Doman | |
S%^Tt$ - 7555000775000
|
LZ-5 Разработчик: Doman Страна: США Первый полет: 1953 Тип: Многоцлевой вертолет ЛТХ Доп. информация В 1945 году Глидден С. Доман (Glidden Doman) основал компанию Doman Helicopters для исследования различных концепций постройки вертолетов. Среди них была новая конструкция втулки несущего винта, похожая на механизм, использовавшийся в пропеллерах изменяемого шага. Она включала в себя карданную подвеску, необходимую для обеспечения возможности наклона диска винта. Доман начал эксперименты с этой системой, установив ее на вертолете Сикорского R-6. Вертолет получил наименование LZ-1A, его испытания начались в начале 1950-х годов и шли с очень хорошими результатами. Позже был построен вертолет больших размеров - LZ-2A "Pelican". Затем появился еще больший вертолет LZ-4A, построенный уже в расчете на коммерческое использование. Он имел вместительный фюзеляж с тремя рядами двухместных кресел в пассажирской кабине и двухместной кабиной пилотов. Большие раздвижные двери позволяли загружать в грузовую кабину объемистые грузы. Хвостовая балка была обычной формы с выгнутой вверх задней частью, на которой устанавливался рулевой винт. Двигатель Lycoming SO-590-B мощносью 300кВт устанавливался внизу носовой части, вращая четырехлопастный ротор постредством гибкой трансмиссии. Вслед за первым полетом в ноябре 1950 года и последовавшими испытаниями, Доман перешел к постройке усовершенствованного вертолета LZ-5, передав LZ-4A компании Curtiss-Wright. LZ-5 был в целом похож на LZ-4, но был оснащен двигателем с турбонаддувом Lycoming 580-D мощностью 300кВт. Первый опытный образец поднялся в воздух 27 апреля 1953 года. Доман получил контракт на поставку двух вертолетов для Армии США, обозначенных YH-31. В конце 1953 года они начали проходить армейские испытания, в ходе которых оказалось, что при обслуживании в полевых условиях такой сложной несущей системы могут возникнуть проблемы. В результате оба вертолета использовались лишь в качестве штабного транспорта и в 1958 году были списаны. Также Доманом был сконструирован для армии двухместный вертолет D-10 меньших размеров, который должен был оснащаться ГТД Allison 250, однако он так и не был построен. Кроме двух YH-31 Доман также построил еще два опытных образца, один из которых, D-10B, оснащенный двигателем с турбонаддувом Lycoming HIO-720-A1A, предполагалось собирать в Канаде вместе с тамошней фирмой Fleet. Доман также предпринял ряд усилий к тому, чтобы запустить в серийное производство модель LZ-5. Лицензия на военный вариант вертолета была передана компании Hiller. Кроме того, Доман предлагал итальянской фирме Ambrosini заключить соглашение о продаже вертолетов D-10B в Италии, а также о производстве фюзеляжей 20 машин на заводе Sicula в Палермо с последующей их окончательной сборкой в США. Рассматривалась также возможность совместно с заводом Sicula оснастить D-10B турбовальными двигателями Turbomeca "Astazou". Однако ни одно соглашение с итальянцами так и не было достигнуто и в новой попытке открыть производство в 1966 году в Пуэрто-Рико Доман основал новую фирму Caribe Doman. Однако к тому времени LZ-5 уже морально устарел и не мог конкурировать с новыми газотурбинными вертолетами, заполнившими рынок. Последней попыткой заявить о себе стал мертворожденный проект BD-19 фирмы Berlin-Doman. На этом история вертолетов Doman закончилась. Модификации : LZ-5 базовая версия вертолета. YH-31 вариант LZ-5 для Армейской авиации США. D-10B вариант оснащенный двигателем с турбонаддувом Lycoming HIO-720-A1A для Канады. ЛТХ: Модификация LZ-5 Диаметр несущего винта, м 14.60 Диаметр рулевого винта, м 11.60 Длина,м 11.20 Высота ,м 3.12 Ширина, м Масса, кг пустого 1475 максимальная взлетная 2359 Тип двигателя 1 ПД Lycoming SO-580-A1 Мощность, л.с. 1 х 400 Максимальная скорость, км/ч 169 Крейсерская скорость, км/ч 159 Практическая дальность, км 392 Скороподъемность, м/мин 396 Практический потолок, м 3500 Статический потолок, м 1200 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 4 носилов или до 1000 кг груза |