CZAW | |
S%^Tt$ - 7555000775000
|
Mermaid Разработчик: CZAW Страна: Чехия Первый полет: 2006 Тип: Легкий многоцелевой самолет-амфибия ЛТХ Доп. информация Mermaid - лёгкий одномоторный самолёт-амфибия, разработанный чешской фирмой Czech Aircraft Works (CZAW, сейчас - Czech Sport Aircraft). В начале 2006 года самолет был сертифицирован. Разработка CZAW Mermaid велась первоначально чешскими авиастроителями для нужд малой гражданской авиации, а также для частного использования, однако, из-за того, что летательный аппарат не смог себя полностью оправдать, выпуск самолёта был весьма сильно ограничен √ по некоторым данным, было построено всего лишь 11 летательных аппаратов этой модели, после чего, с 2012-года выпуск был официально завершён. Помимо своего основного предназначения, самолёт позиционируется также как спортивный летательный аппарат, чему, главным образом способствует его лёгкая конструкция, достаточно мощный для этого типа самолётов авиадвигатель, а также высокая манёвренность и хорошее управление. Тем не менее, в подобных целях самолёт-амфибия используется достаточно редко, хотя, разработчиками в нём был заложен определённый потенциал и перспективность, что позднее вылилось в более совершенные модели, основанные на разработанной конструкции этого воздушного судна. Mermaid имеет композитный корпус и крылья из алюминия,с толкающим винтом и крестообразным хвостовым оперением. Его среднерасположенные крылья имеют площадь 11.5 m2 и оборудованы закрылками. Для обеспечения воздушному судну компактных размеров, внутреннее пространство летательного аппарата весьма сильно ограничено, что не позволяет осуществлять долгие авиаперелёты из-за некоторого дискомфорта в кабине. Тем не менее, на борту CZAW Mermaid может разместиться до двух человек √ пилот и пассажир, что даёт хорошую возможность для частного использования этого самолёта. Кабина оборудована авионикой Dynon Skyview с двумя 10 дюймовыми мониторамию В виду конструктивных особенностей самолёта-амфибии, перевозка на нём каких-либо грузов, не является возможной, и выражается это главным образом слишком компактным местом в кабине, а также минимальной полезной нагрузкой, составляющей всего лишь 180 кг. Для обеспечения самолёту большой скорости, а максимальная скорость полёта Mermaid составляет 210 км\ч., авиаразработчики предусмотрели установку здесь весьма мощного шестицилиндрового поршневого авиадвигателя Jabiru 3300, способного развивать толкающее усилие в 120 л.с. (второй вариант силовой установки 100-сильный Rotax 912ULS). Максимальная дальность полёта летательного аппарата ограничивается всего лишь 570 километрами, что по мнениям специалистов является одной из причин низкой востребованности этого самолёта среди заказчиков. Впоследствии, на базе модели CZAW Mermaid было создано сразу несколько спортивных самолётов √ аэродинамичный фюзеляж самолёта и его вполне эффективные лётно-технические качества способствовали этому, хотя фактически, сам самолёт был признан неудачным в плане его коммерческой составляющей, и по некоторым данным, даже не смог окупиться за весь производственный период, а также время потраченное на разработку. ЛТХ: Модификация Mermaid Размах крыла, м 9.50 Длина , м 6.50 Высота, м 1.80 Площадь крыла, м2 11.50 Масса, кг пустого 380 максимальная взлетная 560 Тип двигателя 1 ПД Jabiru 3300 Мощность, л.с. 1 x 120 Максимальная скорость, км/ч 210 Крейсерская скорость, км/ч 185 Практическая дальность, км 570 Скороподъемность, м/мин 240 Практический потолок, м 3600 Экипаж, чел 2 SportCruiser Разработчик: CZAW Страна: Чехия Первый полет: 2006 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация В истории мирового авиастроения, пожалуй, найдется не так много примеров, когда одним из ведущих авиапроизводителей, вполне способным самостоятельно создавать и производить поистине "шедевральные" модели воздушных судов, использовалась готовая продукция другой авиастроительной фирмы и после ребрендинга предлагалась конечному пользователю. Можно только догадываться, какого уровня совершенства должна быть модель ВС, чтобы соответствовать репутации такого именитого производителя, как Piper Aircraft - такая ее оценка дорогого стоит. Речь идет об одной и той же модели - легком спортивном самолете SportCruiser чешской фирмы CSA, которая на одном из этапов своего существования появлялась на рынке под наименованием PiperSport. Перефразируя классика, PiperSport и SportCruiser - "близнецы-братья": мы говорим - PiperSport, подразумеваем - SportCruiser, мы говорим - SportCruiser┘ ну, и так далее. Для большей ясности обратимся к истории модели. Итак, самолет CZAW SportCruiser фирмы Czech Aircraft Works - CZAW (ныне Czech Sport Aircraft - CSA) разрабатывали, чтобы "вписаться" в категории Ultralight или Microlight ряда стран (в США - Light Sport Aircraft, сокращенно LSA). В период с 2006-го по 2010-й годы самолет был доступен в двух вариантах поставки: как комплект для сборки (kit-набор) и как готовая модель. SportCruiser в США признан как FAA LSA, FAA homebuilt и как комплект "домашней постройки" - в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании... В 2009 г. известный производитель, фирма Piper Aircraft, выкупила у чешских авиастроителей пакет акций, и с 2010-го года завод стал реализовывать часть самолетов под маркой PiperSport. Это была минимально измененная версия существующего SportCruiser: усиленная передняя стойка шасси, баллистическая парашютная система спасения, кожаный интерьер, таможенная схема окраски. Поставляли его на рынок США только как законченный вариант модели и распространяли через дилерскую сеть Piper. Примечательно, что Piper Aircraft, включив модель в свою линейку, не стал ее производить, а сосредоточился лишь на маркетинговой деятельности по ее продвижению. Такое участие американского партнера в проекте LSA было предопределено совершенной конструкцией самолета SportCruiser и качеством его изготовления, которое могут предложить миру авиастроители чешского городка Куновице. Как отмечали специалисты Piper, "слабые продажи самолета в прошлом были связаны лишь с проблемами маркетинга, а никак не с недостатками его конструкции". К сожалению, сотрудничество не получило должного развития, и в январе 2011 года, т.е. спустя год с момента его инициирования, из-за разногласий в "деловых философиях" было прекращено. Так закончился этап марки PiperSport, разделивший историю модели SportCruiser на "до" и "после". В настоящее время самолет SportCruiser предлагается производителем в трех вариантах исполнения (Classic, SVAP Light, SVAP+), различающихся пакетами авионики. Официальными моделями 2013-2014 гг. считаются SportCruiser SVAP Light и SportCruiser SVAP+. Что привлекало и продолжает привлекать в этом самолете? Ему присущ великолепный спортивный дизайн, цельнометаллическая конструкция, низко расположенное крыло, широкая комфортная кабина и, благодаря большому прозрачному фонарю, отличный обзор из нее. А главное - высокое качество изготовления и относительно невысокая стоимость летательного аппарата. Возможно, этим и объясняется особая популярность самолета у авиаторов всего мира. Конструктивно SportCruiser представляет собой двухместный одномоторный цельнометаллический низкоплан с большим, как уже отмечалось, фонарем и трехколесным неубирающимся шасси. Подобно большинству самолетов своего класса, он использует наиболее популярный для LSA двигатель Rotax 912 ULS и Rotax 914 ULS - с турбонаддувом. Альтернативным выбором является 120-сильный Jabiru 3300. В числе сертифицированных воздушных винтов - двух- и трехлопастные Woodcomp SR3000, трехлопастный Woodcomp Klassic и двухлопастный Sensenich с никелированной передней кромкой лопастей. Особенностью конструкции самолета, на которую сразу обращаешь внимание, является большое широкое крыло (размах 8,6 м, общая площадь 12,3 м²). Благодаря своим размерам оно обеспечивает достаточно низкую скорость сваливания (31 узел, 55 км/ч). Задуманный изначально для использования с грунтовых ВПП, самолет практически соответствует критериям ВС STOL-категории (Short Take-Off and Landing, самолет с укороченным взлетом и посадкой): посадочная дистанция составляет всего 400 футов (122 м); взлетная и того меньше - 360 футов (110 м). Практический потолок самолета ограничен предельно допустимой высотой для данной категории ВС - 13123 фута или 4000 м. Скороподъемность - 825 фут/мин или 4,2 м/с. Хотя способности самолета в этом смысле указанным значением не ограничиваются: ему "под силу" и более высокие скорости набора, вплоть до 1200 фут/мин (6 м/с). Предельная эксплуатационная перегрузка составляет +4/-2G. Это очень неплохой показатель для самолетов категории LSA, не предполагающий, однако, выполнения на нем акробатического и сложного пилотажа. Для параметров, свойственных LSA, возможности самолета скромными отнюдь не назовешь. Так, при максимальном взлетном весе 1320 фунтов (600 кг) значение полезной нагрузки составляет, без малого, половину от этой величины - 600 фунтов (270 кг). В идеале это вес двух взрослых человек с багажом до 38 кг (до 18 кг в багажном купе, расположенном в тыловой части кабины, и по 10 кг - в уникальных шкафчиках-отсеках обеих секций крыла) при заправке "под пробки" 2х57 л бензина. Оптимальное соотношение параметров полезной нагрузки обеспечивает возможность беспосадочного полета на 512 nm (948 км). И это с 30-минутным аэронавигационным запасом топлива. К дополнительным преимуществам самолета SportCruiser над одноклассниками следует относить превосходную эргономику кабины, электроуправляемые триммеры руля высоты и элеронов, электроуправляемые закрылки и┘ регулируемые по росту пилота педали ножного управления (для большинства легких и сверхлегких самолетов характерна регулировка сидений пилотов). Кабина оборудована приборной панелью, содержащей три группы необходимых в полете приборов. Спаренное управление самолетом (ручки управления, педали) позволяет осуществлять равноценное пилотирование с обоих мест. Рычаг управления двигателем (РУД) расположен на центральном пульте (между сиденьями). Система электропитания самолета рассчитана на 12 В. Впечатляет и пакет авионики, которым этот самолет оснащен. SportCruiser SVAP+ модели 2013-2014 ориентирован на использование интегрированной системы авионики Dynon SkyView, включающей: два 10-дюймовых многофункциональных дисплея D1000 (с резервными батареями SV- BAT-320); две курсовертикали с датчиками воздушной скорости - SV-ADAHRS-200, SV-ADAHRS-201; систему контроля двигателя SV-EMS-220; транспондер SV-XPNDR-261; два датчика наружной температуры SV-OAT-340; два SV32 autopilot servo. В качестве стандартного оборудования самолета также рассматриваются приемник Garmin SL-30 NAV/COM, Garmin 696 GPS, Intercom (селекторная связь) - PS Engineering PM3000, аварийный радиомаяк (ELT) King AK451. Дополнительные Garmin 796 GPS, система сигнализации о приближении к режиму сваливания и приемник ADS-B можно устанавливать по желанию заказчика. Кроме того, на модель также опционно может быть установлена парашютная спасательная система типа BRS (Ballistic Recovery System). Конечно, установка этого оборудования существенно увеличивает (примерно на 5000 долл. США) затраты, связанные с приобретением воздушного судна, да к тому же еще и уменьшает значение располагаемой полезной нагрузки. Но согласитесь, это мизерная плата за вашу безопасность и безопасность тех лиц, которые могут оказаться с вами на борту самолета. В отличие от версии SportCruiser SVAP+, вариант поставки SportCruiser SVAP Light оснащается одним 10-дюймовым дисплеем SV-D1000 (с резервной батареей SV-BAT-320), одной ADAHRS, одним SV-OAT-340 и единственной встроенной GPS SL-30 NAV/COM. Garmin 696 GPS, Garmin 796 GPS, система сигнализации о приближении к режиму сваливания (Stall Warning), приемник ADS-B и спассистема BRS могут быть установлены на самолет как предлагаемые производителем опции. Czech Sport Aircraft также продолжает выпуск модели версии SportCruiser Classic, оснащая ее аналоговой аппаратурой. Внутреннее убранство довольно просторной для LSA кабины (такой, что двум находящимся в ней пилотам не приходится касаться друг друга локтями) отнюдь не аскетично. Стандартный кожаный интерьер кабины самолета (обивка сидений и боковых стенок), выполненный в цвете серого сланца, предлагается как опция, направленная на повышение комфортности модели. Эксклюзивный вариант интерьера, равно как и схемы окраски самолета, может быть выбран заказчиком с помощью электронного конфигуратора, размещенного на сайте производителя. Ко всем прочим своим достоинствам, SportCruiser весьма неприхотлив в обслуживании, а его эксплуатационные расходы едва ли не самые низкие в категории LSA. В сочетании с наиболее конкурентоспособной стоимостью приобретения (цена производителя для модели SportCruiser SVAP Light составляет 111500 евро, а для модели SportCruiser SVAP+ - 119500 евро) это делает SportCruiser лучшим выбором как для начинающих пилотов, так и для продвинутых авиаторов. Более того, превосходные летные характеристики, высокие стандарты безопасности при выполнении полетов делают этот самолет идеальной платформой для целей обучения. И факты лидерства самолета SportCruiser в рамках этой очень важной миссии флота легких ВС только подтверждают справедливость такого заключения. Текущая статистика показывает, что около 30% самолетов SportCruiser, поставленных CSA, используется летными школами и авиационными учебными центрами как для первоначального (основного), так и для "продвинутого" обучения. К примеру, только в США, начиная с декабря 2012 г., SportCruiser использовали как самолет "входа" в 20-ти летных школах. И статистика эта - далеко не исчерпывающая. Кроме вышеописанных версий самолета для европейского рынка выпускается PS-28 Cruiser. Модель сертифицирована EASA (по нормам CS-LSA) в апреле 2012 года и допущена к визуальным дневным полетам. Коммерческое использование PS-28 допускается во всех странах, в которых модель получила сертификацию соответствующих авиационных органов. ЛТХ: Модификация SportCruiser Размах крыла, м 8.60 Длина , м 6.62 Высота, м 2.32 Площадь крыла, м2 12.30 Масса, кг пустого 388 максимальная взлетная 600 Тип двигателя 1 ПД Rotax 912ULS2 Мощность, л.с. 1 x 100 Максимальная скорость, км/ч 220 Крейсерская скорость, км/ч 172 Практическая дальность, км 953 Скороподъемность, м/мин 252 Практический потолок, м Экипаж, чел 2 |