AerItaliA
T%!!!*** - 154700450000
F-104S Starfighter
Разработчик: Aeritalia
Страна: Италия, США
Первый полет: 1966
Тип: Истребитель-перехватчик
ЛТХ Доп. информация
За долгий период эксплуатации самолета F-104G появился не менее долгий ряд предложений по его доработке. Более 25 из них не дошло воплощения в жизнь. Среди них модификация категории V/STOL, оснащенная двигателем Rolls-Royce Spey и самолет нового поколения с обозначением CL-1200 Lancer ("Х-27" в материалах "USAF"). К началу 1990-х годов "Старфайтеры" оставались на вооружении в Греции, Турции, на Тайване и в Италии. В этом ряду лишь Италия является страной с развитой авиапромышленностью.

Лишь немецко-итальянский проект 1966 г., F-104S ("S" как "Spey" и "Sparrow") был доведен до серийного производства как всепогодный истребитель. Работы проводились параллельно двумя фирмами "Lockheed" и "Aeritalia" с обозначением программы CL-901, но производством занималась только Италия. Фирма Локхид в декабре 1966 г. облетала первый образец новой версии, которая с 1969 года производилась серийно в Торино до марта 1979 года, всего было построено 206 машин для итальянских ВВС "AMI" и 40 шт для Турции.

Серийный F-104S имел ряд доработок. Например, первый самолет F-104S получил РЛС NAA Autonetics R-21G/F15 NASARR фирмы FIAR, обеспечивавшую данными для запуска и наведения полуактивных УР "воздух≈воздух" AIM-7 Sparrow. При модернизации по программе F-104S-ASA эту РЛС заменили на R-21G/M1 Setter. позволяющий наводить УР AIM-7E Sparrow (а в последствии итальянские УР "Selenia Aspide 1A").

F-104S, называемый также "Супер Старфайтер", создавался как "чистый" перехватчик, способный нести, помимо AIM-7E "Sparrow" еще два AIM-9 "Sidewinder". Пушка "Вулкан" на самолете не устанавливалась. Самым отличительным признаком по внешнему виду является размещение по обе стороны основного нижнего киля двух дополнительных малых килей.

Министерство обороны США сделало все возможное, чтобы на самолете F-104S был установлен усовершенствованный РД "J79-19", вместе ранее запланированного британского РД "RR" Спей. На некоторых машинах итальянских ВВС с 1982 г. производился ряд доработок в рамках программы ASA (Aggiornamento Sistema d Arma), которая должна была обеспечить более усовершенствованные возможности электронной борьбы, более точные удары по наземным целям при атаках с низких высот в любых погодных метеоусловиях а в дальнейшем улучшение способности преследовать воздушные цели на фоне земли.

Серийное производство F-104S было развернуто на заводе в Турине в 1968 году. До окончания выпуска в 1978 году построено 205 экземпляров машины для итальянских ВВС и еще 40 - для Турции.

По официальноным данным, в летных происшествиях с января 1964-го по 31 марта 1976 года были потеряны 73 итальянских Starfighter: 49 F/RF-104G, 21 F-104S и три TF-104G. К июлю 1980 года это количество возросло, по крайней мере, до 106, а к началу 1992 года ≈ до 138, то есть до 37,5% из 368 самолетов, поставленных итальянскими ВВС. В ходе эксплуатации F-104S дважды модифицировались (в версии ASA и ASA-M). Официально их списали 31 октября 2004 года, заменив на EF 2000.

ЛТХ:
Модификация F-104S
Размах крыла (без концевых баков), м 6,68
Длина самолета, м 16,69
Высота самолета, м 4,11
Площадь крыла, м2 18,22
Масса, кг
пустого самолета 6760
максимальная взлетная 14060
Тип двигателя 1 ТРДФ General Electric J79-GE-19
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 52.0
форсированная 1 х 79.62
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1473
на высоте 2124
Перегоночная дальность, км 2900
Практическая дальность, км 1520
Практический потолок, м 18300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7,3
Экипаж, чел 1
Вооружение:
в варианте перехватчика - по 2 УР AIM-7 и AIM-9
в варианте истребителя-бомбардировщика, боевая нагрузка - 3402 кг на 9 узлах подвески

G222
Разработчик: Aeritalia
Страна: Италия
Первый полет: 1978
Тип: Военно-транспортный самолет общего назначения
ЛТХ Доп. информация
Итальянские тактические военно-транспортные самолеты G222 стали знаковым событием в истории аэрокосмической промышленности и оказались востребованы как в своей стране, так и на международном рынке.

Сегодняшний G222 существенно отличается от того самолета, который компания "Fiat" предложила в ответ на требования NBMR-4 стран НАТО от 1961 года на перспективный самолет с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Руководил разработкой профессор Джузеппе Габриэли (отсюда и "G" в обозначении), предложивший использовать силовую установку, в составе которой было шесть подъемных ТРД Rolls-Royce RB.162 и два маршевых ТВД Rolls-Royce Dart. Среди прорабатывавшихся вариантов также были самолеты с восемью или двумя подъемными ТРД, а также самолет обычной схемы, гражданский вариант и морской патрульный/противолодочный самолет.

После отмены программы NBMR-4 работы по G222 продолжились, однако ввиду роста массы и размеров машины двигатели пришлось заменить - установили два General Electric СТ64-820 мощностью по 3060 л. с. В то же время ВВС Италии подыскивали замену своим устаревшим Fairchild С-119 - новая машина должна была иметь способность перевозить груз массой 5000 кг на дальность 2000 км. Программа получила второе дыхание.

По заказу ВВС были построены два прототипа G222TCM с негерметизированными кабинами, первый из которых был облетан 18 июля 1970 года. К тому времени авиастроительное подразделение "Fiat" вошло в состав новой компании - "Aeritalia".

28 июля 1972 года ВВС Италии разместили заказ на 44 самолета G222, плюс были оплачены два прототипа G222TCM. 23 декабря 1975 года в воздух поднялся первый серийный самолет. По итогам испытаний в конструкцию машины были внесены некоторые изменения, включая герметизацию кабины (на высотах до 6000 м поддерживалось давление, соответствующее высоте 1200 м) и увеличение мощности силовой установки на 14% (самолет получил новые двигатели T64P4D мощностью по 3400 л. с., которые строились по лицензии консорциумом "Fiat/Alfa Romeo"), благодаря чему максимальная полезная нагрузка возросла до 9000 кг, а груз массой 5000 кг самолет мог доставлять при крейсерской скорости полета на дальность не менее 2740 км.

G222 мог осуществлять воздушное десантирование 32 парашютистов или перевозить до 5000 кг груза в кабине объемом 74 м3. Максимальная загрузка самолета в транспортном варианте составляла 44 полностью экипированных военнослужащих, а для перевозки грузовых поддонов на полу грузовой кабины устанавливались специальные крепления (135 точек крепления) - самолет в этом случае мог перевозить пять стандартных грузовых поддонов типа А-22 или легкие армейские автомобили.

G222 оказался весьма разносторонним самолетом и был по достоинству оценен итальянскими летчиками. Две эскадрильи 46-й авиагруппы средних транспортных самолетов стали перевооружаться на новые самолеты с апреля 1978 года и сегодня располагают в общей сложности 33 машинами. В их распоряжении также имелись шесть комплектов для оперативного переоборудования военно-транспортных самолетов в медико-эвакуационные.

В августе 1976 года начались испытания противопожарной версии самолета - на открытой грузовой рампе устанавливалась установка SAMA (Sistema Aeronautico Modulare Antincendio) производства компании "Food Machinery Corporation", включавшая водяной бак на 6000 л специального реагента и четыре баллона со сжатым воздухом. В противопожарный вариант G222SAA самолет переоборудовался всего за два часа. Таких комплектов было закуплено шесть штук.

Шесть из 46 первоначально заказанных G222 в итальянских ВВС получили специальное БРЭО, четыре самолета получили новое обозначение G222RM (RM - от "radiomisure", радиокалибровка), они привлекались к калибровке навигационного оборудования. Компьютеризированное БРЭО позволило сократить количество операторов до одного, а в образовавшемся пространстве можно было разместить легкий автомобиль. Поставки G222RM были начаты в январе 1983 года - в 8-ю эскадрилью 14-го авиаполка, дислоцированную в Пратика-ди-Маре (Рим). В этот же полк входит 71-я эскадрилья РЭБ, получившая на вооружение самолеты G222VS (Versione Speciale), также обозначаемые как G222ECM, G222SIGIT или G222GE. Два самолета поступили на вооружение в 1983 году, один из них стал последним G222, переданным ВВС Италии.

В 1984 году ВВС Италии разместили новый заказ на пять G222PROCIV (в итоге ВВС получили 51 самолет), которые работали в интересах созданного тогда нового агентства по чрезвычайным ситуациям (Servizio Nazionale della Protezione Civile). Самолеты оснащались баком на 6000 л, в котором могли размещаться реагенты для борьбы с разливами нефти или с пожарами. На смену этим самолетам позже пришли Canadair CL-415. Все G222PROCIV были проданы Тунису в начале 2000 года.

Военно-транспортный G222 был закуплен Аргентиной (три самолета), Конго (три), ОАЭ (один, первый серийный G222), Ливией (20 G222T), Нигерией (пять), Сомали (запрос на шесть машин, но поставлены лишь две), Таиланд (шесть) и Венесуэла (семь). Отказ США продать двигатели Т64 для Ливии привел к тому, что "Aeritalia" разработала модификацию G222T, оснащенную турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Tyne RTy 20 Mk 801. Впрочем, в феврале 1990 года "Aeritalia" проиграла в тендере, объявленном Турцией на 50 самолетов, своему конкуренту CN-235.

В январе 1991 года "Aeritalia" вместе с "Selenia" сформировали компанию "Alenia", которая в кооперации с "Chrysler Technologies" предложила вариант G222-710A для ВВС США в рамках программы Rapid Response Intra-Theater Airlift (RRITA). Новые машины должны были дислоцироваться в зоне Панамского канала (Южное командование ВС США).

С 1990 года были закуплены 10 самолетов под обозначением С-27А Spartan, они поступили в 310-ю эскадрилью 24-го авиакрыла (авиабаза Говард). Впрочем, их карьера в ВВС США оказалась недолгой - в конце 1999 года все они были переданы Госдепартаменту США.

В 2010 году новые афганские ВВС стали получать бывшие итальянские G222, всего 20 машин. Контракт сопровождался США, его непосредственным исполнителем стала компания "Alenia North America", а самолеты получили обозначение G222/C-27A.

Модификации :
G222 первая серийная модификация.
G222RM
модификация Radio Misure, для контроля и калибровки аэродромного радионавигационного оборудования, выпускаемого итальянскими фирмами. Выпущено 4 самолета этой модификации.

G222SAA модификация для пожаротушения.
G222Т
модификация для ВВС Ливии с ТВД Tyne RTy.20 Mk.801. 20 самолетов этой модификации поставлены Ливии.

G222VS
модификация Versione Speciale, для сил специального назначения.

G222GE модификация Guerra Elettronica, в варианте самолета РЭБ с системой Elettronica ELT/999.

ЛТХ:
Модификация G.222
Размах крыла, м 28.70
Длина самолета,м 22.70
Высота самолета,м 9.80
Площадь крыла,м2 82.00
Масса, кг
пустого самолета 15400
максимальная взлетная 28000
Внутреннее топливо, кг 9400
Тип двигателя 2 ТВД Fiat (General Electric) T64-GE-P4D
Мощность, кВт 2 х 2535
Максимальная скорость, км/ч 540
Крейсерская скорость, км/ч 439
Практическая дальность, км 4650
Дальность действия, км 2950
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 3-4
Полезная нагрузка: 53 солдата или 42 парашютистов или 21 пассажиров или 34 носилки и 4 сопровождающих или 9000 кг груза