AeroVironment
T%!!!*** - 154700450000
FQM-151 Pointer
Разработчик: AeroVironment
Страна: США
Первый полет: 1986
Тип: Тактический разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация
Комплекс ДПЛА FQM-151A Pointer предназначен для телевизионного или инфракрасного наблюдения местности и целей на ней в реальном масштабе времени. Этот комплекс радикально отличается от комплексов ДПЛА, описанных выше, и главное отличие заключается в малой массе ДПЛА, а также в силовой установке ДПЛА, основанной на электродвигателе Astro 15.

Первый вариант комплекса Pointer появился в 1986 году, в 1988 году комплекс был передан в опытную эксплуатацию в Корпус Морской пехоты США, а в 1991 году участвовал в операции "Буря в пустыне". Разработчик и изготовитель комплекса - фирма AeroVironment Inc.

Комплекс ДПЛА Pointer содержит в своём составе:

наземный модуль управления (Ground Control Unit),

ДПЛА с транспортным контейнером (Air Vehicle with Shipping Container),

целевую нагрузку, стандартная целевая нагрузка - дневная телекамера (Payload, Daylight Standard),

батареи (Batteries),

зарядное устройство (Battery Charger).

Вместо телекамеры на ДПЛА может устанавливаться малогабаритная инфракрасная камера (тепловой микроболометр) диапазона 8..14 мкм. Весь комплекс в транспортном положении укладывается в три носимых контейнера.

Если первые образцы ДПЛА Pointer были ближе к авиамоделям, то по состоянию на 2002 год Pointer представляет собой полностью функциональный комплекс ДПЛА. Главное, что ДПЛА обладает возможностью автоматического полёта с передачей на наземный модуль управления телевизионного (инфракрасного) изображения.

В 2002 году фирма AeroVironment Inc. Занималась развитием комплекса Pointer по следующим направлениям:

использованием в качестве целевой нагрузки ДПЛА плёночного фотоаппарата (с цветной, чёрно-белой или инфракрасной плёнкой),

взятием проб воздуха в районе цели с помощью размещаемых на борту ДПЛА фильтров,

применением ДПЛА с движущегося автомобиля.

ЛТХ:
Модификация FQM-151A
Размах крыла, м 2.74
Длина, м 1.83
Высота, м 0.91
Масса, кг
пустого 2.17
взлетная 4.12
Тип двигателя 1 ЭД Astro 15
Мощность, Вт 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 100
Крейсерская скорость, км/ч 73
Радиус действия, км 5
Продолжительность полета, ч.мин 1.00
Практический потолок, м 300

Global Observer
Разработчик: AeroVironment
Страна: США
Первый полет: 2010
Тип: Дальний разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация
БПЛА Global Observer является высотным беспилотным летательным аппаратом, разработанным и построенным AeroVironment, главным образом для армии США и сил Национальной Безопасности. БПЛА будет выполнять разведку, наблюдение и разведывательных операций без ограничений дальности. Он является первым БПЛА, который будет оснащен двигательной установкой на жидком водороде.

Разработка собственно Global Observer началась в сентябре 2007 года. Первый полет прототипа состоялся 5 августа 2010 года, на базе ВВС США Эдвардс, штат Калифорния. А 11 января 2011-го на был проведён полноценный испытательный полёт. На действующем водородном двигателе. И это, да, первый случай в истории воздухоплавания, когда в небо поднялась машина вот с такой силовой установкой. Исторический полёт длился четыре часа и проходил на высоте 1,5 км.

Global Observer предназначен для полетов на высоте 16,8-19,8 тысячи метров. Как ожидается, беспилотник сможет находиться в воздухе на протяжении пяти-семи суток. Данные, полученные беспилотником, передаются на станцию наземного контроля через спутниковый канал передачи данных.Площадь территории, за которой самолёт может следить, - 725 кв. км.

Силовая установка - работающий на безопасном для окружающей среды водороде ДВС и, понятно, генератор, запитывающий четыре электродвигателя - по числу винтов ЛА. Грузоподъёмность машины - 180 кг. Для перевозки дрона может быть использован транспортник С-130.

БПЛА разработан для выполнения морских патрульных миссий, мониторинга ураганов или штормов, выявление и локализация источников электромагнитных помех, а так же сельскохозяйственных исследований. Global Observer будет также выполнять аэрофотосъемку, и выполнять задания по картографической съемки местности; мониторинг состояния окружающей среды, последствий стихийных бедствий, выявления очагов лесных пожаров, уточнения данных позиционирования GPS, выполнять задания по мониторингу погоды. Аппарат разработан для выполнения операций значительно более длительных, чем БПЛА Global Hawk . Этот беспилотник может выступать в роли коммуникационного ретранслятора, в случае повреждения вышек сотовой связи, микроволновых передатчиков и каналов спутниковой связи. Global Observer будет маневрировать автоматически, даже в тяжелых погодных условиях.

Global Observer может управляться как вручную, через станцию наземного контроля (СНК) или действовать в полностью автономном режиме. Система автоматического запуска и возвращения (ALR), установленная в дроне позволит самолетам благополучно приземлиться в случае потери связи между БПЛА и СНК. БПЛА будет оснащен электрооптическими и инфракрасными датчиками.

Станция наземного контроля (СНК) является небольшой, легкой системой, которая в реальном времени будет получать видео и фотоизображений с БПЛА. Данные, представленные Global Observer, будут обработаны, извлечены и сохранятся в СНК. Станция наземного контроля может также воспроизводить видео для распознавания цели обеспечивать, а также служить ретранслятором видео и другой информацию для операций. Сеть СНК могут использоваться в качестве видео удаленного терминала (англ. Remote Video Terminal или RVT) в момент, когда находится в отдалении от оператора. Это также позволит командным центрам просматривать и анализировать данные. Сборка и разборка СНК занимает всего две минуты.

ЛТХ:
Модификация Global Observer
Размах крыла, м 53.00
Длина, м 21.00
Высота, м
Масса, кг
полезной нагрузки 180
взлетная 3100
Тип двигателя 1 ВД
Мощность, Вт 1 х
Максимальная скорость, км/ч 110
Практическая дальность, км 3500
Продолжительность полета, ч 168
Практический потолок, м 20000

RQ-11 Raven
Разработчик: AeroVironment
Страна: США
Первый полет: 2001
Тип: Тактический разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация
В 1999 американская армия приобрела четыре ДПЛА FQM-151 "Пойнтер" для программы отработки передовых технологий проведения войсковых операций на городской территории. Комплекс "Пойнтер" был признан полезным, но наземная станция управления была слишком громоздка, чтобы быть на самом деле переносной. Производителя "Пойнтера" фирму "АэроВайронмент" (AeroVironment) попросили разработать станцию меньших размеров. В свою очередь компания также разработала и летательный аппарат меньших размеров, названный "Raven" ("Вороном"). Он был примерно вдвое меньше "Пойнтера". Образец летательного аппарата для подтверждения концепции, названный "малый ДПЛА "Вспышка" (Flashlight)" SUAV √ small UAV) совершил первый полёт в октябре 2001. Позднее, в 2002 году, "Вспышка" была переработана в полноценного "Ворона" в рамках армейской программы демонстрации передовых технологий "Следопыт" (PathFinder). Прототип "Raven" был изготовлен вручную и не пригоден для массового производства. Поэтому первая версия ДПЛА для установочной партии малого объёма получила название "Raven, Block 1" (или Block I Raven) и была поставлена в мае 2003 года. Эта версия имела фюзеляж новой конструкции с легкосъёмным носовым отсеком сменной целевой нагрузки. Испытания "Raven, Block 1" выявили ряд недостатков, включая трудность посадки ДПЛА и неудовлетворительную стабилизацию ДПЛА в полёте.

Недостатки версии "Raven, Block 1" были исправлены в версии "Raven, Block 2", которая была поставлена в армию в сентябре 2003 года. Версия "Block 2" была испытана в Афганистане, и Управление специальных операций в конце 2004 года заказало в итоге 179 комплексов "Raven" с тремя ДПЛА в каждом. ДПЛА "Raven" было дано официальное обозначение RQ-11A.

В сущности, RQ-11A является уменьшенным ДПЛА FQM-151 "Пойнтер", но благодаря улучшенным технологиям может нести ту же навигационную систему, систему управления и целевую нагрузку. Работа с комплексом "Raven" практически идентична работе с "Пойнтером", благодаря чему переход на новый комплекс очень прост. ДПЛА "Raven" весит около 1,9 кг , имеет продолжительность полёта 80 минут и практический радиус действия 10 км. Скорость его полёта находится в диапазоне 45.. 95 км/час при типовой высоте применения от 30 до 300 метров. ДПЛА RQ-11A может управляться либо дистанционно с наземной станции, либо совершенно автономно по GPS по промежуточным пунктам маршрута. ДПЛА по команде, выдаваемой одним нажатием кнопки, может немедленно вернуться к точке старта. Стандартная целевая нагрузка ДПЛА включает цветную ТВ камеру на ПЗС или инфракрасную камеру.

Со своим весом 1,9 кг, размахом крыла 1,3 м и длиной всего 110 см ДПЛА "Raven" является, наверное, самым маленьким ДПЛА в армии, но его возможности в воздушной разведке быстро заслужили уважение батальонных командиров в Ираке и заполнили нишу батальонного уровня, где более крупные ДПЛА недоступны. Хотя он не так велик и обладает не такими возможностями, как другие тактические ДПЛА, "Raven" обеспечивает подразделения огромным объёмом разведывательной информации в реальном масштабе времени, которая ранее была доступна только на высших уровнях командования.

Техника ДПЛА не нова для военных. Однако, поскольку, как правило, беспилотники требуют взлётных полос и обученных операторов, то оптимально эксплуатировались они только на высших уровнях командования. Поскольку собранные разведывательные данные должны потом проделать свой путь на низшие уровни, то они зачастую устаревали для батальона. Кроме того, поскольку один и тот же ДПЛА должен обслужить несколько конкурирующих запросов, некоторые подразделения были вынуждены ждать, пока другие обслуживались в приоритетном порядке. Со свои собственным "Ravenом" подразделения получают возможность выполнять практически немедленные, по первому требованию облёты интересующих мест для детальной разведки в реальном масштабе времени без риска для жизни солдат, существенно улучшая знание обстановки.

ДПЛА мал и может транспортироваться в трёх небольших контейнерах, которые укладываются в рюкзак. Боевой расчёт может брать их с собой и применять ДПЛА с любого места, где бы ни находился патруль. "Raven" снабжается тремя типами камер которые можно монтировать в носу ДПЛА: 1) электрооптическая (ТВ) камера, которая может передавать изображение либо с носовой, либо с боковой камеры; 2) носовая ИК камера или 3) ИК камера бокового обзора. ИК техника пока слишком громоздка для того, чтобы обе ИК камеры одновременно уместились внутри носовой части ДПЛА. Камера имеет фиксированное поле зрения и не обеспечивает слежения за целью, однако обладает достаточным разрешением для распознавания человека с оружием. "Raven" обеспечивает продолжительность полёта от 45 до 60 минут. В комплексе поставки имеется запасная батарея и зарядное устройство, подключаемое к автомобилю "Хаммер", поэтому боевой расчёт может приземлить "Ravenа", вставить новую батарею и вновь отправить его в полёт.

"Raven" даёт военным целый ряд возможностей. Наиболее важные из них √ это наблюдение в реальном масштабе времени текущего состояния беспокоящих мест за горизонтом. Хотя подразделения оснащены большим количеством современных средств наблюдения, ни одно из них не может сравниться "Rave", который обеспечивает. круглосуточный детальный мониторинг в реальном масштабе времени Он также позволяет подразделениям вести разведку, наблюдение и рекогносцировку опасных зон, не подвергая солдат риску и делая мониторинг зон специальными подразделениями менее заметным.

Со своей скромной дальностью действия "Raven" обеспечивает разведку над заданной площадью минута в минуту. Днём и ночью видеовозможности "Ravenа" существенно помогают в составлении общей картины обстановки. "Raven" может летать автоматически с навигацией по GPS, а при необходимости может управляться оператором вручную.

"Raven" может быть запущен в считанные минуты с руки, аналогично авиамодели. Он приземляется на автопилоте в парящем полёте и падает на землю, без использования посадочного оборудования или тщательно подготовленных посадочных площадок. Поскольку "Raven" взлетает и садится таким образом, он не требует сложного оборудования для своего обслуживания и идеально подходит для подразделений переднего края. Автоматизация и GPS также делают работу с "Ravenом" простой, не требующей обученных операторов и лётных навыков.

В начале 2005 года в совокупности были построены более 1300 ДПЛА "Raven" при ещё 2000 по контракту, а к 2006 году армия собирается решить, будет ли "Raven" долгосрочным приобретением, или он будет заменён так называемыми микро ДПЛА (MAVs √ Micro Air Vehicles). Сообщают, что Управление Специальных операций ВВС США закупило неизвестное количество "Ravenов".

Один ДПЛА "Raven" стоит 35 тыс. ам. долларов, а полный комплекс стоит 250 тыс.ам.долларов.

ЛТХ:
Модификация RQ-11A
Размах крыла, м 1.30
Длина, м 1.10
Высота, м
Масса, кг
пустого
взлетная 1.9
Тип двигателя 1 ЭД Aveox 27/26/7-AV
Мощность, л.с. 1 х
Максимальная скорость, км/ч 100
Крейсерская скорость, км/ч 95
Практическая дальность, км 10
Продолжительность полета, ч.мин 1.20
Практический потолок, м 4500

RQ-14 Dragon Eye
Разработчик: AeroVironment
Страна: США
Первый полет: 2001
Тип: Тактический разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация
В начале 2001 года Исследовательской лабораторией ВМС США и Лабораторией боевых систем морской пехоты США был создан переносной комплекс с мини-БПЛА RQ-14. Он соответствовал требованиям командования Корпуса морской пехоты к беспилотным разведывательным системам малого класса, предназначенным для оснащения боевых групп низшего тактического звена. Система, получившая название DragonEye, обеспечивает поступление разведывательной информации в реальном масштабе времени.

Первые испытания прототипа БПЛА были проведены в июне 2001 года. Конкурс на производство этой системы в соперничестве с BAI Aerosystems выиграла компания AeroVironment.

Для управления аппаратом предусмотрены как варианты автопилота, так и непосредственного дистанционного пилотирования оператором. В качестве полезной нагрузки аппарат оснащен ТВ- и ИК-камерами, передающими изображение на землю в режиме реального времени.

В боевых условиях БПЛА Dragon Eye впервые использовался в 2003 году в ходе операции "Свобода Ираку". Несмотря на то что тогда были выявлены некоторые недостатки системы, в целом она показала себя хорошо. Вот почему в ноябре 2003 года компания AeroVironment получила контракт на производство 467 систем Dragon Eye с тремя БПЛА в каждой для Корпуса морской пехоты США. Интерес к данной системе проявляют и другие страны. В частности, известно, что испытания данного аппарата провел флот Австралии.

Усовершенствованный вариант БПЛА DragonEye - RQ-14B Swift - чуть тяжелее, на нем установлены более мощные батареи, позволившие увеличить максимальную продолжительность полета с 60 до 80 минут. Этот беспилотник использует те же средства управления, что и другие БПЛА компании AeroVironment. На настоящий момент известно о поставке шести систем Swift Командованию специальных операций ВС США.

ЛТХ:
Модификация RQ-14A
Размах крыла, м 1.14
Длина, м 0.91
Высота, м
Масса, кг
пустого
взлетная 2.7
Тип двигателя 2 ЭД Aveox 1005/6Y
Мощность, л.с. 1 х
Максимальная скорость, км/ч 65
Крейсерская скорость, км/ч 35
Практическая дальность, км 10
Продолжительность полета, ч.мин 1.00
Практический потолок, м 300

RQ-20 Puma
Разработчик: AeroVironment
Страна: США
Первый полет: 2007
Тип: Тактический разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация
Легкий беспилотный летательный аппарат RQ-20 Puma был создан американской компанией AeroVironment (первый полет - 2007 год). Данный проект был реализован на базе FQM-151 Pointer. Его связь с предком отражена даже в названии (Puma - Pointer Upgraded Mission Ability). При его создании использовались также и наработки по БЛА Raven.

Это небольшой самолет-разведчик, который можно запустить прямо с руки. Самолет способен летать под управлением оператора или ориентируясь самостоятельно с использованием GPS-навигации. Продолжительность полета БЛА более чем удвоилась по сравнению с предшественниками. А в рамках реализации экспериментальной программы ВВС США по созданию новых источников питания для беспилотных аппаратов он и вовсе показал рекордную для своего класса продолжительность полета √ более 9 часов. На борту беспилотник может нести четыре камеры наблюдения, из которых две камеры - оптические и две камеры - инфракрасные.

Помимо базового варианта БЛА компания AeroVironment создала также и его модернизированную версию. Обновленный вариант БЛА получил наименование RQ-20A Puma AE. Он предназначен для ведения наземной и морской разведки. Беспилотник оборудован водонепроницаемым комплектом стабилизированных электрооптических и инфракрасных камер с высоким разрешением и может выполнять посадку в режиме, близком к вертикальному, как на земную поверхность, так и на воду. Запуск аппарата производится с руки. Управление осуществляется при помощи стандартных портативных пультов.

В июле 2008 года Командование сил специальных операций США подписало контракт с компанией AeroVironment на поставку таких всепогодных систем. Контракт рассчитан на один год с возможностью последующего продления до пяти лет. Первоначальный заказ оценивается в 6 миллионов долларов. В случае использования всех опционов его стоимость может возрасти до 200 миллионов долларов.

БПЛА Puma спроектирован таким образом, что его подготовка к работе занимает всего несколько минут, а запуск производится при помощи броска рукой. Большой размах крыльев и продуманная конструкция позволяют этому аппарату с пропеллером в носовой части взлетать даже при полном отсутствии ветра.

Конструкция Puma такова, что электрический мотор, бортовой контроллер и другие элементы могут быть быстро заменены в полевых условиях. Это важно при осуществлении военных операций.

В 2103 компания AeroVironment представила экспериментальную версию беспилотного летательного аппарата Puma, получающего энергию от солнечных панелей. В прототипе Puma на солнечной энергии использованы проприетарные ультратонкие солнечные панели Alta Devices, позволившие получить оптимальный баланс между массой ЛА и эффективностью генерации энергии. Дрон весит приблизительно 5,9 кг, благодаря чему транспортировать его с места на место может один человек.

Испытания показали, что продолжительность беспрерывного полёта с использованием солнечной энергии может достигать 9 часов 11 минут. Благодаря этому, по мнению разработчиков, БПЛА идеально подходит для ведения разведки и наблюдения. Дрону не нужна инфраструктура для запуска, а прочный влагозащищённый корпус обеспечивает высокую надёжность.

По словам Роя Минсона (Roy Minson), вице-президента AeroVironment, показанное время автономного полёта на солнечной энергии ≈ это критически важное достижение, от которого выиграют военные, различные службы безопасности и коммерческие структуры.

Любопытно, что в прошлом месяце Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдало разрешение на коммерческую эксплуатацию Puma в арктической зоне. Выпуск этих БПЛА в версии с солнечными батареями должен начаться в 2014 году.

ЛТХ:
Модификация RQ-20A
Размах крыла, м 2.80
Длина, м 1.40
Высота, м
Масса, кг
пустого
взлетная 6.1
Тип двигателя 1 ЭД
Мощность, л.с. 1 х
Максимальная скорость, км/ч 83
Крейсерская скорость, км/ч 37
Практическая дальность, км 15
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Практический потолок, м 152

Wasp
Разработчик: AeroVironment
Страна: США
Первый полет: 2007
Тип: Тактический разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация
Wasp √ беспилотный разведывательный летательный аппарат микро-класса, , разработан компанией AeroVironment. Первый полёт совершил в 2007 году. БЛА создавался в сотрудничестве с DARPA. Контракт на его разработку был заключен в 1998 году. В ходе его создания использовался опыт, полученный в ходе реализации проекта микро-БЛА BlackWidow.

Аппарат предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба, над вражеской территорией. Такой БПЛА практически неуязвим во время полёта . Его можно сбить пулей из пистолета, но вот попасть - нереально даже из снайперской винтовки. Это позволяет использовать WASP не только для пассивного наблюдения, но и для полетов над территорией противника на высоте до трехсот метров

Это самый миниатюрный БПЛА, находящийся в широком использовании. В случае обрыва связи с командным пунктом, например если села батарея у передающего оборудования оборудования и нет надежной электростанции для оперативной подзарядки, беспилотник возвращается на точку старта по gps координатам. В настоящее время это самый миниатюрный БЛА, находящийся в широком использовании.

Аппарат оснащен двумя миниатюрными видеокамерами, которые собирают информацию и передают ее оператору в режиме реального времени.

На БПЛА WASP установлен электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторов, которые, в свою очередь, подзаряжаются во время полета от солнечных батарей.

Модифицированный БЛА Wasp Block III, совершивший первый полет в апреле 2007 года, несет оптико-электронные цветные камеры, направленные вперед и в стороны, а также дополнительную модульную нагрузку в виде оптических или ИК- сенсоров. Эта версия БЛА имеет дальность действия до 5 км от передатчика и максимальное время нахождения в воздухе до 45 минут.

22 мая 2012 года компания Aero Vironment (NASDAQ: AVAV) представила БПЛА малой размерности Wasp AE и объявила о том, что данная машина была включена в программу ВВС США BATMAV. В рамках программы BATMAV ВВС США разместят заказ на данные БПЛА (общая стоимость контракта оценивается в $2,447,949), сообщает пресс-служба компании Aero Vironment.

ВВС США провели тщательный анализ БПЛА Wasp AE, который продолжался около года и имел своей целью установление соответствия этой машины требованиям программы BATMAV. Успешное завершение данных работ и принятие положительного решения по Wasp AE будет способствовать приобретению этого БПЛА и другими заказчиками в рамках Министерства обороны США.

Модель Wasp AE является результатом постоянного совершенствования линейки малоразмерных БПЛА Wasp, которые ранее уже использовались ВВС США и корпусом морской пехоты США для решения задач в области разведки, наблюдения и рекогносцировки. БПЛА Wasp разработан с использованием цифровой системы передачи данных; БПЛА совместим с другими моделями компании: Puma, Raven, Shrike VTOL и портативными наземными станциями управления. БПЛА предоставляет возможность использования зашифрованных каналов связи, работы за пределами зоны прямой видимости, а также передачи голосовой, текстовой и видео- информации╩, - отмечается в пресс-релизе компании.

Беспилотники Wasp AE могут работать на зашифрованных каналах связи вне зоны видимости, а также обеспечивают передачу видео, голосовой и текстовой информации. Для этого используется установленное миниустройство "Mantis" собственного производства, весит которое всего около 275 граммов и может дополнительно передавать изображение в инфракрасном цвете. Полный вес беспилотника Wasp AE равен 1300 граммам, при этом может набирать скорость в воздухе до 83 км/ч. Продолжительность полета равна 50 минутам на дальность до 10-ти километров, на высоте до 152 метров. Wasp AE - БПЛА ручного запуска и может совершать посадку как на сушу, так и на море, что делает его универсальным БПЛА. В дальнейшем ожидается, что конструкторы увеличат максимальную дальность и высоту его полета.

ЛТХ:
Модификация Wasp AE
Размах крыла, м 1.20
Длина, м 0.76
Высота, м
Масса, кг
пустого
взлетная 1.3
Тип двигателя 1 ЭД
Мощность, л.с. 1 х
Максимальная скорость, км/ч 83
Крейсерская скорость, км/ч 37
Радиус действия, км 5
Продолжительность полета, ч.мин 0.50
Практический потолок, м 150