Nikol | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
A-2 Разработчик: Nikol Страна: Польша Первый полет: 1939 Тип: Многоцелевая летающая лодка ЛТХ Доп. информация В 1929 году Ежи Николь (Jerzy Nikol) окончил варшавский технический университет и в мае этого же года приступил к созданию легкой двухместной летающей лодки-амфибии. Разработка проекта, получившего обозначение A-2, проходила медленно, так как велась конструктором в свободное от основной работы время. В 1934 году в связи с заказом нового польского корабля, получившего имя "Гриф" (ORP Gryf), в ходе дискуссий относительно состава его оборудования ВМФ Польши (Polska Marynarka Wojenna) рассматривал возможность установки на этот минный заградитель катапульты. 14 августа 1934 года Николь выступил с предложением создать подобное устройство, пригодное для запуска амфибии A-2. И хотя в командовании польского флота решили не устанавливать катапульту на минзаг "Гриф", оно стало проявлять все больший интерес к самолету Ежи Николя. В конце 1934 года масштабная модель A-2 была испытана в аэродинамической трубе Варшавского аэродинамического института, а в 1935 году рабочий проект и все расчеты были рассмотрены и одобрены Институтом авиационных технических исследований (IBTL). Строительство A-2 началось в 1936 году в расположенных в Пуцке (Puck) мастерских Морского авиадивизиона (Morski Dywizjon Lotniczy). A-2, оснащенный четырёхцилиндровым инвертированным рядным двигателем воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major мощностью 120-130 л.с. с трехлопастным толкающим деревянным винтом, совершил первый полет 4 марта 1939 года. До начала войны самолет совершил немало полетов, продемонстрировавших замечательные характеристики управляемости в воздухе и на воде. Самолет, который мог использоваться для выполнения различных военных и гражданских задач - от ближней разведки до воздушного туризма, - мог иметь большой успех, но, к сожалению, крест на нем положила сентябрьская кампания. С началом войны самолет был эвакуирован из Пуцка на полуостров Хель. 2 сентября 1939 года прототип был захвачен немцами и был передан в ведение морской авиабазы Травемюнде, где получил номер гражданской регистрации D-GÖTZ. Дальнейшая судьба его неизвестна. В конце 1930-х годов Ежи Николь разработал проект четырехместной двухмоторной легкой амфибии A-4. Машина отличалась двухреданным корпусом, снабженным водяным рулем и колесами, убиравшимися в ниши, расположенные по бортам фюзеляжа. Силовая установка должна была состоять их двух 140-сильных двигателей de Havilland Gipsy Major 11, оснащенных тянущими винтами. Самолет, который внешне напоминал бы уменьшенный Short Sealand, предназначался для обучения летчиков морской авиации, выполнения пассажирских и грузовых полетов как на местных линиях, так и на коротких международных (планировалось использовать на трассе Гдыня - Швеция). Когда началась война, A-4 находился на стадии рабочего проектирования. Техническое описание Легкая летающая лодка-амфибия A-2 была двухместным свободнонесущим высокопланом цельнодеревянной конструкции. Крыло самолета было трапециевидным с поперечным V, равным 2º. Основу его силового набора составляли два деревянных лонжерона. От передней кромки до заднего лонжерона обшивка была фанерной; от заднего лонжерона до задней кромки - полотняной. Крыло было разделено на несколько водонепроницаемых отсеков, которые должны были удержать машину на плаву даже в случае сильного повреждения фюзеляжа летающей лодки. Крыло четырьмя болтами присоединялось непосредственно к корпусу лодки. Боковые поплавки имели деревянную конструкцию с водонепроницаемыми переборками и соединялись с крылом при помощи стоек из стальных труб. Корпус летающей лодки имел деревянную полумонококовую конструкцию, один редан и фанерную обшивку. Для увеличения плавучести корпус лодки, имевший плоские борта, был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Оснащенная прозрачным фонарем кабина была расположена перед передней кромкой крыла; в ней находились два установленных бок о бок сиденья и двойное управление. Комплект приборов включал в себя указатели скорости и высоты полёта, компас, вариометр, тахометр, манометры топлива и масла, указатель температуры масла, топливомер и указатели положения шасси и стабилизатора. В носовой части перед кабиной имелся отсек для якоря и швартовочного оборудования. За задней кромкой крыла располагался вместительный багажный отсек, закрытый герметичной крышкой. Хвостовое оперение состояло из одиночного горизонтального и двухкилевого вертикального оперения. Регулируемый в полете (по другим данным - лишь на земле) стабилизатор двухлонжеронной конструкции устанавливался на пилоне в хвостовой части фюзеляжа и был усилен подкосами. К стабилизатору крепились два регулируемых на земле киля. Рули высоты и направления были сбалансированы. Кили и стабилизатор были покрыты фанерой; рули получили полотняную обшивку. Основные стойки шасси имели тормоза и были оснащены колесами с размерами 505×185 мм. Верхние концы амортизационных стоек убирались в крыло, поднимая колеса над водой. Подъём шасси осуществлялся вручную с помощью рукоятки, опускание - под действием собственного веса. Основной топливный бак ёмкостью 200 л размещался в корпусе позади кабины экипажа; в центральной части крыла размещался дополнительный бак на 35 л. Масляный бак размещался над двигателем. Двигатель Gipsy Major устанавливался на пилоне над крылом и вращал трёхлопастный деревянный толкающий винт фиксированного шага. Моторама изготавливалась из стальных и дюралевых труб, внутри которых были проведены топливопроводы. Пуск двигателя осуществ╜лялся ручным стартером из открытой кабины. Самолет был укомплектован огнетушителем. Расход топлива в полёте составлял 30 л/ч. ЛТХ: Модификация A-2 Размах крыла, м 12.60 Длина самолета,м 7.70 Высота самолета,м 3.10 Площадь крыла,м2 21.50 Масса, кг пустого самолета 630 максимальная взлетная 950 Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major Мощность, л.с. 1 х 120 Максимальная скорость, км/ч 180 Крейсерская скорость, км/ч 147 Практическая дальность, км 600 Практический потолок, м 3800 Экипаж, чел 2 |