Aviatik
T%!!!*** - 154700450000
Aviatik Berg 30.14


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1916
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Первый одноместный истребитель, спроектированный фирмой Osterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik по проекту инженера Julius von Berg получил обозначение Aviatik 30.14 (на деле означает, что это 14-й экспериментальный самолет, произведенный O-UF Aviatik). Впервые поднялся в воздух в конце лета 1916 года. На нем стоял 185-сильный шестицилиндровый двигатель Austro-Daimler водяного охлаждения, вооружение состояло из единственного 8-мм синхронного пулемета Schwarzlose. Первый прототип потерпел аварию 16 октября 1916 года, причем погиб летчик испытатель Ferdinand Konschel. Тем не менее программа была продолжена, хотя в конструкцию были внесены серьезные изменения. В итоге появились новые самолеты - 30.19, 30.20 и 30.21.










ЛТХ:
Модификация Aviatik 30.14
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 6.86
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 568
нормальная взлетная 820
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 185
Максимальная скорость , км/ч 175
Крейсерская скорость , км/ч 154
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: один передний 8-мм пулемет Schwarzlose

Aviatik Berg 30.24 (Dr.I)


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1916 году британской компанией Sopwith был разработан и запущен в серийное производство истребитель Sopwith Triplane. В 1917 году немцы ответили своим истребителем Fokker Dr.I Dreidecker, доведшим концепцию трипланов до совершенства и ставшим всемирно знаменитым благодаря боям на Западном фронте и победам Манфреда фон Рихтгофена и его "летающего цирка". Авиаконструкторы Австро-Венгрии также не избежали периода создания трипланов, и самый опытный и известный из них - главный инженер венской компании Flugzeugfabrik Aviatik Юлиус фон Берг (Julius von Berg) - создал свои трехкрылые самолеты.

Для компании Flugzeugfabrik Aviatik фон Бергом были разработаны не только истребители, им были предложены самолеты разных типов: больших количествах был построен двухместный самолет-разведчик C.I (37-я серия). Также были изготовлены прототипы истребителя 30.14 и двухмоторных бомбардировщиков 30.04, 30.12. Однако именно одномоторные истребители оставались основной сферой его деятельности. Самым известным из них был изготавливавшийся серийно D.I. Истребители данного типа находились в постройке с мая 1917 года по октябрь 1918 года и были изготовлены в количестве 677 экземпляров. Помимо Flugzeugfabrik Aviatik в производстве истребителей D.I для подразделений авиации Австро-Венгрии (Luftfahrtruppen - LFT) Императорско-королевской армии принимали участие компании Lohner, Thone & Fiala, MAG, WKF и Lloyd.

Истребителю-биплану D.I предшествовали несколько концептуально схожих прототипов. Среди этих машин-предшественников был самолет 30.22, который в апреле 1917 года был изготовлен небольшой опытной серией. Основная концепция планера, особенно фюзеляж и хвостовое оперение, была использована фон Бергом при разработке других проектов, большая часть которых была реализована в виде прототипов.

В апреле 1917 года Юлиус фон Берг через своего работодателя предложил авиационному арсеналу (Fliegerarsenal, сокращенно Flars) приобрести для LFT самолеты:

двухместный многоцелевой триплан с самым мощным на тот момент авиадвигателем Австро-Венгрии (серийно выпускавшийся двигатель Austro-Daimler AD 6 [19-я серия], развивавший 200 л.с. [147 кВт]);

истребитель-триплан аналогичный уже существующему истребителю-биплану D.I.

Flars отказался от двухместного самолета, но согласился приобрести истребитель-триплан, который в случае принятия на вооружение получил бы обозначение Aviatik Dr.I. 17 сентября 1917 года Юлиусом фон Бергом авиационному арсеналу для оценки была представлена окончательная документация самолета, получившего внутризаводское обозначение тип 30.24 (в компании Aviatik число 30 было обозначением прототипов, второе число после точки означало конкретную конструкцию во внутрифирменном перечне).

Триплан 30.24 был массивным самолетом цельнодеревянной конструкции (лишь элероны и рули высоты и направления были изготовлены из стальных труб и полотна). Фюзеляж и хвостовое оперение были почти полностью взяты с проверенной конструкции истребителя-биплана D.I. Отличием был сокращенный гагрот за кабиной пилота (у биплана D.I гагрот шел до самого киля).

Установленные с сильным выносом вперед крылья были однолонжеронными с полотняной обшивкой. Размеры крыльев были разными: верхнее имело размах 7,23 м, среднее - 7,13 м, а нижнее - 7,00 м. Элероны с тросовым управлением устанавливались только на верхнее крыло. В отличие от среднего крыла верхнее и нижнее крылья были неразъемными. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем посредством N-образных центропланных стоек. Нижнее крыло шло под фюзеляжем и крепилось к нему с помощью четырех коротких стоек. Для обеспечения хоть какого-то обзора вперед-вниз корневые части консолей среднего крыла имели целлулоидную обшивку. Несущие поверхности были усилены двумя парами межплоскостных стоек, усиленных системой расчалок.

По своей конструкции шасси не отличалось от установленного на D.I. Основные стойки шасси изготавливались из стальных труб, имели межколесную ось и были подрессорены резиново-шнуровой амортизацией. Хвостовой костыль имел внешнюю амортизацию.

Передняя часть самолета имела типичный лобовой радиатор, за которым размещался шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Austro-Daimler AD 6 (18-я серия). Двигатель развивал мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращал четырехлопастный деревянный винт Jaray, лопасти которого были установлены буквой X.

В сентябре 1917 года компания Flugzeugfabrik Aviatik получила от Flars контракт на постройку четырех прототипов данного экспериментального истребителя-триплана. Первый прототип нес заводское обозначение 30.24; остальные машины, у которых были предусмотрены конструктивные изменения, обозначений не получили. Над этими тремя машинами Юлиус фон Берг еще работал, собираясь применить к ним опыт летных испытаний и, в соответствии с требованиями авиационного арсенала, установить двигатель Austro-Daimler AD 6 (19-я серия).

Законченный прототип 30.24 из завода компании Flugzeugfabrik Aviatik, расположенного в венском районе Хайлигенштадт (Heiligenstadt), на бортовом грузовике был перевезен на несколько километров на восток у Асперну на аэродром авиационного арсенала, где в октябре 1917 года состоялся его первый полет.

Первые испытания еще невооруженного прототипа вызвали определенное разочарование. Хотя самолет был более маневренным в продольной плоскости и имел лучшую скороподъемность, его летные характеристики в целом не сильно превосходили характеристики D.I.

Машина была отправлена на завод компании-изготовителя для установки 200-сильного двигателя AD 6 (19-я серии) и вооружения (два 8-мм пулемета Schwarzlose M7/12). Синхронизированные пулеметы устанавливались в кабине пилота и их рукоятки были в пределах досягаемости пилота. Патронные коробки находились под пулеметами.

В Асперне модифицированный 30.24 вновь появился в феврале 1918 года и 26 числа вновь был поднят в небо. Однако корректировка не принесла серьезных улучшений. Так или иначе, но эпоха трипланов завершилась. Авиационный арсенал отказался запускать самолет в серийное производство и передал единственную машину в подразделение Flek 8, из которого он для опытов был передан в расположенное в Винер-Нейштадте подразделение Flek 6.

На самолете были испытаны несколько типов радиаторов, винтов и для улучшения переднего обзора пилота была модифицирована кабина. Данные работы выполнялись в интересах улучшения серийных истребителей-бипланов D.I (эти истребители оснащались как минимум восемью различными типами радиаторов и винтов).

В сентябре 1918 года австро-венгерские ВВС официально ("формально") передали самолет 30.24 на баланс государства и оплатили компании его стоимость. Три незавершенных прототипа было приказано демонтировать, не дожидаясь соответствующих заводских обозначений. Так закончилась карьера истребителей-трипланов фон Берга. Интересно, что в апреле 1920 года прототип 30.24 фигурировал в списке самолетов Австрии, предложенных Чехословакии для покупки!



ЛТХ:
Модификация Aviatik 30.24
Размах крыла, м 7.22
Длина, м 6.86
Высота, м 2.75
Площадь крыла, м2 22.50
Масса, кг
пустого самолета 620
нормальная взлетная 862
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 174
Крейсерская скорость , км/ч 156
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 376
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Aviatik Berg 30.25


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель-разведчик
ЛТХ Доп. информация



Aviatik 30.25 разработан по спецификации австро-венгерских ВВС на дальний одноместный истребитель - разведчик. Собран в марте 1918 года и представлял собой одноместную версию двухместного разведчика Aviatik (Berg) C.I с аналогичными топливными баками и установленной фотокамерой и двумя синхронными 8-мм пулеметами Schwarzlose 07/12. Предусматривалась также установка радиооборудования. На нем стоял шестицилиндровый 200-сильный двигатель Austro-Daimler. На испытаниях показал скорость примерно равную Aviatik 30.30, однако в серию не пошел.







ЛТХ:
Модификация Aviatik 30.25
Размах крыла, м 8.40
Длина, м 6.90
Высота, м 2.75
Площадь крыла, м2 22.50
Масса, кг
пустого самолета 621
нормальная взлетная 818
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 186
Крейсерская скорость , км/ч 164
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 376
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Aviatik Berg 30.27/29


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Весной 1918 года Julius von Berg разработал два схожих самолета Aviatik 30.27 и 30.29. На них стоял 11-цилиндровый 160-сильный двигатель Steyr Le Rhone. Деревянная конструкция была усилена металлическими панелями. Вооружены они были стандартно - двумя 8-мм пулеметами Schwarzlose 07/12. Испытания обоих самолетов начались в июле 1918 года. В процессе летных испытаний была проведена модернизация двигателя и установлен четырехлопастный винт Jaray. 30.29 разбился, после того как летчик попал в штопор.







ЛТХ:
Модификация Aviatik 30.27
Размах крыла, м 6.82
Длина, м 5.00
Высота, м 2.61
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 386
нормальная взлетная 606
Тип двигателя 1 ПД Steyr Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 185
Крейсерская скорость , км/ч 162
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 704
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Aviatik Berg 30.30


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Для высотных боев на Итальянском фронте был разработан Aviatik 30.30 (в некоторых источниках обозначен как D.III, однако никаких доказательств официального существования этого обозначения нет). Конструкция крыла была подобна D.I, однако фюзеляж был новый, как и 230-сильный шестицилиндровый двигатель Hiero.







ЛТХ:
Модификация Aviatik 30.30
Размах крыла, м 6.82
Длина, м 5.00
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 683
нормальная взлетная 943
Тип двигателя 1 ПД Hiero
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 461
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Aviatik Berg 30.40


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



С продолжением войны совершенствовались самолеты различных типов, особенно это касалось истребителей. Самолеты получали более мощные двигатели, более мощное вооружение. Помимо вооружения и мощности силовой установки улучшались также те показатели, которые не были столь явными: при разработке самолетов аэродинамические решения уже исключали случайности и носили более осмысленный характер, а их планеры при более-менее равном весе были способны воспринимать все большие нагрузки. У самолетов росли значения их летных характеристик - максимальной скорости, скороподъемности и практического потолка - и возможность испытывать большие нагрузки в пикировании. Однако всего этого удалось достигнуть в ущерб горизонтальной маневренности - за счет более высокой удельной нагрузки на крыло. Понятно, что с ростом характеристик также росли эксплуатационные расходы и расход топлива. Также к пилотам предъявлялись более высокие требования.

Военно-воздушные силы многих стран пытались выйти из сложившейся ситуации путем поиска простого решения, стараясь дополнить существующие истребители легкой машиной с хорошей маневренностью и большими скоростью и скороподъемностью. Предложенный путь был в некотором роде шагом назад к истребителям, которые не только просты в эксплуатации, но и в изготовлении. Тем не менее, эти истребители обладали пониженной удельной нагрузкой на крыло, позволявшей вернуть те характеристики, которые более тяжелые машины постепенно теряли.

Хороших успехов в создании подобных самолетов-истребителей с крылом типа "парасоль" достигла французская авиастроительная компания Morane-Saulnier, создавшая самолеты MoS.27C1, 29C1 и 30C1, которые к концу войны стали появляться на фронте. Легкие истребители-парасоли создавались и в других странах. В Германии в 1918 году были созданы истребители Fokker D.VIII (Е.V), запущенный в серийное производство, оставшийся прототипом LVG Roland D.XVI и ряд других машин. В Великобритании самолетом, созданным по концепции легкого истребителя, был Sopwith Swallow, который остался в единственном экземпляре. Подобный самолет появился и в Австро-Венгрии.

Создателем легкого истребителя-парасоля стал Юлиус фон Берг - известный конструктор, работавший с весны 1916 года в Вене на авиастроительной компании Aviatik. Фон Берг имел опыт работ не только в Дунайской монархии, но и в Германии, приобретя опыт и проявив незаурядные идеи и организаторские таланты. Помимо таланта конструктора - как бы сказали сегодня - он обладал способностями менеджера. Он реорганизовал управление компании Aviatik и в ограниченных условиях почти умиравшая компания воспряла и оказалась в состоянии быстро реагировать на требования Императорско-королевских военно-воздушных сил (Kaiserliche und Konigliche [K.u.K.] Luftfahrtruppen - LTF) в течение двух лет разработала и построила прототипов самолетов больше, чем любая другая авиастроительная компания Австро-Венгрии на протяжении всей войны. С 1917 года основу производства компании составляли самолеты-разведчики/легкие бомбардировщики C.I и истребители D.I. Рост объемов производства этих машин привел к открытию новой линии в Эсслингене (Esslingen) и суммарный выпуск компании до октября 1918 года составлял 30 боевых машин в месяц.

Многие самолеты, разработанные фон Бергом официально обозначались не только как Aviatik, но и как Aviatik-Berg. О системе обозначений в австро-венгерской авиации необходимо сделать небольшое отступление. Прототипам самолетов командованием LTF присваивался номер, состоявший из двух двухзначных чисел: первое обозначало компанию (для компании Aviatik это было "30"), а второе - номер разработанного этой компанией прототипа. В случае запуска в серийное производство номер прототипа должен был быть заменен регистрационным номером, представлявшим собой сочетание двух чисел: номера серии и номера машины в данной серии. Помимо этого существовали общие обозначения самолетов. В случае принятия на вооружение он нес принятое для истребителей обозначение "D" (или в случае если это был моноплан, то "E" [E - eindecker]) и римскую цифру, соответствующую номеру принятого на вооружение самолета данной компании.

Когда Императорско-королевский авиационный арсенал (K.u.K. Fliegerarsenal, сокращенно Flars) заказал у компании Aviatik легкий и маневренный высокоскоростной истребитель, основной задачей которого должно было стать уничтожение воздушных целей. Обычные для более тяжелых истребителей задачи поддержки наземных подразделений перед такими самолетами не ставились. Разработанная в соответствии с требованиями Flars машина, о которой пойдет речь в данной статье, была разработана в начале 1918 года и получила идентификационный номер 30.40.

Времени для разработки было мало и Flars спешил воспользоваться относительно хорошим положением LTF на итальянском фронте, где авиации Австро-Венгрии противостояли лишь итальянцы и переброшенные из Британии небольшие подразделения Королевского летного корпуса. Фон Берг к данной амбициозной программе подошел очень прагматично: зачем придумывать что-то совершенно новое с нуля, когда можно воспользоваться уже существующими наработками.

В качестве основы для 30.40 был взят фюзеляж созданного ранее прототипа истребителя-биплана 30.27 (в отличие от предшественника он был облегчен. Горизонтальное оперение и киль были сохранены, но глубина руля направления была увеличена. Установленные на фюзеляже петли для крепления нижнего крыла были использованы для установки нижних концов крыльевых подкосов. Помимо них фюзеляж соединялся с крылом (центральной его частью) посредством коротких N-образных стоек. Прямое крыло самолета было неразъемным и было оснащено неуравновешенными элеронами с обычным тросовым управлением. Для установки винта увеличенного диаметра 30.40 получил V-образные стойки большей длины с межколесной осью и резиново-шнуровой амортизацией.

В передней части фюзеляжа под капотом из листового алюминия размещался ротативный однорядный одиннадцатицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Le Rhone (St), развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт). Данные двигатели были разработаны французской компанией Rhone и выпускались по закупленной еще до войны лицензии расположенной в Штайре компанией Osterreichische Waffenfabrik AG.

В конечном итоге компании Aviatik удалось создать в лице 30.40 самый легкий истребитель в истории авиастроения Австро-Венгрии. Первый полет самолета состоялся в июне 1918 года и в течение последующих двух месяцев машина была испытана в Асперне на базе Flars. Летчики были чрезвычайно довольны самолетом, и арсенал был готов выдать рекомендацию на развертывание серийного производства. Была уже выбрана компания-подрядчик, которой планировалось передать производство истребителя - небольшая компания Thone und Fiala.

Однако возникли проблемы. В сентябре 1918 года из-за критической нехватки смазочного касторового масла была остановлена приемка всех самолетов LTF, оснащенных ротативными двигателями. Это означало конец программы 30.40. Самолет был заброшен, хотя официально в октябре 1918 года он был принят на вооружение. Причина этого решения была чисто административной: в случае отказа от принятия LTF пришлось бы заплатить компании Aviatik за прототип.

Истребитель 30.40 имел классическую для австро-венгерских машин конструкцию. Фюзеляж почти квадратного поперечного сечения имел деревянный силовой набор и фанерную обшивку. В верхней части фюзеляжа были сформированы округлая часть и аэродинамический переход за подголовником пилота и его кабиной.

Двухлонжеронное крыло и стабилизатор горизонтального оперения имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Элероны и рули высоты и направления имели силовой набор из тонких стальных сварных труб и полотняную обшивку. Киль имел деревянный силовой набор и фанерную обшивку.

Типичной для самолетов компании Aviatik была конструкция хвостового костыля с резиновой амортизацией и небольшим подфюзеляжным килем. Все трубчатые стойки - как опор шасси, так и соединявшие крыло и фюзеляж - были профилированы деревянными накладками.

Топливный бак размещался за стальной противопожарной перегородкой, установленной позади двигателя.

Вооружение должно было состоять из двух 8-мм пулеметов Schwarzlose M 16, оснащенных синхронизаторами Bernatzik. Вооружение должно было устанавливаться на фюзеляж перед кабиной пилота, однако во время испытаний самолет летал невооруженным.

Aviatik 30.40 был очень перспективным самолетом и по мнению многих летчиков он стал бы одним из лучших истребителей Австро-Венгрии. Обстоятельства не позволили машинам данного типа принять участие в боевых действиях.



ЛТХ:
Модификация Aviatik 30.40
Размах крыла, м 6.82
Длина, м 5.00
Высота, м 2.61
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 366
нормальная взлетная 586
Тип двигателя 1 ПД Steyr Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 192
Крейсерская скорость , км/ч 167
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 667
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Aviatik Berg C.I


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Самолет-разведчик
ЛТХ Доп. информация



Австрийская авиастроительная фирма Авиатик ГмБХ (филиал одноименной немецкой фирмы) на раннем этапе Первой мировой войны выпускала двухместные разведчики B-II и B-III, примерно аналогичные "Авиатикам" С-I германского производства. В начале 1917 года главный конструктор этого предприятия Юлиус фон Берг спроектировал оригинальный многоцелевой аэроплан "Авиатик-Берг" C-I.

Эта машина во многом повторяла созданный тем же автором истребитель "Авиатик" D-I, отличаясь увеличенной кабиной на двух человек с дуговой горизонтальной полутурелью для пулемета "Шварцлозе". Испытания прошли в целом успешно. Летчики позитивно оценивали скоростные данные машины. Правда, из-за довольно большой по тем временам нагрузки на крыло самолет долго разгонялся на взлете и обладал сравнительно высокой посадочной скоростью. Это затрудняло работу "Авиатиков" с коротких прифронтовых ВПП.

Тем не менее C-I признали удачным и запустили в производство сразу на нескольких заводах: Авиатик (серии 37 и 137), Ллойд (серия 47), Лёнер (серии 114 и 214), WKF (серии 83 и 183) и MAG (серия 91). Всего построено более 500 экземпляров машины.

"Авиатик" C-I, чаще называвшийся по фамилии автора "Берг двухместный", активно применялся в 1917-1918 годах на итало-австрийском фронте. Первоклассные пилоты высоко ценили эту миниатюрную короткокрылую машину. Летчики же средней квалификации, напротив, предпочитали ей более простые в управлении, хотя и не столь проворные "Бранденбурги".

В марте 1918-го появилась одноместная фоторазведывательная модификация "Авиатика" C-I без вооружения, почему-то не получившая никакого специального обозначения. Помимо фотокамер эти самолеты комплектовались радиостанциями.







ЛТХ:
Модификация Aviatik Berg C.I
Размах крыла, м 8.40
Длина, м 7.60
Масса, кг
пустого самолета 650
максимальная взлетная 865
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 185
Максимальная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 172
Продолжительность полета, ч 3.50
Скороподъемность, м/мин 286
Практический потолок, м 6400
Экипаж, чел 2
Вооружение:
первоначально - 1 подвижный Шварцлозе на горизонтальной дуге или на шкворне в задней кабине и 1 курсовой в специальном деревянном контейнере над верхним крылом для стрельбы поверх винта.
На более поздних экземплярах, 1918 года выпуска, обычно ставили кольцевую турель Шнейдера и синхропулемет над мотором.

Aviatik Berg D.I


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация


Когда фирма "Aviatik" потерпела финансовый крах, она была реорганизована, и к руководству в ней пришли новые люди. В их числе был немецкий инженер Юлиус фон Берг, ставший главным конструктором.

Вскоре Берг начал работы над самолетом, который должен был принести успех фирме. Однако его первые два проекта, представленные в июне 1916 года, были отвергнуты "Fliegerarsenal" (авиационный арсенал), желавшим, чтобы "Aviatik" сконцентрировалась на программе С.II. В конечном итоге, проекты были доработаны, превратившись в двухместный самолет С.I и одноместный истребитель D.I.

Информация о двух разработанных Бергом машинах, наконец, дошла до полковника Эмиля Узелака, командовавшего авиационной службой австро-венгерской армии. В августе 1916 года он принял решение обеспечить наивысший приоритет работам над этими самолетами. DI представлял собой одностоечный биплан смешанной конструкции из металла и дерева, фюзеляж которого был обшит фанерой, а крылья - полотном. В качестве силовой установки использовался высоко установленный в носовой части рядный двигатель Austro-Daimler, вращавший двухлопастный винт.

В сентябре 1916 года "Aviatik" получила заказ на 100 машин D.I, из которых на три прототипа и четыре (позднее семь) предсерийных самолета устанавливались моторы Austro-Daimler мощностью 185 л. с. (138 кВт). Первый из прототипов. Aviatik 30.19, поднялся в воздух 2-4 января 1917 года, и в своем отчете пилот восторженно отзывался о его маневренности и скороподъемности. Однако технических специалистов беспокоила недостаточная прочность самолета - крыло второго прототипа сломалось при статических испытаниях. Тем не менее, удалось добиться адекватной прочности машины, выполнив верхнее крыло в виде моноблочной конструкции и усилив лонжероны нижнего крыла. Последний из прототипов успешно завершил испытания в марте 1917 года и позднее был переделан в первый экспериментальный Aviatik D.II, крыло которого не имело растяжек.

Предсерийные истребители D.I поступили в войска в середине мая 1917 года. Но дебют серийных машин пришлось отложить до августа - в результате дискуссий было решено дополнительно усилить планер, используя технические решения, уже отработанные на Aviatik С.I, имевшем аналогичную конструкцию. В августе - сентябре 1917 года началась полноценная боевая служба D.I. Вопреки обязательствам "Aviatik" перед "Fliegerarsenal" на первых партиях D.I серии 38 и D.I серии 138 вооружение все еще состояло из одного несинхронизированного пулемета Schwarzlose. Лишь с января 1918 года самолеты стали поставляться с вооружением из двух синхронизированных пулеметов.

"Aviatik" выпускала D.I до конца Первой мировой войны параллельно четырьмя сериями в соответствии с наличием моторов, пригодных к установке на одну из серий. Серии были следующими: D.I серия 38, DI серия 138, DI серия 238 и DI серия 338. Если бы выпуск продолжался, как планировалось, до декабря 1918 года было бы построено 990 самолетов.

Самолеты, строившиеся по лицензии, включали D.I серия 115, D.I серия 315, D.I серия 48, D.I серия 248, D.I серия 348, D.I серия 92, D.I серия 101, D.I серия 201, D.I серия 84, D.I серия 184, D.I серия 284 и DI серия 384. Кроме разных производителей, эти машины отличались двигателями.

После поражения Австро-Венгрии в ноябре 1918 года, D.I были сняты с вооружения за исключением некоторого количества D.I серия 348 и D.I серия 92. Последние несли службу в Красном авиакорпусе венгерской компартии в 1919 году во время беспорядков, последовавших за развалом Австро-Венгерской империи.

Конструкция.

D.I был классическим бипланом цельнодеревянной конструкции. Коробка крыльев одностоечная. Поперечное "V" отсутствует, крылья в плане прямоугольные. Профиль тонкий, выпукло-вогнутый. Поперечная крутка крыла за счет изменения формы элеронов по размаху обеспечивала хорошие (по тому времени) срывные свойства самолета. Часть профиля крыла за задним лонжероном могла деформироваться под действием аэродинамических сил. Таким образом, профиль менял свою кривизну, "дышал". На высокой скорости он становился более плоским. Это уменьшало сопротивление и повышало максимальную скорость истребителя. На малых скоростях увеличение подъемной силы обеспечивало улучшение взлетно-посадочных характеристик.

Элероны имелись только на верхнем крыле. Крылья двухлонжеронные. Лонжероны и полки нервюр - из спруса, стенки из тополя. Передние кромки - из спруса, задние - проволочные. Обшивка крыльев полотняная, имела заметный "провис" между нервюрами и по задней кромке. Стойки - из стальных труб обтекаемого сечения. Все расчалки сделаны из стальной проволоки. Шасси из стальных труб, стандартного для 1914-1918 гг. типа, со сквозной осью, амортизация - резиновый шнур. Хвостовое оперение - из стальных труб, имело тонкий выпукло-вогнутый профиль. Укреплялось подкосами снизу к передней кромке стабилизатора и расчалками. Обшивалось полотном. Фюзеляж самолета имел традиционную для германо-австрийской школы конструкцию - безрасчалочную деревянную ферму с фанерной обшивкой. Летчику открывался отличный обзор в любом направлении. Кабина пилота просторная, за ней - узкий высокий гаргрот. Капот двигателя и передняя обшивка фюзеляжа - металлические.

Ранние серии истребителя оснащались двигателями "Австро-Даймлер" в 185 л.с. Более мощные его модификации устанавливались по мере их появления. Первые машины оснащались двумя бортовыми радиаторами, расположенными в передней части фюзеляжа. На большей части серийных устанавливали крупный лобовой радиатор перед двигателем. Позднее фон Берг вернулся к установке боковых радиаторов, однако вскоре возникли проблемы с перегревом двигателя. Пришлось вновь переделывать систему охлаждения. В окончательном варианте продолговатый радиатор был установлен над передней кромкой верхнего крыла. Пропеллеры применялись деревянные, как стандартные двухлопастные, так и четырехлопастные (два обычных, скрепленных под углом 70╟).

Существовало несколько вариантов вооружения истребителя. Первоначально один пулемет "Шварцлозе" установили перед кабиной для стрельбы поверх пропеллера. Позднее два синхронных "Шварцлозе" расположили по сторонам от двигателя, трассы выходили как бы из капота мотора. Существовал вариант с установкой двух синхронных пулеметов вплотную к кабине пилота выше приборной доски (облегчалась перезарядка оружия в воздухе). Для предотвращения возгорания паров бензина в подкапотном пространстве стволы заключили в стальные трубки. Истребитель с восторгом приняли фронтовые летчики. Он превосходил машины противника и производился большими сериями до конца войны. Машины первых серий были слишком облегчены (в ущерб прочности), что в сочетании с оригинальной конструкцией планера грозило разрушением истребителя при выполнении эволюции в воздушном бою. Произошло несколько аварий и катастроф. Однако меры по усилению конструкции самолета приняли быстро, и доверие к машине восстановилось.


Модификации :
Серия 38
двигатель "Австро-Даймлер", 185 л.с, вооружение - 1 несинхр. "Шварцлозе", установленный на капоте под углом 45 град, вверх.

Серия 138 двигатель 200 л.с, вооружение - 2 синхр. пулемета.
Серия 238 двигатель 160 л.с.
Серия 338 двигатель 225 л.с., усиленная конструкция крыла.



ЛТХ:
Модификация Aviatik D.I (серия 138)
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 6.95
Высота, м 2.48
Площадь крыла, м2 21.80
Масса, кг
пустого самолета 610
нормальная взлетная 852
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 185
Крейсерская скорость , км/ч 167
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Cкороподъемность, м/мин 435
Практический потолок, м 6100
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Aviatik Berg D.II


Разработчик: Aviatik Berg
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Aviatik Berg D.II - истребитель, разработанный австрийской фирмой Österreichische-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik. Прототип истребителя Aviatik D.II, поднявшийся в воздух летом 1917 года, унаследовал фюзеляж от истребителя D.I. Эта машина, Aviatik 30.22, переделанная из третьего прототипа D.I (Aviatik 30.21), отличалась свободнонесущим нижним крылом уменьшенного размаха. За прототипом последовали еще 19 самолетов, предназначенных для войсковых испытаний, на которые устанавливались двигатели Austro-Daimler мощностью 200 или 225 л.с (149 или 168 кВт) в вариантах D.II серия 39 или D.II серия 339, соответственно. Последний из них развивал максимальную скорость 220 км/ч. Оба варианта имели четырехлопастные винты и стандартное для австро-венгерских истребителей вооружение - два 8-мм пулемета Schwarzlose.

Три первых серийных самолета прошли летные испытания в ноябре 1917 года, а семь машин отправили на фронт. Однако было принято решение, что "Aviatik" должна заниматься лицензионным выпуском истребителя Fokker D.VII, и работы по D.II прекратили. Один планер D.II оснастили рядным двигателем Hiero мощностью 200 л.с. (149 кВт), и под обозначением Aviatik 30.38 эта машина принимала участие в конкурсе на истребитель "D" в июле 1918 года.







ЛТХ:
Модификация Aviatik D.II (серия 138)
Размах крыла, м 7.50
Длина, м 6.98
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 587
нормальная взлетная 810
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 225
Максимальная скорость , км/ч 220
Крейсерская скорость , км/ч 186
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 385
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose