Ellehammer
S%^Tt$ - 5757457500000
Ellehammer-1(4)


Разработчик: Ellehammer
Страна: Дания
Первый полет: 1906
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



С середины первого десятилетия XX в. во Франции наблюдается возрождение интереса к схеме "моноплан". Эта конфигурация, появившаяся в результате копирования облика птиц, была характерна для работ большинства европейских пионеров авиации прошлого столетия, и неудивительно, что после того, как концепция самолета братьев Райт была подвергнута критике во Франции, многие конструкторы вновь вернулись к идее применения монопланного крыла на самолете.

Первыми самолетами-монопланами, появившимися после полета братьев Райт, были Ellehammer-1 и Vuia-1. Строительство этих аппаратов было завершено в начале 1906 г. Конструктором первого был датчанин Якоб Эллехаммер (Jacob Ellehammer), второго - Трайан Вуйя (Trajan Vuia или Traian Vuia), румын по национальности, живший и работавший в эти годы во Франции. Несмотря на то, что конструкторы работали независимо друг от друга, самолеты имели ряд общих черт. Оба аппарата имели верхнерасположенное крыло, напоминающее по форме крылья планеров О. Лилиенталя. И на том и на другом самолете отсутствовало горизонтальное оперение - конструкторы ошибочно полагали, что при расположении центра тяжести ниже крыла стабилизирующие поверхности не нужны.

Отличительной особенностью самолета Эллехаммера было устройство для автоматического поддержания заданного угла атаки. Рама, на которой располагалось место пилота и был установлен двигатель, была шарнирно соединена с крылом и могла совершать свободные продольные колебания, отклоняя кинематически связанный с ней горизонтальный руль на задней кромке крыла. Конечно, такая система не могла обеспечить удовлетворительные результаты из-за несовершенства самого принципа маятникового регулятора, но все же несовершенства устройство представляет интерес как первый случай реализации идеи автомата устойчивости на полноразмерном летательном аппарате.

На самолете был установлен бензиновый двигатель конструкции Эллехаммера мощностью 9 л.с. Испытания, начавшиеся в январе 1906 г., происходили на небольшом датском острове Линдхольм. Из-за ограниченных размеров площадки самолет испытывался на корде, двигаясь по кругу. Мощность двигателя была недостаточна, чтобы поднять самолет в воздух.

Первый самолет Эллехаммера не смог подняться в воздух из-за недостаточной мощности двигателя. Поэтому конструктор увеличил мощность силовой установки до 18-20 л. с. и установил под крылом вторую горизонтальную поверхность Она крепилась с помощью расчалок к дугообразной поверхностн, соединенной с центропланом нижнего крыла. В полете за счет деформации верхнее крыло принимало чайкообразную форму (при виде спереди). Вес аппарата (Ellehammer-2) теперь составил 180 кг, площадь крыльев - 37 м2. Самолет имел длину 6,2 м и размах крыльев 9,4 м.

Испытания по-прежнему проводились по кругу па привязи. 12 сентября самолет с его конструктором па борту оторвался от земли на высоту около 1 м и пролетел 42 м со со средней скоростью 57 км/ч. При испытаниях летчик не мог управлять самолетом: единственная подвижная поверхность - расположенный за крылом руль высоты - отклонялась маятниковым регулятором положения независимо от экспериментатора.

В 1907 году Якоб Эллехаммер построил свой третий самолет - Ellehammer-3. Как и первые два, он был снабжен маятниковым регулятором кончи воет и. Отличие заключалось в применении трех крыльев. Это был первый самолет схемы "триплан" с тянущим винтом. Самолет испытывался в Копенгагене с двигателем в 20 л. с. Эллехаммеру удавались отрывы от земли, но продолжительность нахождения в воздухе не превышала нескольких секунд.

В начале 1908 года конструктор устранил третье крыло использовал новый, более мощный пятицилиндровый двигатель (35 л.с.) также собственного изготовления. 14 января самолет Ellehammer-4 пролетел дистанцию 170 м. Полгода спустя во время демонстрации своего аппарата в Германии Я Эллехаммер осуществил полет продолжительностью 11с. Большего добиться ему не удалось - малоустойчивая и неуправляемая машина являлась бесперспективной.

В 1909 году конструктор построил свой последний самолет - моноплан, о котором мало что известно. В этом же году Эллехаммер окончательно отошел от монопланной конструкции. Построенные им в 1907-1908 гг. самолеты имели полипланное крыло. Сведения об аппаратах датского конструктора почти не появлялись в печати тех лет и поэтому его работы не оказали влияния на развитие самолета.




ЛТХ:
Модификация Ellehammer-2
Размах крыла, м 9.40
Длина самолета,м 6.20
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 37.00
Масса, кг
пустого самолета 180
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Ellehammer
Мощность, л.с. 1 х 20
Максимальная скорость, км/ч 57
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Flyvebaad


Разработчик: Ellehammer
Страна: Дания
Первый полет: 1909
Тип: Летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с наземными самолетами датчанин Якоб Эллехаммер (Jacob Ellehammer) решил построить летающую лодку Flyvebaad. Такая машина была очень актуальна в Дании, насчитывающей в своем составе более 400 островов.

Для летающей лодки Эллехаммер отказался от своего полипланнового крыла, и сделал выбор в пользу более классического бипланного в стиле братьев Райт или француза Вуазена. Как всегда, в качестве силовой установки был выбран звездообразный шестицилиндровый двигатель собственной конструкции, развивавший мощность 36 л.с. и приводивший в действие тянущий двухлопастной деревянный пропеллер.

Кресло пилота установлено на стыке крыльев и фюзеляжа, сразу за двигателем. В качестве системы управления был установлен штурвал, устройство похожее на "колокол" Луи Блерио.

Летом 1909 года летающая лодка прошла испытания в порту Копенгагена, но нормального полета добиться не удалось - небольшие отрывы от поверхности моря в зачет не пошли.





ЛТХ:
Модификация Flyvebaad
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Ellehammer
Мощность, л.с. 1 х 36
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Helicopter


Разработчик: Ellehammer
Страна: Дания
Первый полет: 1912
Тип: Легкий вертолет
ЛТХ Доп. информация



Среди всех пионеров вертолетостроения самым разносторонним был, без сомнения, датский изобретатель Якоб Кристиан Эллехаммер (Jacob Ellehammer). Начав с учеников часовщика, он затем стал инженером-электриком. Эллехаммер построил один из первых в Дании мотоциклов, кроме того, он сам разрабатывал двигатели внутреннего сгорания, и построенный им в 1903 году трехцилиндровый поршневой двигатель стал первым в мире звездообразным двигателем. Через два года изобретатель занялся авиацией, при этом его интересовало все - монопланы, бипланы, трипланы, летающие лодки и вертолеты.

Вертолетами Эллехаммер начал заниматься в 1910 году и в следующем году провел ряд экспериментов с масштабной моделью. Полноразмерный аппарат, который он построил в следующем году, можно было бы отнести к классу винтокрылов, т.к. 36-сильный двигатель, кстати, собственной конструкции, вращал как несущие винты, так и обычный пропеллер. Несущие винты были очень необычной конструкции, это были два кольца, вращавшихся в противоположных направлениях, оба диаметром 5.97 м, причем нижнее, для увеличения подъемной силы, было покрыто тканью. На кольцах, на одинаковом расстоянии друг от друга, были укреплены шесть лопастей, каждая длиной 1.5 м и шириной 0.66 м, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости. Несущие винты приводились в движение с помощью редуктора, также разработанного самим Эллехаммером, при этом угол поворота лопастей мог меняться пилотом в ходе полета. После нескольких полетов на привязи 28 сентября 1912 года вертолет совершил свой первый свободный полет. Его испытания продолжались до 1916 года, когда из-за ошибки пилота вертолет врезался в землю и был разрушен.





ЛТХ:
Модификация Helicopter
Диаметр несущего винта, м 7.47
Диаметр рулевого винта, м
Длина, м
Высота ,м
Ширина, м
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Ellehammer
Мощность, л.с. 1 х 36
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1