Bartel
S%^Tt$ - 9000750000570
BM-2


Разработчик: Bartel
Страна: Польша
Первый полет: 1926
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1924 году военные объявили конкурс на учебный самолет, что фактически привело к появлению учебных самолетов как класса в польских ВВС. В итоге инженер Ришард Бартел в 1926 году разработал проект М-2, названный позже ВМ-2. постройку опытного образца начали 27 июля 1926 года, а подняли в воздух уже в декабре.

В ходе испытаний самолет показал прекрасные характеристики и в конце декабря 1926 года был подписан контракт на постройку самолета для статических испытаний. Эту машину продемонстрировали летом 1927 года на 1-й авиавыставке в Лобзовианце.

Несмотря на то, что самолет выполнил 144 вылета, однако на вооружение машину не приняли, хотя опыт конструктор использовал в дальнейших разработках.







ЛТХ:
Модификация BM-2
Размах крыла, м 11.77
Длина, м 7.80
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 28.60
Масса, кг
пустого самолета 695
нормальная взлетная 970
Тип двигателя 1 ПД Salmsom 9AC
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость у земли , км/ч 120
Крейсерская скорость , км/ч 86
Практическая дальность, км 300
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2

BM-4


Разработчик: Bartel
Страна: Польша
Первый полет: 1927
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Развивая идеи, заложенные в предыдущей конструкции (BM-2) Бартел создает ВМ-4 с более мощным двигателем в 59 kW. Однако из-за нехватки двигателей такой мощности первый самолет влетел 27 декабря 1927 года с двигателем Walter Vega.

С начала 1928 года военные начали работы по доводке самолета. В итоге появилась новая модификация BM-4b, который очень понравился летчикам испытателям. По их откликам пилотаж на нем напоминал знаменитый Fokker D-VII. В мае 1928 года пребывавший в Варшаве король Афганистана Амунала Хан посетил летный институт и увидев самолет в полете заказал такой самолет для своих ВВС.

Тем временем польские военные тоже выбрали самолет в качестве основного учебного. Однако по их требованию на машину были поставлены двигатели Le Rhone C, использовавшиеся на учебных Кодронах и Ньюпортах. ВВС заказали серию из 22 машин.В войсках машина была обозначена BM-4S2 и получила нумерацию от 33.2 до 33.16. Таким образом самолетом стал первым самолетом разработанным и строившимся серийно в Польше.

Дальнейшая работа над усовершенствованием самолета привела к появлению нескольких модификаций - BM-4e с двигателем Peterlot. Облетан 18 июня 1929 года; BM-4c (B/W-7) тот же самый экземпляр, но с двигателем Lorraine. Предполагалось что самолет совершит рекламный тур по Европе, но по финансовым причинам от него отказались. BM-4f с двигателем Skoda G-594. переоборудован в 1930 году и облетан в начале 1931 года; BM-4g с двигателем DH Gipsy I. Облетан в 1931 году. BM-4h. c двигателем Walter Junior 4, позже смененным на DH Gipsy III. Прототип облетан в августе 1931 года. После того как был установлен двигатель Walter Junior 4, военные заказали 50 таких самолетов. Серийное производство начато в 1933 году. Часть машин была переоборудована из "старых" модификаций самолета.






ЛТХ:
Модификация BM-4a
Размах крыла, м 10.17
Длина, м 7.22
Высота, м 2.93
Площадь крыла, м2 25.00
Масса, кг
пустого самолета 538
нормальная взлетная 791
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone C
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость у земли , км/ч 125
Крейсерская скорость , км/ч 91
Практическая дальность, км 315
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 2820
Экипаж, чел 2

BM-5


Разработчик: Bartel
Страна: Польша
Первый полет: 1928
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Первый конкурс на учебные самолеты в 1924 году закончился неудачей, так как не один проект не удовлетворял требованиям военных. В этой ситуации в 1926 году был объявлен второй конкурс. Основным условием стало использование старых двигателей SPA-6A или Austro Daimler, стоявших соответственно на устаревших истребителях Ballila и Oeffag D-III.

Инженер Бартел на основе своей конструкции ВМ-2 представил новую конструкцию ВМ-3. однако после сравнительных оценок военные остановили свой выбор на двух проектах ST-4 и PWS-2.

Однако несмотря на это Бартел продолжал свои разработки и взялся за новый проект ВМ-5. Прототип ВМ-5а с двигателем Austro Daimler, выполнил свой первый полет 27 августа 1928 года. Вскоре самолет передали на воинские испытания, в ходе которых были внесены некоторые изменения.

В ходе оценочных полетов на аэродроме Лавицы зимой 1929 года на самолет были установлены лыжи, которые показали себя прекрасно. Второй прототип BM-5b с двигателем SPA впервые поднялся в воздух 15 апреля 1929 года. По сравнению со своим предшественником он был тяжелее на 60 кг за счет большего запаса топлива. Прототип версии ВМ-5с был облетан 29 июля 1929 года, причем опять таки на нем стоял более мощный двигатель.

А 20 марта 1929 года был подписан контракт на серийное производство 40 машин: 20 в версии ВМ-5а и 20 версии BM-5b, причем первые пять машин были оснащены двигателем AD225, а следующие пять - SPA . все серийные самолеты получили одно военное обозначение ВМ-5Р2. поставки были окончены в 1930 года. Серийные самолеты получили сменное шасси. Все серийные самолеты кроме летных школ были распределены по авиаполкам. В апреле 1938 года самолеты были заменены на PWS-26. Хотя в сентябрьских событиях 1939 года несколько самолетов все находились на аэродромах.





ЛТХ:
Модификация BM-5a2
Размах крыла, м 11.20
Длина, м 7.81
Высота, м 3.18
Площадь крыла, м2 31.00
Масса, кг
пустого самолета 980
нормальная взлетная 1350
Тип двигателя 1 ПД Austro Daimler
Мощность, л.с. 1 х 225
Максимальная скорость у земли , км/ч 164
Крейсерская скорость , км/ч 145
Практическая дальность, км 420
Скороподъемность, м/мин 156
Практический потолок, м 3250
Экипаж, чел 2

BM-6


Разработчик: Bartel
Страна: Польша
Первый полет: 1930
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 20-х годов в головах польских военных стали превалировать идея одноместного учебного самолета. Дошло до того, что шеф авиационного департамента полковник Людомил Райски выступил с идеей переоборудования в такие самолеты имевшихся в большом количестве старых Fokker D-VII. Сначала предполагалось использовать двигатели HS мощностью 180 л.с. из тех же запасов, но потом обратились к Wright J-5B мощностью 220 л.с. Хотя затея с самого начала попахивала авантюрой, однако она стала толчком к появлению Bartel BM-6. Согласно контракта было построено два прототипа.

Новый самолет впитал себя лучшие идеи класса ВМ. На самолет был поставлен двигатель HS-180, который являлся модификацией HS-220, стоявшем на SPAD-XIII. Вооружение составлял пулемет Vickers wz. 18 калибра 7,7 мм. Первый прототип был облетан 8 апреля 1930 года. Уже второй прототип был модифицирован согласно требованиям военных.

В сентябре 1930 года самолет показали на международном салоне в Бухаресте. Тут майор Стефан Павликовский продемонстрировал целый каскад фигур высшего пилотажа. Однако уже тогда было понятно что будущее учебных самолетов за двухместными машинами. Поэтому Бартел срочно стал делать двухместную модификацию своего детища. Новый вариант BM-6b получил двигатель Wright J-5B и твердый заказ на 23 самолета - 18 для летных школ и 5 для истребительных эскадр (по одному на каждую). Однако вспыхнувший на заводе пожар сделал невозможным постройку серии. Два прототипа были выкуплены ВВС и служили для тренировочных целей по крайней мере до 1933 года.






ЛТХ:
Модификация BM-6a2
Размах крыла, м 8.09
Длина, м 6.35
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 17.60
Масса, кг
пустого самолета 687
нормальная взлетная 950
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость у земли , км/ч 192
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3800
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Vickers