Cobalt
S%^Tt$ - 7555000775000
Co50 Valkyrie


Разработчик: Cobalt
Страна: США
Первый полет: 2015
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Несмотря на успехи в разработке перспективных силовых установок, сохраняющих экологию и позволяющих летать экономней, традиционные технологии не спешат уходить в прошлое. Причин несколько, в том числе и стремительно падающие цены на нефть. В тех странах, где стоимость нефти составляет наибольшую долю цены топлива, она упала до наименьшего с 2004 г. уровня (это не касается России, Украины и других стран, где доля стоимости нефти в цене топлива приближается к 7%, а остальное составляют различные акцизы, налоги и прочие отчисления).

Сегодня в США цена авиабилетов на некоторые рейсы (Чикаго-Питтсбург, Лас-Вегас-Колорадо) опустилась до 19 долларов, что напрямую объясняется падением цен на нефть. Уменьшается и цена авиационного бензина, который в АОН США является наиболее распространенным видом авиационного топлива. В итоге спрос на самолеты с традиционными силовыми установками не только сохраняется, но даже может и вырасти.

Примером является новый самолет компании Cobalt Aircraft (Сан-Франциско, Калифорния) Co50 Valkyrie (первый полет состоялся в январе 2015 года): с 12 ноября 2015 г. по 16 февраля 2015 г. было собрано более 90 заказов на производство этих самолетов на общую сумму свыше 50 млн. долларов. Только в первые 24 часа после объявления о продаже компания получила 29 заказов. Самолеты Co50 Valkyrie поступят в эксплуатацию в 2017 году. Что является причиной такого ажиотажного спроса?

Некоторые американцы связывают успех маркетинга Cobalt Aircraft с широким использованием социальных сетей и умелой рекламой. Например, в списке первых покупателей самолета находятся популярные сегодня компании Google и Apple - для некоторых заказчиков их пример заразителен. Возможно, причина в привлекательном ценообразовании: за год до начала продаж распространялась информация о цене самолета от 700 тыс. долларов и выше, а в ноябре было объявлено, что "Валькирию" можно заказать за 595 тыс. долл. при депозите 15 тысяч. По поводу ценообразования на одном из американских форумов накануне объявления о продажах некий Buzz Killington провел даже своеобразный анализ изменения цен самолетов АОН в США: Cessna 182 в момент поступления в эксплуатацию стоила 15 тыс. долл., что в эквиваленте ноября прошлого года равнялось бы всего 130 тыс. долл., в то время как новые самолеты этого типа на тот момент продавали уже по 400 тысяч долларов. В связи с подобными рассуждениями цена 700 тыс. долл. казалась неоправданно большой. Но после после уменьшения цены на 15% американцы забыли о критике ценовой политики Cobalt Aircraft и бросились покупать новый самолет.

Тем не менее, американских пилотов не останавливает ни высокая цена, ни недостаточность информации о самолете, ни даже его не очень удачное, на мой взгляд, название Valkyrie. "Валькирия" в переводе с древнеисландского означает "подбирающая убитых". В древней скандинавской мифологии Валькирия - дочь конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает воинов, павших в бою. Погибшие отправляются в небесный чертог Валхаллу. Вероятно, большинство американцев просто не знает этой легенды, и считает, что самолет назван в честь известного сверхзвукового ядерного бомбардировщика конца 60-х годов. Вполне вероятно, что так и есть, поскольку XB-70, как и Co-50, - "утка".

Впрочем, среди почти сотни заказанных самолетов часть придется отправить заказчикам из Бразилии, Великобритании, Германии и других стран. Поэтому давайте не будем обращаться к мистике и посмотрим, почему покупатели Cobalt Aircraft заинтересованы в самолете Valkyrie. "Потому что он красивый", - считает генеральный директор компании и конструктор самолета Дэвид Люори.

Представления о красоте у каждого человека свои, но не признать, что самолет выглядит необычно и современно, нельзя.

Вторая причина - скоростные характеристики. С двигателем мощностью 350 л.с. и аэродинамикой "утки" самолет развивает максимальную скорость 475 км/ч и крейсерскую 463 км/ч, что выше, чем у самого скоростного серийного поршневого Mooney Acclaim Type S (389 км/ч). Если же сравнить с максимальной скоростью лидера продаж среди поршневых легких самолетов Sirrus SR22 (342 км/ч), то преимущество неоспоримое. Правда, в дальности полета "Валькирия" немного уступает Sirrus SR22, но детальное сравнение ЛТХ Co50 с конкурентами все равно пока провести невозможно, т.к. недостаточно информации. Например, совершенно нет данных о взлетно-посадочных характеристиках самолета, хотя известно, что длины разбега-пробега у "уток" не самые короткие, так как на самолеты этой балансировочной схемы сложно установить мощную механизацию.

Компания обращает внимание на широкий обзор (320╟) из пилотской кабины и меньший шум в ней за счет того, что двигатель смещен далеко назад и толкающий воздушный винт создает шум за самолетом, а не перед ним. С этим нельзя не согласиться.

Безусловно, что радикальный дизайн фонаря пилотской кабины делает самолет узнаваемым. Он откидывается вперед, освобождая пространство для посадки и высадки, в том числе и в аварийной ситуации, экипажа из четырех-пяти человек. Причем, пассажиры могут попасть на свои места только в том случае, если откинуты спинки передних кресел. Такая конструкция фонаря имеет ряд преимуществ, прежде всего, действительно широкий обзор из кабины. Однако она же предъявляет высокие требования к работоспособности механизмов и замков, фиксирующих фонарь в открытом и закрытом положениях в случае аварии. Возможно, есть механизм аварийного сбрасывания фонаря, но об этом разработчик ничего не пишет. Надо заметить, что Cobalt Aircraft реализовала целый ряд решений по повышению безопасности полетов. В частности, на самолете используется противообледенительная система (ПОС), самолет оборудован быстродействующей системой спасения, которая обеспечивает приземление самолета на парашюте в случае аварийной ситуации. Компания также рассчитывает, что дополнительную безопасность самолету обеспечивает балансировочная схема, повышающая устойчивость при выходе крыла на критические углы атаки. Однако для полного представления о безопасности неплохо было бы иметь данные о штопорных характеристиках самолета.

Боковые ручки управления и мониторы Garmin G3X Touch с сенсорным экраном и Powerlink Full Authority Digital Control Engine (FADEC) сегодня не являются чем-то уникальным. Характерным явлением времени являются держатели на приборной панели для установки планшетов IPad, шикарный интерьер, в том числе кресла, разработанные бывшим сотрудником компании Hermes, которая является одним из лидеров по разработке и изготовлению интерьеров. Кстати, одной из положительных особенностей кабины отмечают большой емкий багажник, в который помещаются не только чемоданы, но и клюшки для гольфа и даже лыжи.

Планер самолета изготовлен из углекомпозитов AGATE, в конструкции рулей и закрылков используется материал Carbon-Nomex, конструкция убирающихся шасси выполнена из алюминиевых и стальных сплавов, лопасти воздушного винта изменяемого шага Hartzell алюминиевые.

В заключение несколько слов о главном конструкторе и основателе компании Cobalt Aircraft Дэвиде Люори. Он француз, первые эскизы самолета сделал более 10 лет назад в Париже. В 2001 г. он получил лицензию частного пилота, имеет степень магистра в области аэрокосмической техники после окончания технического института в Джорджии (Georgia Institute of Tech), а также степень магистра физики и экономики после окончания Ecole Nationale Superieure des Mines de Nancy. Начал работу в области аэрокосмической техники в компании Altran, признанной мировым лидером в области инноваций и высокотехнологичного инженерного консалтинга. В 2008 г. Дэвид зарегистрировал в Сан-Франциско компанию Cobalt Aircraft, в том же году получил финансирование на разработку проекта своего самолета.

Некоторые критики в США удивляются, задаваясь вопросом: "Если Берт Рутан не смог сделать это, я сомневаюсь, что сможет Cobalt ("If Burt Rutan couldn't do it, I doubt Cobalt will"), намекая на то, что четырех- пятиместные "утки" Рутана так и не получили широкого распространения. Очевидно, Дэвид Люори думает иначе и не оглядывается на авторитеты. Следите за развитием проекта - будет интересно.




ЛТХ:
Модификация Co50
Размах крыла, м 9.14
Длина самолета, м 9.14
Высота самолета, м 3.05
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 1550
Тип двигателя 1 ПД Continental TSIOF-550-D
Мощность, кВт 1 х 350
Максимальная скорость, км/ч 475
Крейсерская скорость, км/ч 463
Практическая дальность, км 2656
Макс. скороподъемность, м/мин 254
Практический потолок, м 7600
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3-4 пассажира