Changhe
S%^Tt$ - 7555000775000
Z-8


Разработчик: Changhe
Страна: Китай
Первый полет: 1985
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



Changhe Z-8 √ это многоцелевой вертолет КНР, который является лицензионной копией французского вертолёта Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon (Супер-Фрелон). В настоящее время вертолет производится в противолодочном, транспортном и спасательном вариантах. Сегодня Z-8 √ это самый тяжелый вертолет, сконструированный и построенный в Китае на базе французского вертолета "Супер Фрелон", в тесном сотрудничестве с европейской компанией EUROCOPTER. Максимальный взлетный вес вертолета составляет 13 тонн, при этом вертолет может садиться и взлетать с водной поверхности. Многоцелевой вертолет Z-8 был удостоен премии "Национальное научное и технологическое развитие". На базе вертолета Z-8 был создан армейский транспортный вариант Z-8A, совершивший первый полет в 1995 году и принятый на вооружении армии в 1998 году.

Оригинальный Z-8 китайской сборки совершил свой первый полет в 1985 году. В августе 1989 года машина была поставлена на вооружение авиации военно-морского флота, принята на вооружении в декабре 1994 года. Вертолет обладает достаточно мощной силовой установкой и хорошими эксплуатационными и летными характеристиками. Вертолет достаточно широко используется не только в военных, но и в гражданских целях: для борьбы с лесными пожарами, проведении монтажных работ, прокладки кабеля, санитарных работ, патрулирования, организации геологических партий и других целей. В настоящее время (на 2012 год) на вооружении военно-морских сил КНР находится 26 вертолетов Z-8, еще 15 вертолетов Z-8 и 13 Z-8KA находятся на вооружении сухопутных войск КНР.

Еще в начале 1970-х годов КНР приобрела во Франции 13 вертолетов SA.321Ja "Супер Фрелон". Данная модификация стала достаточно причудливым гибридом, который совместил в себе "сухопутный" (не амфибийный) фюзеляж и "морское" противолодочное оборудование. При этом "Супер Фрелоны" стали самыми крупными из существующих китайских вертолетов морской авиации. Первоначально эти машины базировались лишь на берегу с использованием наземных аэродромов, но 3 января 1980 года один из них впервые совершил посадку на палубу боевого корабля. Это была первая палубная посадка вертолета в истории китайского флота. В мае 1980 года 4 вертолета "Супер Фрелон", которые базировались на вспомогательных судах военно-морского флота КНР, приняли участие в походе в южную часть Тихого океана. Данный отряд участвовал в обеспечении испытательного запуска китайской МБР. После запуска вертолеты "выудили" приводнившуюся головную часть испытываемой баллистической ракеты.

В 1976 году руководство КНР принимает решение о налаживании в стране производства копии вертолета "Супер Фрелон". Китайский вариант машины было решено назвать Z-8. Работу над новым вертолетом поручили Авиационной промышленной группе "Чангхе" (CAIG - Changhe Aircraft Industry Group). При этом работы по проектированию местного аналога велись с традиционной китайской неспешностью. К испытаниям первого китайского Z-8 приступили лишь 11 декабря 1985 года, практически через 10 лет после запуска всей программы по локализации производства. Поставки вертолета ВМС Китая начались в 1989 году, а в 1994 году вертолет наконец-то получил национальный сертификат летной годности. Китайская версия вертолета получила в качестве силовой установки ТВД WZ-6, которые являлись лицензионной версией двигателей "Турмо" IIIС3. Вертолеты, находящиеся на вооружении флота КНР эксплуатируются в 3-х вариантах:

транспортно-десантный вертолет, может перевозить до 27 десантников или 15 раненых, размещенных на носилках;

противолодочный вертолет, оснащенный поисковой РЛС с антенной, расположенной в обтекателе правого поплавка (в носовом обтекателе находится антенна метеорадара) и ОГАС HS-12. На вооружении вертолета находятся торпеды Yu-7, являющиеся китайской "пиратской" копией американских торпед Мк-46.

вертолет-тральщик.

Z-8 √ это вертолет, выполненный по одновинтовой схеме, с руелывым винтом, тремя ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж типа полумонокок, цельнометаллический, нижняя его часть имеет килеватость и своеобразные скулы, выполнена водонепроницаемой для возможности посадок на воду. Кабина пилотов двухместная. Грузовая кабина имеет размеры 7х1,83х1,9 метра и оборудована задним люком с погрузочной рампой на гидроуправлении. В передней части грузовой кабины справа расположена сдвижная дверь. В противолодочной версии вертолета хвостовая балка во время стоянки может складываться. Стабилизатор устанавливается с правой стороны хвостовой балки. На внешней подвеске вертолет Z-8 может перевезти до 5 тонн груза.

Шасси вертолета неубирающееся, трехопорное. Все колеса √ носовые и главные выполнены сдвоенными. Главные опоры вертолетного шасси имеют воздушно-масляные амортизаторы. Колеса главных опор оборудованы дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. В морском варианте главные опоры шасси могут оснащаться специальными поплавками. Несущий винт вертолета имеет шесть лопастей с шарнирным креплением. Лопасти имеют прямоугольную форму, цельнометаллические, в противолодочном варианте складывающиеся. Лопасти имеют специальную систему датчиков, которая предназначена для обнаружения трещин. Возможна установка тормоза несущего винта.

Силовая установка машины состоит из 3-х двигателей, которые расположены вертикально над фюзеляжем: один двигатель установлен за редуктором несущего винта и имеет боковой воздухозаборник, а два других перед редуктором несущего винта, обладают осевыми воздухозаборниками. Топливная система вертолета включает в себя 3 мягких топливных бака общей вместимостью в 4 000 литров, топливные баки находятся в центральной части фюзеляжа под полом. На вертолете предусмотрена автономная система питания для каждого из трех двигателей с возможностью взаимозаменяемости. Заправка вертолета Z-8 топливом происходит либо под давлением с помощью насоса, либо самотеком. В перегоночном варианте возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 литров и дополнительных топливных баков емкостью в 2 000 литров.

Стоит отметить, что выпуск вертолетов Z-8 осуществляется очень низкими темпами (собирается по 2-3 вертолета в год). К настоящему времени было выпущено до 60 вертолетов данного типа. Казалось бы, что еще можно выжать из вертолета, который был сконструирован более 40 лет назад? Однако в обычаи Китая не входит отказ от техники, которая смогла себя хорошо зарекомендовать, по причине ее достаточно солидного возраста. Примером может выступать многообразие китайских "производных" от советского истребителя МиГ-21 и это далеко не единственное свидетельство китайской военно-технической политики.

В то время как в самой Франции время "Супер Фрелона" уходит, а карьера вертолета катиться к закату, китайские инженеры из CAIG продолжают работать над новыми вариантами этой винтокрылой машины. В частности, с середины 1990 годов шли работы над созданием транспортно-десантной модификацией, которая бы использовалась в интересах армейской авиации. Данный вертолет получил индекс Z-8A. Опытный экземпляр успешно прошел серию испытаний, в феврале 1999 года машины получила сертификат летной годности. В 2001 году армия получила два предсерийных вертолета для проведения войсковых испытаний, а в ноябре 2002 года стала получать первые серийные вертолеты Z-8A. Хотя стоит отметить, что военные не в восторге от этой машины. Они отмечали недостаточное качество и недостаточную мощность китайских двигателей WZ-6A. Армия оформила заказ на крайне ограниченную партию данных машин, решив оформить дополнительный заказ на российские вертолеты Ми-17В5. Возможно, недостаточной мощностью китайских двигателей WZ-6 объясняется и тот факт, что на гражданской версии вертолета Z-8F были использованы канадскими ТВД РТ6В-67А.

В 2009 году появилась информация о том, что Китай занимается разработкой вертолета ДРЛО на базе Z-8. Поводом для таких разговоров стали фотографии машины, на которых эксперты разглядели обтекатель радара, который был расположен за рампой кабины вертолета. По словам аналитиков, это сенсор, предназначенный для раннего обнаружения со средней и большой высоты кораблей и самолетов противника. Каких успехов добились китайцы в разработке своего вертолета ДРЛО на базе Z-8 сказать трудно. Но, скорее всего, не очень выдающихся. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в 2011 году Россия выполнила контракт на поставку Китаю 9 противолодочных вертолетов Ка-28 и 9 вертолетов ДРЛО Ка-31.


Модификации :
Z-8 базовая противолодочная модификация вертолета.
Z-8A военно-транспортная модификация вертолета; может перевозить до 39 солдат или 27 десантников, а также при необходимости 15 раненых на носилках.
Z-8F транспортный вертолет, отличается установкой 3-х двигателей Pratt & Whitney Canada PT6A-67B мощностью в 1 940 л.с. каждый, впервые Z-8F поднялся в воздух в августе 2004 года.
Z-8K/KA поисково-спасательная версия вертолета, также оснащается двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-67B, был принят на вооружение в 2007 году.
Z-8JA/JH корабельная версия многоцелевого вертолета.



ЛТХ:
Модификация Z-8
Диаметр главного винта, м 18.90
Диаметр хвостового винта, м 4.00
Длина,м 19.40
Высота ,м 6.76
Масса, кг
пустого 7550
нормальная взлетная 10592
максимальная взлетная 12074
Внутренние топливо, л 3900 + опционально 1900
Тип двигателя 3 ГТД Changzhou (CLXMW) Wozhou-6
Мощность, кВт 3 х 1156
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 266
Практическая дальность, км 1400
Дальность действия, км 820
Продолжительность полета, ч.мин 4.43
Скороподъемность, м/мин 690
Практический потолок, м 6000
Статический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2-3
Полезная нагрузка: 39 пассажиров или 27 солдат или 15 носилок и сопровождающий или или 5000 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение (опционально): Боевая нагрузка - 2000 кг на 2 узлах подвески
2х4 250-кг мины, или 4х2 глубинные бомбы ,
или 2х2 противолодочные торпеды

Z-8G/L


Разработчик: Changhe
Страна: Китай
Первый полет: 2015
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



В 2018 году Народно-освободительная армия Китая (НОАК) сообщила о принятии на вооружение транспортного вертолета Z-8G. Вертолет является развитием многоцелевой машины Changhe Z-18 (созданного в свою очередь на базе французского Аérospatiale SA321 Super Frelon).

Многоцелевой вертолет может выполнять широкий спектр задач, в частности, речь идёт о перевозке военнослужащих (до 30 человек) , транспортировать до 5 тонн груза, выполнять специальные миссии и пр.

В ближайшем будущем новый вертолёт предполагается интегрировать с сухопутными войсками, что позволит перевозить вооружение, средства артиллерии и легкобронированную технику. В сухопутных войсках машина должны будет заменить вертолеты Z-8A/B.

Новые вертолеты предназначены для использования в высокогорных районах западного Китая (в частности в Непале). Этот район подвержен крупномасштабным стихийным бедствиям, поэтому эти вертолеты также будут полезны в гуманитарных операциях.

Z-8G получил новую обтекаемую носовую часть, схожую с российским Ми-171Е. Кроме того машина получила "стеклянную кабину", аппаратуру SATCOM и Beidou/GPS (антенны установлены на верхней части хвостовой балки).

В 2017 году в воздух впервые поднялась еще одна версия многоцелевого вертолета - Z-8L. Машина отличается большими спонсонами (внешними топливными баками) по обеим сторонам фюзеляжа. Его внутреннее грузовое пространство было в значительной степени увеличено, так ширина грузового отсека увеличилась с 1.8 метра до 2.4 метра.

На спонсорах вертолета смонтирована лазерная противоракетная система аналогичная американской AN/AAQ-24(V).

Z-8L может быть настроен как тактический транспортер войск, вертолет противолодочной войны или поисково-спасательный или боевой поисково-спасательный вертолет (SAR и CSAR).




ЛТХ:
Модификация Z-8G
Диаметр главного винта, м 18.60
Диаметр хвостового винта, м 4.00
Длина,м 23.04
Высота ,м 6.67
Масса, кг
пустого 7250
нормальная взлетная 11485
максимальная взлетная 14200
Внутренние топливо, л
Тип двигателя 3 ГТД Changzhou Lan Xiang WZ108-N
Мощность, л.с. 3 х 1820
Максимальная скорость, км/ч 265
Крейсерская скорость, км/ч 230
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4320
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 30 солдат в транспортной версии
Вооружение (опционально): в зависимости от модификации

Z-10


Разработчик: Changhe
Страна: Китай
Первый полет: 2003
Тип: Ударный вертолет
ЛТХ Доп. информация



В ноябре 2012 года не авиационном салоне "Airshow China-2012" впервые официально под своими наименованиями были представлены два новых боевых вертолета китайских ВВС: ударный Changhe Z-10 так называемого "среднего класса" и легкий разведчик Z-19. При этом сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада частей НОАК. Кстати, незадолго до этого вертолет уже попадал на новостные строчки информационных агентств миро: летом 2012 года появились сообщения о наложении крупного штрафа в 70 млн. долл. на американскую компанию United Technologies Corp (UTCj за нелегальную поставку ее канадским филиалом "Пратт-Уитни" двигателей для китайских боевых вертолетов Z-10.

Информация об одном из секретных проектов китайской авиапромышленности всегда носила неполный и отрывистый характер, что не в последнюю очередь связанно с проблемой обхода санкций на поставку военных технологий в Китай после событий но площади Тяньаминь в 1989 году. Фактически данные о Changhe Z-10 носят характер частично управляемых, а иногда и случайных "утечек" информации. Отсутствие полноценного боевого вертолета в составе ВВС НАОК являлось довольно заметным пробелом но фоне динамичного перевооружения китайских вооруженных сил. Приобретение вертолетов "Газель"; вооруженных ПТУР и создание вооруженной версии вертолетов "Харбин" Z-9 являются фактически только временным решением вопроса авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя. Особенно этот недостаток становится заметным после прекращения производства для ВВС НОАК штурмовиков А-5, не получивших но донный момент адекватной замены.

Первоначально проблему оснащения ВВС НОАК боевым вертолетом китайское руководство планировало решить поставками российских Ми-24. Тем более, что специалисты имели возможности ознакомится с "живым" образцом, полученным от одной из "дружественных" стран. Однако программы создания в конце 1980-х - начале 1990-х годов в ряде стран нового поколения боевых машин типа американского RH-66 "Каманч", германо-французского "Тигра" и итальянской "Мангусты", привели к решению переориентироваться на западный опыт и следованию общим модным тенденциям в вертолетостроении и боевой авиации. Подробности начало робот (в период около 1994 г.) доподлинно не известны. Наиболее вероятным представляется разработка Китайским вертолетостроительным институтом параллельно двух программ: одна было направлена но попытку выбрать и приобрести зарубежный образец боевого вертолета (закончившаяся по розным причинам неудачно), вторая - на разработку своей собственной конструкции. Практически сразу вертолет получил обозначение Changhe Z-10 - "Жишенджи-10". Хотя работу возглавлял вертолетостроительный институт, в качестве головной по проектированию и последующему серийному производству была определено Чендунская компания.

Так как своего опыта разработки боевых винтокрылых аппаратов в Китае не имелось, требовалось обратиться к зарубежному. В связи с тем, что поставка военных технологий запрещена из-за наложенных западом санкций, китайцы первоначально воспользовались прикрытием фиктивной "гражданской" программы вертолете Changhe Z-10, хотя и признавалась возможность создания его "вооруженной" версии WZ-10. Его проект в 2002 представлялся как очень похожий на Агуста-Вестленд AW139. На удивление, успех, несмотря но эмбарго, оказался полный. Хотя реально оборудование не покупалось, удалось привлечь западные компании для помощи в разработке силовой установки, трасмиссии и фюзеляжа. Первым "партнером" оказалась французская "Еврокоптер" с которой был заключен контракт но 70-80 млн. сроком но 9 лет. Контракт предусматривал помощь в разработке главного ротора. Через пару лет нашелся еще один "партнер" -итальянская "Агуста" (теперь "Агуста-Вестленд"), с которой был заключен контракт но 30 млн. но "консультацию" разработки трансмиссии и оценки вибраций. Согласно неподтвержденным сообщениям, итальянцы не ограничились только разработкой проекта, но и изготовили несколько узлов трансмиссии, включая четыре для сборки в Китае.

В середине 2001 года для оснащения первых опытных машин было решено приобрести 10 турбовальных двигателей РТ6С-67С фирмы "Пратт-Уитни Канада" (дочерней компании оштрафованной United Technologies Corp.), с поставкой первого через год, а всех десяти - к 2004 г. Приблизительно через год прошли утечки информации о сборке первых двух опытных вертолетов, а в мае 2002 г. - об успешном испытании трансмиссии. Всего в 2003 г. были подготовлены три опытных машины, а первый попет Z-10 (опытного, бортовой "02") состоялся 29 апреля 2003 г. К концу 2003 г, были закончены предварительные испытания, По результатам испытаний вертолет был доработан: несущий винт стал пятилопастным. К 2004 г. были готовы уже шесть опытных машин, что позволило завершить второй этап испытаний. Точное число опытных образцов не известно - в основном упоминают 8 опытных и предсерийных машин. Несколько прототипов испытывались армией в 2006-2007 годах. Когда появились первые, еще нечеткие фотографии Z-10, вертолет посчитали копией либо "Тигра", либо "Мангусты". Более поздние четкие фотографии показали сходство граненного фюзеляжа Z-10 с фюзеляжем RAH-66 "Каманч", с прицелом но применение "стелс"-технологий, хотя с меньшим размахом. Борта фюзеляжа наклонены с целью снижения сигнатуры при радиолокационном облучении. Рулевой винт установлен справа. Пилот и оператор расположены друг за другом. Шасси - неубирающееся. В целом Changhe Z-10 отражает основные тенденции в развитии боевых вертолетов.

Тем не менее разворачивание полномасштабного серийного производство сдерживалось из-за санкций США, задерживающих приобретение новых двигателей РТ6С-76С. Главной проблемой было то, что предлагавшийся но замену РТ6С китайский WZ-9 обладал меньшей мощностью. Приблизительно в 2009 году появились сообщения о "доработанном" Z-10A - такое название он получил потому, что бортовой номер опытного вертолета сменился с "03" на "03А". Планер вертолета доработали и облегчили, также он получил новую силовую установку. По крайне мере но последних вертолетах изменили направление выхлопа двигателей -в сторону от фюзеляжа. Считается, что вертолет был оснащен китайским двигателем WZ-9, созданным при содействии российских и украинских специалистов. Главными достоинствами двигателя считается низкая стоимость эксплуатации и отсутствие зависимости от зарубежных комплектующих. Модифицированы также гондолы двигателей, установлены противопыльные фильтры, доработано оперение.

Говоря об оборудовании, стоит отметить, что вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной" кабиной с многофункциональными экранами. Все системы построены но общей шине китайского стандарта GJV289A (эквивалент МП Std 1553В). Другие системы включают средства связи и навигации, о также встроенную систему РЭБ (системы предупреждения об РЛ- и лазерном облучении, системы постановки активных и пассивных помех в ИК- и РЛ-диапазонах). Оборудование включает нашлемную прицельно-информационную систему. В носовой части установлено прицельно-поисковая система, включающая инфракрасную камеру, лазерный дальномер, о также небольшая камера для пилотирования в ночных условиях. Сам прицельный комплекс в процессе работ над вертолетом менялся минимум три раза. Предполагается и установка локатора, который проходит испытания на Z-9.

В качестве основного вооружения вертолета Changhe Z-10 первоначально рассматривались ракеты HJ-8A - в целом аналог американских Тоу-2А. Ракеты HJ-8A подвешиваются на пилоны под крылом в контейнерах коробчатой формы. Но основную ставку сделали на разрабатываемую в Китае новую противотанковую ракету HJ-10 (KD-10), являющуюся аналогом американской ракеты AGM-114 "Хеллфайр". Судя по имеющимся данным, вертолет в текущей конфигурации способен нести 8 ракет HJ-10. В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, которую дополняют неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей с Z-10; в Китае разработана новая легкая ракета "воздух-воздух" PL-90, пусковые устройства которой крепятся на законцовках крыла.

Приблизительно в середине 2007 г. испытания завершились и было решено начать серийное производство. Первые серийные машины НОАК получила в конце 2007 года. Освоение нового вертолета шло в течение 2008-2009 годах. Сначала вертолет Changhe Z-10 поступил на вооружение 5-го полка армейской авиации; базирующегося на аэродроме Нандзинг-Тушан. В начале 2010 года поступили сообщения о начале полномасштабного серийного производства Z-10, а в декабре 2010 года вертолет уже был принят на вооружение. Появление полноценного боевого вертолета означает качественно новый этап развития китайских ВВС. Даже недостаточная мощность двигателей WZ-9 не является серьезным недостатком машины, так как в разработке уже находится двигатель WZ-16 мощностью почти в полтора раза больше, чем WZ-9. Двигатель создается совместно с французской "Турбомекой" для нового вертолета Avicopter АС352 (бывшего Z-15) на основе двигателя "Ardiden", который уже рассматривался в качестве возможной альтернативы для Пратт-Уитни РТ6С-67Е. Так что проблем с установкой на Z-10 быть не должно. На данный момент вертолет Changhe Z-10 уже активно участвует в боевой учебе частей НОАК.





ЛТХ:
Модификация Z-10
Диаметр несущего винта, м 13.00
Диаметр рулевого винта, м
Длина, м 14.20
Высота ,м 3.84
Масса, кг
пустого 5100-5500
нормальная взлетная 6500
максимальная взлетная 7500
Тип двигателя 2 ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9)
Мощность, кВт 2 х 985
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 800
Боевой продолжительность полета, ч.м 2.45
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6400
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушка
боевая нагрузка до 1500 кг на 4 узлах подвески :
4 ПУ ПТУР HJ-9, HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР
или 2 УР воздух-воздух TY-90 или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметами

Z-10ME


Разработчик: Changhe
Страна: Китай
Первый полет: 2018
Тип: Ударный вертолет
ЛТХ Доп. информация



В 2018 году на авиационном салоне "Airshow China-2012" Китай впервые представил улучшенную версию ударного вертолета Z-10ME (Zhishengji-10ME, где M - от модифицированный, E - от экспортный), разработанную Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC √ отделение AVIC). Впервые в виде модели вертолет был представлен на Парижском авиасалоне в 2017 году. Первая машина с серийным номером Z-10ME001 поднялась в воздух к сентябрю 2018 года.

Эта версия ударного вертолета предназначена для поставок на экспорт и является модификацией базового варианта Z-10K, состоящего на вооружении ВВС Китая. В отличии от базового варианта, на экспортной версии применено несколько улучшений, включающих в себя: бортовой комплекс обороны (БКО), состоящий из разработанной в Китае системы предупреждения о ракетном нападении (MAWS), и приемника радиолокационного предупреждения (RWR). Пассивные меры живучести вертолета включают улучшенную компоновку сопел двигателей, которые отводят горячие выхлопные газы вверх для уменьшения ИК сигнатуры, силовая установка также имеет систему пылеуловителей, что особенно важно для эксплуатации в странах с жарким климатом (в районах пустынь).

На вертолете установлен дополнительный пакет брони из чрезвычайно легкого, но прочного материал графена, что позволяет увеличить защищенность вертолета при снижении массы за счет применения новых материалов. Панели прикреплены под и немного вперед от боковых окон обеих кабин, самая низкорасположенная панель обернута вокруг модуля датчика MAWS.

Z-10МЕ предназначен для борьбы с бронетехникой и живой силой противника. Максимальная скорость - до 350 километров в час, максимальное расстояние полета - 825 километров. Экипаж - два человека. Вооружение вертолёта состоит из обзорно-прицельной системы, размещённой в носовой части и управляемой поворотной пушки калибра 23-мм. Управляемые ракеты могут крепиться на 4 точках подвески крыльев.

Данный вертолет, по заявлениям разработчиков, является экономически эффективным выбором (вероятно в сравнении с российскими Ка-52 и Ми-28 или американским AH-1Z, хотя, конкурент в несколько меньшем весе), относительно которого Китай пользуется всеми правами интеллектуальной собственности.



ЛТХ:
Модификация Z-10ME
Диаметр несущего винта, м 13.50
Диаметр рулевого винта, м 2.50
Длина, м 16.13
Высота ,м 4.42
Ширина, м 5.07
Масса, кг
пустого
нормальная взлетная
максимальная взлетная 6000
Тип двигателя 2 ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9)
Мощность, кВт 2 х 985
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 259
Практическая дальность, км 855
Боевой продолжительность полета, ч.м 3.50
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4400
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушка
боевая нагрузка до 1500 кг на 4 узлах подвески :
4 ПУ ПТУР HJ-9, HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР
или 2 УР воздух-воздух TY-90 или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметами

Z-11WB


Разработчик: Changhe
Страна: Китай
Первый полет: 2015
Тип: Ударно-разведывательный вертолет
ЛТХ Доп. информация



1 ноября в китайском Чжухае стартовала аэрокосмическая выставка Airshow China 2016. Это мероприятие традиционно является одной из главных площадок для демонстрации последних достижений авиационной промышленности Китая, из-за чего на нем всегда показывают новейшие образцы вооружений и техники, созданные китайскими предприятиями. В этом году одной из новинок выставки стал легкий ударно-разведывательный вертолет Z-11WB (直11wb), разработанный компанией Changhe, входящей в корпорацию AVIC (Aviation Industry Corporation of China). О существовании этой машины было известно и раньше, однако первый официальный показ широкой публике состоялся только в самом начале ноября.

Проект многоцелевого вертолета Changhe Z-11WB был создан на базе легкого многоцелевого вертолета Avicopter AC311A. В последние годы корпорация CAIC занималась разработкой очередной модификации существующего многоцелевого вертолета под обозначением Z-11WB. На этот раз целью работ было создание машины, способной осуществлять разведку и наносить удары по некоторым целям. Основным изменениям в новом проекте подвергся состав бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. За счет применения новых систем с повышенными характеристиками планировалось улучшить возможности вертолета при решении основных задач. В итоге, как утверждается, Z-11WB способен эффективно решать задачи патрулирования и поиска различных объектов, а также уничтожать противника при помощи ствольного и ракетного вооружения.

Основные работы по созданию нового вертолета были завершены в прошлом году. В сентябре 2015 года опытный Z-11WB впервые поднялся в воздух. За прошедшее с тех пор время машина прошла, как минимум, часть необходимых испытаний. Также в течение прошлого и этого годов осуществлялись некоторые доработки проекта. По ряду причин, вертолет новой модели не стал экспонатом прошлогодней выставки в Чжухае. Тем не менее, к следующему салону корпорация-разработчик сочла возможным представить новую разработку в лице полноценного опытного образца. В одном из павильонов выставки Airshow China 2016 находится прототип вертолета, оснащенный полный набором оборудования и с различным вооружением на внешней подвеске. Кроме того, некоторые виды оружия представлены рядом с вертолетом, что демонстрирует широту номенклатуры совместимых авиационных средств поражения.

Являясь очередной модификацией существующего вертолета, новый Z-11WB сохраняет определенные его черты. Так, без значительных изменений осталась схема машины, ее общая архитектура и обводы основных агрегатов. Установка нового оборудования осуществлялась без значительных переделок имеющейся конструкции. Вертолет сохранил классическую схему с несущим и рулевым винтами, кабину для пилотов и стрелков, лыжное шасси и т.д. При этом, однако, Z-11WB имеет некоторые заметные внешние отличия от предыдущих машин своего семейства, в первую очередь связанные с установкой нового оборудования.

Вертолет новой модели вновь получил фюзеляж сложной формы, близкой к каплеобразной. Большая часть его объемов отдается под грузопассажирскую кабину. Передняя часть кабины выделяется под размещение летчиков и установку органов управления, в центре имеется объем для пассажиров или полезной нагрузки, а кормовой отсек вмещает часть агрегатов машины. Имеется сужающаяся хвостовая балка, служащая основанием для рулевого винта и киля. На крыше основной части фюзеляжа помещен кожух, прикрывающий агрегаты силовой установки и трансмиссии. На бортах, позади кабины, находятся устройства для внешней подвески вооружения или специального оборудования.

Носовая часть машины сохранила крупное остекление, обеспечивающее максимально возможный обзор. Для посадки в вертолет предлагается использовать две пары бортовых дверей, имеющих остекление. При необходимости задние двери могут сниматься, что обеспечивает удобное применение вооружения.

Как и предшественник, вертолет Z-11WB оснащается одним турбовальным двигателем типа WZ-8D мощностью 860 л.с. (632 кВт). Двигатель располагается в хвостовой части фюзеляжа, над отсеком для прочего оборудования. Непосредственно перед ним находится главный редуктор, связанный с несущим винтом и выдающий крутящий момент на рулевой. Вновь использован трехлопастной несущий винт диаметром около 11 м.

Одной из главных задач перспективного вертолета является слежение за обстановкой и обнаружение различных объектов, как с целью получения разведывательных данных, так и для выполнения атаки. Большинство существующих вертолетов семейства Z-11 при решении таких задач могли рассчитывать только на зрение экипажа. В новом проекте предлагается использовать оптико-электронное оборудование, способное обеспечить наблюдение за местностью в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Под носовым обтекателем фюзеляжа Z-11WB помещается блок оптико-электронного оборудования. Непосредственно к силовому набору машины присоединяется опорное устройство, на котором находится П-образная опора основного блока. Все оптические приборы помещены внутри сферического обтекателя с несколькими окнами, обеспечивающими наблюдение. Подобная конструкция оптико-электронных систем неоднократно была проверена на практике и хорошо зарекомендовала себя. Благодаря возможности поворота оптики в двух плоскостях экипаж может следить за всей нижней полусферой и некоторыми участками верхней.

Сообщается, что новый китайский вертолет получил видеокамеру, тепловизор и лазерный дальномер. Все это оборудование может использоваться для поиска целей и определения их местоположения, в том числе с измерением дальности. Кроме того, в боевой конфигурации вертолета блок оптико-электронного оборудования также должен решать задачи прицеливания и целеуказания. В частности, лазерный дальномер может использоваться для подсвета целей при применении управляемого вооружения соответствующих типов.

Заметным отличием нынешнего образца Z-11WB от ранее замеченных прототипов является новый носовой обтекатель. Как следует из объявленных данных, в ходе доработок разведывательный вертолет получил малогабаритную радиолокационную станцию. Макет этого прибора так же демонстрируется в ходе выставки. Характеристики РЛС не уточняются, однако сам факт ее использования может привести к заметному повышению потенциала машины с точки зрения пилотажа и разведки.

В настоящее время одним из самых эффективных средств разведки являются беспилотные летательные аппараты. В комплекс бортового оборудования вертолета Z-11WB были введены системы управления подобной техникой. Вместе с разведывательным вертолетом предлагается использовать беспилотник типа SW6. Этот образец БПЛА адаптирован к использованию легкими вертолетами: конструкция аппарата выполнена таким образом, что он может транспортироваться к месту использования на внешней подвеске, а затем запускаться к цели.

Состав бортового оборудования изделия SW6 пока не оглашался, но известно, что аппарат имеет системы дистанционного управления и оптико-электронные средства наблюдения. Также имеются сведения о возможном оснащении БПЛА боевой частью, которая позволяет использовать его в качестве одноразовой разведывательно-ударной системы.

Имея на борту собственный беспилотник, вертолет-разведчик может повысить эффективность наблюдения за указанным районом. В отличие от сравнительно крупного вертолета, малогабаритный БПЛА имеет больше шансов незаметно приблизиться к изучаемому объекту и собрать все необходимые данные. Некоторые вопросы пока вызывает возвращение беспилотной техники из разведывательного вылета. Очевидно, что вертолет Z-11WB по определению не может принять на борт запущенный ранее летательный аппарат. Вполне возможно, что сведения об использовании боевой части соответствуют действительности. В таком случае более не нужный "одноразовый" беспилотник может быть направлен на обнаруженную цель и использован в качестве управляемого оружия.

Предполагается, что Z-11WB в будущем будет использоваться не только для разведки, но и в целях нанесения ударов по различным объектам. Для этого машина может нести различное ствольное, ракетное и бомбовое вооружение. В пассажирской кабине выставочного образца, на месте правого пассажирского места, смонтировали легкую тумбовую установку, на которой могут размещаться различные ствольные системы. Предлагается использование шестиствольного 7,62-мм пулемета CS-LM12 с вращающимся блоком стволов или 40-мм автоматического гранатомета LG-3. Это оружие управляется стрелком, находящимся у левого борта. Для большего удобства использования оружия при установке пулемета или гранатомета правая бортовая дверь снимается со своего места.

На бортах фюзеляжа размещены устройства внешней подвески с четырьмя точками крепления для различного вооружения или систем иного назначения. На правых пилонах выставочный образец, представленный в Чжухае, "несет" управляемую ракету "воздух-земля" AG-300M и беспилотник SW6 в транспортном положении, на левых √ пусковую установку для четырех управляемых ракет TL-6. При этом подобный состав вооружения является исключительно демонстрационным и далеко не в полной мере отражает реальные возможности многофункциональной машины. В зависимости от поставленной задачи, вертолет Z-11WB может брать на борт различное другое вооружение.

Показывая номенклатуру совместимых вооружений вертолета, китайские промышленники поместили перед ним дюжину различных авиационных средств поражения разных классов и типов. Вертолет является носителем неуправляемых и управляемых ракет, бомб и других систем. Для стрельбы реактивными снарядами калибра 57 мм используется пусковая установка с несколькими направляющими. Управляемые ракеты предлагается подвешивать по одной. Могут использоваться ракеты типов AG-300M, HJ-8, BA-7 и CM-502KG. Для защиты от авиации предлагается применять ракеты "воздух-воздух" TY-90. Также предусмотрено использование пулеметных и пушечных подвесных контейнеров существующих типов. С вертолетом совместимы комплекс радиоэлектронной борьбы KG-600 и система противодействия зенитным ракетам CLA-01W MIR, выполняемые в виде подвесных контейнеров.

Z-11WB позиционируется в качестве многоцелевой машины, способной решать самые разные задачи, связанные с ведением наблюдения или атакой целей. Развитый комплекс систем наблюдения позволяет вести непосредственную разведку поля боя или искать замаскированные объекты противника во время скрытных операций, используя как собственное оптико-электронное оборудование вертолета, так и беспилотный летательный аппарат. Широкий выбор совместимого вооружения позволяет эксплуатанту осуществлять удары по найденным объектам или оказывать непосредственную поддержку войск на боле боя. Таким образом, облик вертолета позволяет заказчику выбирать наиболее эффективные методики его применения, используя заложенный в проекте потенциал.

Китайские авиастроители утверждают, что оригинальный облик нового вертолета обеспечивает высокую эффективность в различных миссиях и высокую живучесть над полем боя. С такими возможностями вертолет Z-11WB может быть интересен вооруженным силам и силовым структурам различных государств, в том числе и Китая. Тем не менее, насколько известно, пока речи о массовых заказах на подобную технику не идет.

Вскоре после появления первых сведений о новом проекте появились предположения о возможном заказе некоторого количества машин Z-11WB Народно-освободительной армией Китая. Высказывались прогнозы о возможном дополнении такой техникой имеющегося парка ударных вертолетов CAIC Z-10, являющихся самыми новыми представителями своего класса в китайских вооруженных силах. Тем не менее, каких-либо подтверждений или опровержений эти предположения за прошедшее время не получили. Более того, отсутствует любая информация и о том, что китайская армия вообще заинтересовалась перспективными вертолетами Z-11WB как средством обновления парка армейской авиации.

В то же время, возможно появление заказа на поставку техники другой китайской структуре. В октябре в зарубежных средствах массовой информации появились первые сообщения о возможном строительстве многоцелевых вертолетов Z-11WB по будущему заказу Народной вооруженной милиции Китая. Такие новости пока остаются на уровне слухов, однако все же могут учитываться при прогнозировании будущего техники. Имеющиеся слухи говорят о том, что новая техника не смогла заинтересовать армию, но привлекла внимание внутренних войск. Нельзя не отметить, что облик и возможности вертолета больше соответствуют особенностям работы именно внутренних войск, но не армии.

В новом проекте корпорации Changhe Aircraft Industries Corporation были реализованы несколько важных идей и решений, часть которых уже была отработана и проверена практикой. В связи с этим вертолет Z-11WB, оснащенный современным оптико-электронным оборудованием и способный нести различные вооружения, может представлять большой интерес для различных зарубежных заказчиков. Тем не менее, пока о реальном коммерческом потенциале китайской машины говорить рано. Сообщения о переговорах с возможными покупателями еще не поступали. Возможно, это связано с тем, что официальная "премьера" новой разведывательно-ударной машины состоялась только сейчас, из-за чего потенциальные покупатели еще не успели инициировать переговоры по возможным контрактам.

В качестве возможных покупателей вертолетов Changhe Z-11WB можно рассматривать различные азиатские и африканские страны, нее располагающие крупными военными бюджетами. Такие государства являются основными покупателями китайских вооружений и военной техники, которые при приемлемой цене имеют неплохие характеристики. Заявленные возможности нового вертолета прямо говорят о его соответствии существующим китайским подходам к созданию образцов для экспортных поставок. Таким образом, в ближайшем будущем Z-11WB действительно может стать предметом контракта с тем или иным зарубежным государством.

Являясь дальнейшим развитием достаточно старых вертолетов, новая китайская машина Z-11WB выглядит достаточно интересно и многообещающе. Установка современного разведывательного оборудования, а также оригинальная идея, касающаяся применения специального складного беспилотника, могут привлечь внимание специалистов, широкой общественности и потенциальных заказчиков. Сможет ли оригинальный проект многоцелевого вертолета продвинуться дальше испытаний, пойти в серию и найти покупателей √ покажет время.





ЛТХ:
Модификация Z-11WB
Диаметр несущего винта, м 11.69
Диаметр рулевого винта, м 1.86
Длина, м 13.08
Высота ,м 3.34
Масса, кг
пустого 1274
максимальная взлетная 2250
Тип двигателя 1 ГТД WZ8D
Мощность, кВт 1 х 632
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 210
Практическая дальность, км 680
Скороподъемность, м/мин 492
Практический потолок, м 6000
Статический потолок, м 4200
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7,62-мм пулемет CS-LM12 или 40-мм автоматический гранатомет LG-3, слева на борту
боевая нагрузка до 976 кг на 4 узлах подвески

Z-18


Разработчик: Changhe
Страна: Китай
Первый полет: 2013
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



Z-18 (Zhishenji-18) √ многоцелевой вертолёт, разработанный китайской авиастроительной корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC). Разработка Z-18 началась в 2010 году, причём, проект нового транспортного многоцелевого вертолёта был основан на базе модели Changhe Z-8, который весьма активно эксплуатировался на территории КНР на протяжении длительного времени. Фактически, появление вертолёта модели Changhe Z-18 должно было заменить эксплуатацию летательных аппаратов модели Changhe Z-8, при этом, китайские авиастроители намеревались сохранить общую конструкцию вертолёта, которая оказалась весьма приемлемой, но в тоже время расширить функциональность воздушного судна с целью увеличения сферы применимости вертолёта.

Свой первый полёт модель Changhe Z-18 произвела в 2013 году, в то время как уже в 2014 году, проект официально был запущен в серийное производство, где этот летательный аппарат находится и по сегодняшний день. Большинство производимых авиастроительной корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation вертолётов модели Changhe Z-18, используется вооружёнными силами КНР, однако, часть из этих воздушных судов эксплуатируется также и в гражданской сфере авиации в качестве транспортных средств для перевозки на своём борту грузов, в том числе и крупногабаритных.

В военной сфере вертолёт Changhe Z-18 позиционируется как воздушное средство ведения борьбы с кораблями и подлодками противника (версия Z-18F) , для чего у данного летательного аппарата имеется и собственное вооружение, включающее в себя:

Комплект противокорабельных и противолодочных торпед;

Комплект глубоководных зарядов.

Помимо прочего, вертолёты Changhe Z-18 используются также и в качестве транспортных, либо поисково-спасательных воздушных средств, чему способствует их весьма протяжённая максимальная дальность полёта.

Китайские источники сообщают, что одной из задач Z-18A является транспортировка новой легкой 155-мм буксируемой гаубицы AH4 компании NORINCO, масса которой составляет 4 т. Система, впервые продемонстрированная в 2012 году, имеет сходство с разработанной BAe Systems M-777.

На борту вертолёта Changhe Z-18 может разместиться до 12 человек, включая двух членов экипажа и 10 пассажиров, либо военнослужащих. На своём борту вертолёт может также перевозить порядка 6,5 тонн полезного груза, что делает его весьма приемлемым в плане свих эксплуатационных возможностей.

Силовая установка вертолёта Changhe Z-18 состоит из трёх газотурбинных авиадвигателей марки Changzhou Lan Xiang WZ108-N, каждый из которых обладает достаточно большой тягой, и что позволяет вертолёту развивать скорость в 265 км\ч., а также преодолевать дистанцию до 600 километров.

Z-18 установил новый национальный рекорд высоты полета в ходе испытаний, проведенных на Тибетском плато. Вертолет достиг высоты около 9000 м в ходе серии испытаний, целью которых являлся сбор информации о поведении машины на больших высотах, включая скорость полета и массу транспортируемой полезной нагрузки. Согласно данным пилота, на высоте 8830 м. в кабине сработал предупредительный сигнал об опасности, но экипаж продемонстрировал возможность подъема на высоту 8900 м.

По данным на конец 2014 года, авиастроительной корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation было выпущено 4 летательных аппарата данной модели, три из которых эксплуатируются вооружёнными силами КНР.




Модификации :
Z-18 базовая модификация вертолета.
Z-18A версия для НАОК.
Z-18F противолодочная версия.
Z-18J версия вертолета ДРЛО.



ЛТХ:
Модификация Z-18A
Диаметр главного винта, м 18.60
Диаметр хвостового винта, м 4.00
Длина,м 23.04
Высота ,м 6.67
Масса, кг
пустого 7250
нормальная взлетная 10592
максимальная взлетная 13800
Внутренние топливо, л
Тип двигателя 3 ГТД Changzhou Lan Xiang WZ108-N
Мощность, л.с. 3 х 1820
Максимальная скорость, км/ч 265
Крейсерская скорость, км/ч 230
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4320
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 солдат в транспортной версии
Вооружение (опционально): в зависимости от модификации