ас мощностью 180 л.с. и вмещали в кабине двух или трех пассажиров. Компания также использовала 20 самолетов NiD-391, 18 из которых были построены с нуля, а два были переделаны из NiD-390.

Вариант NiD-391 отличался от предшественника тем, что имел звездообразный двигатель Armstrong Siddeley Lynx мощностью 200 л.с. Самолет NiD-391/2 (взлетел в 1931 году) сохранил двигатель Lynx, но имел удлиненный фюзеляж и взлетный вес, увеличенный на 100 кг - до 1500 кг. Один экземпляр NiD-391 был переделан в санитарный и летал под обозначением NiD-391/3.

Мало что известно о единственном самолете NiD-393 также выпуска 1931 года, который имел двигатель Lorraine 7Ma Mizar мощностью 240 л.с.








ЛТХ:
Модификация NiD-390
Размах крыла, м 10.50
Длина самолета,м 8.39
Высота самолета,м 3.44
Площадь крыла,м2 39.00
Масса, кг
пустого самолета 905
максимальная взлетная 1400
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ac
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 165
Крейсерская скорость, км/ч 124
Практическая дальность, км 300
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажира

NiD-450


Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1930
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



Два экземпляра самолета Nieuport-Delage NiD-450, являвшегося двухпоплавковым низкопланом, оснащенным двигателем Hispano-Suiza 18R мощностью 1680 л.с., были предназначены для соревнований Шнайдер Трофи в 1929 году. В 1928 году была построена полномасштабная модель, а планеры были закончены в июле 1929 года Проблемы с силовой установкой и разработка системы радиаторов, установленных на крыле, привели к задержкам, и самолету пришлось отказаться от участия в соревнованиях осенью 1929 года

Восьмого апреля 1930 года совершил свой первый полет опытный самолет NiD-450.01, но в июле он перевернулся во время разбега при взлете. Второй самолет использовался как учебно-тренировочный для французских пилотов. Он был переобозначен как NiD-650 после изменения внешней компоновки. В июле 1931 года он был потерян при аварийной посадке на реку Сена. Самолет NiD-650.02 имел уменьшенное крыло и позднее был оснащен двухреданными поплавками и увеличенным рулем направления; он не поднимался в воздух до ноября 1931 года, а затем был отдан на слом после двух коротких полетов.

Последними подготовленными для соревнований Шнайдер Трофи 1931 года самолетами являлись NiD-651 с двигателем Lorraine 12Rcr Radium мощностью 2000 л.с. и NiD-652 с двигателем Renault 12Ncr такой же мощности. Силовые установки не были доведены к началу соревнований даже до начальной стадии испытаний, хотя планер самолета NiD-651 был уже завершен. В этих соревнованиях французские самолеты не участвовали, и на кубке 1931 года легкую победу одержала Великобритания.






ЛТХ:
Модификация NiD.450
Размах крыла, м 9.70
Длина, м 7.45
Высота, м 2.82
Площадь крыла, м2 15.46
Масса, кг
пустого самолета 1441
нормальная взлетная 1721
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 18R
Мощность, л.с. 1 х 1680
Максимальная скорость, км/ч 560
Практическая дальность, км 380
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

NiD-540


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1931
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Транспортный самолет Nieuport-Delage NiD-540 представлял собой однодвигательный высокоплан с пассажирской кабиной на восемь человек. Первый полет самолета, оснащенного двигателем Renault 12Ki мощностью 580 л.с., состоялся в апреле 1931 года. NiD-540 успешно завершил заводские испытания, однако заказов на него не поступило. Единственный построенный экземпляр использовался на фирме Nieuport-Delage в течении нескольких лет.

Для военных целей был построен вариант самолета - NiD-541 с четырнадцатицилиндровым двигателем Lorraine 14Ae Antarès мощностью 500 л.с. (370 кВт). В дальнейшем силовую установку планировалсь заменить на один двенадцатицилиндровый двигатель Lorraine 12Fad Courlis мощностью 600 л.с. (450 кВт). Но дальше испытаний дело не пошло.








ЛТХ:
Модификация NiD-540 NiD-541
Размах крыла, м 23.40 23.40
Длина самолета,м 15.00 15.00
Высота самолета,м 3.80 3.80
Площадь крыла,м2 60.00 60.00
Масса, кг
пустого самолета 2250 ?
максимальная взлетная 3300 3830
Тип двигателя 1 ПД Renault 12Ki 1 ПД Lorraine 14Ae Antarès
Мощность, л.с. 1 х 580 1 х 500
Максимальная скорость, км/ч 200 182
Крейсерская скорость, км/ч 175 165
Практическая дальность, км 800 ?
Практический потолок, м 5485 ?
Экипаж, чел 1 1
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров

NiD-590


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Nieuport-Delage NiD-590 являлся свободнонесущим высокопланом категории Col.3 с закрытой кабиной. Это был трехместный самолет, предназначенный для многоцелевого использования в колониальных владениях Франции. Первый полет состоялся в июне 1932 года. Самолет был оснащен тремя звездообразными двигателями Lorraine 9Na Algol мощностью 300 л.с. с кольцевыми обтекателями Тауненда. Самолет был вооружен двумя 7.7-мм пулеметами Lewis (один устанавливался в нижней части фюзеляжа, с хорошим огневым пространством в нижней полусфере), так же он мог нести до 240 килограмм легких бомб.

Его дальнейшая развитие - NiD-690 - был построен и совершил свой первый полет в 1933 году. Он предназначался для отрядов колониальной полиции. Оснащенный одним звездообразным двигателем Lorraine 9Na Algol мощностью 300 л.с., он имел меньшие размеры и вес, но в итоге оказался неудачным. Так же как и NiD-590 было построено всего лишь два экземпляра самолета.





ЛТХ:
Модификация NiD-590
Размах крыла, м 25.89
Длина самолета,м 14.71
Высота самолета,м 3.96
Площадь крыла,м2 70.00
Масса, кг
пустого самолета 3403
максимальная взлетная 5030
Тип двигателя 3 ПД Lorraine 9Na Algol
Мощность, л.с. 3 х 300
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 184
Практическая дальность, км 1300
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Lewis
до 240 килограмм легких бомб

NiD-629


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



NiD-629 - истребитель, разработанный французской фирмой Nieuport. Самолет стал последней модификацией семейства истребителей Nieuport-Delage NiD-62. Вариант NiD-629, впервые взлетевший в марте 1932 года, имел двигатель Hispano-Suiza 12Mdsh мощностью 500 л.с. с турбонагнетателем для улучшения высотных летных характеристик и жидкостно-газовые амортизаторы шасси. Было заказано 50 самолетов для французских ВВС. Однако, к времени окончания поставок ( в 1935 году) конструкция самолета полностью устарела и он использовался больше в тренировочных целях.











ЛТХ:
Модификация NiD-629
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.64
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 28.95
Масса, кг
пустого самолета 1385
нормальная взлетная 1880
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12 Mdrs
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость , км/ч 277
Крейсерская скорость , км/ч 258
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 490
Практический потолок, м 8850
Экипаж, чел 1
Вооружение: два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

NiD.640


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1927
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Руководство компании Nieuport-Delage в середине 1920-х годов предприняло попытку потеснить на рынке коммерческих транспортных самолетов признанного лидера компанию Farman и его самолеты F-190.

Для этих целей был разработан самолет, предназначенный для замены устаревших бипланов NiD.380/390. Новый самолет, получивший обозначение NiD.640, представлял собой пятиместный свободнонесущий высокоплан, оснащенный двигателем Wright J5C мощностью 220 л.с. Первый полет прототипа (F-AIXI) состоялся в конце 1927 года.

Разрекламированный как новый колониальный транспортный самолет, NiD.640 был впервые показан на Берлинском авиасалоне в октябре 1928 года. Самолет произвел неплохое впечатление, и компания решила начать серийный выпуск.

Для серийного выпуска, под обозначением NiD.641, машину переделали под французский семицилиндровый двигатель Lorraine 7Ma Mizard мощностью 230 л.с. Всего в 1929 году было построено семь экземпляров самолета для авиакомпании Société des Transports Aériens Rapides (STAR), принадлежащей концерну Nieuport Astra. До августа 1931 года NiD.641 использовались для перевозки грузов и пассажиров, а после роспуска авиакомпании последний из самолетов был разобран в январе 1935 года.

Прототип NiD.640 был переоборудован в медико-эвакуационный самолет, а позже на него так же установили двигатель Lorraine 7Ma Mizard. Один из самолетов NiD.641 был переоборудован в 1930 году 235-сильным британским двигателем Armstrong Siddeley Lynx Major и получил обозначение NiD.642, несмотря на улучшение летных характеристик интереса он не вызвал и был вскоре разобран.






ЛТХ:
Модификация NiD-640 NiD-641
Размах крыла, м 15.40 15.40
Длина самолета,м 9.45 9.45
Высота самолета,м 3.19 3.19
Площадь крыла,м2 30.87 30.87
Масса, кг
пустого самолета 1050 1230
максимальная взлетная 1750 1900
Тип двигателя 1 ПД Wright J5C 1 ПД Lorraine 7Ma Mizard
Мощность, л.с. 1 х 220 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч 192 205
Крейсерская скорость, км/ч 175 185
Практическая дальность, км 600 550
Практический потолок, м 5850 6200
Экипаж, чел 1 1
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров

NiD-740


Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1930
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале тридцатых годов Министерство авиации Франции опубликовало требование на легкий транспортный трехмоторный самолет, способный перевозить не менее 300 килограмм груза и продолжать полет на двух двигателях без снижения высоты. Под эти требования был разработан целый ряд самолетов: ANF Mureaux 140T, Nieuport-Delage NiD.740, SPCA 40T и Farman F.280.

Транспортный самолет NiD.740 совершил первый полет в январе 1930 года. Это был высокоплан, оснащенный тремя семицилиндровыми звездообразными двигателями Salmson 7Ac мощностью 95 л.с. (71 кВт). В закрытой кабине объемом 2.40 куб. метра он мог перевозить либо трех пассажиров либо груз почты.

Были закончены два прототипа. Второй, оснащенный тремя 100-сильными двигателями Lorraine, получил обозначение NiD.741. Так как обе машины предполагалось использовать в основном для ночной доставки почты, то на них под двигателем были укреплены две авиационные фары. Для увеличения дальности под крыльями установили специальные узлы подвески с датчиками для подвесных топливных баков.

В ходе испытаний показал неплохие летные характеристики, и мог поддерживать заданную высоту в 1500 метров с двумя работающими двигателями. Однако государственную программу вскоре закрыли, а частных клиентов на самолет найти не удалось.






ЛТХ:
Модификация NiD-540
Размах крыла, м 23.40
Длина самолета,м 15.00
Высота самолета,м 3.80
Площадь крыла,м2 60.00
Масса, кг
пустого самолета 2250
максимальная взлетная 3300
Тип двигателя 1 ПД Renault 12Ki
Мощность, л.с. 1 х 580
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 175
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 5485
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров