AIDC
T%!!!*** - 154700450000
F-CK-1 Ching-Kuo
Разработчик: AIDC
Страна: Тайвань
Первый полет: 1989
Тип: Легкий многоцелевой истребитель
ЛТХ Доп. информация
В наши дни создание современного истребителя становится все более и более дорогим удовольствием. Решение огромного комплекса сложных проблем, возникающих при проектировании и постройке такого самолета, требует не только больших материальных затрат, но предполагает и наличие мощной научной и производственной базы. Помимо великих авиационных держав, таких, как Россия и США, позволить себе подобную "роскошь" могут лишь немногие индустриально и экономически развитые страны - Франция, Швеция и Япония. Но из них пожалуй только Франция в состоянии самостоятельно провести весь цикл работ - от проектирования до постройки нового самолета. Остальные же в той или иной мере прибегают к помощи извне. Особняком в списке государств строящих истребители стоят те, кому приходится (или приходилось) делать это "по необходимости" - Израиль, ЮАР. Однако, их самолеты являлись "пиратской" копией французского "Миража" III, с более или менее серьезными модификациями. А израильский "Лави" ? - могут спросить меня дотошные читатели. Но эта машина была построена лишь в трех экземплярах, да и условия его создания (политические) были совершенно иными.

Поэтому столь неожиданным оказалось появление на свет тайваньского истребителя "Цзин Го", который выглядел весьма современно, явно не был копией какого либо из существующих истребителей и был создан в рекордно короткие сроки.

Подробное описание появления на свет Тайваня, этого "Маленького Китая", выходит за рамки данной статьи, поэтому дадим лишь краткую историческую справку. Остров Тайвань (Формоза) расположен на расстоянии около 320 км от материкового Китая и принадлежал ему ДО 1895 г., пока не был отторгнут Японией. Освобожденный китайцами в 1945 г.. в 1949-ом он стал прибежищем для Чан-Кайши и его сторонников, проигравших в кровопролитной гражданской войне коммунистам Мао Цзедуна. На острове была провозглашена Республика Китай (в дальнейшем, чтобы не вносить путаницы, мы будем называть Тайванем), которая считала себя единственным представителем всего Китая. Китайская Народная Республика, считавшая Тайвань своей провинцией, разумеется не могла смирится с таким положением. Пользуясь поддержкой Советского Союза социалистический Китай попытался одним махом решить эту "небольшую" проблему, но орешек оказался ему явно не по зубам. На сторону Тайваня, руководствуясь принципом "Враг моего врага - мой друг", встали США, оказав ему широкую финансовую и военную помощь. На остров были введены американские войска, а вооруженные силы (в том числе и авиация) стали получать новейшую американскую технику.

Очень скоро противостояние между двумя Китаями свелось в основном к противоборству в воздухе, не считая Тайваньского кризиса 1958 г., когда китайская артиллерия начала обстрел островов занятых чанкайшистами. То стихая, то разгораясь воздушная война продолжалась вплоть до начала 70-х гг., когда политическая ситуация стала резко меняться.

После провала политики Большого скачка, когда были практически разорваны все связи между Китаем и СССР, Мао Цзэдун стал предпринимать усилия по нормализации отношений с Америкой, которые увенчались в 1972 г. установлением дипломатических отношений. США тоже были заинтересованы в получении такого союзника (правда весьма сомнительного) рядом с СССР, и поэтому предприняли усилия для того чтобы "задобрить" КНР. Такая политика самым непосредственным образом повлияла на судьбу тайваньского истребителя.

Дело в том, что. как указывалось выше, Тайвань считал себя единственным представителем всего Китая и долгие годы, пользуясь поддержкой американцев, занимал его место в ООН. КНР же считала Тайвань своей провинцией и никаких других вариантов не рассматривала, провозгласив политику "единого и неделимого Китая". Поэтому американцам пришлось, хотя бы формально, перестать оказывать покровительство Тайваню - в 1974 г. с острова были выведены американские войска, а в 1979 г. были разорваны дипломатические отношения. Между прочим, весьма забавным выглядит тот факт, что сегодня практически ни кем не признанный Тайвань обладает одной из самых мощных и динамично развивающейся экономикой, среди стран Азиатского региона, и ведет торговлю практически со всем миром.

В 1981 г., под давлением Китая. США объявили об эмбарго на поставки Тайваню высокотехнологического оружия, в том числе и современных истребителей. Тайваньские ВВС оказались в весьма затруднительном положении, так как именно в то время они подыскивали замену для своих самолетов F-104 "Старфайтер" и F-5. Последние машины преобладали в истребительной авиации ВВС, так как Тайваню досталась большая часть экспортированных США F-5 модификаций А и В. а еще 242 F-5╙ и F были выпущены по лицензии в период с 1973 по 1986 г. Хотя эти самолеты достаточно эффективно справлялись с ролью дневных истребителей, принятие на вооружение ВВС КНР истребителя J-7 (копии МиГ-21), заставило тайваньцев поискать всепогодный самолет, способный использовать вооружение за пределами визуальной видимости цели. До принятия эмбарго наиболее вероятными претендентами на эту роль считались три самолета: Дженерал Дайнэмикс F-16A . Макдоннелл Дуглас F-4E "Фантом" (их можно было купить по сравнительно низкой цене) и Нортроп F-5G (позднее F-20) "Тайгершарк". Теперь же пришлось рассматривать истребители других стран. Сразу же отпал израильский "Кфир", поскольку на нем стоял ТРД Дженерал Электрик J79, а значит могли возникнуть проблемы с США. Были отвергнуты французские "Миражи" 2000 и 50. Английский "Торнадо" ADV стоил слишком дорого, был неэффективен в ближнем воздушном бою и имел проблемы с радаром. Поэтому руководство Тайваня решилось на смелый шаг - создание собственного истребителя. Его разработку и постройку поручили государственному авиационному опытно-конструкторскому и производственному центру AIDC (Aero Industry Development Centr).

Центр был основан в 1969 г., на базе бюро авиационной промышленности BAI (Bureau of Aircraft Industry),организованного в 1946 г. и в том же году перебравшегося на Тайвань. Он финансируется государственным Chung Shan Institute of Science and Technology (C-SIST).

К тому времени Центр уже имел опыт выпуска летательных аппартов, построив в 1969-76 гг. по лицензии 118 вертолетов Bell UH-IH (Model 205) для армии, прототип и 55 серийных самолетов первоначального обучения PL-1B для ВВС между 1968 и 1974 гг., а с 1974 г. выпускал по лицензии истребители Нортроп F-5E/F "Тайгер".

Программа получила обозначение IDF (Indigenous Defensive Fighter - национальный оборонительный истребитель). Не стоит думать, что AIDC начал создание истребителя опираясь только на собственные силы. Наложив запрет на поставку вооружения, США никак не ограничивали сотрудничество своих фирм с Тайванем. Поэтому при разработке было решено широко опираться на их материалы, благо тайваньцы уже имели большой опыт сотрудничества, полученный в ходе лицензионного выпуска других самолетов. Формально разработка IDF началась в 1982 г., хотя первые прикидки были сделаны еще в 80-ом. Программе присвоили кодовое наименование "Безопасный полет". Заданием предусматривалось создать легкий всепогодный истребитель, способный также наносить удары по наземным целям с низкой стоимостью жизненного цикла, простого в обслуживании и с высокой надежностью.

Разработка самолета финансировалась AIDC и Министерством обороны Тайваня по четырем отдельным программам - планер, силовая установка, авионика и вооружение. Всего было заказано 256 машин, включая и двухместные учебно-боевые истребители. В 1985 г. программа IDF была заморожена, так как сочли, что расходы на разработку значительно превышают первоначально запланированные один миллиард долларов США (по некоторым сведениям в 1989 г. они превысили пять миллиардов). Но AIDC предложил сэкономить деньги, отказавшись от постройки прототипа, а сразу выпустив предсерийный самолет, которому присвоили обозначение FSD (Full Scale Development). Именно в таком виде были построены первые четыре машины. Но они весьма значительно отличались от серийных IDF, поэтому их проще считать прототипами. 10 декабря 1988 г. новому истребителю присвоили имя "Цзин Го" (Ching-Kuo), в честь бывшего президента Тайваня, сына Чан-Кайши.

Первый FSD (77-8001/10001, А-1) поднялся в воздух 28 мая 1989 г. Самолет был окрашен в красный, белый и синий цвета. Хотя первый полет был запланирован на апрель, его отложили, чтобы еще раз проверить электронную систему дистанционного управления. Радар на истребителе отсутствовал, а пониженная тяга силовой установки не позволяла развивать скорость соответствующую М=1,2 . Второй и третий FSD (их уже оснастили радаром) поднялись в воздух 27 сентября 1989 г. и 10 января 1990 г. соответственно. Четвертый FSD (77-8004/10004, В-1), который по совместительству был и первым двухместным "Цзин-Го", взлетел 10 июля 1990 г. В отличие от своих собратьев он уже имел камуфляжную окраску. На всех прототипах была установлена телеметрическая аппаратура, которая позволяла в реальном масштабе времени передавать в ходе летных испытаний 300 показателей датчиков и еще 1000 записывать для последующей расшифровки. Каждый опытный самолет был предназначен для своего раздела программы летных испытаний. Первый - для исследования устойчивости и управляемости, включая и полет на больших углах атаки, или при предельном числе М и потолке; второй - для изучения воздействия перегрузок (свыше 9) на конструкцию, а третий - для испытании на больших высотах, отстрела оружия и поведения в полете с различными вариантами подвески. На двухместной машине отрабатывалась методика тренировки летчиков, испытывался радар и проверялась совместимость авионики.

Как это зачастую случается, испытания не обошлись без происшествий. 29 октября 1989 г. во время демонстрации президенту Тайваня из-за лопнувшей на взлете шины потерпел аварию первый прототип (по иронии судьбы это стало одной из первых появившихся в печати фотографий нового истребителя). Самолет был восстановлен и оснащен радаром, что оказалось очень кстати, так как 12 июля 1991 г. потерпел катастрофу второй прототип. При наборе высоты около 5000 м, при скорости М=1 самолет стал испытывать сильные вибрации и у него отвалился левый стабилизатор. Летчику удалось покинуть падающую машину на высоте 2000 м, но он утонул, несмотря на то, что спасатели были на месте катастрофы через 10 мин. После этого инцендента конструкция стабилизатора была усилена.

Следом за FSD в строй вступило 10 предсерийных самолетов (из них четыре двухместных). Начатая сборкой в апреле 1990 г., первая из этих машин была поставлена ВВС 9 марта 1992 г., а последняя - 19 ноября 1993 г. Внешним отличием одноместного варианта от прототипа был фонарь кабины состоящий из трех частей вместо двух. AIDC отрабатывал на этих самолетах технологию производства и испытаний серийных истребителей и сумел добиться существенного сокращения времени производства. Достаточно сказать, что срок испытания проводки носовой части фюзеляжа сократился с 25 до 10 дней. В январе 1994 г. ВВС Тайваня получили первый серийный "Цзин Го" (83-8015/1605). Что же представляет собой этот самолет?

Как уже упоминалось, создание "Цзин Го" велось по четырем отдельным программам. Программа создания планера самолета получила название "Парящий орел" и проводилась AIDC при поддержке американской фирмы Дженерал Дайнэмикс. Последняя передала тайваньцам спецификации и чертежи на истребитель F-16 (на общую сумму 50 млн. долл.). Кроме того, около 60 американских инженеров были посланы на Тайвань и включены в группу разработчиков IDF.

Но AIDC не стала слепо копировать американский истребитель, а творчески переработала его под свои требования. Самолет получил высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с увеличенными корневыми наплывами, улучшавшими летные характеристики на больших углах атаки. Механизация крыла состоит из предкрылков и флаперонов, занимающих по размаху почти всю заднюю кромку крыла. По размерам "Цзин Го" получился несколько меньше F-16, скорее ближе к F-5. Однокилевое вертикальное оперение и цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор аналогичны применяемым на американском "родственнике", а вот фюзеляж претерпел ч серьезные изменения, связанные с установкой двух двигателей и боковых воздухозаборников овального сечения "а-ля F-18". Планер имеет ресурс 8000 летных часов (не менее 12000 посадок) и в основном выполнен из алюминиевых сплавов. Сталь используется лишь в высоконагруженных узлах или элементах конструкции, подверженных воздействию высоких температур. Применение графито-эпоксидных композитов ограничилось лишь обшивкой киля и стабилизатора, съемными панелями, тормозными щитками и флаперонами. Тем не менее, при статических испытаниях четвертый прототип "налетал" 16000 часов. Кабина самолета может показаться европейцу маленькой и тесной, поскольку ее размеры выбраны в соответствии с антропометрическими данными тайваньских летчиков, но ее оборудование - боковая ручка управления, широкоформатный индикатор на лобовом стекле фирмы Бендикс-Кинг и два многофункциональных дисплея ни чуть не уступают оборудованию F-16 последних выпусков. Фонарь кабины открывается вверх-назад. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Мк.12, отклоненное на 30 назад, позволяет летчику покинуть самолет как на стоянке, так и при скорости полета до 1100 км/ ч.

Двигатель для IDF разрабатывался AIDC совместно с фирмой Гаррет. Номинально была создана корпорация ITEC (международная корпорация турбореактивных двигателей), располагавшаяся на Тайване, инженерный штат которой состоял как из сотрудников AIDC так и Гаррет. За основу Гаррет взяла свой двигатель TFE731, который уже хорошо зарекомендовал себя на самолетах бизнесс-класса. Для установки на IDF конструкция двигателя была полностью переработана, его длина увеличилась почти в два раза (до 3560 мм) за счет установки форсажной камеры. Компрессор и турбина тоже были значительно модифицированы: вместо одноступенчатого вентилятора был поставлен трехступенчатый. Двигатель состоит из восьми модулей, каждый из которых может быть заменен независимо от других, причем после повторной сборки никакой балансировки не требуется. ТРДДФ, которому присвоили обозначение TFE1042-70 развивает номинальную тягу 2740 кг, а на форсаже - 4300 кг. Первое испытание нового двигателя состоялось в феврале 1989 г., в сентябре 1991 г. были проведены квалификационные испытания, а с октября началось серийное производство. Хотя ITEC производит часть деталей, основной ее задачей является окончательная сборка из американских комплектующих.

Программа создания авионики для "Цзин Го" получила название "Небесный гром" (Tien Lei) и проводилась AIDC совместно с фирмой Смит Индастриес. Радиолокационная станция GD-53 "Золотой дракон" создана на базе РЛС Вестингауз AN/APG-67 (V), разработанной для истребителя F-20, но включает в себя некоторые элементы используемой на истребителе F-16A РЛС AN/APG-66. GD-53 представляет собой многорежимный импульсно-доплеровский радар, имеющий дальность обнаружения 150 км (для целей с ЭПР аналогичной бомбардировщику Ту-16, для целей типа истребителя дальность обнаружения сокращается до 50 - 70 км) и позволяющий наносить удары как то воздушным, так и по наземным целям. Он имеет малое число деталей и высокую степень интеграции, что позволило достигнуть среднего времени наработки на отказ 235 часов. В состав оборудование самолета также входят: система оповещения о радиолокационном облучении TWS-95, инерциальная система навигации Ханиуэлл Н423, тепловые и радиолокационные ловушки, система контроля фирмы Эллайд Сигнал. Система управления самолетом - электродистанционная с компьютером фирмы Лир-Астроникс.

Поскольку в начале работ по программе IDF было не ясно, продолжат ли США поставки Тайваню ракет воздух-воздух, было принято решение о разработке собственной ракеты аналогичной американской AIM-9. Эта ракета получила обозначение ТС-1 (Tien Chien-1, "Небесный меч"). Тайваньцы не стали изобретать велосипед (кроме того лицензионное производство AIM-9 уже было налажено на острове) и в результате ракета стала очень похожа на AIM-9L. Первые испытательные пуски были проведены в апреле 1986 г. с истребителя F-5E, производство началось в 1989 г., а принятие на вооружение - в 1991 г. Кроме того, Тайвань начал разработку ракеты большой дальности действия "Небесный меч-2" ТС-2. Сведений об этой ракете имеется немного, по утверждениям тайваньцев она напоминает американский AMRAAM, имея скорость М 4, дальность действия около 50 км и применяется по принципу "выпустил и забыл". Но судя по всему, работы по этой ракете продвигаются не слишком успешно, и хотя "Цзин Го" не раз демонстрировался с ТС-2 под крылом, об их принятии на вооружение пока ничего не слышно.

"Цзин Го" может нести помимо ракет класса воздух-воздух (AIM-9L и -9Р, ТС-1, ТС-2) 227 или 907-килограммовые бомбы, контейнеры НУРС, УР AGM-65B "Мэйврик", бомбы GBU-12A с лазерным наведением и подвесные топливные баки. По левому борту установлена 6-ствольная 20 мм пушка Дженерал Электрик М61А2 "Вулкан".

В марте 1993 г. заказ на "Цзин Го" был сокращен до 130 самолетов, из них 28 двухместных( напомним, что первоначально предполагалось выпустить 256 машин). Это было связано с тем, что США сменили гнев на милость и разрешили фирме Локхид Мартин продать Тайваню партию истребителей F-16. Очевидно, что это решение было связано с тайваньско-французским соглашением о закупке истребителей "Мираж", а упускать выгоду не в стиле американцев. Еще одним фактором, повлиявшим на сокращение заказа явилась высокая стоимость IDF (к примеру, вместо первоначальных 2 млн. долл. двигатель стал стоить 5).

Первоначально тайваньские ВВС планировали перевооружить на "Цзин Го" четыре истребительных крыла, но им пришлось умерить свои аппетиты до двух. Первым получило новые самолеты третье тактическое истребительное крыло. Восьмая эскадрилья этого крыла закончила перевооружение 28 декабря 1994 г., а в январе 1995 г. была объявлена боеготовой. На ввод самолетов в строй повлияли две катастрофы, причиной которых явлалось несовершенство топливной системы. Тем не менее, в настоящее время "Цзин Го" является единственным истребителем четвертого поколения, построенным не в США или России, состоящим на вооружении. Аналогичные европейские самолеты EFA и "Рафаль" (правда, их можно отнести скорее к поколению 4+), все еще проходят испытания, а шведский "Гриппен" только начал поступать на вооружение. Дальнейшая судьба IDF еще не определена. Хотя заказ сокращен до 130 самолетов, министр обороны Тайваня заявил, что "Цзин Го" будет предлагаться для поставок на экспорт. Но такое развитие событий маловероятно, поскольку конкуренция на рынке авиационной техники очень сильна, а высокая цена самолета может отпугнуть потенциальных покупателей. В проекте осталась и модификация "Цзин Го" с расширенными возможностями, оснащенная более мощными ТРД и новой авионикой, позволяющей расширить возможности самолета при ударах по наземным целям. Еще более амбициозный проект IDF 2, предусматривающий создание истребителя класса Р-15/СУ-27 в настоящее время даже не рассматривается.

Первый из 10 предсерийных самолетов F-CK-1 выкатили из сборочного цеха 9 марта 1992 года, он отличался от предшественников увеличенными воздухозаборниками и наличием небольшого подфюзеляжного киля и цилиндрических обтекателей антенн системы предупреждения о радиолокационном облучении на наплывах крыла. Поставки ВВС начались ранее запланированного срока (январь 1994), а уже 10 февраля 1993 года 7-я эскадрилья публично продемонстрировала свои новые самолеты. В качестве своеобразного "подарка" были также отремонтированы первый и четвертый прототипы. В марте 1993 года законодательный орган стран объявил, что будет закуплено только 130 самолетов, которыми оснастят два авиакрыла, вместо запланированных четырех.

AIDC на своем заводе в Тайчуне построил 135 одноместных F-CK-1A и двухместных F-CK-1B. Ching-Kuo был известен также как IDF (Indigenous Defense Fighter). За постройкой четырех прототипов(три А и один В) последовали десять предсерийных машин (шесть А и четыре В). Серия же состояла из 97 F-CK-1 А, включая один построенный для восполнения потери, и 24 F-CK-1B.

Предсерийные самолеты прибыли на авиабазу Чинь Чуан Кань в ноябре 1993 года, поступив на вооружение 7-й тактической истребительной эскадрильи 3-й тактической истребительной группы (часть 427-го/З-го тактического истребительного авиакрыла). В эскадрилье началась подготовка летчиков для новых истребителей.

Серийными самолетами вооружили 8-ю и 28-ю эскадрильи, после чего на Ching-Kuo было переведено все 427-е/З-е авиакрыло. В апреле 1997 года авиакрыло объявили боеготовым. Второе авиакрыло (443-е/1-е) было сформировано в июле 2000 года на авиабазе Тайнань, в его состав вошли 1-я, 3-я и 9-я эскадрильи.

В 2002-2004 годах была проведена реорганизация тайваньских ВВС, в ходе которой эскадрильи стали группами, а ранее называвшиеся группами подразделения расформировали. Кроме того в ноябре 2004 года расформировали 8-ю тактическую истребительную эскадрилью.

В настоящее время на вооружении тайваньских ВВС состоят 128 самолетов Ching-Kuo, сведенных в два авиакрыла, еще четыре машины находятся в распоряжении центра AIDC и используются для проведения различных экспериментов. Первое авиакрыло (1-я, 3-я и 9-я группы) дислоцировано на авиабазе Тайнань, 3-е авиакрыло (7-я и 28-я группы) - на авиабазе Чинь Чуан Кань.

Хотя самолет Ching-Kuo обладает способностью поражать наземные объекты, его основной задачей является перехват воздушных целей, именно поэтому оба авиакрыла дислоцированы в западной части острова Тайвань, ближе к материковому Китаю. Ежегодно с апреля по октябрь часть истребительных подразделений перебрасывается на аэродром передового базирования на острове Макунь в Тайваньском проливе. Все летчики-истребители ВВС Тайваня в обязательном порядке проходят обучение на Ching-Kuo, например, будущие пилоты самолетов F-16 и Mirage 2000 предварительно в течение нескольких месяцев летают на этой машине.

В 1998 году самолеты Ching-Kuo прошли ремонт и модернизацию в заводских условиях. Публично было объявлено лишь о трех элементах модернизации. Внешним отличием доработанных самолетов стала установленная перед козырьком фонаря кабины антенна новой системы госопознавания. Также на самолеты установили усовершенствованный приемник предупреждения об электромагнитном облучении Litton и инструментальную систему посадки Rockwell Collins.

В 2001 году правительство Тайваня приняло решение о проведении более глубокой модернизации самолетов Ching-Kuo, получившей известность как программа "Hsang Chieng". Она касалась, прежде всего, БРЭО, которое выполнили на основе 32-разрядного процессора системы управления полетом компании "ВАЕ Systems" и памяти увеличенной емкости. РЛС GD-53 прошла доработку, направленную на повышение помехозащищенности и придания возможности одновременного сопровождения и поражения четырех воздушных целей ракетами ТС-2.

Планер доработали под возможность подвески четырех УР ТС-2, усилили шасси, установили более мощный двигатель. Увеличение массы самолета произошло, главным образом, из-за установки двух конформных топливных баков вместимостью по 272 кг керосина на фюзеляже справа и слева от гаргрота. Существенно расширен ассортимент вооружения "воздух-поверхность" самолетов F-CK-1C/D за счет включения в его состав противорадиолокационных ракет ТС-2А и кассетных боеприпасов Wan Chien.

Центр AIDC построил два модернизированных прототипа, неофициально получивших обозначение IDF-2. Одноместный прототип F-CK-1C (серийный номер 10005) выполнил первый полет 4 октября 2006 года, первый полет с конформными топливными баками состоялся 20 декабря того же года. Двухместный прототип F-CK-1D (серийный номер 10006) был впервые публично представлен 27 марта 2007 года, на церемонии присутствовал президент Тайваня Чен Шубиан. После выкатки самолету в торжественной обстановке присвоили наименование Xiong Ying.

До конца 2007 года оба прототипа завершили первый этап испытаний. Второй этап был завершен в 2008 году, после чего самолеты передали ВВС.

В 2009-2013 годах ВВС Тайваня намерены модернизировать в ходе двухэтапной программы в вариант F-CK-1C/D 71 самолет F-CK-1A/B. Однако правительство не выделило необходимых для модернизации средств из-за закупки партии истребителей F-16 Block 52. Есть информация, что первый этап модернизации не предусматривает установку на самолеты F-CK-1C/D конформных топливных баков.

Если модернизационная программа будет выполнена, то, вероятно, немодифицированные самолеты Ching-Kuo будут использовать для повышенной подготовки летчиков вместо Northrop F-5E/F, которые в 2010 году намечено снять с вооружения. AIDC рассматривает вариант доработки истребителей Ching-Kuo в самолет повышенной подготовки летчиков путем демонтажа РЛС и ряда других целевых систем. Ожидается, что тайваньские пилоты будут проходить обучение на таких самолетах перед командировкой во Францию или США для переучивания на Mirage 2000 или F-16.

Конструкция самолета.

Одноместный двухдвигательный самолет "Цзин Го" выполнен по нормальной балансировочной схеме с трапециевидным среднерасположенным крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Крыло умеренной стреловидности имеет большие корневые наплывы, обеспечивающие благоприятное вихревое обтекание крыла на больших углах атаки. Почти всю заднюю кромку крыла занимают флапероны, носки крыла отклоняемые. Фюзеляж выполнен в соответствии с трансзвуковым правилом площадей. Вертикальное оперение однокилевое, стабилизатор дифференциальный цельноповоротный. Конструкция изготовлена в основном из металлических сплавов, из композитов выполнен только стабилизатор, в дальнейшем объем применения КМ планируется увеличить. Расчетный ресурс планера 8 000 ч. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками.

Силовая установка. Два двигателя TFE1042-70, управляемые с помощью цифровой электронной системы с полной ответственностью, установлены в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем возможна установка двигателей повышенной тяги. Воздухозаборники двигателей имеют эллиптическое сечение с развалом больших осей эллипсов, снабжены отсекателями пограничного слоя и расположены под корневыми наплывами крыла.

Общесамолетные системы. На самолете установлена цифровая электродистанционная система управления полетом фирмы Лир Астроникс с боковой ручкой управления. Кабина летчика герметическая с системой кондиционирования. Фонарь кабины выступающий бескаркасный, откидывается назад-вверх (на двухместном варианте - влево). Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Mkl2 обеспечивает аварийное покидание самолета летчиком в полете и на стоянке.

Целевое оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС GD-53 представляет собой вариант РЛС Дженерал Электрик AN/APG-67 с включением некоторых элементов РЛС Вестингауз AN/APG-66. РЛС GD-53 имеет максимальную дальность действия 150 км, способна обнаруживать воздушные (в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности) и надводные цели. Установлена ИНС Ханиуэлл Н423. Приборное оборудование включает два многофункциональных экранных индикатора и ИЛС фирмы Бендикс Кинг. Имеются цифровая шина данных и ЭВМ обработки данных.

Вооружение включает одну встроенную пушку М61А "Вулкан" калибром 30 мм по левому борту фюзеляжа под корневым наплывом крыла. На внешних узлах самолет может нести до четырех УР класса воздух-воздух малой дальности TC-1 Tien Chien I ("Скай Суорд" I) с ИК ГСН и две средней дальности TC-2 Tien Chien II ("Скай Суорд" II) с радиолокационной ГСН (в разных комбинациях) или до трех противокорабельных УР "Шюн Фен", а также УР класса воздух-поверхность "Мейврик", бомбы и блоки НАР.

Варианты подвески вооружения:

X XНа концах крыльев
XX XX Подкрылевые
X X Под фюзеляжем
X
123456789
xx xx УРВВ TC-1 Tien Chien I / AIM-9
o o бомбы (до 250 кг), ПУ 70-мм НУРС
OO OO бомбы (до 500 кг), ПУ 127-мм НУРС
oo oo легкие бомбы
X X X ПКР Hsiung-Feng II
X X AGM-65
T T 750 / 1350 л ПТБ
T 750 / 1350 л ПТБ
o o бомбы (до 250 кг)
xx УРВВ TC-2 Tien Chien II / AIM-7
oo легкие бомбы
O бомбы (до 500 кг), ПУ 127-мм НУРС



Модификации :
F-CK-1A Ching-Kuo одноместный многоцелевой истребитель
F-CK-1B Ching-Kuo двухместный учебно-боевой истребитель.
F-CK-1C/D Hsiang Sheng модернизированный двухместный вариант.



ЛТХ:
Модификация F-CK-1A
Размах крыла, м 9.46
Длина, м 14.21
Высота, м 4.42
Площадь крыла, м2 24.20
Масса, кг
пустого 6486
максимальная взлетная 12247
Тип двигателя 2 ТРД ITEC (Garrett/AIDC) TFE1042-70 (F125)
Тяга , кН
нефорсированная 2 х 26.80
форсированная 2 х 42.20
Максимальная скорость, км/ч 1275 (М=1.20)
Максимальная скороподъемность, м/мин 15240
Практический потолок, м 16760
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan
Боевая нагрузка - 3900 кг на 9 узлах подвески:
4 УР возду-воздух Tien Chien 1 (ближнего действия) и/или
2 УР возду-воздух Tien Chien 2 (среднего действия) или
3 ПКР Hsiung Feng II и различные комбинации обычных и наводящихся бомб, ПУ НУРС и контейнеры с авиапушками.

AT-3 Tsu-Chung
Разработчик: AIDC
Страна: Тайвань
Первый полет: 1980
Тип: Тренер вооружения и легкий ударный самолет
ЛТХ Доп. информация
Известный в ВВС Тайваня под именем Tsu Chung, двухместный тренировочный самолет AIDC АТ-3 с тандемным расположением экипажа предназначен для прохождения начального 120-часового курса обучения полетам на реактивных самолетах, проводящегося в Академии ВВС на авиабазе Kangshan.

АТ-3 стал первым военным реактивным самолетом, разработанном на Тайване, который был запущен в серийное производство. Его разработка началась в 1975 году в AIDC (Центр разработок авиационной промышленности), а 16 сентября 1980 года начались летные испытания первого из двух прототипов (ХАТ-3). ВВС выдали контракт на 69 самолетов, первый из которых взлетел 6 февраля 1984 года, а последний был поставлен заказчику в конце 1990 года.

Крыло АТ-3 неразъемное, многолонжеронной конструкции с панелями обшивки из легких сплавов, фюзеляж - полумонококовой конструкции, также выполнен из легких сплавов. Оба члена экипажа располагаются в катапультных креслах класса "0-0" (катапультирование с нулевой высоты при нулевой скорости), под индивидуальными панелями фонаря, открывающимися вручную. Топливо размещается в фюзеляже в двух мягких баках из прорезиненного нейлона.

В конце 1980-х годов были построены два прототипа одноместного ударного самолета, отличавшегося наличием радиолокационного прицела и встроенной пушки. Эта модификация получила название Lui-Meng и обозначение А-3 или АТ-ЗА (в публичных материалах AIDC встречаются оба варианта). Модификация, у которой двухместный планер сочетается с бортовым оборудованием и радаром с Lui-Meng, получила обозначение АТ-ЗВ; как полагают, было построено 18 таких самолетов.

Большая часть тайваньских АТ-3 (около 40 машин) эксплуатируется группой первоначального обучения Академии ВВС. Тем не менее, некоторая часть самолетов (около 12), несущих коричнево-зеленый камуфляж, как полагают, предназначена для решения задач штурмовиков и непосредственной поддержки войск. Все АТ-ЗВ предположительно входят в состав 35-й эскадрильи ВВС.

Некоторые из этих самолетов были оснащены радаром Westinghouse AN/APG-66 и системой управления огнем и, соответственно, могли нести расширенную номенклатуру вооружения.

Разрабатывалась и усовершенствованная одно- и двухместная модификация АТ-5А/В с новыми авионикой и двигателями, но эти работы так и не были завершены.

Модификации :
АТ-3A Tsu-chung первый серийный одноместный УБС
AT-3B легкий двухместный штурмовик на основе АТ-3A.
A-3 Lui-meng одноместный морской ударный самолет на базе AТ-3В с УР "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder или тайваньскими Tien Chien 1.

ЛТХ:
Модификация АТ-3
Размах крыла, м 10.46
Длина самолета,м 12.90
Высота самолета,м 4.36
Площадь крыла,м2 21.93
Масса, кг
пустого самолета 3856
нормальная взлетная 5216
максимальная взлетная 7938
Топливо, кг
внутренние топливо 1270
ПТБ 884 (2 х 567.8)
Тип двигателя 2 Garrett TFE731-2-2L
Тяга нефорсированная, кН 2 x 15.57
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 904
у земли 898
Крейсерская скорость, км/ч 882
Практическая дальность, км 2279
Продолжительность полета, ч.мин 3.12
Максимальная скороподъемность, м/мин 3078
Практический потолок, м 14625
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M3
боевая нагрузка - 2722 кг на 7 узлах подвески
2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder или Tien Chien 1.
2 контейнера с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами или
20-мм или 30-мм пушками или
4 ПУ 51-мм или 68-мм или 70-мм НУР.
Бомбовая нагрузка:
1х 907-кг бомба Mk.84 или 3х 454-кг бомбы Mk.83 или
4х 340-кг бомбы M117 или 9х 227-кг бомбы Mk.82 или
4 кластерные бомбы или напалмовые баки

PL-1 Chien-Shou
Разработчик: AIDC
Страна: Тайвань
Первый полет: 1968
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация
PL-1 Chien-shou - учебно-тренировочный самолет, построенный тайваньской фирмой Aero Industry Development Center (AIDC). Ладислао Пазмани спроектировал двухместный легкий самолет для сборки любителями и основал компанию Pazmany Aircraft Corporation в Сан Диего (Калифорния) для продажи комплектов чертежей. Опытный образец, обозначенный Pazmany PL-1 Laminar, совершил первый полет 23 марта 1962г. Чертежи были приобретены Военно-воздушными силами Тайваня, которые построили один экземпляр самолета PL-1 Chien-shou для оценки в качестве потенциального тренировочного самолета.

После испытаний, которые начались 26 октября 1968г., было принято решение о производстве этой модели. На Тайване было построено в общей сложности более 58 таких самолетов под обозначением PL-1B Chien-shou, все они были завершены к 1974г. Двухместный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с неубирающимся трехопорным шасси и закрытой кабиной с расположенными рядом сиденьями, опытный самолет PL-1 был оснащен четырехплоскостным двигателем Continental С90-12F мощностью 95 л.с.. Самолеты PL-1B, производившиеся на Тайване, имели двигатели Avco Lycoming O-320 мощностью 150 л.с.

ЛТХ:
Модификация PL-1
Размах крыла, м 8.53
Длина, м 5.99
Высота, м 2.24
Площадь крыла, м2 10.78
Масса, кг
пустого 431
максимальная взлетная 653
Топливо, л 94.6
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320-E2A
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 241
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 649
Максимальная скороподъемность, м/мин 488
Практический потолок, м 5485
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 2

T-CH-1 Chung-Tsing
Разработчик: AIDC
Страна: Тайвань
Первый полет: 1973
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация
Разработка двухместного учебно-тренировочного самолета AIDC T-CH-1 Chung Tsing, внешне очень похожего на North American Т-28, была развернута в начале 1970-х годов по заданию ВВС Тайваня. Прототип самолета Т-СН-1 впервые поднялся в воздух 23 ноября 1973. Это был первый из созданных на Тайване самолетов, который запустили в серийное производство. Всего за период с 1976 по 1981 год было построено 50 учебных машин.

Т-СН-1, оснащенный американским турбовинтовым двигателем T53-L-701, выпускавшимся на Тайване по лицензии, представляет собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с убирающимся шасси с передней стойкой.

Курсант и инструктор сидели под общим фонарем кабины, который сдвигался назад для посадки и высадки.

Т-СН-1 поступили в академию ВВС Тайваня в Kang Shan в 1977 году и оставались стандартными самолетами для первоначального обучения в этой организации вплоть до введения новой программы обучения, согласно которой часть задач, ранее решавшихся Т-СН-1, возложили на американские Beech Т-34С, а оставшиеся - на АТ-3 местной разработки.

Т-СН-1, с 1985 года поэтапно снимавшихся со службы в академии ВВС, приспособили для обучения применению оружия, вооружив ими 72-ю эскадрилью 1-го тактического истребительного крыла, базировавшегося в Тайване. Эти самолеты получили новое обозначение А-СН-1. Самолеты Т-СН-1, находящиеся в Академии ВВС, никогда не несли вооружения, но под их крылом были предусмотрены узлы подвески, так что доработка этих самолетов до стандарта А-СН-1 оказалась сравнительно простым делом. Некоторые самолеты получили фотокамеры для воздушной разведки, установленные в нижней части фюзеляжа, и несли службу под обозначением R-CH-1.

Модификации :
Т-CH-1А невооруженный УТС.
Т-Ch-1B (A-CH-1) легкий ударный самолет.

ЛТХ:
Модификация T-CH-1B
Размах крыла, м 12.19
Длина, м 10.26
Высота, м 3.66
Площадь крыла, м2 25.18
Масса, кг
пустого 2608
нормальная взлетная 3402
максимальная взлетная 5057
Тип двигателя 1 ТВД Textron Lycoming T53-L-701
Мощность, л.с. 1 х 1450
Максимальная скорость, км/ч 685
Крейсерская скорость, км/ч 407
Практическая дальность, км 2010
Максимальная скороподъемность, м/мин 1036
Практический потолок, м 9755
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
2 легкие бомбы или 2 ПУ 70-м НУР или
2 контейнера с 7.62-мм или 12.7-мм пулеметами

XC-2
Разработчик: AIDC
Страна: Тайвань
Первый полет: 1979
Тип: Средний транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация
В начале 1973 года AIDC приступил к разработке своего второго самолета, транспортного ХС-2, предназначенного для решения как военных, так и гражданских задач, оснащенного быстро реконфигурируемой грузовой кабиной и способного действовать с коротких неподготовленных взлетно-посадочных полос.

Появившийся в результате этих работ самолет имел классическую для транспортника конфигурацию, с высокорасположенным прямым крылом, прямой наклонной частью фюзеляжа, в которой размещалась погрузочная рампа и трехстоечное шасси, основные стойки которого убирались в боковые обтекатели на фюзеляже, оставляя больше места для полезного груза.

ХС-2 имел обычную цельнометаллическую конструкцию, экипаж из трех человек размещался в высокорасположенной кабине. Грузовая кабина длиной 8,095 м, шириной 2,57 м и высотой 2,23 м, помимо задней рампы имела еще одну дверь по правому борту и две - по левому.

Прототип ХС-2 совершил первый полет 26 февраля 1979 года, он был оснащен парой турбовинтовых двигателей T53-L-701А, вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага Hamilton Standard. После проведения ограниченных летных испытаний программа была закрыта из-за отсутствия интереса у потенциальных заказчиков.

ЛТХ:
Модификация XC-2
Размах крыла, м 24.90
Длина самолета,м 20.10
Высота самолета,м 7.72
Площадь крыла,м2 65.40
Масса, кг
пустого самолета 7031
максимальная взлетная 12474
Тип двигателя 2 ТВД Avco Lycoming T53-L-701
Мощность, л.с. 2 х 1450
Максимальная скорость, км/ч 392
Крейсерская скорость, км/ч 370
Практическая дальность, км
с максимальной заправкой 1661
с максимальной загрузкой 400
Практический потолок, м 8015
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 38 пассажиров или 3855 кг груза