AVIA
T%!!!*** - 154700450000
FL.3


Разработчик: Azionaria Vercellese (AVIA)
Страна: Италия
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1930-х годов Фрэнсис Ломбарди (Francis Lombardi) возглавил работы по проектированию легкого многоцелевого самолета FL.3. В группу Ломбарди так же входили инженера Giacomo Mosso, Ugo Graneri и Pier Aldo Mortara, а инженер Gianini, специально разработал профиль крыла для него NACA 23012.

Специально для производства FL.3 было образовано предприятие AVIA (Azionaria Vercellese Industrie Aeronautiche). Первый полёт прототип самолета совершил 6 ноября 1938 года. Во время испытаний в Верчелли присутствовал сам Муссолини, которому самолёт очень понравился.

FL.3 представлял собой низкоплан с консольным крылом и неубираемым шасси, оснащенный рядным двигателем Persy (45 л.с.) чехословацкого производства, который также устанавливался на самолёт Zlin XII. Летчик и пассажир в кабине размещались бок о бок. В 1939 году его цена составляла 55,000 итальянских лир: это был самый дешевый самолет из доступных, хорошо построенный и аэродинамически продуманный.

В конце 30-х годов в Италии стали проводить обновление парка самолетов. С появлением новых скоростных истребителей стал вопрос о переподготовке летчиков летающих на старый машинах. ВВС Италии (Regia Aeronautica) заинтересовалось моделью самолета FL.3.

Хотя самолет первоначально задумывался как прогулочный, он показал требуемые характеристики и был прост у удобен в управлении. Фюзеляж самолета был цельнодеревянным с U-образным поперечным сечением. Конструкция серийных самолётов, получивших обозначение FL.3, практически не отличалась от прототипа. Исключение составил лишь двигатель, который заменили на итальянский CNA D IV (60 л.с.).

В 1939 году Regia Aeronautica заказали первую партию из 50 машин. в этом же году самолет был принят на вооружение. С некоторых самолетов снимались винты (но не моторы, которые необходимо было оставлять для сохранения центровки), после чего машины могли использоваться как учебные планеры.

Рядовые пилоты Королевских ВВС были далеко не в восторге от новой техники. Дело было не лётных характеристиках машины, а в её внешнем виде и несколько необычной компоновке. Отмечалось, что при посадке неопытный пилот мог задеть землю консолью крыла, выполнять фигуры высшего пилотажа на FL.3 было достаточно опасно, а кроме того, мощность двигателя была недостаточной. Вместе с тем FL.3 был легок в управлении и как нельзя лучше походил для начального обучения лётного состава. В ряде случаев полностью закрытая кабина пилота и курсанта "модернизировалась" путем демонтажа её открываемой части.

В сентябре 1941 года прибывавшая в Италии хорватская делегация высказала заинтересованность в приобретении небольшой партии FL.3 и в ноябре ей для демонстрационных полётов выделили один самолёт в регистрационным номером I-VERC. Официальный контракт был подписан 20 февраля 1943 года - в Хорватию надлежало отправить пять самолётов с открытой и пять с закрытой кабиной.

В скором времени FL.3 нашли себе применение в рядах Luftwaffe. После частичной оккупации Италии немецкое командование распорядилось перегнать все пригодные для дальнейшего использования самолёты в Германию - в числе прочей техники оказалось и 250 FL.3. Из этого количества 145 самолётов использовались в лётной школе в Вене (Австрия), а также в эскадрильях Fliegerschule FFS A/B 14 в Клагенфурте и A/B 2 в Страссбурге. В конце 1943 года часть самолётов передали Республике Сало, причем некоторые из FL.3 не имели двигателей и в дальнейшем использовались в качестве планеров или наглядных пособий.

Всего за годы войны было произведено более 400 экземпляров FL.3. Иногда самолет использовался как пилотажный и в этом случае вторую кабину закрывали. После войны несколько десятков FL.3 были переданы в гражданские летные училища.

На основе серийных FL.3 было построено несколько опытных вариантов. В 1942 года появилась модификация оснащенная поплавками и опытный самолёт L4, оснащенный двигателем CNA мощностью 70 л.с. и двойным управлением. Планировалось, что максмальная скорость увеличится до 230 км\ч, а дальность до 1000 км, однако во время испытаний в Раймондо эти показатели достигнуты не были. Чуть позже появилась модификация FL.3C с улучшенной механизацией крыла - этот вариант оснащался закрылками типа Hanley-Page и элеронами типа Junkers. Самолёт проходил испытания в 1943 году, но так и остался на стадии прототипа.

В 1945 году после окончания войны серийный выпуск возобновился под маркой FL.3 Aviasterlet, уже с мотором Continental C-85 мощностью 85 л. с. В 1947 году фирма AVIA была поглощена группой "Lombardi", но производство самолетов F.L.3 продолжалось до 1948 года. Всего было собрано около 700 машин.

С 1946 года FL.3 принимали активное участие во всех воздушных праздниках и парадах, причем несколько самолётов было продано в Швейцарию, где они получили название "AVIA Starlet". Кроме того, с 1947 года в авиационной школе под Римом на FL.3 проходили обучение будущие пилоты ВВС Израиля. Большая часть самолётов этого типа была выведена из эксплуатации в середине 1950 годов, но отдельные экземпляры сохранились до настоящего времени.

Позже компания Fulvio Lauri под названием Meteor восстановили производство разработав несколько новых моделей.







ЛТХ:
Модификация FL.3
Размах крыла, м 9.85
Длина, м 6.37
Высота, м 1.75
Площадь крыла, м2 14.35
Масса, кг
пустого самолета 290
максимальная взлетная 525
Тип двигателя 1 ПД CNA D.IV
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость , км/ч 170
Крейсерская скорость , км/ч 154
Практическая дальность, км 420
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 2

LM.02


Разработчик: Avia
Страна: Италия
Первый полет: 1942
Тип: Ударный планер
ЛТХ Доп. информация



Ещё до появления немецкого специализированного планера-истребителя BV.40 итальянские конструкторы решили приспособить безмоторные аппараты для нанесения бомбовых ударов. Инженеру Пьеральдо Мортара одному из первых удалось воплотить эту идею в реальности. Начав проектирование LM.02 в начале 1942 года он уже в сентябре собрал первый опытный образец. Однако первый полет состоялся в конце 1942 года.

Схема действия планера была такова: к месту атаки LM.02 доставлялся при помощи бомбардировщика SM.79, отсоединившись от самолёта-носителя пилот стремительно пикировал на цель и сбрасывал две 820 кг бомбы. Чтобы не дать планеру разрушиться при стремительно пикировании на нем были установлены автоматические закрылки, не позволявшие LM.02 разгоняться быстрее 540 км\ч. Затем пилот должен был уходить в сторону моря, где совершал посадку на воду. В частности, предполагалось нанесение ударов по британским военным объектам в Северной Африке.

Испытания LM.02 длились несколько месяцев. В целом, принцип действия LM.02 оказался достаточно перспективным, но руководство ВВС проявило серьёзную оплошность, проигнорировав работы инженера Мортара. Ударно-штурмовой планер так и остался в единственном экземпляре.







ЛТХ:
Модификация LM.02
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 10.75
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 35.00
Масса, кг
пустого 1100
максимальная 2840
Максимальная скорость, км/ч 540
Макс.я скорость планирования, км/ч
Экипаж, чел 1
Вооружение: 1640 кг бомб (2 х 820 кг)

LM.5 Avaistar


Разработчик: Lombardi
Страна: Италия
Первый полет: 1945
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1930-х годов Фрэнсис Ломбарди (Francis Lombardi) по заказу итальянской фирмы AVIA ("Azionaria Vercelles Industrie Aeronautiche") спроектировал двухместный моноплан с закрытой кабиной, получивший обозначение AVIA FL.3.

После окончания Второй Мировой войны Ломбарди вместе с инженером Пиеральдо Мортара (Pieraldo Mortara) продолжили разработку (начали они ее еще в 1941 году) увеличенной версии самолета, получившей обозначение AVIA LM.5 (LM - от Lombardi и Mortara).

Разработка самолёта была связана с необходимостью обеспечения легкими летательными аппаратами частных владельцев, при этом, многоцелевое воздушное судно можно было использовать как для авиаперелётов на небольшие расстояния, так и для перевозки грузов, чему главным образом способствовала хорошая грузоподъёмность и просторная кабина.

Первый полет прототипа LM.5 (I-PIER) состоялся осенью 1945 года. Это был двухместный низкоплан смешенной конструкции, оснащенный поршневым двигателем CNA D.IV мощностью 60 л.с. Серийные самолеты получили американский двигатель Continental C90-12F мощностью в 90 л.с. (67 кВт).

В 1947 году компания AVIA была поглощена компанией Francis Lombardi Co., после чего выпуск самолета продолжился под новой маркой Lombardi LM.5. В этом же году швейцарский LM.5 (HB-UEM) стал победителем соревнований Tour Aerien de Suisse.

Из-за значительного удорожания проекта, самолёт не получил широкого распространения ни на территории европейских стран, ни на территории других регионов планеты, в связи с чем, уже в 1948 году самолёт был снят с производства. Всего за годы серийного производства было произведено еще 6 подобных машин.

Изначально LM.5 был рассчитан на перевозку всего лишь двух человек √ пилота и одного пассажира, однако позднее, с выходом модифицированной версии Lombardi LM.7, на борту самолёта уже могло разместиться три человека, однако летательный аппарат был лишён возможности транспортировать грузы, что фактически, не прибавило ему популярности. В случае необходимости, самолёт мог также использоваться и для обучения навыкам пилотирования, чему способствовали спаренные органы управления воздушным судном, однако, в связи с отсутствием востребованности в самолёте, для этих целей он не использовался.

В 1949 году появился модифицированный вариант самолета - Lombardi LM.7, отличительной чертой которой являлась увеличенная пассажировместимость, на борту могло разместиться три человека, и более мощная силовая установка, представленная поршневыми двигателями Walter Minor либо Praga, являющимися менее надёжными, но более дешёвыми, в связи с чем реальная цена воздушного судна практически не изменилась. В этом же году комапания Francis Lombardi Co. прекратила свою деятельность. За годовой период производства было построено всего лишь два экземпляра LM.7.

В 60-х годах энтузиасты сумели восстановить прототип LM.5 и один из LM.7 (I-PACK). На сегодняшний день известно о существовании всего лишь четырёх летательных аппаратов этой модели, в том числе, два их них находятся Италии, один в Испании и один в Германии.






ЛТХ:
Модификация LM.5
Размах крыла, м 9.84
Длина, м 7.40
Высота, м 2.38
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 410
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Continental C90-12F
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 194
Крейсерская скорость, км/ч 165
Практическая дальность, км 680
Практический потолок, м 5900
Экипаж, чел 2