FBA
S%^Tt$ - 5757457500000
FBA 1 Ca2 Avion-Canon


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Несмотря на то, что авиационная компания Franco-British Aviation Company (FBA) специализировалась на разработке летающих лодок в 1916 году главный инженер компании Louis Schreck разработал проект двухместного пушечного истребителя наземного базирования.

Самолет был известен как FBA 1 Ca2 Avion-Canon (FBA type D) и аэродинамически представлял собой фюзеляж типа монокок и крылья от FBA Type H, в носовой части истребителя была установлена 37-мм пушка Hotchkiss.

Самолет был оснащен восьмицилиндровым двигателем Hispano-Suiza 8A мощностью 150 л.с. После первых полетов был заменен на HS 8Aa мощностью 175 л.с. Однако после детальных испытаний военные признали конструкцию неудачной и работы прекратили.






ЛТХ:
Модификация FBA 1 Ca2
Размах крыла, м 14.50
Длина, м 10.13
Высота, м 3.35
Площадь крыла, м2 41.00
Масса, кг
пустого самолета 761
нормальная взлетная 1166
Тип двигателя 1 ПД Liberty 12
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч
у земли 133
на высоте 123
Крейсерская скорость , км/ч 105
Продолжительность полета, ч 3
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 37-мм пушка Hotchkiss

FBA 17


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1923
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Самолёт FBA.17 был разработан в начале 1920-х гг. для несения службы на кораблях французского флота. Для своего времени это был вполне боеспособный самолёт, предназначавшийся для ведения разведки и прибрежного патрулирования. Это был одностоечный биплан с крыльями разного размаха. Деревянный корпус с отличными обводами был обшит фанерой, единственный киль и руль направления были построены как единое целое с корпусом. Первоначальной силовой установкой являлся двигатель Hispano-Suiza 8Аа мощностью 150 л.с., но большинство серийных самолетов были оснащены двигателями Hispano-Suiza 8Ас мощностью 180 л.с. или двигателем 8Аd.

Часть самолётов приспособили для нужд гражданской авиации, превратив их в транспортные летающие лодки. Последние варианты включали в себя запускаемые катапультой военно-морские модели, а также самолеты Тип 171 и Тип 172, оснащенные звездообразными двигателями с воздушным охлаждением вместо водяного.

Всего, за время серийного производства, было выпущено 230 экземпляров лодки, из них - 141 разведчик, в основном в варианте FBA 17HE 2. Из состава морской авиации Франции все самолёты этой марки были исключены в середине 1930-х гг.

В 1926 году польское правительство приобрело для флота 18 самолётов FBA 17, в вариантах НЕ2 (летающая лодка) и НМТ2 (амфибия) без катапультных приспособлений. Их использовали как для ведения патрулирования на Балтике, так и для обучения пилотов морской авиации. К 1938 году все FBA 17 были выведены из состава флота и отправлены в резерв. Тем не менее, несколько машин были в пригодном для полетов состоянии, но использовать их в боях с немцами поляк не решились. После оккупации Польши немцам достался как минимум один польский FBA 17, который они использовали в одной из учебных школ.

В 1929 году семь FBA 17HMT 2 (регистрационные номера К-331 - К-337) были получены бразильскими ВВС. Для них определили тренировочную функцию и использовали до 1937 года включительно.




Модификации :
FBA 17 НЕ.2 основной серийный вариант. Построен 141 самолет, некоторое количество FBA 17 НЕ.2 эксплуатировалось до конца 30-х годов.
FBA 17 НТ.2 два образца этого двухместного туристического варианта были завершены в 1923г.
FBA 17 НМТ.2 первый полет состоялся в начале 1924г.; построено 37 экземпляров, основные колеса были полуубирающимися; четыре военных самолета экспортированы в Польшу, а оставшиеся отправлены ВМС Франции, которые установили на левом борту корпуса этих машин простейший бомбодержатель и обозначили их Тип 17 НМВ.2.
FBA 17 НТ.4 с 1927г. было построено 32 экземпляра этого четырехместного туристического варианта; три двухместных самолета впоследствии были переделаны по стандартам модели FBA 17 НТ.4. Один самолет FBA 17 НТ.4 находится в музее авиации в Париже.
FBA 17 НМТ.4 эти два варианта самолета-амфибии модели FBA 17 НТ.4 были построены в 1935г.
FBA 17 НL.1 два варианта, переделанные из моделей FBA 17 НЕ.2, являлись одноместными самолетами с усиленной конструкцией для запуска катапультой; успешно пройдя испытания, они были первыми французскими гидросамолетами, стартовавшими с катапульты.
FBA 17 НL.2 10 самолетов для ВМС Франции; использовались функционально с французских крейсеров-авианосцев в качестве запускаемых катапультой двухместных самолетов для связи и разведки.
FBA 171 НЕ.2 самолет FBA 17 НЕ.2, у которого двигатель с жидкостным охлаждением был заменен на звездообразный двигатель с воздушным охлаждением Lorraine 7Me мощностью 230 л.с.
FBA 172 НЕ.2 три самолета, построенные в 1931г. Каждый из них был оснащен звездообразным двигателем Gnome-Rhone 5Ba мощностью 230 л.с. Один самолет FBA 17 НТ.4 был позднее переделан по стандарту модели FBA 172 НЕ.2.
FBA 172 НМТ.2 вариант самолета-амфибии модели FBA 172 НЕ.2. Один самолет, завершенный в 1931 г.
FBA 172 НТ.4 оснащенная двигателем Gnome-Rhone одна четырехместная летающая лодка, построенная в 1932г. В 1934г. на этот самолет был установлен топливный бак увеличенного объема, и он был переобозначен как FBA 17 172/2; как и все самолеты FBA 172, он использовался летной школой компании Gnome-Rhone в Сент-Шамасе.
OO-1 пять летающих лодок построенных по лицензии компанией Viking Flying Boat для береговой охраны США. Отличались увеличенным размахом крыла и двигателем Wright R-760.



ЛТХ:
Модификация FBA 17 HE2
Размах крыла, м 12.87
Длина, м 8.94
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 36.50
Масса, кг
пустого самолета 850
максимальная взлетная 1125
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ac
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 122
Практическая дальность, км 360
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2

FBA 19


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1924
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Прототип F.B.A. Type 19, совершивший первый полет 24 августа 1924 года, имел радикальное для компании изменение в конструкции: двигатель Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л. с. (224 кВт) имел фронтальный радиатор и - впервые в летающих лодках данной компании - двухлопастный тянущий воздушный винт. Двигатель теперь значительно выступал перед крыльями и размещался в длинной, обтекаемой формы гондоле, поддерживавшейся сложной системой подкосов. F.B.A. Type 19 имел и другие существенные отличия от модели Type 17: более узкий корпус, с заостренной носовой частью, и расположение экипажа не бок о бок, а друг за другом - кабина пилота располагалась перед крыльями, а кабина стрелка-наблюдателя - на уровне передней кромки нижнего крыла.

Самолет F.B.A. Type 19 относился к категории HB.2 ("hydravion de bombardement 2-places" - то есть "двухместный гидросамолет-бомбардировщик"), но вскоре был переоборудован в самолет-амфибию и переклассифицирован в категорию HMB.2. Всего в 1925 году были построены девять F.B.A. Type 19: семь - для Китая и два - для французского флота.

Прототип самолета установил мировой рекорд высоты для гидросамолетов с нагрузкой 500 кг - 4755 м, но заказов не последовало, так как один из экспортных самолетов разбился во время испытаний - тогда погиб пилот-механик компании "F.B.A.".

F.B.A. Type 19 HMT.3 представлял собой всего один построенный трехместный туристический вариант самолета-амфибии, на нем было установлено не менее пяти рекордов Франции по скорости для гидросамолетов. Позднее самолет, получивший регистрацию F-AHCY, совершил показательный полет, опустившись на поверхность Темзы в районе Тауэрского моста.





ЛТХ:
Модификация FBA 19
Размах крыла, м 14.40
Длина, м 9.85
Высота, м 3.80
Площадь крыла, м2 45.70
Масса, кг
пустого самолета 1300
максимальная взлетная 1860
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 184
Крейсерская скорость, км/ч 151
Практическая дальность, км 400
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Lewis, до 200 кг бомб

FBA 21


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1925
Тип: Транспортная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Пятиместный F.B.A. Type 21 представлял собой коммерческий вариант самолета Type 19. Всего были построены семь таких самолетов-амфибий, которые получили официальное обозначение HMT.5. Изначально пилот располагался в открытой кабине, размещенной на уровне передней кромки нижнего крыла, тогда как четыре пассажира размещались в закрытой кабине, находившейся позади крыльев.

В июле 1935 года были построены три F.B.A. Type 21, из которых два самолета были модификацией Type 21/1 и оснащались двигателями Hispano-Suiza мощностью 450 л.с. (336 кВт), а третий - модификацией Type 21/2, оснащавшейся двигателем Lorraine.

Самолеты приняли участие в престижных гонках "Grand Prix des Hydravions de Transport", проводившихся в Сан-Рафаэле в сентябре 1925 года. Самолет Type 21, пилотируемый Паумье, стал победителем гонок, но другая машина, оснащенная двигателем Hispano-Suiza и пилотируемая Лапортом, потерпела катастрофу над морем.

Еще один экземпляр самолета, получивший обозначение FBA 21/3 был выпущен с двигателем Gnome & Rhone 9Ab мощностью 420 л.с. позволявшим ему развивать максимальную скорость до 170 км/ч и преодолевать расстояние в 650 километров. Последней версией стал почтовый самолет FBA 21/4, представлявший собой ремоторизированную версию FBA 21/2. На единственный построенный экземпляр этого самолета установили двигатель Lorraine 12Ed мощностью 450 л.с., что позволило увеличить дальность полета до 800 километров.

Впрочем, коммерческих заказов на F.B.A. Type 21 не последовало. Дополнительно были построены самолеты Type 21/1 HMT.5 (с двигателем Hispano-Suiza), летающая лодка HT.5 (с двигателем Gnome-Rhone Jupiter) и трехместный самолет Type 21/4 HT.3 (с двигателем Lorraine).








ЛТХ:
Модификация FBA 21
Размах крыла, м 15.40
Длина, м 10.56
Высота, м 4.20
Площадь крыла, м2 53.20
Масса, кг
пустого самолета 1820
максимальная взлетная 2840
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Ga
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 161
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 182
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров

FBA 23


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1926
Тип: Транспортная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



История этого самолета начинается в 1926 году, когда известный французский пилот Морис Ножис перешел в авиакомпанию Compagnie des Messageries Transaériennes (CMT) и задумал организовать авиационную линию Париж-Сайгон. Главным вопросом в этом стало приобретение быстрого, надежного, но не дорогого самолета. Выбор Ножиса пал на транспортную летающую лодку FBA 21. Однако для выполнения поставленной задачи самолет требовал доработки. В начале 1926 года один из самолетов FBA 21 (4-я серийная машина) был доработан по требованиям фирмы CMT - двигатель Hispano-Suiza 12Ga водяного охлаждения был заменен на Gnome & Rhone 9Ab воздушного охлаждения и конструкция была облегчена на 185 кг, что позволило брать больше топлива. Эта летающая лодка, получившая обозначение FBA 23 HT5, была испытана летом 1926 года на Сене.

В августе 1926 года самолет проходит регистрацию и получает обозначение F-AIFF. В целях повышения безопасности FBA 23 окрасили в ярко-оранжевый цвет, наподобие спасательных жилетов у моряков. В целях испытания самолета Морис Ножис предпринимает 30 августа полет из Сан-Рафаэля в Афины, но по дороге в Неаполе терпит аварию. Афин пило достигает со второго раза преодолев этот путь с 24 ноября по 2 декабря. Затем следует еще серия испытательных полетов, в которых FBA 23 преодолевает более 6000 километров без единой поломки. Это доказывает, что лодка готова к дальним перелетам на Восток. Однако FBA 23 так и не полетел в Сайгон - в 1928 году фирма CMT приобрела для этих целей шесть гидросамолетов CAMS 53. А сам Морис трагически погиб в 1933 году разбившись на самолете Dewoitine 332 Emeraude летящем по марштурут Париж-Сайгон.







ЛТХ:
Модификация FBA 23
Размах крыла, м 15.40
Длина, м 10.56
Высота, м 4.20
Площадь крыла, м2 53.20
Масса, кг
пустого самолета 1830
максимальная взлетная 2950
Тип двигателя 1 ПД Gnome & Rhone 9Ab
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость, км/ч 170
Крейсерская скорость, км/ч 148
Практическая дальность, км 700
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров

FBA 270


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В конце 20-х годов командование ВМС Франции выдвинуло требование на учебно-тренировочную лодку. Согласно этому требованию и был разработан в 1919 году первый опытный самолет FBA 270. Это был деревянная двухместная летающая лодка-биплан оборудованная двигателем Salmson 9Ab мощностью 230 л.с. На испытаниях FBA 270 достиг максимальной скорости 170 км/ч. Показанные на испытаниях летные характеристики не удовлетворили военных и они предложили фирме модернизировать самолет.

В следствии этого в июле 1930 года появился FBA 271. Он представлял собой ремоторизированную версию FBA 270. На новую летающую лодку установили более мощный двигатель - Lorraine 9Na Algol (300 л.с.). Однако это не дало большого выигрыша в летных характеристиках - максимальная скорость возросла всего на 6 км/ч, а практическая дальность на 20 километров. В связи с этим выпуск FBA 271 был ограничен всего двумя экземплярами.










ЛТХ:
Модификация FBA 271
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 9.48
Высота, м 4.04
Площадь крыла, м2 37.80
Масса, кг
пустого самолета 1390
максимальная взлетная 1850
Тип двигателя 1 ПД Lorraine 9Na Algol
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 176
Крейсерская скорость, км/ч 141
Практическая дальность, км 570
Скороподъемность, м/мин 167
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 2

FBA 290


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1931
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Основанная в январе 1913 года компания Franco-British Aviation, более известная под сокращённым наименованием F.B.A., является подтверждением того факта, что уже на заре авиации возникли первые международные авиастроительные компании. Основателями фирмы были французы - Луи Шрек (Louis Schreck) и лейтенант Коно (Conneau); однако зарегистрирована компания была в Лондоне и действовала по принципу: "английские финансы, французские идеи и труд". Конструкторское бюро и производственные мощности F.B.A. были расположены в Аржантёе (Argenteuil) - северо-западном предместье Парижа.

Поскольку оба основателя фирмы были энтузиастами гидроавиации и ещё ранее экспериментировали с гидросамолётами - неудивительно, что именно летающие лодки стали основной продукцией F.B.A. с момента её основания. При этом фирма наладила тесное сотрудничество с компанией Donnet-Lévéque, владелец которой был также известным популяризатором и производителем морских самолётов.

После начала Первой Мировой войны компания F.B.A. перешла к выполнению военных заказов и на всём её протяжении поставляла авиации ВМС Франции (Aviation Maritime) и авиации французской армии (Aviation Militaire) летающие лодки нескольких типов. Машины были очень успешными, и к 1918 году их выпуск перевалил за тысячу штук; ещё почти тысячу выпустила по лицензии итальянская компания Savoia.

Тем временем Луи Шрек в Аржантёе реорганизовал и расширил компанию, получившую с 1917 года новое название - Hydroavions Louis Schreck-F.B.A. Под этим названием она продолжала строить гидросамолёты до 1935 года, после чего ее активы были приобретены компанией Société des Avions Bernard. Однако и эта последняя не выдержала последствий мирового экономического кризиса и уже в следующем году была ликвидирована.

Конструкторы F.B.A. уже с самого начала ее деятельности разработала ставшие типичными формы фюзеляжа и хвостового оперения. Эти характерные особенности сохранились и в межвоенных типах летающих лодок и даже приобрели подчеркнуто отличительный характер.

В 1924 году по заданию Aviation Maritime была создана учебная летающая лодка Schreck-F.B.A. Type 17. Этот двухместный (сиденья располагались бок о бок) биплан оказался настолько удачным, что находился в производстве вплоть до 1935 года и в общей сложности было изготовлено около 200 экземпляров. Самолёт, который по своей концепции и конструкции не сильно отличался от летающих лодок второй половины Великой войны, достаточно легко дотянул до начала Второй Мировой.

Успех Type 17 подтолкнул Шрека к мысли создать на его основе лёгкую четырёхместную летающую лодку с закрытой кабиной для местных линий, связывающих приморские города. В 1930 году в небо поднялся прототип летающей лодки Type 290, оснащённый радиальным 300-сильным (221 кВт) двигателем Lorraine Algol, вращавшим толкающий винт. Биплан усиленно рекламировался и демонстрировался (например в Скандинавии и Прибалтике), строился серийно, и его хорошие характеристики на воде и в воздухе не ускользнули от внимания представителей ВМС Франции.

Вскоре для Aviation Maritime (Aéronavale) были заказаны шесть экземпляров; машины должны были служить в качестве связных или курьерских и для перевозки высокопоставленных офицеров ВМС. Командование Aéronavale в целях использования имевшихся на хранении силовых установок заказало производство двух вариантов: Type 293 с радиальным девятицилиндровым двигателем Lorraine 9Na Algol и Type 294 с развивавшим ту же мощность семицилиндровым двигателем Gnome-Rhóne 7Kb Titan Major. Оба они вращали двухлопастные металлические винты фиксированного шага. Так же, как и на Type 17 и Type 290, винт был толкающим; схожей была и конструкция фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. Единственными существенными отличиями были полностью закрытая кабина и колёсное шасси (основные стойки у бортов фюзеляжа, хвостовой костыль в задней его части), превратившее самолёт в универсальную амфибию.

В течение 1934 года компания Schreck-F.B.A. изготовила и поставила шесть амфибий, которые были зачислены в связное и учебное подразделение (Section de Liaison et ďEntrainement - SLE), базировавшееся на парижском аэродроме Орли. С этого аэродрома машины выполняли полеты в основном на военно-морские базы Брест и Рошфор.

Эти небольшие летающие лодки с самого начала своей военной карьеры не избежали аварий. Первая из них произошла в апреле 1934 года, когда Type 294 (зав. No. 1) после отказа двигателя был вынужден совершить аварийную посадку на реку Сена. Посадка получилась очень жёсткой, самолёт от удара о воду разломился пополам и затонул. В машине были три человека, среди них контр-адмирал Леон Мартен (Léon Martin) - именно он и оказался единственным погибшим... Следующую аварийную посадку - на этот раз без жертв и особого ущерба самолёту - совершил в марте 1935 года Type 293. В апреле 1936 года произошла еще одна авария Type 293, во время которой жертвой стал механик.

К началу Второй Мировой на вооружении Aéronavale оставались лишь две машины: Type 293 (зав. No. 6) и Type 294 (зав. No. 2). Помимо своей первоначальной роли, они использовались также в качестве учебных и летали вплоть до капитуляции Франции летом 1940 года. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна, но скорее всего они оказались ненужными немецким оккупационным властям и были отправлены на слом. Следует сказать, что французская морская авиация постоянно испытывала проблемы с эксплуатацией этой пары "сироток". Особенно это касалось обслуживания и поставок запчастей, поскольку фирма-производитель уже несколько лет не существовала.

Летающие лодки-амфибии Type 293 и 294 имели цельнодеревянную конструкцию. Для обшивки фюзеляжа использовалась фанера из красного дерева. Несущие поверхности, а также руль высоты и направления покрывались полотном. Металл использовался только для стоек, на которые устанавливались двигатель и расположенный перед ним обтекаемый топливный бак, основных стоек шасси, стоек подкрыльевых поплавков, подкосов стабилизатора, задних кромок крыльев (проволока или тонкие трубки), а также в откидных частях каркаса фонаря кабины экипажа. Самолёты Type 293 имели заводские номера с 4 по 6; Type 294 - с 1 по 3.




ЛТХ:
Модификация FBA 293
Размах крыла, м 13.10
Длина, м 9.47
Высота, м 4.04
Площадь крыла, м2 40.15
Масса, кг
пустого самолета 1300
максимальная взлетная 2100
Тип двигателя 1 ПД Lorraine Algol 9Na
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 176
Крейсерская скорость, км/ч 145
Практическая дальность, км 525
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

FBA 310


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1930
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Последним самолетом, спроектированным компанией "F.B.A." до того, как она прекратила свое существование, стал единственный ее моноплан F.B.A. Type 310 - летающая лодка с высокорасположенным крылом и с крепившимися к его подкосам поплавками. Звездообразный поршневой двигатель Lorraine 5Pc мощностью 120 л.с. (89 кВт) установлен над крылом и приводил во вращение толкающий воздушный винт. Кабина была рассчитана на трех человек - пилота и двух пассажиров. В варианте самолета-амфибии, получившем обозначение F.B.A. Type 310/1, возросшая масса - за счет шасси - вынудила разработчика сократить численность пассажиров до одного человека.

Первый F.B.A. Type 310 поднялся в небо в конце 1930 года, но, несмотря на привлекательные характеристики, большого спроса на машину не возникло - были построены только 6 летающих лодок Type 310 и 3 самолета-амфибии Type 310/1. К концу 1931 года конструкторский отдел компании "F.B.A." был распущен, а недостаток заказов и оборотных средств привели к необходимости продать компанию в конце 1934 года компании "Societe des Avions Bernard".






ЛТХ:
Модификация FBA 310
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.60
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 21.00
Масса, кг
пустого самолета 670
максимальная взлетная 970
Тип двигателя 1 ПД Lorraine 5Pc
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч 145
Крейсерская скорость, км/ч 1120
Практическая дальность, км 325
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров

FBA A/B/C


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1914
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Идейным вдохновителем создания франко-британской компании "Franco-British Aviation Company" ("F.B.A."), зарегистрированной в 1913 году в Лондоне, был француз Луи Шрек, так что нет ничего удивительного в том, что именно во Франции "F.B.A." проявила наибольшую активность. Сам Шрек в 1911 году приобрел контроль над французским концерном "Tellier" и затем построил несколько весьма удачных самолетов сухопутного базирования и гидросамолетов. Затем он стал управляющим предприятия "F.B.A." во французском городе Аргентоль, и вскоре при его активном участии было открыто новое предприятие компании в городе Верной. Одна из летающих лодок марки F.B.A.-Leveque, построенных на базе модели Donnet-Leveque Model A и выпущенных небольшой серией, совершила под управлением знаменитого пилота Андре Бомона (псевдоним лейтенанта флота Конно) перелет в Брайтон. Там она участвовала в показательных полетах с базы гидросамолетов, специально построенной по этому случаю знаменитым британским изобретателем Магнусом Фольком.

Первые серийные летающие лодки компании "F.B.A." оснащались ротативными моторами Gnome мощностью от 50 до 100 л. с. (37-75 кВт). Они отличались однореданными деревянными корпусами (лодками), обшивались фанерой и имели двухстоечные деревянные бипланные коробки с крыльями разного размаха, имевшими полотняную обшивку. Двигатель устанавливался между крыльями, он приводил во вращение толкающий воздушный винт. Самолеты пользовались успехом у частных покупателей, но командование французского флота не обращало никакого внимания на летающие лодки "F.B.A." вплоть до начала Первой мировой войны.

К началу 1915 года компания поставила морской авиации Великобритании и Франции несколько самолетов модели F.B.A. Type B, которая представляла собой усовершенствованный вариант летающей лодки F.B.A.-Leveque. Самолет имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой самолетов компании F.B.A., а вскоре после него появилась модель с новым двигателем и улучшенными летными характеристиками, которая получила обозначение Type C. На последнюю поступили экспортные заказы, самолет также лицензионно выпускался за границей.

Экспериментальные самолеты компании "F.B.A.", построенные в рассматриваемый период, включали: один самолет Type C, оснащенный двумя ротативными двигателями; самолет Type C, отличавшийся усиленной носовой частью измененной формы и вооруженный 37-мм пушкой, размещенной в передней кабине; одноместный самолет с пушкой, имевший фюзеляж в виде типичной лодки и стандартное колесное шасси. Компания проводила также испытания амфибийных вариантов всех основных типов своих самолетов. Следует отметить, что летающие лодки "F.B.A." в годы Первой мировой войны внесли огромный вклад в борьбу союзников с германскими подводными лодками.

Россия купила 30 машин типа С с двигателем "Гном-Моносупап" (100л. с.), еще 34 построили на заводе Лебедева. С 1915 года заменялась М-5 Д. П. Григоровича.






ЛТХ:
Модификация Type B
Размах крыла, м 13.68
Длина, м 8.00
Высота, м
Площадь крыла, м2 33.50
Масса, кг
пустого самолета 535
нормальная взлетная 840
Тип двигателя 1 ПД Clerget 9B
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 105
Крейсерская скорость, км/ч 92
Практическая дальность, км 400
Практический потолок, м 2500
Экипаж, чел 2-3

FBA H


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В 1913 г. французский авиатор, лейтенант флота Жан де Конню (больше известный, как Андрэ Бимон, победитель гонок Париж - Рим, а так же вокруг Европы и Англии) и предприниматель М. Шрек, работавший в компании "Френч Райт Ко", основали фирму FBA Она была зарегистрирована в Англии, но производственные мощности располагались во Франции. FBA. выкупила патенты на летающие лодки "Доннэ-Левек" и "Арто" и организовала их промышленный выпуск.

На первой серийной летающей лодке FBA А "Левек" между крыльями был установлен ротативный двигатель Гном (50 л. с.) с толкающим воздушным винтом. Однореданный корпус лодки был выполнен из дерева и обшит фанерой. Трехстоечная бипланная коробка крепилась к корпусу на невысоком кабане. На законцовках нижнего крыла располагались небольшие балансировочные поплавки. Члены экипажа размещались рядом в одной открытой кабине, установленной перед бипланной коробкой.

В 1914 г. по заказу военных моряков на основе лодки "Доннэ-Левек" была создана FBA В, которая отличалась от предшественников усиленной конструкцией корпуса и складывающимися крыльями. Кроме того, было модернизировано хвостовое оперение: киль у нового самолета отсутствовал. В начале 1915 г. этими летающими лодками стали оснащать морские эскадрильи Франции и Великобритании. Большинство машин не имели вооружения и использовались в качестве учебных. Англичане изготовили по лицензии 80 летающих лодок и закупили 36 машин французской постройки.

Одним из самых удачных вариантов был FBA С, оснащенный ротативным двигателем Клерже 9b (130 л. с). Лодка вооружалась одним 7,7-мм подвижным пулеметом "Льюис". Эта модификация в больших количествах изготавливалась на экспорт, а также производилась по лицензии другими самолетостроительными компаниями, в том числе в России на заводах Лебедя (34 экземпляра). Лодка настолько понравилась русским морякам, что во Франции дополнительно было закуплено 30 машин. На базе F.B А С был создан опытный самолет с измененной носовой частью для размещения 37-мм пушки. Два двигателя на нем устанавливались тандемно.

Лучшей летающей лодкой, созданной фирмой, была FBA Н. Лодка появилась в 1917 году. Она представляла собой значительно переработанную лодку "Левек". Модернизации подверглись корпус лодки, бипланная коробка и хвостовое оперение. Экипаж состоял из трех человек. В качестве силовой установки использовались двигатели Клерже или Испано-Сюиза 8Аа (150 л. с). Было значительно усилено вооружение: в носовой части лодки и в задней кабине позади винта размещались турельные пулеметные установки. Существовал так же вариант FBA H с 37-мм пушкой Hotchkiss.

Лодки широко применялись французской, итальянской и бельгийской морской авиацией для патрулирования прибрежных районов и борьбы с подводными лодками. Всего было произведено около 2000 экземпляров FBA H, из них 982 лодки по лицензии выпустила итальянская компания "Савойя". Они были оснащены двигателем Изотта-Фраскини V4B (150 л. с.) и 7,5-мм пулеметом "Фиат".







ЛТХ:
Модификация FBA H
Размах крыла, м 14.12
Длина, м 9.92
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 40.00
Масса, кг
пустого самолета 984
максимальная взлетная 1420
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Aa
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 132
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4900
Экипаж, чел 3
Вооружение: два-три 7.7-мм пулемета Lewis, до 70 кг бомб

FBA S


Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



FBA S - разведывательная летающая лодка, разработанная французской фирмой FBA. FBA S стала очередной (и последней периода войны) модификацией летающих лодок семейства FBA А.

Эта модификация появилась в 1918 году. Она отличалась измененным корпусом. Модернизировано было и хвостовое оперение: на лодке установили киль с аэродинамически компенсированным рулем направления. Самолет оснащался двигателем Испано-Сюиза 8В (200 л. с).

Кроме Франции, FBA S состояли на вооружении морской авиации США и Бельгии, а в послевоенный период - в Югославии.










ЛТХ:
Модификация FBA S
Размах крыла, м 15.60
Длина, м 10.59
Высота, м 3.65
Площадь крыла, м2 46.00
Масса, кг
пустого самолета 1060
максимальная взлетная 1600
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Bb
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч 142
Крейсерская скорость, км/ч 121
Практическая дальность, км 500
Скороподъемность, м/мин 111
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Lewis, до 200 кг бомб