AeroTecnicA
T%!!!*** - 154700450000
MC.101(AC-11)
Разработчик: Matra-Cantinieau , Aerotecnica
Страна: Франция, Испания
Первый полет: 1952
Тип: Легкий вертолет
ЛТХ Доп. информация
В конце 40-х годов прошлого столетия французский конструктор Жан Кантинье (Jean Cantinieau), который в то время был инженером французского концерна Sud Ouest (SNCASO) спроектировал легкий одноместный вертолет. Прототип вертолета взялась построить фирма Matra, в связи с этим новый вертолет стали называть Matra-Cantinieau MC.100. Его первый полет состоялся 10 ноября 1951 в Санкт-Сир. Очень быстро Жан Кантинье охладел к нему, занявшись двухместным Matra-Cantinieau MC.101. Было построено два прототипа (F-WGIX/Y), первый из которых поднялся в воздух 11 ноября 1952 года. Несмотря на неплохие летные качества вертолет не заинтересовал французских заказчиков. Однако на этом не была поставлена точка. За дело взялся Маркес дель Мерито (Marquis del Merito), уговоривший Кантинье заключить договор с испанской фирмой Aerotecnica SA.

Компания "Aerotecnica SA" вышла на рынок винтокрылой авиации, заключив контракт с Жаном Кантинье и приобретя его первый готовый проект Matra-Cantinieau МС-101. Базовым обозначением получившегося в результате семейства стало "АС", что означало сотрудничество между "Aerotecnica" и Кантинье.

В Испании МС-101 превратился в АС-11, который стал известен своей максимальной простотой конструкции. "Фюзеляж" представлял собой ферменную конструкцию, на которой стояли расположенная в носовой части силовая установка (закрытая только снизу и спереди) и агрегаты несущего винта (редуктор и трехлопастной винт), а также треугольная хвостовая ферма, несущая рулевой винт. Под этим "фюзеляжем" располагалась остальная часть упрощенного корпуса, представлявшая кабину и шасси.

В кабине было два кресла рядом - для пилота и пассажира, сидевших за широким лобовым стеклом с загнутыми назад боковыми секциями. Шасси состояло из традиционной конструкции в виде двух изогнутых труб.

ЛТХ:
Модификация AC-11
Диаметр несущего винта, м 8.50
Длина, м 6.70
Высота ,м
Масса, кг
пустого 535
максимальная взлетная 765
Тип двигателя 1 ПД Avco Lycoming 0-290-D2
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость, км/ч 108
Крейсерская скорость, км/ч 80
Продолжительность полета, ч 2
Скороподъемность, м/мин 109
Практический потолок, м 2500
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2

AC-12 Pepo
Разработчик: Aerotecnica
Страна: Испания
Первый полет: 1954
Тип: Легкий вертолет
ЛТХ Доп. информация
Компания Aerotecnica S.A. была организована в начале 50-х годов в Мадриде. Главным конструктором компании стал француз Жан Кантинье (Jean Cantinieau), который еще будучи инженером французского концерна Sud Ouest (SNCASO) спроектировал легкий одноместный вертолет Matra-Cantinieau MC-101. Этот вертолет стал был построен в Испании уже с новым обозначением AC-11 (Aerotecnica-Cantinieau-11).

Вслед за AC-11 последовал первый испанский вертолет AC-12 Pepo, отличавшийся от своего предшественника цельнометаллическим фюзеляжем типа монокок, двухместной кабиной, "спинным плавником" и новым двигателем Lycoming O-360-B2A мощностью 170 л.с.

Первый полет вертолета состоялся в 20 июля 1954 года. Кроме двух прототипов было заказано еще строительство небольшой серии вертолетов из десяти машин. Все они были поставлены в Escuela de Helicopteros в 1961 году под обозначением Z-2 (EC-XZ-2). В ноябре 1964 года их заменили американские Bell 47 (прошедшие корейскую войну из за чего оказавшиеся в три раза дешевле AC-12).

В этом же году AC-12 передали в INTA, где использовались для различных экспериментов до 1967 года, после чего они были списаны.

ЛТХ:
Модификация AC-12
Диаметр несущего винта, м 8.50
Длина,м 8.30
Высота ,м 2.75
Масса, кг
пустого 490
максимальная взлетная 770
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-360-B2A
Мощность, л.с. 1 х 170
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км 340
Скороподъемность, м/мин 258
Практический потолок, м 2290
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2

AC-14
Разработчик: Aerotecnica
Страна: Испания
Первый полет: 1957
Тип: Легкий вертолет
ЛТХ Доп. информация
Еще одним направлением работы Жана Кантинье была разработка вертолетов с реактивной компенсацией вращающего момента. В начале 1950-х годов он сконструировал по такой схеме трехместный вертолет, чертежи которого продал компании Nord. Та построила два опытных образца под обозначением Nord N.1750 "Norelfe". Однако вскоре они были проданы обратно Кантинье, к тому времени уже работавшему в испанской Aerotecnica S.A., где были обозначены AC.13A. Там на их базе был построен пятиместный вертолет AC-14, имевший увеличенную пятиместную кабину с дополнительным рядом кресел и более мощный ГТД Turbomeca Artouste IIB1 (400 э.л.с.).

Десять экземпляров вертолета было поставлено в 1961 году ВВС Испании под обозначением Z-4 (EC-XZ-4), однако, как и у AC.12, служба его там была недолгой.

Конструкторами Aerotecnica прорабатывались проекты вертолетов AC.15, модификации AC.14 с двигателем Lycoming O-435-V мощностью 195кВт, и AC.21, увеличенного AC.14 с более мощным ГТД Turbomeca Turmo III, вмещавшего от 12 до 14 пассажиров. Однако все эти проекты остались нереализованными, поскольку в 1962 году испанское правительство прекратило финансирование разработки собственных вертолетов.

ЛТХ:
Модификация AC-14
Диаметр несущего винта, м 9.60
Длина,м 11.22
Высота ,м 3.10
Масса, кг
пустого 700
максимальная взлетная 1300
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Artouste IIB1
Мощность, э.л.с. 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 6800
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2