Adam
T%!!!*** - 154700450000
A500
Разработчик: Adam
Страна: США
Первый полет: 2002
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация
Adam Aircraft Industries - это американская компания, основанная в 1998 году Джорджем Ф. Адамом младшим и Джоном С. Кнудсеном. Обосновавшись летом 2006 года в аэропорте Сентенниэл близ Энглвуда в Колорадо, компания продолжила работу над двумя концептуально близкими самолетами - с поршневым и турбовентиляторным двигателем. Поршневая модель получила название Adam А500, и ее можно считать развитием самолета Model 309 CarbonАеrо. Эту модель создал Берт Рутан (Burt Rutan) из фирмы Scaled Composites с целью продемонстрировать ценность композитных материалов для гражданского авиастроения.

Биография Берта Рутана показывает, что после того как первые проекты принесли признание его конструкторского таланта, на протяжении всей творческой деятельности к нему обращались различные люди и компании, увидевшие в Рутане человека, способного привести к достижению их собственных идей.

Абсолютное большинство проектов было реализовано технически, подтвердив практическую исполнимость той или иной концепции. Но далеко не всегда заказчики проектов смогли воплотить их в жизнь. Иногда они сами отказывались от дальнейших работ, как корпорация Toyota. В других случаях проект не получал достаточной поддержки в деловом сообществе, как было с самолетом Boomerang, спроектированным по заказу Morrow Aircraft Corporation. Однако нередки случаи, когда продвижение новых самолетов закрывалось по причине банкротства, как случилось с компанией Adam Aircraft Industries в 2008 году.

Но кто в начале 1999 года мог знать, что так произойдет? С большой долей вероятности можно предположить, что руководитель компании Rick Adam обратился к Рутану со своей идеей благодаря успеху рекордного самолета Voyger, одной из особенностей которого было использование двухмоторной силовой установки, скомпонованной по схеме "тяни-толкай".

При всей очевидности преимуществ этой схемы, сулящей минимальные проблемы в случае отказа одного из двигателей, такое их расположение ставит перед конструктором ряд проблем. Среди них можно назвать неблагоприятные условия для работы воздушного винта и охлаждения двигателя, расположенных в хвостовой части гондолы (чаще всего в такой компоновке оперение располагают на балках, а моторы - в гондоле, которая используется в качестве фюзеляжа). Еще одна проблема - центровка и инерционные моменты масс силовых установок, расположенных на удалении от центра тяжести самолета. Наконец, безопасность экипажа, который в случае аварии на взлетно-посадочных режимах может оказаться в кабине, как в капкане между двумя двигателями.

Несмотря на то, что среди пилотов поршневой авиации довольно популярен самолет Cessna 337, в котором реализована подобная компоновка, в каждом новом проекте эти проблемы требуют квалифицированного решения. Проект Voyager показал, что Рутан наиболее готов к созданию легкого самолета такой компоновки.

Концептуальное проектирование Adam 309 началось в мае 1999 г., в августе были изготовлены первые матрицы, первый полет состоялся 21 марта 2000 года, а через две недели, 5 апреля, - презентация заказчику. Менее года было затрачено на разработку двухмоторного шестиместного легкого самолета с характеристиками, которые выше, чем у потенциальных конкурентов. В частности, самолет позволял летать на 60% дальше и почти в 1,5 раза быстрее и выше (в 1,3 раза) по сравнению с Cessna 337. У самолета Adam 309 была просторная герметичная кабина.

После завершения летных испытаний Adam Aircraft Industries стало ясно, что самолет полностью отвечает представлению Рика Адама о самолете, который он решил предложить рынку. В модели 309 была достигнута высокая чистота аэродинамических поверхностей, использован современный цифровой навигационный комплекс, который упростил пилотирование и уменьшил нагрузку на пилота, высокая технологичность позволила снизить себестоимость производства и цену самолета.

Первый полет А500 состоялся 11 июля 2002 года и был объявлен как "запуск в производство самолета CarbonAero". К особенностям А500 можно отнести широкое использование в конструкции самолета композитных материалов на основе графита, а также маленькие вертикальные плоскости на концах крыла, полностью автономную цифровую систему контроля над двигателем FADEC, трехлопастные винты Hartzell, герметизацию пассажирской кабины длиной 4,14 м, шириной 1,37 м и высотой 1,31 м, вход в которую совершался через откидывавшуюся вниз дверь со ступеньками. Пилотская кабина была оборудована приборами Avidyne Entegra с двойными мультифункциональными дисплеями Garmin, всепогодным радаром и антиобледенительной системой. В нижней части центральной гондолы находилось багажное отделение.

Ограниченный сертификат Федеральной Авиационной администрации А500 получил в 2005 году, а 7 ноября того же года поступил первый заказ от покупателя. Продав семь машин, Adam приостановил их продажу, чтобы усовершенствовать модель. Затем ситуация стала развиваться бурно и драматично. В январе 2008 Adam объявил о начале программы "Создаем летающую продукцию", но уже в феврале все работы были приостановлены, а компания объявлена банкротом.

Adam вернул первые два "заказных" А500 для дальнейших доработок, но позже один из этих прототипов был передан третьему заказчику. Компания планировала развернуть производство А500 в начале 2007 года.

ЛТХ:
Модификация A500
Размах крыла, м 13.41
Длина самолета,м 10.26
Высота самолета,м 2.90
Площадь крыла, м2 15.79
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 2341
максимальная взлетная 3175
Тип двигателя 2 ТВД Continental TSIO-550-E
Мощность, л.с. 2 х 350
Максимальная скорость, км/ч 463
Крейсерская скорость, км/ч 426
Экономическая скорость, км/ч 322
Перегоночная дальность, км 2382
Практическая дальность, км 1652
Скороподъемность, м/мин 417
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров

A700 Adamjet
Разработчик: Adam
Страна: США
Первый полет: 2003
Тип: Легкий административный самолет
ЛТХ Доп. информация
Желая закрепить за собой сектор очень многообещающего рынка сверхлегких реактивных самолетов, фирма Adam Aircraft Industries, разработала параллельно с А500 модель Adam А700 Adamjet. Конструктивно эти самолеты на 70 процентов были идентичными, а самым большим отличием между ними была двигательная установка (А500 - это поршневой самолет, а А700 - турбореактивный). Кроме того, пассажирская гондола А700 была больше по размеру. В силу этих особенностей А700 был быстрее, вместительнее и комфортабельнее. В кабине А700 (длина 4,88 м, ширина 1,37 м и высота 1,31 м) помещался пилот, рядом с ним - по выбору - второй пилот или пассажир. Еще четыре пассажира помещались в самолете, если в хвостовой части был оборудован большой туалет, пять пассажиров, если был оборудован маленький туалет, или шесть пассажиров, если в кабине вообще не было туалета. Как и в А500, кабина А700 была обставлена обитыми кожей креслами, в ней был оборудован небольшой бар и установлен телевизор. Багажные отделения располагались в задней и передней частях кабины.

Двигательная установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей Williams International FJ33-4, с номинальной тягой 6,01 кН, но в целях экономии горючего и повышения надежности она была снижена до 4,89 кН. Сам Адам считал эту модель надежной на 99,9 процента. Двигатели были установлены в гондолах, прикрепленных к задней части фюзеляжа на коротких пилонах. Выхлопная струя от двигателей попадала в пространство между хвостовыми балками и перемыкающей их сверху горизонтальной плоскостью. В отличие от А500, в нижней части фюзеляжа А700 имелся дополнительный топливный бак, а также, поскольку полет должен был проходить на достаточно большой высоте, на А700 имелась стандартная система обогрева горизонтальных плоскостей, воздухозаборников и ветрового стекла.

Первый А700 поднялся в воздух 28 июля 2003 года, а частичный сертификат эта машина получила в декабре 2007. К середине того же года Adam уже имел заказы более чем на 320 машин А700. Самым крупным был заказ от компании Magnum Jet - на 50 машин сразу и еще на 50 по особому требованию. Magnum Jet собирался с 2008 года использовать А700 в качестве аэротакси. Однако полностью А700 так и не был сертифицирован, хотя Adam и объявлял, что это произойдет в 2008 году, но вместо этого в феврале того же года его фирма прекратила существование.

Необычная конструкция А 700 позволила ему выделяться среди множества других сверхлегких реактивных самолетов бизнес-класса. Кроме того, А700 привлекал к себе внимание фирм, организующих перевозки пассажиров с помощью аэротакси.

ЛТХ:
Модификация A700
Размах крыла, м 13.41
Длина самолета,м 12.42
Высота самолета,м 2.93
Площадь крыла, м2 15.79
Масса, кг
пустого самолета 2523
максимальная взлетная 4250
Тип двигателя 2 ТРДД Williams International FJ33-4A
Тяга, кН 2 х 6.01
Максимальная скорость, км/ч 632
Крейсерская скорость, км/ч 612
Перегоночная дальность, км 2646
Практическая дальность, км 2037
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 4 или 6 пассажиров

M-309
Разработчик: Adam
Страна: США
Первый полет: 2000
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация
M-309 - легкий многоцелевой самолет, разработанный американской фирмой Adam Aircraft Industries. Фирма Adam Aircraft Industries расположена в Englewood, штат Колорадо в США. Адам М-309 - новый 6 местный, выполненный целиком из композитных материалов, двухдвигательный самолёт с центральным расположением тяги.

Самолет ADAM M-309 - это результат видения Риком Адамом будущего своей компании Adam Aircraft Industries. М-309 соединяет в себе последние достижения в таких областях, как: технология производства композитов - для достижения чистоты аэродинамических поверхностей; применение современных компьютерных технологий в кабине - облегчает пилотирование и уменьшает нагрузку на пилота; высокая технологичность - позволит снизить себестоимость производства, а, следовательно, и цену самолета. ADAM М-309 разработан в сотрудничестве с Бертом Рутаном и опытными конструкторами из фирмы Scaled Composites. Первый полет самолет совершил 21 марта 2000 г. Вот лишь некоторые из его свойств:

полностью композитная конструкция;

шестиместная герметичная кабина;

два двигателя с тянущим и толкающим винтами, расположенные по оси симметрии самолета;

убирающееся шасси;

ультрасовременная авионика;

низкорасположенное крыло;

сдвоенное П-образное хвостовое оперение

Компания верит, что применение современной технологии такой как композитные материалы, стеклянная кабина и единый вал на два двигателя будут делать эту модель недосягаемой для конкурентов. Adam Aircrafts объявила в начале 2000 года, что первые 20 самолётов М-309 будут стоить около 695,000 долларов США. Проект был готов в 2000 году. Первая поставка самолета намечена на 2003 год.

М. 309 может нести 1043 килограммов полезной нагрузки с вместимостью топливного бака 946 литров. На высоте 6096 метров, самолет будет развивать максимальную скорость 463 км/ч, крейсерскую скорость 407 км/ч, экономную крейсерскую скорость 352 км/ч.

Дальность полёта 2778 километров при экономном расходе топлива. М-309 имеет 12.8-метровый размах крыла, длину - 10.52 метра , и высоту - 2.9 метров. Кабина длиной 4.14 метра и 1.31 метра шириной.

Самолет сделан с центральным расположением тяги типа "тини-толкай" и имеет двигатель Teledyne Continental TSIO 550 в носу и хвосте самолёта. Хотя данный проект не является новшеством, однако техническое собрание признало данную конструкцию более безопасной для полётов, потому что отказ одного из двигателей окажет незначительный эффект на производительность самолета по сравнению с отказом одного из двигателей на обычном самолете с двумя двигателями.

ЛТХ:
Модификация M-309
Размах крыла, м 12.80
Длина самолета,м 10.52
Высота самолета,м 2.90
максимальная взлетная
Топливо, л 946
Тип двигателя 2 Continental TSIO-550 (FADEC)
Мощность, л.с. 2 х 300
Максимальная скорость, км/ч 463
Крейсерская скорость, км/ч 407
Экономическая скорость, км/ч 352
Практическая дальность, км 2778
Максимальная скороподъемность, м/мин 518
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров или 1043 кг груза