Dynetics | |
S%^Tt$ - 7555000775000
|
X-61 Gremlin Разработчик: Dynatics Страна: США Первый полет: 2019 Тип: Экспериментальный БПЛА ЛТХ Доп. информация В январе 2020 года американская компания Dynetics сообщила о проведении первых летных испытаний перспективного беспилотного летательного аппарата X-61А Gremlin (Gremlins Air Vehicle - GAV). Главной задачей этого проекта является объединение нескольких БПЛА в "стаю" с возможностью самостоятельной работы или выполнения команд оператора. Первый испытательный полет, проведенный в ноябре 2019 года, завершился аварией, но в будущем планируется исправить все недочеты. Изделие X-61A стало результатом программы агентства Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA), изучающего новые способы применения БПЛА. В 2014 г. агентство запустило новую программу, целью которой являлось создание нового БПЛА для работы в "стаях". В программе участвовало несколько компаний и организаций. В 2018 г. победителем конкурса на разработку беспилотника стала группа компаний во главе с Dynetics. Компания Dynetics является головным разработчиком. Также в ее проекте участвуют несколько других фирм. Kratos UAS отвечает за планер, Williams Int. предоставила силовую установку и т.д. К разработке электроники и методов управления привлекли сразу несколько субподрядчиков. Итогом проектных работ стал БПЛА X-61A, предназначенный для отработки как самой концепции, так и средств ее реализации. При помощи опытных аппаратов планируется изучить работу техники во всех режимах работы на всех этапах полета. Новые БПЛА названы в честь гремлинов √ персонажей английского армейского фольклора, а затем и одноименной повести Р. Даля. В финале книги эти существа, негативно настроенные к любой технике, стали помогать британским летчикам в борьбе с врагом. Примерно тем же должны будут заниматься и новые беспилотные "гремлины". Изделие X-61A представляет собой летательный аппарат средних размеров нормальной аэродинамической схемы с турбореактивным двигателем. Он должен подниматься в воздух при помощи самолета-носителя, совершать самостоятельный полет, а затем возвращаться на его борт. В будущем беспилотники-гремлины должны будут действовать крупными группами и совместно выполнять широкий круг задач. Экспериментальный БПЛА может нести нагрузку ок. 70 кг, развивать скорость порядка М=0,8 и находиться в воздухе до 3 ч. Конструкция рассчитана на 20 полетов по полному профилю. Пока БПЛА не имеет специального оборудования и оснащен только аппаратурой, необходимой для пилотирования и взаимодействия с носителем или другими беспилотниками. Целью нынешнего этапа программы является отработка общих вопросов взаимодействия во всех условиях и на всех режимах. В дальнейшем технику могут оснастить теми или иными приборами для проведения различных тестов и испытаний. В нынешних испытаниях в качестве носителя используется дооборудованный военно-транспортный самолет C-130. Под его крылом установлен пилон для перевозки БПЛА, в кабине √ необходимая радиоэлектронная аппаратура. В дальнейшем опытный носитель получит устройства для приема беспилотника на борт. В перспективе носителями "гремлинов" могут стать другие самолеты или БПЛА тяжелого класса. Для носителей на базе ВТС предлагается специальная выдвижная стрела с удерживающей системой для БПЛА, способная выпускать трос с буксирным устройством. При помощи выдвижного крюка БПЛА должен ловить устройство, после чего носитель может подтянуть его и ввести в грузовой отсек. Схожие устройства в будущем планируется разработать для других носителей. БПЛА типа X-61A и будущая техника на их основе должны будут работать группами-стаями по несколько единиц. Предполагается, что они смогут поддерживать связь друг с другом, перераспределяя информацию и задачи, а также взаимодействовать с наземным командным пунктом или самолетами в воздухе. "Стаи" беспилотников предлагается использовать в различных ситуациях для выполнения разных задач. Десятки БПЛА могут осуществлять разведку крупных районов или выполнять целеуказание для вооружений. Также они могут нести оружие и применять его по команде от пилотируемого самолета. Во всех случаях обеспечиваются преимущества перед "традиционными" методиками, связанные с большим числом БПЛА и с сокращением рисков для людей. БПЛА X-61A Gremlin имеет еще одно важное качество. Он выполнен в виде возвращаемой системы воздушного базирования. Специализированный самолет-носитель сможет доставить их в заданный район и обеспечить дальнейшую работу, а затем забрать их и вернуть на базу. Все это существенно упрощает развертывание техники, в т.ч. на большом удалении от баз. По сути, боевые возможности такого комплекса не ограничиваются дальностью полета отдельных БПЛА и больше зависят от носителя. Впрочем, пока речь идет только об отработке взаимодействия пилотируемой и беспилотной техники. Опытные образцы должны выполнять полет, обмениваться данными и совместно строить тактику. Ведение реальной разведки или нанесение ударов пока не предусматривается. По данным компании-разработчика, первые летные испытания БПЛА X-61A состоялись еще в ноябре прошлого года. Их провели на полигоне Дагвей (шт. Юта) с использованием опытного образца с обозначением GDS-01. Также в мероприятии задействовали самолет C-130 со специальной аппаратурой и наземный командный пункт. GDS-01 начал полет под крылом носителя и был отцеплен в заданном районе. Самостоятельный полет последовательно совершался в автономном режиме, а также при управлении с воздушного и наземного командного пунктов. Аппарат находился в воздухе 101 минуту. Система возвращения БПЛА на носитель еще не готова, из-за чего посадка должна была осуществляться при помощи парашюта. Однако парашютная система не сработала, и опытный образец разбился. Впрочем, программа полета была выполнена, и его признали успешным. Участники проекта уже построили еще четыре БПЛА нового типа и готовятся к их испытаниям. Полеты начнутся в ближайшее время. Новые опытные "гремлины" должны будут показать возможность одновременного запуска и совместного полета с взаимодействием по принципу "стаи". Также в ходе последующих испытаний проверят систему возвращения БПЛА на борт носителя. Нынешний проект DARPA / Dynetics X-61A GAV рассматривается в качестве экспериментального и предназначен для отработки основных технических решений в сфере "стай" БПЛА. Этим определены специфический облик опытной техники и выбор ее носителя. В дальнейшем на основе накопленного опыта может быть разработан новый аналогичный комплекс, изначально пригодный для применения в ВВС. Разработка такого комплекса пока не начиналась, но уже имеется общее понимание концепции. Он должен включать самолет-носитель с необходимой аппаратурой и возможностью несения большого числа БПЛА, а также собственно беспилотники. От последних требуются достаточно высокие тактико-технические характеристики, возможность выполнения разных задач и минимально возможная цена. Как считают в компании Dynetics, новая техника с точки зрения тактики должна занимать промежуточное положение между крылатыми ракетами и самолетами. Первые способны самостоятельно атаковать цели, но при этом достаточно дороги. Удар авиации может быть дешевле, но самолету приходится входить в зону действия ПВО противника. Применение БПЛА по типу X-61A позволит выполнить разведывательную или боевую задачу с требуемой эффективностью, но без рисков для пилотируемых самолетов. По разным оценкам, появление полноценных боеспособных "гремлинов", пригодных для работы в "стае" и эффективного решения всех поставленных задач, даст ВВС принципиально новые возможности и резко повысит их боеспособность. Однако разработка боевых комплексов такого рода все еще остается делом отдаленного будущего. Пока американским специалистам из ряда организаций и компаний следует завершить работы по экспериментальному проекту X-61A Gremlins. Какими будут результаты этого проекта √ станет известно позже. Первые полеты новых прототипов состоятся в ближайшее время, а затем начнутся новые эксперименты. ЛТХ: Модификация X-61A Размах крыла, м 3.48 Длина ,м 4.27 Высота,м 0.51 Площадь крыла,м2 Масса, кг пустого максимальная взлетная 680 нагрузки 66 Тип двигателя 1 ТРДД Тяга, кгс 2 х Максимальаня скорость, км/ч 735 Практическая дальность, км 556 Продолжительность полета, ч 1-3 Максимальная высота запуска, м 12190 |